В книге великого подвижника, святого праведного Иоанна Кронштадтского рассматриваются все важнейшие вопросы христианской жизни и веры, рассказывается о Боге, Храме и Богослужении, о молитве, о священническом служении, о борьбе с грехами и покаянии и христианской кончине и жизни вечной.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги О Боге, вере и церкви. Мысли христианина предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
По благословению
Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского ВЛАДИМИРА
© Издательство «Сатисъ», 2006
Глава I
Бог и творение
Святая Троица
Дух (есть) Бог: и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися.
Бог есть такое духовное Существо, от Которого всё и без Которого немыслимо ничто, в Котором начало, продолжение, жизнь и сохранение всего; Который бесконечно выше всякого времени и пространства; Который не начинался никогда и никогда не окончится; пред Которым всё как несуществующее; Который весь везде; Коего не вытесняет из какого-либо пространства ни один атом, ни горы, ни небесные тела, ни моря, ни воздух, ни земля; Который занимает Сам от вечности всякое пространство, занимаемое каким бы то ни было телом, хотя землей, и Сам, силой Своей содержит в бытии то тело; Который есть на всяком месте, на всякой невообразимой линии пространства, и Сам содержит неограниченно всякое пространство; — одним словом: Бог есть Сый, то есть как бы един вечно Сущий, един, Который есть, был и будет.
Когда идет дело о тайнах Божиих, не спрашивай внутренно: как это бывает? Ты не знаешь, как Бог сотворил весь мир из ничего; не можешь, да и не должен знать и здесь, как что-либо Бог делает тайно. Тайна Божия тайной и должна для тебя остаться, потому что ты не Бог, не можешь знать всего, что бесконечно премудрому, всемогущему Богу известно. Ты — дело рук Его, ничтожная тварь Его. Помни, что было время, когда не было ничего, а потом все, что есть теперь, сотворено из ничего Словом Божиим. Без Него ничтоже бысть, еже бысть (Ин. 1,3).
Когда ты про себя в сердце говоришь или произносишь имя Божие, Господа, или Пресвятой Троицы, или Господа Саваофа, или Господа Иисуса Христа, то в этом имени ты имеешь все существо Господа: в нем Его благость бесконечная, премудрость беспредельная, свет неприступный, всемогущество, неизменяемость. Со страхом Божиим, с верой и любовью прикасайся мыслями и сердцем к этому всезиждущему, всесодержащему, всеуправляющему имени. Вот почему строго запрещает заповедь Божия употреблять имя Божие всуе, потому то есть, что имя Его есть Он Сам — Единый Бог в трех Лицах, простое Существо, в едином слове изображающееся и заключающееся, и в то же время не заключаемое, то есть не ограничиваемое им и ничем сущим.
Великие имена: Пресвятая Троица, или Отец, Сын и Святый Дух, или Отец, Слово и Святым Дух, призванные с живой, сердечной верой и благоговением или воображенные в душе, суть Сам Бог и низводят в нашу душу Самого Бога в трех Лицах. Но из Бога и Богом и в Боге всяческая (Рим. 11, 36), — потому, если ты живой верой и добродетелью, особенно кротостью, смирением и милосердием, соединен с Богом Триипостасным, проси у Него чего хочешь, чего научит тебя просить Дух Святый, и будет тебе: или скоро, во мгновение, в один час, или через некоторое время, по усмотрению Премудрости Божией. Проси отМене, и дам ти (Пс. 2, 8) — все, чего бы ты ни попросил, меньше, без всякого сомнения, бесконечно меньше Самого Дателя, как от Него имеющее бытие. А как Сам
Податель — Само это бесконечное, простое Существо может быть некоторым образом обнято одной нашей мыслью, одним словом, то верь, что одно слово твое, одно прошение твое об исполнении чего-либо тотчас, по манию Господа, может стать вещью и делом. Речет, и будет; повелит, и создастся (Пс. 32, 9). Вспомни Моисеевы чудеса, вспомни, как этот человек Божий был богом для фараона и как мгновенно по его слову, или по движению руки, или жезла его все претворялось или появлялось новое. О, Боже великий, Боже препрославленный, Боже чудес, Боже милости, щедрот и человеколюбия неизреченного, слава Тебе всегда, ныне и присно и во веки веков! Аминь.
Когда мы говорим о Боге славы, о воле Его, законе Его, тогда нам должно совершенно забыть о собственной славе и совершенно погрузиться в созерцание славы Божией или премудрой, всеблагой воли Его; мы не должны тогда думать о своих недостатках, которые диавол вводит в сознание наше и в чувство наше для того, чтобы уронить нас в собственных наших глазах, повергнуть нас в ложный стыд, уныние и отчаяние. Надо помнить, что нет совершенства на земле ни в чем, равно как и в славе: отчасти боразумеваем и отчасти пророчествуем (проповедуем) (1 Кор. 13, 9). И кто стыдится и краснеет за свое несовершенство, тот стыдится призрака, представляющегося ему в его собственном воображении, тот горд мнимыми своими совершенствами.
Неверующий в вездеприсутствие Божие в мыслях своих и в сердце своем клевещет на державу Божию, не приписывает Ему и того свойства, которое имеет воздух, ибо и воздух есть везде. Творец ли воздуха не везде? Что Бог везде, этому сильным доказательством служит само неверие в вездесущие или вообще какой бы то ни было грех. Так при неверии сердце мое стесняется, претерпевает какое-то жжение, томится, мучится, ум помрачается, я нахожусь весь в безотрадном положении.
Но при живой вере, что Бог везде, на всяком месте, и, значит, всегда со мной и во мне, мое сердце широко, свободно, легко, живо, ум светел, я — в отрадном положении. Таким образом то самое, что меня убивает, служит разительным доказательством того, в бытии чего я сомневаюсь. Неверие потому и мучит меня, что оно есть клевета сердца моего или злого духа на Бога, Который есть жизнь моя. Мысленное отрицание моей свободной душой Само-Живота есть, естественно и праведно, смерть для нее. Еще: Бог есть мысленное Существо, и душа моя тоже мысленное существо от первого мысленного, потому и общение с Богом бывает у меня через мысль, через веру сердца, которая есть не иное что, как живая и ясная мысль, что Бог есть на всяком месте; когда у меня такой мысли нет, значит есть мысль противоположная, отрицательная; когда соединительное начало души моей с Богом пресечено, тогда нет для меня и жизни истинной, а есть один призрак внешней, ложной жизни, животной.
