Для русского человека имя императора Петра Великого – знаковое: одержимый идеей служения Отечеству, царь-реформатор шел вперед, следуя выбранному принципу «О Петре ведайте, что жизнь ему не дорога, только бы жила Россия в благоденствии и славе». Историки писали о Петре I много и часто. Его жизнь и деяния становились предметом научных исследований, художественной прозы, поэтических произведений, облик Петра многократно отражен в изобразительном искусстве. Все это сделало образ Петра Великого еще более многогранным. Обратился к нему и автор этой книги – Александр Половцов, дипломат, этнограф, специалист по изучению языков и культуры Востока, историк искусства, собиратель и коллекционер. К изучению личности Петра Великого автор пришел в 1930-е годы, написав свое исследование на основе малоизвестного в то время дневника камер-юнкера Фридриха Вильгельма фон Берхгольца. Сочинение не было издано при жизни Половцова, но этот труд, бесспорно, найдет сегодня своего читателя. В преддверии 350-летия со дня рождения Петра I эта книга займет свое достойное место как в петровской историографии, так и в обширном собрании литературы русского зарубежья. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Петр Великий – патриот и реформатор предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Образ императора Петра Великого в печатной графике
Во время первого пребывания в Голландии Петр, поступивший на работу на корабельную верфь, пользовался необыкновенным вниманием как у представителей высших сословий, так и у простого народа: публика ходила на него смотреть. Современники отмечали, что это ему не нравилось. Портретировался он только потому, что необходимо было дарить портреты по дипломатической необходимости, и нельзя утверждать, что он проявлял особенные усилия для распространения своих портретов среди широкой публики. Но жажда увидеть необычного русского царя с той поры в Европе никогда не иссякала. Его образ, настолько разнообразный, что порой неузнаваемый, постоянно присутствовал в западной культуре. В России потребность в распространенении портретов Петра Великого актуализировалась после того, как русские императрицы, определяя себя его преемницами, мифологизировали представление о предшественнике и четко определили историческую взаимосвязь между его правлением и своим. Образ был переосмыслен и обрел в русской печатной графике черты идеальные в сфере высокого искусства и сказочные — в сфере народного. Огромное количество умелых (и не очень) граверов, а в XIX столетии — литографов, брались за изображение Петра Великого и истории его жизни.
Для России всегда оставался важным вопрос репрезентативного представления первого императора. При этом именно у нас сложился самый «народный» образ Петра, такой, каким его хотели видеть простые горожане и крестьяне. В русских портретах мы видим Петра I в каноничном образе императора, победителя врагов и устроителя России. Хотя официальные портреты уже в середине XVIII века отличались друг от друга: Петр становился все более красивым и величественным, — идеальным [1,2]. И рядом существовал «народный» вариант, со всеми императорскими атрибутами, но «иной», — Отца Отечества [3], что проявлял попечение о людях: учреждал школы, больницы и разрешал воинам не поститься во время походов, ценил смекалку и находчивость. Такой портрет мог быть приколот к стене, к крышке сундука, даже рядом с иконами, с ним разговаривали.
За границей портретам Петра постоянно уделяли большое внимание: его гравировали и литографировали для книг, выпускали отдельными листами. В XIX столетии особенно преуспела в этом Франция. Среди исторических оригиналов выбирались для воспроизведения те, что подчеркивали его отличие от современных ему французских правителей. Так, получил распространение его образ в костюме, сочетавшем кирасу воина и «оплечье» с меховой отделкой и драгоценными камнями, ассоциирующееся с «руским костюмом» [4]. Другой крайностью стали образы русского императора как путешественника, искателя приключений, подвигов, славы, — какими были французские мушкетеры [5, б].
Особую группу портретов в XIX веке составили многочисленные воспроизведения самых популярных трех его образов. Два из них происходят от прижизненных изображений, написанных, один, в Англии придворным художником Нелл ером [7], другой — в Голландии Моором для дипломатического представления царя [8]. Третий был создан во Франции Деларошем в середине XIX века [9], но по популярности и частоте воспроизведений сравнялся с первыми. Интересно, что в эмоцинальных характеристиках они совпадают — портреты эмоциональны, представлен решительный, деятельный и серьезный правитель. Это образ новой России.
Среди деяний Петра I изображались разные, но особенно важными были представляющие его ипостась великого полководца и, конечно, в знаменитой Полтавской баталии успешного флотоводца [10], а также, безусловно, в битве при Гангуте [И]. Первая гравюра была заказана Петром во время его пребывания в Париже, одновременно с заказом картины оригинала. По сию пору эта классическая композиция, уравновешенная и созданная по европейским образцам, эталонна и широко известна, и в ней Петр — полководец из книги об искусстве воевать. Сражение на море изображено русским гравером, оно динамично и эмоционально до аффекта. Он было создано сразу после события, и в нем очевидна сиюминутность, есть впечатление натиска и удачливости флотоводца более, нежели его искусства. Такое прочтение образа петровых деяний более никогда не повторилось.
