В книге освещается боевой путь 170 стрелковой дивизии (I ф.), сформированной в Уральском ВО и принявшей первый бой в июле 1941 года под г. Себежем. В составе дивизии воевали более 600 призывников из Давлекановского района. Автор приводит аргументы в пользу того, что 170 сд (I ф.) закончила свой путь под Великими Луками, а не под Вязьмой. Работа написана на основе архивных материалов ЦАМО РФ, ЦИА РБ, ЦАОО РБ. Для краеведов, поисковиков, родственников, чьи отцы и деды воевали в этой дивизии.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги 170 стрелковая дивизия первого формирования. Боевой путь (июль – август 1941 г.) и тайна гибели предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Прибытие в район Великих Лук, ст. Кузнецовка, г. Себеж, Зилупе
Вернемся к воспоминаниям Н. Ф. Чистякова: «… наш эшелон 28 июня прибыл на станцию Шуя. Из вагонов, разумеется, никого не выпускали… На каждой станции эшелоны радушно встречали и провожали дети и взрослые, бросали в вагоны цветы, желали быстрейшей победы над врагом». «Вскоре прибыли на место нашего назначения — станцию Кузнецовку, находившуюся недалеко от живописного городка Себеж, в 15 километрах от старой границы с Литвой. Не успели разгрузиться, как появились два немецких бомбардировщика и сбросили несколько бомб. К счастью, бомбы упали в стороне от железнодорожной станции, не причинив нам вреда»27.
Эшелон, в котором находился В. С. Зуев, «первый раз был обстрелян из пулемета немецкой авиацией» недалеко от станции Великие Луки (ранены были один солдат и лошадь). Второй раз немцы обстреляли эшелон недалеко от станции Новосокольники28.
К. Е. Мыльников: «Когда эшелон от Великих Лук шел на запад, в районе Пустошки и Идрицы, там железная дорога проходила по лесному массиву, эшелон остановился. По телефону с паровоза лейтенант Сидоров доложил: «На полотне железной дороги красные флажки, железнодорожник направлен к вам». Прибывший железнодорожник «доложил, что выброшен с самолета десант немцев, они могут пустить под откос поезд или обстрелять эшелон».
После полученной информации К. Е. Мыльников принимает решение: «Прочесать лес возле железнодорожной линии в сторону запада и эшелон медленно двигать за сформированным маршем походного охранения». Скоро с левой стороны эшелона завязалась стрельба. Командир охранения доложил о взятии в плен семерых немцев и еще о трех убитых. «Все они были погружены в грузовую — колхозную машину и отправлены на ст. Пустошка в РВК». Немецкий десант выдала красноармейская форма: «она отличалась от нашей тем, что была слишком новая».
За несколько минут до прибытия эшелона 717 сп на станцию Идрица последняя подверглась налету немецкой авиации. Немцы бомбили передовые эшелоны и железнодорожное полотно. В результате эшелон задержался на 30—40 минут29.
Схема расположения частей 22 армии. Конец июня 1941 г. Карта оперативного отдела Западного фронта.
К. Е. Мыльников: «29 июня 1941 года первый эшелон 717 стрелкового полка прибыл на ст. Кузнецовка. Нас встретил полковник Бунин Василий Дмитриевич, зам командира 170 сд». После разгрузки офицеры были приглашены в штаб, где, в частности, части 717 стрелкового полка получили приказ: «Форсированным маршем выдвинуться правее гор. Себеж, в 6—7 км от ст. Кузнецовка, занять оборону фронтом на запад». Справа — шоссейная дорога, слева — окраина гор. Себеж. Задача — «стоять насмерть», не допустить прорыва противника вдоль дороги на восток. «717 сп под огнем авиации немцев и действующих диверсантов в ночное время поспешно вел оборонительные работы»30.