Какое имя Богу нашему? — Любовь, Благость, Человеколюбие, Щедроты. Когда молишься, зри сердечными очами, что перед тобой стоит Любовь и Благость, что тебе внимает Человеколюбец.
Господи! Имя Тебе — Любовь: не отвергни меня, заблуждающегося человека! Имя Тебе — Сила: подкрепи меня, изнемогающего и падающего! Имя Тебе — Свет: просвети мою душу, омраченную житейскими страстями! Имя Тебе — Мир: умири мятущуюся душу мою! Имя Тебе — Милость: не преставай миловать меня!
Господь твой есть Любовь; люби Его и в Нем всех людей, как чад Его во Христе. Господь твой есть Огнь; не будь холоден сердцем, но гори верой и любовью. Господь твой есть Свет; не ходи во тьме и не делай ничего в темноте разума без рассуждения и понимания или без веры. Господь твой есть Бог милости и щедрот; будь и ты для ближних источником милости и щедрот. Если ты будешь таким, то улучишь спасение со славой вечной.
Говори в сердце от всего сердца: все для меня Господь, я ничто, я бессилие, немощь. Без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5), — говорит Сам Господь, ибо Я — можно прибавить — все для вас. Будь убежден в этом сердечно каждую минуту жизни и прибегай решительно во всем ко Господу, надеясь получить от Него все благопотребное для твоего спасения и даже для временной жизни.
Призывая на молитве Господа Бога в трех Лицах, помни, что ты призываешь Безначального Отца всей твари, Ангелов и человеков, что тебе, призывающему, удивляются все Силы Небесные и с любовью взирают на тебя за то, что ты с верой и любовью и подобающим благоговением призываешь общего их и нашего Отца, Творца Вседержителя и Господа, Коего они безмерно любят, перед Коим крепко благоговеют.
О, какое высокое счастье и блаженство, какое величие, какое достоинство призывать вечного Отца! Дорожи постоянно и неизменно этим высочайшим счастьем, этим блаженством, которое предоставила тебе бесконечная благость Бога твоего, и не забывайся во время молитвы твоей. Тебе внимает Бог, тебе внимают Ангелы и святые Божии человеки.
Февраля 26-го 1864 года
Прослезился я, писав эти строки.
О Троице, Боже наш! Простое Существо, создавший и душу нашу по образцу Твоему, да в Тебе жизнь и мир свой имеем! О Троице, Питательница и Надежда наша! Даждь нам в Тебе единой всегда надежду свою полагать, в Тебе единой жизнь и покой обретать. О Троице! Ты, как мать, носишь всех нас на руках Своих и всех нас питаешь из рук Своих, как нежнейшая мать! Ты никогда не забываешь и не забудешь нас; ибо Ты Сам сказал: аще и жена забудет чадо свое —Аз не забуду тебе (Ср.: Ис. 49, 15), то есть не перестану питать, охранять, защищать и спасать тебя. Еще Ты Сам сказал: не имам тебе оставити, ниже имам от тебе отступити (Евр. 13, 5). Для чего же мы беспокоимся о пище, для чего жадничаем, пресыщаемся, лакомимся? Для чего жалеем уделить ближнему? О, окаянство! О, слепота! О, самолюбие грязное! О, нелюбовь к Богу и ближнему! Ведь в лице ближнего — Бог, а мы Богу Самому жалеем Его же даров! Вспомни, как щедро наградил духоносный Елисей-пророк женщину сонамитянку, принимавшую его от всей души в дом свой и простосердечно его угощавшую! Он испросил ей у Бога сына, и потом, когда сын умер, воскресил его.
Воплощение Превечного Слова
И Слово плоть бысть и вселися в ны.
Это чудо чудес; это являет бесконечную благость, премудрость и всемогущество Господа твари; или еще то, что Он Сам, будучи Господом твари Безначальным, невместимым, изволил и возмог Сам соделаться человеком нашего ради спасения, и Слово, Имже вся быша, плоть бысть и вселися в ны, с человеки пожив и по всему быв как человек, кроме греха. Ужасеся о сем небо, и земли удивишася концы, яко Бог явися человеком плотски[1], беседовал с нами, благодетельствовал нам, бесчисленные чудеса сотворил, пострадал (о, чудо!), умер (о, ужасное чудо!) и воскрес, и нас, умерших в Адаме, совоскресил с Собою! Славлю всеблагую, святую, всемогущую, премудрую державу Твою, Господи! Яви и на мне, Господи, чудную державу Твою и, имиже веси судьбами, спаси мя, недостойного раба Твоего, презирая вольные и невольные согрешения мои, согрешения ведомые и неведомые, наставляя меня присно на путь Твой и укрепляя меня в пути сем благодатью Твоей, через меня же — и для прочих, для которых Ты поставил меня светильником, пастырем, учителем и священнодейственником.
Господь до воплощения Своего дал человечеству испытать всю горечь греха, все бессилие свое к искоренению его, и, когда пожелали все Избавителя, тогда Он и явился, премудрый, всесильный Врач и Помощник. Как стали алкать и жаждать правды при оскудении ее, тогда и пришла Правда вечная.
От какой глубокой язвы, от какой смертельной раны, от какого убийственного дыхания греха пришел спасти нас Небесный Врач, Господь Иисус Христос! Кто постигнет это вполне? Никто. Только отчасти, по своему опыту, некоторые из нас видят глубину бездны, в которую ниспали мы через грех, — все свое бессилие для добра, всю силу и бездну зла или греха, гнездящегося в нашем сердце. Но и это дает нам видеть просвещающая наши омраченные сердца благодать Божия. Естественным разумом человек этого не видит, и потому не может видеть и чувствовать нужды исправления, иметь силы для этого исправления и обновления.
Христос на землю сниде, да нас на небеса возведет[2]. Стремимся ли мы к осуществлению цели пришествия на землю возлюбленного нашего Спасителя? Мудрствуем ли горняя? Стремимся ли к Горнему Царству? Будем отвечать на это чаще. Ценим ли мы учение и проповеди Спасителя, Его страдания, смерть? Не попираем ли мы всего Его домостроительства, прилепившись к земному вместо горнего? Ей, Господи!
