Адвокатура. Учебник и практикум

А. А. Власов, 2017

В Учебнике излагаются история и правовые основы организации адвокатской деятельности и адвокатуры в России, специфика участия адвоката в различных видах российского судопроизводства (гражданском, административном, арбитражном, уголовном, конституционном, третейском), а также в Европейском Суде по правам человека. В нем достаточно подробно излагается порядок обращения адвоката в судебный орган; его участие в судебном разбирательстве; собирании, представлении, исследовании и оценке доказательств; возникающие этические проблемы взаимоотношений с клиентом; произнесение адвокатом в судебном заседании своей речи и т. д. В Практикуме предлагаются для решения практические задачи, вопросы для подготовки к экзаменам (зачетам), темы дипломных (курсовых) работ, а также многое другое, заслуживающее теоретический и практический интерес. Учебник и Практикум в основном предназначены для студентов, преподавателей, аспирантов юридических учебных заведений, адвокатов, но они может быть полезны и всем тем, кто интересуется вопросами судебной защиты. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.

Оглавление

Предисловие

Как говорили в древнем Риме, «где есть право, там есть и защита» (лат. ubi jus, ibi remedium).

В этой связи адвокатура в демократическом государстве была, есть и будет важным правовым институтом, определенным гарантом защиты прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц от незаконных посягательств. Как верно отмечено, что «любые процессуальные отношения между судом и другими участниками процесса начинаются с реализации права на судебную защиту»[1].

Нельзя не согласиться и с мнением К. П. Победоносцева о том, что «без правильно организованной адвокатуры существовать правосудие не сможет»[2].

Основной целью изучения дисциплины «Адвокатура» является знакомство студентов с комплексом правовых норм, регулирующих организацию и деятельность института адвокатуры по оказанию квалифицированной юридической помощи гражданам и организациям.

Настоящий учебный курс связан с рядом дисциплин, изучаемых по данной специализации. Вместе с тем, базовой дисциплиной для него выступает курс конституционного права, поскольку Основной закон страны предусматривает в числе ведущих прав и свобод человека и гражданина право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции РФ).

Знания будущего специалиста по данной дисциплине определяются квалификационной характеристикой выпускника юридического вуза, в связи с чем профессионально подготовленный юрист обязан иметь полное представление о законодательстве, регулирующем организацию адвокатуры, уметь анализировать правовые отношения деятельности адвоката во всем объеме, составлять различного рода юридические документы.

Система изучения данного курса должна складываться из разнообразных форм усвоения учебного материала. Так, на лекциях слушатели должны уяснять сущность изучаемой темы курса, ее взаимосвязь с другими отраслями права, а на семинарских занятиях полученные знания должны быть углублены на основе изучения теоретических вопросов темы во взаимосвязи с адвокатской практикой, где должны решаться казусы, разбираться конкретные ситуации, возникающие в профессиональной деятельности адвоката, умело составляться процессуальные документы. Основное внимание при этом должно уделяться изучению законодательства и практике его применения.

В процессе изучения отдельных тем студенты обязаны конспектировать основополагающие нормативные правовые акты, а также отрабатывать отдельные вопросы по тематике лекционного материала, вести специальный словарь адвокатских терминов, который поможет им успешно овладеть новой терминологией и практикой ее употребления в будущей профессиональной деятельности.

Детальное изучение отдельных проблем различных спецкурсов («Доказывание адвокатом в судопроизводстве», «Защита адвокатом законных интересов предпринимателей» и др.) должно достигаться путем индивидуальной работы студентов под руководством преподавателя, который предполагает подготовку рефератов, выступление с научными докладами и сообщениями, а также участие в деятельности студенческого научного кружка кафедры, подготовка курсовых и дипломных работ.

Наряду с традиционными формами преподавания в учебном процессе необходимо использовать такие способы преподавания (тестирование, решение конкретных практических задач, инсценировка участия адвоката в различных судебных процессах, деловые игры, контрольные работы и т. д.), которые смогут обогатить учебный процесс большей практической направленностью.

В результате изучения дисциплины будущий специалист должен иметь представление об организации института адвокатуры в Российской Федерации, а также:

знать:

— сущность и задачи органов, оказывающих гражданам и организациям квалифицированную юридическую помощь в РФ;

— действующие нормы законодательства, регулирующего деятельность адвоката в различных видах процессов: конституционном, уголовном, гражданском, арбитражном, административном;

— морально-нравственные основы профессиональной деятельности адвоката;

уметь:

— определять сущность и содержание общественных отношений, в рамках которых возник правовой спор, требующий своего разрешения в суде или ином органе;

— правильно выбирать и применять нормы, регулирующие соответствующий вид общественных отношений;

— применять информационные технологии;

— самостоятельно совершенствовать свои знания, в том числе с учетом изменений в законодательстве и с учетом судебной практики;

приобрести навыки:

— публичного выступления в суде;

— консультационной деятельности;

иметь опыт:

— составления различных процессуальных документов;

— составления проектов гражданско-правовых сделок;

— организации и планирования своей деятельности;

— выбора наиболее эффективных способов решения возникающих в ходе профессиональной деятельности адвоката задач.

Примечания

1

Рябцева Е. В. Международно-правовые гарантии и пределы реализации права на доступ к правосудию. Евразийская адвокатура. № 6 (25). 2016. С. 76.

2

См., История Русской адвокатуры. Том 1. Адвокатура, общество и государство (1864–1914). Московский адвокат. № 3. 2016. С. 6.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я