Из государственных реформ и преобразований императора изображалось много сюжетов. Среди них одним из основных была Северная война. В правление Александра II главным было показать значение ее результатов в становлении государства и в его развитии. Сюжет о провозглашении Ништадтского мира в этом смысле был показателен — это веха, которая отметила начало качественно нового этапа истории России [12]. Для формирования представления об основательности подхода Петра Великого ко всем делам важнейшими всегда оставались темы, связанные с его обучением мастерству кораблестроителя в Голландии, и они издавались во множестве [13]. Редким, но весьма показательным является сюжет о победе в словопрениях молодого Петра над раскольниками. Гравюра, заказанная к изданию «Деяний Петра» И.И. Голикова, показавшая благочестие царя и его внимание к проблемам православной церкви, выдержала несколько изданий [14]. Это демонстрирует попытки в конце XVIII века нивелировать все отрицательные моменты отношений первого императора с русской православной церковью. Что же касается сюжетов о женитьбе царя на женщине не родовитой и со странной репутацией, то здесь показывались и его воля, и его умение сделать так, как ему угодно было. И, конечно, это — о том, что Петр мог силой своих желаний, усилий и провидения даже из служанки сделать царицу [15].
Мария Платонова,
хранитель фонда гравюры ГМЗ «Петергоф»,
кандидат искусствоведения
[1] Зубов, А.Ф. (1682–1751) (?) по оригиналу Таннауэра И.Г. (Tannauer, J.G. 1680–1737)
Портрет императора Петра [I] Великого. 1742–1780
Бумага, гравюра меццо-тинто
Д.: 34,2 × 23,7; л.: 47,4 × 34,7 см
[2] Соколов И.А. (1717–1757) по оригиналу Каравака Л. (Caravaque, L. 1684–1752/54)
Портрет императора Петра [I] Великого. 1735–1755
Бумага, гравюра резцом
И.: 32,8 × 25,8; д.: 35,7 × 26,7; л.: 38,1 × 29,2 см
[3] Неизвестный гравер Портрет императора Петра I. 1760-1790
Бумага, гравюра резцом
И.: 13,2 × 11,5; л.: 15,4 × 11,9 см
[4] Педретти В. (Pedretti, V. 1779–1868) по оригиналу Верффа П. ван дер (Werff, P. van der 1665–1777)
Портрет императора Петра I. 1838
Бумага, гравюра на стали
И.: 11,4 × 9; л.: 23,3 × 17,3 см
[5] Бертонье П.Ф. (Bertonnier, P.F. 1791–1848) по оригиналу Девериа А. (Deveria, A. 1800–1857)
Портрет императора Петра I. 1825
Бумага, гравюра на стали
И.: 11,3 × 8,4; л.: 18,9 × 14,1 см
[6] Море Ж.-Б. (Moret, J.-B.) по оригиналу Верне О. (Vernet, H. 1789–1863)
Портрет императора Петра I. 1838
Бумага, гравюра на стали
Л.: 21,9 × 14,3 см
[7] Гритбах У. (Greatbach W около 1802–1885) по оригиналу Неллера Г. (Kneller G. 1646–1723)
Портрет императора Петра I. 1820–1850
Бумага, гравюра на стали
Л.: 27,3 × 19,3 см
[8] Меку И. (Mecou I. 1771–1837) по оригиналу Беннера Ж.А. (Benner J.H. 1776–1836)
Портрет императора Петра I. 1820
Бумага, гравюра пунктиром, резцом
И.: 18 × 14,5; д.: 29,9 × 22,1; л.: 42,4 × 28,8 см
[9] Борель П.Ф. (1829–1898)
Портрет императора Петра I. 1840-1860
Литография Прохорова.
Бумага, литография
И.: 17,2 × 12,2; л.: 23,6 × 15,3;
[10] Л’Армессин Н. (l’Armessin, N. de III или IV) по оригиналу Мартена Мл. (Martin, P. 1663–1742)
Изображение Полтавской баталии.
Оттиск XIX в.
Бумага, гравюра резцом, офортом, акварель И.: 47 × 72,5; л.: 52,6 × 72,6 см
[11] Зубов А.Ф. (1682/83-1751)
Битва при Гангуте [при урочище Рилакс] 25 июля 1714.
Оттиск 1980-х годов
Бумага, гравюра офортом
И.: 48,3 × 66,8; д.: 51,2 × 67,6; л.: 71,9 × 93,5 см
[12] Тимм В.Ф. (1820–1895) по оригиналу Шарлеманя А.И. (1826–1901)
Петр Великий возвещает в Санкт-Петербурге народу о заключении мира с Швецией, день 4 сентября 1721 года. 1860
Издание Тимма В.Ф. (1820–1895)
Бумага, литография
И.: 27,5 × 34,3; л.: 31,5 × 39,3 см
[13] Михельс Ж.-Б. (Michiels, J.-B., 1821–1890) по оригиналу Вапперса Г. (Wappers G. 1803–1874)
Петр Великий в Заандаме. 1858
Бумага, гравюра на стали
И.: 26,6 × 35,4; д.: 40,7 × 44,8; л.: 48,6 × 52,3 см
[14] Неизвестный гравер
История Петра Великого: Петр I усмиряет раскольников. 1800-1850
Бумага, гравюра резцом, пунктиром, акварель
И.: 34,4 × 49,9; л.: 41,8 × 52,7 см
[15] Неизвестный гравер
Петр Великий берет от князя Меньшикова Екатерину. 1830-1850
Бумага, гравюра пунктиром, акварель
И.: 23,5 × 31,5; л.: 30,7 × 35,6 см
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Петр Великий – патриот и реформатор предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других