Я — нравственное ничтожество: без Господа нет у меня истинно верной мысли и доброго чувства и прямо доброго дела; без Него я не могу отогнать от себя помысла греховного, чувства страстного, например: злобы, зависти, блуда, гордости и прочего. Господь — совершение всего доброго, что я мыслю, чувствую, делаю. О, как беспредельно широка действующая благодать Господа во мне! Все для меня Господь, и так ясно, постоянно. Моя — только греховность, мои — только немощи. О, как мы должны любить Господа, изволившего нас воззвать из небытия к бытию, почтить образом и подобием Своим, поселить в раю сладости, покорить всю землю, и, — когда мы не соблюли Его заповеди, увлеклись обольщением диавола и безмерно оскорбили Творца своего своей неблагодарностью и восприяли в себя качества искусителя: гордость, злобу, зависть, неблагодарность и все его злохудожества, которым он стал нас поучать, как своих пленников, — Он не отринул нас навеки, но благоволил искупить нас от греха, проклятия и смерти, коим мы подпали через грех, и Сам в конец веков явился на земле, восприял наше естество; Сам стал моим Учителем, Исцелителем, Чудотворителем, Спасителем; Сам приял за нас казнь, умер за нас, чтобы мы не погибли вечно, воскрес, чтобы и нас воскресить по смерти, вознесся на небо, чтобы и нас возвести туда, ниспадших через грех, и сделался для нас всем: пищей, питьем, светом, очищением, святыней, здравием, силой заступающей, спасающей, сохраняющей и милующей.
Взирая на Крест Спасителя, созерцай распятую на нем нашего ради спасения Любовь и помышляй, для какого блаженства Он спас нас, от каких мук Он искупил нас! Из челюстей какого зверя Он исторгнул нас и к какому Отцу Он приводит нас! О, любовь! О, выкуп! О, ужасы мучений бесконечных! О, блаженство неописанное и конца не имущее!
Любовь Божественного Спасителя нашего Иисуса Христа, Бога Отца и Духа Святаго так к нам велика, безмерна, что перед ней становится незначительной или как бы исчезает всякая нелюбовь, вражда, ненависть к нам человеческая. По этой-то безмерности любви к нам Божией и ничтожности человеческой вражды, Спаситель повелел всем нам любить врагов наших, благословлять клянущих нас, добро творить ненавидящим нас и молиться за творящих напасть (Мф. 5,44). Мы в любви Божией; велико ли дело, что нам не доброжелательствуют люди? Что они могут сделать нам, когда так возлюбил нас Бог?
Сколько благодеяний доставила мне доселе вера Христова! Не говоря о бесчисленных других благодеяниях, скажу об одном: сколько душевных возмущений, страстей она прогоняла и умиротворяла меня! Сколько исправила кривых стремлений сердца! Сколько раз грехи очищены и душа спасена была от духовной смерти! И как близок Господь наш к верующему! Он как воздух, как дыхание уст наших, дыхание сердца нашего, души нашей.
Люблю я взирать на образ воскресшего Жизнодавца со знаменем в руке, с этим символом победы над смертью и имущим державу смерти — диаволом. Где ти, смерте, жало? Где ти, аде, победа (1 Кор. 15, 55)? Какой славный Победитель! Какого лютого, всезлобного врага победил! Врага, который величался своими победами несколько тысяч лет! Тебе, Победителю смерти, вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне![3] Величаем Тя, Жизнодавче Христе, нас ради во ад сшедшаго и с Собою вся воскресившаго[4]. Совоскресил еси, Христе, всероднаго Адама, воскрес от гроба[5].
Помни постоянно, что свет души твоей, мыслей твоих, сердца твоего от Иисуса Христа: Он Свет очию сердца нашего, не так как этот, от солнца происходящий свет, являющийся и исчезающий, не проникающий сквозь непрозрачное вещество и многое оставляющий в темноте, не могущий просветить ни одной души во тьме греха. Он есть Свет, просвещающий всякого человека (то есть главную часть его существа — душу), грядущаго в мир (Ин. 1,9). Да, свет Христов просвещает всех, даже язычников: свет во откровение языком (Лк. 2, 32). Он светит и во тьме греховной; но греховная тьма людская, или люди, во тьме греха живущие, не понимают Его (не объят (Ин. 1, 5)), не догадываются, что свет, бывающий в их душах, от Христа, и думают, что он их природный свет, что они природным умом своим, своей сметливостью, рассудительностью дошли до известной истины или совершили известное дело; не думают они, что только во свете Христовом они видят всякий свет (Пс. 35, 10) — свет всякой благородной науки, благородного искусства и всякого дела.
Я и здесь упокоеваюсь во Христе и со Христом; как же мне не верить, что после смерти меня ожидает вечное в Нем упокоение после борьбы со врагами земными! Мне и здесь без Христа тяжело, мучительно; как же мне не верить, что тем более будет для меня мучительно без Него там, когда Он окончательно отвергнет меня от лица Своего! Так здешнее состояние наших душ предызображает будущее. Будущее будет продолжением настоящего состояния внутреннего, только в измененном виде относительно степени его: для праведников оно обратится в полноту вечной славы, для грешников — в полноту вечных мучений.
Непостижимо, как Сам Христос соединяется со знамением крестным и дает ему чудесную силу прогонять страсти, демонов и успокаивать возмущенную душу. Точно также непостижимо, как дух Господа нашего Иисуса Христа соединяется с хлебом и вином, претворяет его в Плоть и Кровь и явно очищает нашу душу от грехов, внося в нее небесный мир и спокойствие, делает ее благой, кроткой, смиренной, полной сердечной веры и упования. Это объясняется отчасти тем, что везде всемогущий, творческий дух Господа нашего Иисуса Христа и везде Он может даже не сущая нарицати яко сущая (Рим. 4,17), тем более из сущего делает другое сущее. А чтобы маловерное сердце не помыслило, что крест или имя Христово чудесно действуют сами по себе, а не Христом, — эти же крест и имя Христово не производят чуда, когда я не увижу сердечными очами или верой Христа Господа и не поверю от сердца во все то, что Он совершил ради нашего спасения.
Иже убо Своего Сына не пощаде… како убо не и с Ним вся нам барствует (Рим. 8, 32)? Главное, величайшее, дано, все прочее, чего ни просим, бесконечно меньше Сына Божия. Потому благонадежно можем просить у Бога всего о имени Иисуса Христа, — всякого блага, о каком только можем помыслить. Еже аще что просите от Отца во имя Мое, то сотворю: да прославится Отец в Сыне (Ин. 14,13). Прощения ли грехов и успокоения просишь усопшим? Он есть очищение о гресех всего мира (1 Ин. 2, 2). Кровь Его очищает нас от всякаго греха (I Ин. 1,7). Он может простить и усопшим всякое согрешение, содеянное ими словом, делом или помышлением. Он есть воскресение и живот и покой усопших рабов Своих (См.: Ин. 11,25)… Просишь ли благ живым людям и себе? Егоже аще хощете, просите, говорит Он, и будет вам (Ин. 15,7).