Н. Ф. Чистяков: «Штаб дивизии, в том числе военная прокуратура и военный трибунал, разместились в лесу, километрах в двух от станции Кузнецовка. Днем жизнь штаба и его подразделений протекала деловито и спокойно, но с наступлением ночи приходила какая-то необъяснимая тревога. В лесу то в одном, то в другом месте слышались выстрелы. При проверке выяснилось, что это стреляли часовые. Некоторым из них казалось, что к ним кто-то крадется. Такое тревожное состояние вызывалось слухами о диверсантах и шпионах, заброшенных противником. На моральном состоянии личного состава дивизии сказалась неприятная картина, которую мы увидели, — беспорядочная масса беженцев, а иногда даже каких-то военнослужащих, идущих по дороге с запада на восток. Их вид угнетал, наводил на горестные размышления, порождал боль и недоумение».
Н. Ф. Чистяков сообщает о курьезном случае, случившемся с начальником связи 62 ск подполковником Батеневым, который «был задержан вместе с шофером, связан и в течение ночи не мог выполнить поставленной задачи»31.
В. С. Зуев: «Прибыли мы на место назначения железнодорожную станцию Кузнецовка, которая недалеко от г. Себеж, 30 июня 1941 г.». «Вскоре за нами прибыли автомашины, и мы выехали к месту расположения дивизии за г. Себеж»32.
В материалах 62 стрелкового корпуса сообщается, что «отдельные эшелоны 170 сд, разгружаясь на станции Кузнецовка, подверглись бомбежке авиацией противника»33. Согласно сводке Оперативного отдела штаба Западного фронта, составленной к 23 часам 30 июня 1941 г., «170 сд начала выгрузку в районе Себеж. К 10.00 30.6 поступило семь эшелонов»34.
На фронт дивизия прибыла в следующем составе:
Личный состав: комсостава — 1116,
младший начальствующий состав — 2071,
рядовой состав — 10832. Всего: 13 819 человек.
Конский состав: верховых — 662, артиллерийских — 675, обозных — 1137. Всего: 2 475.
Автомашин: легковых — 8, грузовых — 164, специальных — 28, тракторов — 19.
Танков Т-34 — 38, винтовок — 10 868, станковых пулемётов — 171, рп — 286, ппд — 22, зенитных пулемётов — 16.
Пушки: 122 мм — 5, 76 мм — 28, 76—85 мм зенитных — 4, 45 мм — 54.
Гаубицы: 152 мм — 4, 122 мм — 24.
Миномёты: 120 мм — 11, 82 мм — 35, 50 мм — 7035.
Вооружение было полностью, но чувствовалось нехватка командиров рот, адъютантов штабов батальонов. Пополнение дивизии на 40% не было обеспечено обмундированием. Оборона была занята в укреплённом районе Себежа протяженностью по фронту 30—40 километров36. Однако есть сомнения, что дивизия была укомплектована на все сто процентов. Летом 1942 г. представители штаба и армии путем опроса родственников, проверки денежных аттестатов и других материалов установили, что в 1941 году в списки 170-й сд было внесено 7692 военнослужащих. Не могли же более шести тысяч солдат и офицеров к лету 1942 года бесследно исчезнуть из списков?
Участки обороны между частями дивизии были распределены следующим образом: 391 сп — на правом фланге, 422 сп — на левом фланге, 717 сп ещё не прибыл к этому времени. Полковая школа 391 сп находилась в резерве командира дивизии, связь с частями была налажена и работала бесперебойно37.
И. Воробьев, участник сражений на себежской земле, пишет: «Выгрузились из вагонов на железнодорожной станции Зилупе… И сразу же наш батальон занял оборону по старой границе. Я был старшиной, командовал одним из подразделений третьей роты, в котором было 5 ПТР, 2 ручных пулемета и один „Максим“»38.
В район дислокации 22 армии прибывали и другие дивизии из Уральского военного округа.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги 170 стрелковая дивизия первого формирования. Боевой путь (июль – август 1941 г.) и тайна гибели предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других