Имея Христа в сердце, бойся, как бы не потерять Его, а с ним и покоя сердечного; горько начинать снова, усилия прилепиться к Нему снова, по отпадении, будут тяжки и многим будут стоить горьких слез. Держись всеми силами за Христа, приобретай Его и не теряй святого дерзновения пред Ним.
Мысленными очами сердца вижу я, как мысленно вдыхаю в сердце свое Христа, как Он входит в него и вдруг упокоевает и услаждает его. О, да не пребуду я един, без Тебя, Жизнодавца, дыхания моего, радования моего! Худо мне без Тебя.
Ты, грешник, ниспавший в глубину зол, когда представишь множество грехов своих и впадешь в отчаяние и ожесточение, вспомни, что Отец Небесный послал в мир для твоего спасения от грехов и от вечного осуждения за них Единородного Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа. Притеки с верой к этому Ходатаю Бога и человеков, умоляя Его из глубины души омыть всеочищающей Кровью, за нас пролитой на Кресте, и твои беззакония, — притеки усердно к покаянию, глаголя перед иереем Его, как перед Ним Самим, беззакония твои, да оправдишися, — приступи и к Святой Чаше, если служитель Таинства найдет тебя готовым, и грехи твои очистятся; и, как река, будет мир твой, и будешь ты Отца Небесного сыном, который был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк. 15, 24, 32).
О, имя сладчайшее, имя святейшее, имя всемогущее, имя Господа нашего Иисуса Христа! Победа моя, Господи, слава Тебе! Господи, мы члены Твои, мы едино тело, Ты — Глава наш. Господи, да бежат от нас все страсти, да бежат от нас демоны! Господи! Даждь нам благодать любви николиже отпадающия! Господи! Да оказываем мы уважение и любовь друг другу, как Тебе Самому, как обоженным Тобою.
Бог Святый Дух
И Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами во век.
Дух Святый называется Утешителем (Ин. 14, 26) по существу Своему, которое есть мир, радость и блаженство бесконечное, и по действию Своему на души верующих, которых Он утешает, как мать, в их добродетелях, в их страданиях, скорбях и болезнях, в их подвигах за веру; называется еще Утешителем в противоположность злому духу уныния, который часто приражается к душам нашим. Всякое явление имеет причину. Так, сотворив какое-либо доброе дело, вы радуетесь, находите утешение в душе своей. Отчего? Оттого, что в вас Дух-Утешитель, везде сый и вся исполняяй. Сокровище благих\ Который утешает вас. Напротив, сделав что-либо худое или не сделав ничего худого, вы ощущаете иногда в душе убийственное уныние. Отчего? Оттого, что вы допустили овладеть собой злому духу уныния. Например, вы становитесь на молитву, и вами овладевает уныние, между тем как до молитвы его не было; или, вот, вы принимаетесь читать какую-нибудь книгу духовного содержания, например Священное Писание, и вами тоже овладевает уныние, леность, сомнение, маловерие и неверие. Отчего? Оттого, что вас искушают, над вами коварствуют злые духи уныния, сомнения и неверия. Вы в церкви у Богослужения: и вам скучно, тяжело, лень — на вас напало уныние. Отчего опять? Оттого, что над вами коварствуют злые духи уныния и лености. Или вы принимаетесь за сочинение духовное, например за проповедь, и в вашем сердце, в вашем уме мрак, холод, а во всем теле — расслабление. Отчего? Оттого, что в вас коварствуют невидимые враги. Доказать это легко: только не стань всего этого делать, и будет так легко и приятно, будет такой простор в душе и сердце — откуда что возьмется. Потому Дух Святый совершенно необходим всем нам во всех благих делах наших: Он есть наша сила, крепость, свет, мир, утешение.
Все блага души, то есть что составляет истинную жизнь, покой и радость души, — от Бога! Опыт. То мне сердце говорит: Ты, Святый Душе, Сокровище благих!
Долго я не знал во всей ясности, как необходимо укрепление нашей души от Духа Святаго. А теперь Многомилостивый дал мне узнать, как оно необходимо. Да, оно необходимо каждую минуту нашего бытия, как дыхание, — необходимо на молитве и во всей жизни; без укрепления Его душа наша постоянно склонна ко всякому греху и, значит, к смерти духовной; она расслабевает, совершенно обессилевает от входящего в сердце зла и немощна становится для добра; без укрепления от Духа Святаго чувствуешь, как сердце подмывается от различного зла и готово ежеминутно потонуть в бездне его. Тут-то надобно, чтобы сердце наше стояло на камне. А камень этот — Дух Святый: Он укрепляет наши силы, и, если человек молится, Он укрепляет сердце его в вере и надежде на получение просимого; Он воспламеняет душу его любовью к Богу; Он навевает на душу мысли светлые, благие, укрепляющие ум и сердце; если человек совершает различные дела, Он укрепляет сердце его сознанием важности и необходимости труда его и терпением несокрушимым, которое все трудности преодолевает; Он, при обращении с людьми разных состояний и обоих полов, вдыхает в него уважение к лицу человека, который есть равно — образ Божий, кто бы он ни был, искупленный Кровью Христа Бога, и отвлекает его сердце и внимание от его, иногда очень неблаговидной, внешности тела и одежды, его грубости в слове и обращении. Он-то соединяет всех нас любовью, как чад Отца Небесного, и во Христе Иисусе учит нас молиться: Отче наш, Иже еси на небесех…
Утешитель Дух Святый, исполняя всю вселенную, проходит сквозь все верующие, кроткие, смиренные, добрые и простые души человеческие, живя в них, оживляя и укрепляя их; Он бывает один дух с ними и бывает все для них: свет, сила, мир, радость, успех в делах, особенно в благочестивой жизни — все доброе. Сквозь вся проходяй духи разумичныя, чистыя (Прем. 7, 23). Вси единем Духом наноихомся (1 Кор. 12, 13). Все благочестивые люди — напоение единого Духа Божественного, подобно напоенной губке.
Все силы и чудеса совершает Дух Свитый. Тем же Духом подаются иному силы, другому действия сил. Ты только говори с верой, совершение слова не твоя забота, а Духа Святаго.
Как в разговоре с людьми посредником между нашим словом и словом другого служит воздух, находящийся везде и все наполняющий, и через воздух слова долетают до слуха другого, а без воздуха невозможно было бы говорить и слышать, так, в духовном отношении, в сообщении с бестелесными существами посредником бывает Дух Святый, везде сый и вся исполняяй. Не понимаем вполне, как через посредство воздуха слова наши слышат другие, иногда на далеком расстоянии, однако же знаем, что слышат; не понимаем также, как слышат в Духе Святом святые Ангелы и человеки вопли сердца нашего, а знаем, что слышат. Как там удостоверяемся в слышании другими нашей речи из ответов, так и здесь удостоверяемся из ответов. Там мы видим очами телесными лицо, с которым говорим, здесь — очами сердечными: глазу представляется образ, оку сердца — лицо невидимое или дух невидимый. Для телесных существ есть расстояние, для Святаго Духа оно не существует.
Мы потому и можем мыслить, что есть беспредельная Мысль, как потому дышим, что есть беспредельность воздушного пространства. Вот отчего и называются вдохновением светлые мысли о каком-либо предмете. Мысль наша постоянно течет именно под условием существования беспредельного мыслящего Духа. Вот почему апостолы говорят: мы не довольны есмы от себе помыслити что, яко от себе, но довольство наше от Бога (2 Кор. 3, 5). Вот почему и Спаситель говорит: не пецытеся, како или что возглаголете: дастбося вам, что возглаголете (Мф. 10, 19). Видишь, и мысль, и даже само слово (вдохновение) приходит к нам отвне. Это, впрочем, в состоянии благодати и в случае нужды. Но и в обыкновенном нашем положении все светлые мысли — от Ангела Хранителя и от Духа Божия; тогда как, напротив, нечистые, темные — от нашего поврежденного существа и от диавола, всегда приседящего нам. Как же нужно вести себя христианину? Бог Сам есть действуяй в нас (Флп. 2, 13). Вообще везде в мире мы видим царство мысли, как во всем составе видимого мира, так, в частности, — на земле, в обращении и жизни земного шара — в распределении стихий света, воздуха, воды, земли, огня (в сокровенности), тогда как другие стихии разлиты во всех животных: в птицах, рыбах, гадах, зверях и человеке — в их мудром и целесообразном устройстве, в их способностях, нравах или привычках, — в растениях — в их устройстве, питании и прочем, — словом, везде видим царство мысли, даже в бездушном камне и песчинке.
Когда читаешь в слух народа продолжительное молитвенное правило, тогда враг сбивает твое сердце и гасит слово на устах мыслью, что народ не понимает многих слов и что напрасная трата времени читать такие молитвы. Очевидно — вздор. А что же Дух Святый, Наставник на всякую истину? Разве Он остается праздным и не действует просветительно на сердца человеческие? Не случалось ли тебе самому испытывать это озарение сердца от Святаго Духа? Ты прежде не понимал некоторых слов и выражений, а потом вдруг Дух Святый отверз тебе ум разумети непонятные прежде слова и выражения — и такой свет вдруг просвещает твое сердце; то же бывает, поверь, и с другими. Читай с твердостью сердца, без губительной мнительности. Сей семя — Бог возрастит.
Как резко различаются в нас: с одной стороны — дух благий, дух мира, спокойствия, радости, света, дух животворящий; с другой — дух злой, дух тесноты, томления, уныния, мрака, дух, убивающий душу нашу. Первый — Дух Божий, Коим живем, дышим духовно, двигаемся и существуем; второй — дух злой, сатана.
Кто построил себе дом, тот, по всему праву, и жить должен в нем. Мы — домы нашего Создателя; Он нас создал для Себя: ибо Он все содела Себе ради (Притч. 16,4); Он и жить должен в нас, а не диавол, этот убийца, вор, хищник, этот обманщик. Господи! прииди и вселися в ны[6]. К нему приидема, и обитель у него сотворима (Ин. 14, 23). Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас (1 Кор. 3, 16)?
Бог есть простое, совершеннейшее Существо, то есть чистейшая святыня, чистейшее добро и правда; и чтобы быть в единении с Богом, чтобы быть одним духом с Ним (ибо мы от Него), нужно, по благодати Его, стяжать в себе совершенную простоту добра, святости и любви. Все святые, сущие на небесах, очищены Кровью Сына Божия, Духом Святым, и ни тени греха в себе не имеют; для того они и подвизались сами в этой жизни, для того мучились плотью, чтобы очистить себе от всякая скверны плоти и духа и творить святыню в страсе Божии (2 Кор. 7, 1), чтобы соединиться навеки с тем всеблаженным Существом; для того и теперь стоит в мире Церковь Святая со всеми ее учреждениями, для того иерархия, Богослужение, Таинства, обряды, для того посты, чтобы очищать и освещать чад Божиих, ради соединения с оным всеблаженным Существом, в Троице славословимым Отцем, Сыном и Духом Святым.
Живая вода Духа Святаго да наполнит мое сердце и да потекут реки воды живы от сердца моего во славу Божию и во спасение людей Божиих.
Во славу Триединого Бога. Аминь.
Духовное свидетельство естественного мира
Исполнь вся земля славы Его.
Для истинно верующего в Бога всякое вещество земное и всех видимых миров как бы исчезает, нет для него и одной мысленной линии пространства без Бога; везде он созерцает единое, бесконечное Существо — Бога. Он представляет, что с каждым вдыханием воздуха он дышит Богом; Господь для него везде и все, а тварей как бы не существовало, и сам он охотно исчезает мысленно, чтобы дать и в себе место Единому сущему Богу, вся в нем действующему.
Смотря на мир Божий, я везде вижу необыкновенную щедрость Божию в дарах природы: поверхность земли — это как бы богатейшая трапеза, приготовленная в изобилии и разнообразии самым любящим и щедрым хозяином; недра вод также служат насыщению человека. Что говорить о животных четвероногих и птицах? И здесь сколько щедрости в доставлении пищи и одежды человеку! Щедротам Господним нет числа. Смотрите, чего не доставляет земля летом и осенью! Так всякий христианин, особенно священник, подражай щедротам Господа, да будет трапеза твоя открыта всякому, как трапеза Господня. Скупой — враг Господа.
Как солнце, хотя само всегда на небе, но лучами своими, как бы бесчисленными руками, досягает земли, всей ее поверхности, и сообщается всем органическим телам, входя в них (солнце входит в тела лучами своими), разогревая, оживотворяя и возращая их теплотой своей, прозрачные проходя сквозь или отражаясь в них всецелым кругом своим (сколько прозрачных тел, столько и образов солнца), непрозрачные, твердые и неорганические нагревая, — так мысленное Солнце — Бог, хотя Сам преимущественно на небесах, сообщается всей разумной твари — Ангелам и человекам, проникая их духовное существо, освящая, оживляя, укрепляя и возращая, подобно солнечным лучам, проникающим органические и растительные тела, оживляющим и возращающим их. Как солнце, само будучи на небе, освещает всю землю, сообщая свет всякой и самой ничтожной твари и вещи, так и Господь ипостасным светом Своим просвещает всех людей, ибо Он есть Свет истинный, просвещающий всякаго человека, грядущаго в мир (Ин. 1,9).
Мысль моя, светлая или мрачная; помыслы, осуждающие или оправдывающие (Ср.: Рим. 2,15); сердце мое, покойное и радостное или скорбное и стесненное; организация тела моего, организация миров и земли, нами обитаемой, со всем, что на ней и около нее, говорят неумолчно о непрестанном присутствии во мне и со мной и повсюду Творца моего и вашего. Да бежит от меня всегда далече темная и глупая мысль, что покинул меня Бог мой, что Он не всегда со мною.
Ходя в лесу, в саду или по лугу и видя молодые побеги растений, плоды на деревьях и разнообразие полевых цветов, возьми для себя урок от всей этой Божией растительности, именно такой урок: всякое деревцо в лето дает непременно значительный побег, непременно возрастает в объеме и в вышину, всякое дерево с каждым годом как бы усиливается подвинуться вперед богодарованною ему силой; так, — скажи себе, — и я должен непременно с каждым днем, с каждым годом становиться нравственно выше и выше, лучше и лучше, совершеннее и совершеннее, должен подвигаться вперед на пути к Царству Небесному, или к Отцу Небесному, силой Господа Иисуса Христа и Духа Его, во мне живущего и действующего. Как луг украшается множеством цветов, так луг души моей должен благоукрашаться всеми цветами добродетелей; как деревья приносят цветы и потом плоды, так душа моя должна приносить плоды веры и добрых дел.
Мы привыкли к делам Божиим и мало их ценим; даже человека — величайшее дело и чудо премудрости и благости Божией — далеко не ценим так, как бы следовало. Смотри на всякого человека, домашний он или чужой, как на всегдашнюю новость в мире Божием, как на величайшее чудо Божией премудрости и благости, и привычка твоя к нему да не послужит для тебя поводом к пренебрежению его. Почитай и люби его, как себя, постоянно, неизменно.
Вот перед нами живой человек: его глаза устремлены на нас, его уши отверзты к слушанию, перед нами тело и душа его, но тело мы видим, а душу нет: не видим его помышлений, его желаний, намерений, между тем как нет мгновения, в которое бы душа его не мыслила и не жила соответственным ей образом. Так точно перед нами, около нас и в нас природа видимая, весь прекрасный мир Божий; мы видим в нем везде жизнь, стройный порядок, делание, но не видим Виновника жизни и порядка, не видим Художника, а между тем Он во всякое время есть на всяком месте, как душа в теле, хотя и не ограничивается им; нет ни краты мгновения, в которую бы Он, как Дух всесовершеннейший, премудрый, всеблагий, всеведущий, всемогущий, вездесущий, не мыслил, не изливался в благости и премудрости на тварей Своих; нет и краты мгновения, в которую Он не прилагал бы к делу Своей премудрости и всемогущества, ибо Бог есть Существо самодеятельнейшее, в бесконечность производящее. Итак, ты видишь мир: но виждь, примечай в нем везде Виновника его — Бога, везде в нем сущего, все исполняющего и вся действующего и устрояющего.
Господь имеет полное уважение к созданной Им природе и ее законам, как произведению Своей бесконечной, совершеннейшей премудрости; посему и волю Свою совершает обыкновенно через посредство природы и ее законов, например когда наказывает людей или благословляет их. Чудес потому не требуй от Него без крайней нужды.
В природе иногда веет ветер теплый, благорастворенный, приятно и легко проникающий в тело и прикасающийся к нему — и на небе бывает светло; а иногда дует ветер холодный, как-то тяжко, лихорадочно, до самых костей пронизывающий и недружелюбно прикасающийся к телу — и на небе и на земле бывает мрачно; или бывает иногда растворение атмосферы теплое, согревающее, а иногда растворение хладное, оцепеняющее. Так и в духовной жизни: иногда душу нашу окружает и проникает дыхание легкое, приятное, согревающее, оживляющее — чувствуешь себя легко, спокойно; а иногда прикасается к сердцу дыхание тяжелое, убийственное, сопровождающееся совершенным мраком душевным. Первое — от Духа Божия, второе — от диавола. Нужно привыкать ко всему: как в первом случае не зазнаваться, так и в последнем не упадать духом, не приходить в отчаяние, но усердно прибегать к Богу.
Хитра и осторожна птичка, не дает поймать себя ловцам на просторе мира Божия и, когда видит, что к ней приближается кто-нибудь и хочет схватить ее, сейчас возлетает от земли вверх и таким образом избавляется от ловящих. Так и христианин должен быть мудр и бдителен, чтобы не поймал душу его ловец бесплотный: душа наша, как птичка небесная, диавол — злобный ловец, ищущий поглотити чью-либо душу. Как птичка, возлетая горе, тем самым спасается от ловца, так и мы, когда видим врага — диавола, ловящего нашу душу земными вещами, должны оставлять их немедленно сердцем своим, ни на мгновение к ним не привязываясь, и возлетать горе своими помышлениями ко Господу Иисусу, нашему Спасителю, и таким образом легко избавимся от сетиловчи (Пс. 90, 3).
Чьи это листочки у дерева? Божьи. Чьи это благие мысли у тебя? Божьи. Чья способность у дерев произращать и ткать древесную ткань и производить и развивать листы и плоды? Божья, то есть Богом данная. Чья у тебя способность мысли и слова? Божья. Употребляют ли во вред деревья данные им от Бога силы? Нет. Употребляет ли человек во вред данные ему Богом способности и силы? Употребляет: злоупотребляет умом, полученным от Бога для познания Бога и Его истины; злоупотребляет своим сердцем, созданным для любви Бога и ближних, для чувствования блаженства богообщения, и — своей свободной волей, данной для бесконечного усовершенствования в добродетели.
Когда Господь взирает милостиво на земнородных очами природы, очами ясной, благорастворенной погоды, всем становится легко и весело; когда веет благорастворенным воздухом — во всех телах и душах благорастворение воздуха, а когда дохнет холодным, влажным, тяжелым растворением воздуха — все почувствует какое-то тяжелое бремя в душе и теле, множество земнородных застонет от болезней; множество предастся унынию и тоске. Так могущественно и неотразимо влияние на людей природы. И замечательно, что кто меньше связан житейскими похотями и сластями, кто всего меньше предан чревоугодию, кто воздержан в пище и питии, к тому природа благосклонна и не томит его, по крайней мере далеко не так, как рабов естества и плоти своей. О, сколь ясно, что в Господе живот наш, а не в чувственных вещах; коль ясно, что во всем Господь, действуяй вся во всех (1 Кор. 12, 6): в воздухе — Он дыхание наше, в пище — насыщение наше, в питии — утоление жажды нашей, в одежде — одеяние наше, в жилище — покров, теплота и спокойствие наше, во сне — успокоение наше, в чистом, поучительном, целомудренном и назидательном слове — слово наше; во взаимной любви — любовь наша. Господи, Владыко, Творче и Благодетелю наш! Даруй нам всегда, всякое мгновение жизни памятовати о тебе, что мы Тобой живем и движемся и существуем (Деян. 17, 28), что от Тебя имеем жизнь, дыхание и все. Но будем помнить, что, если во всем исчисленном мы извращаем уставы Божии, Он становится тяжким наказанием нашим: Он и в воздухе наказание наше; в пище и питии — не насыщение и утоление жажды, а или отвращение к ней, или болезнь; так бывает, когда говорят, что ему пища в пользу не идет; в одежде и жилище — томление или крушение духа; во сне — не успокоение, а устрашение или беспокойство; в слове — связание; в превратной любви — огнепалящее мучение. Источники наказания обыкновенно открываются в самых греховных склонностях наших: имиже бо кто согрешает, сими имучится (Прем. 11,17).
Могут ли быть листья древесные без дерева, а дерево может ли быть без земли, воздуха, воды и теплоты? Так ни одна душа не существует без Бога, без Сына Его, без Духа Его. Бог — мое бытие, мое дыхание, мой свет, моя сила, моя вода, мое питание. Он носит меня, как мать носит на руках младенца; больше: нося меня, душу и тело мое, Он во мне пребывает и срастворяется, так сказать, со мною.
Вера в бытие Божие тесно связана с верой в бытие собственной души, как части мира духовного. Душе благочестивой бытие Божие так же очевидно, как собственное бытие, потому что с каждой мыслью, доброй или недоброй, желанием, намерением, словом или делом происходят соответствующие перемены на сердце — спокойствие или беспокойство, радости или скорби, — и это вследствие действия на нее Бога духов и всякия плоти, Который отражается в благочестивой душе, как солнце в капле воды; чем чище эта капля, тем лучше, яснее отражение, чем мутнее, тем тусклее, — так что в состоянии крайней нечистоты, черноты души отражение прекращается, и душа остается в состоянии мрака духовного, в состоянии бесчувственности: человек имеет очи и не видит, имеет уши и не слышит. Еще Господь Бог в отношении к нашей душе — то же, что внешний воздух в отношении к ртути термометра, с тем различием, что расширение и стояние, повышение и понижение ртути бывает вследствие перемены в состоянии атмосферы, а там Бог остается неизменным, вечным, вечно благим и праведным; душа же, изменяющаяся в отношениях своих к Богу, терпит перемены в себе, именно: она неизбежно расширяется, покоится в сердце вследствие приближения к Богу верой и добрыми делами и неизбежно сжимается, беспокоится, томится вследствие удаления своего от Бога маловерием, неверием истине Божией и делами противозаконными.
Восхищаемся мы обыкновенно хорошей, ясной, теплой погодой и любим говорить о ней; но в небесных селениях Ангелов и святых человеков светлость, благорастворение, прохлада несравненно лучшие; отчего же мы не любим говорить о тамошних обителях, о тамошней жизни, о тамошней светлости, о тамошнем блаженстве? Радостно, животворно, блистательно солнце, но свет лица Божия, которым наслаждаются Ангелы и души праведных, бесконечно радостнее, животворнее, блистательнее. О, сподоби, Господи, со святыми Твоими в вечной славе Твоей царствовати. Спаси люди Твоя, Господи, и благослови достояние Твое, и исправи я и вознеси их во веки[7].
Не унывай, когда на душу твою налетают адские тучи одна другой мрачнее, когда к душе твоей приражается адская злоба, зависть, сомнение, противление и другое; твердо знай, что нахождение этих мрачных туч на мысленный горизонт неизбежно, но оно бывает не всегда и непродолжительно, как в природе нахождение мрачных туч на небо: поносятся да пройдут, и опять прояснится мысленная атмосфера души. В природе необходимо быть тучам на небе и помрачению дневного света, но эти тучи непостоянны, они скоро проходят, и после них возсиявает опять свет, свет солнечный, и притом с новой силой.
Бог ближе к нам всякого человека во всякое время: ближе моей одежды, ближе воздуха, света, ближе моей жены, отца, матери, дочери, сына, друга. Я Им живу душевно и телесно. Им дышу, Им мыслю, чувствую, соображаю, намереваюсь, говорю, предпринимаю, делаю. О Нем мы живем и движемся и есмы (Деян. 17,28). Бог есть действуяй в нас, еже хотети и еже деяти о благоволении (Флп. 2,13). Потому надо всегда предзреть Господа перед собой одесную, да не подвижемся, да не согрешим, надо так поставить себя, чтобы ничто не вытесняло Его из наших мыслей и сердца, ничто не загораживало Его: никакое пристрастие к пище, питью, деньгам, одеждам, жилищу и его обстановке, к разным лицам; никакие светские развлечения и игры не отнимали бы у нас нашего пресладкого, прелюбимого Господа, но всякий час и минуту принадлежали бы мы Ему и были бы с Ним неотлучно, как Он неотлучно с нами, как Он постоянно о нас печется и хранит нас. Но когда я грешу или имею пристрастие к чему-либо, тогда Он далек от меня, не по пространству, ибо Он во всякое время все наполняет, а по моему сердечному удалению от Него, по моему нерасположению к Нему, по действительному оставлению Им меня Своей благодатью и Своим пребыванием в моем сердце, ибо тогда бывает во мне Его враг — диавол.
Для Господа дать плоть другому какому угодно существу — животному ли, растению — то же, что для нас сшить, надеть на себя одежду; взял — сшил, да и надел. Кожею и плотию мя облекл еси, костьми же и жилами сшил мя еси (Иов. 10, 11). А какое бесконечное множество и разнообразие вещества-то у Господа, из которого Он, Зиждитель, творит разные одежды, на разные покрои, тварям Своим (животные, птицы, рыбы, насекомые, пресмыкающиеся)! А нас Он оденет некогда светом, яко солнечным, в Царствии Своем! Предста Царица… в ризах позлащенных одеяна (Пс. 44, 10). Праведницы просветятся, яко солнце (Мф. 13,43). А теперь мы одеты землей, водой, воздухом, теплотой — такова наша одежда. И как премудро и удобно сделаны и приведены в сочетание все эти стихии в нашем существе! Оно и не тяжело, и благообразно. О премудрый и всемогущий Художниче! Животворящий Художниче! Как у Тебя все прекрасно, удобно, оживленно! У Тебя и прах оживлен, у Тебя и прах движется!
Сердце наше есть как бы мрачная земля; Евангелие есть как бы солнце, просвещающее и оживотворяющее сердца наши. Воссияй в сердцах наших истинное Солнце Правды Твоей, Господи!
Все люди — дыхание и творение единого Бога, от Бога произошли и к Богу возвращаются, как к своему началу: персть возвратится в землю, якоже бе, и дух возвратится к Богу, Иже даде его (Еккл. 12, 7). Будем Божественнаго причастницы естества, отбегше, яже в мире, похотныя тли (2 Пет. 1, 4). Как дыхание единого Бога и как происшедшие от одного человека, люди должны, естественно, жить во взаимной любви и взаимосохранении и не должны отделяться друг от друга самолюбием, гордостью, злобой, завистью, скупостью, необщительностью нрава, да еси едино будут (Ин. 17, 21, 22). Посмотри на муравьев, как они дружны, посмотри на пчел, как они дружны; посмотри на стаи голубей, галок, грачей, ворон, гусей, уток, лебедей, воробьев, как они дружны; посмотри на стадо овец и вообще рогатого скота, как они дружны. Помысли о несметных стадах некоторых рыб в морях и реках, любящих ходить непременно стадами, как они дружны. Подумай, как даже они ревностно охранают друг друга, помогают друг другу, любят друг друга — и устыдись бессловесных ты, не живущий в любви, убегающий от того, чтобы носить тяготы других (Гал. 6, 2).
Для чего Всемогущий сотворил мир не вдруг, а в шесть дней? Для того, чтобы научить самым делом человека делать дела свои постепенно, не торопясь, с размышлением. Молишься ли, молись не торопясь; читаешь ли, например, Евангелие или вообще священные книги или светские, читай не спеша, с размышлением и истинным взглядом на вещи; урок ли учишь, не спеши скорее покончить с ним, а вникни хорошенько, обсуди; другое ли какое дело будешь делать — делай неторопливо, с рассуждением, спокойно. И мир сотворен не мгновенно, а в шесть дней. Господь во всем показывает нам пример, да последуем стопам Его.
Не солнце светит, Господь сияет Своей несравненной добротой, Своим неизреченным светом. Если солнцу дал столько света, то, конечно, Сам имеет его бесконечно больше; если солнцу дал столько света, то праведникам в будущем веке, конечно, даст света несравненно больше, и сие солнце ничтожно в сравнении с разумной душой человека. Итак, если ослепительно светит вещество, созданный свет, то как светит Сам первоначальный, истинный, несозданный Свет — Бог! — Аналогия мира вещественного (начиная с солнца до былинки) с миром духовным.
О, изумительное доказательство вездеприсутствия Божия! Например, тебя уязвило, положим, сребро: ты прилепился к нему хоть на минуту сердцем, и болит сердце; но лишь ты скажешь Богу от всего сердца: Ты мое единственное Сокровище, Ты мое сребро и злато, и пища и одежда, — и сейчас тебе будет легко.
Как в отдаленном расстоянии находящиеся предметы на земле, хотя они и большие, но если не отражается в них солнце, издалека не видны вовсе, а если отражается солнце, то бывают видимы и издалека даже и те, которые малы; так и между людьми: те, в которых не отражается Своими совершенствами вечное Солнце Правды — Бог, бывают заметны только на близком расстоянии, для весьма немногих, а если отражается в них Солнце Правды, тогда всеми бывают видимы издалека, все прославляют их, люди всех мест и времен (святые), и одни из них сияют, как солнце, другие — как луна, иные — как звезды.
Душа моя в Боге, как рыба в воде или птица в воздухе, со всех сторон, во всякое время окружена Им; Им живет, Им движется, в Нем покоится, в Нем имеет простор свой.
Заметь, как Господь присно с тобой на всяком месте, в образе и подобии Своем, сущем в тебе: мыслишь ты Отцем, говоришь Словом, действуешь в Духе Святом. Что воздух и свет для тела, то мысль, или Бог Отец, для души; что пища для тела, то Слово для души; что дыхание и теплота, то Дух Святый.
Боже! Творче и Владыко мира! Призри милостиво на создание Твое, украшенное Твоим Божественным образом в сии утренние часы: да живит, да просветит Твое око, тьмами тем крат светлейшее лучей солнечных, мою душу темную и умерщвленную грехом. Отыми от меня уныние и леность, даруй же мне веселие и бодрость душевную, да в радовании сердца моего славлю Твою благость, святость, Твое беспредельное величие, бесконечные Твои совершенства на всякий час и на всяком месте. Ты бо еси Творец мой и Владыко живота моего, Господи, и Тебе подобает слава от разумных созданий Твоих на всякий час, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Человек и его Творец
Что есть человек, яко помниши его? или сын человечь, яко посещаеши его?
Не смешивай человека — этот образ Божий — со злом, которое в нем, потому что зло есть только случайное его несчастье, болезнь, мечта бесовская, но существо его — образ Божий — все-таки в нем остается.
Человек — малый мир. Как душа в теле, так Бог в мире. Оставит душа тело, и оно сейчас распадается. Оставит Дух Божий мир, и он тотчас распадется. Душа в теле везде, но особенно в сердце, и Бог в мире везде, но особенно на небесах и в храме. И так на каждом шагу познавай присутствие Божие.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги О Боге, вере и церкви. Мысли христианина предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других