«Начало премудрости страх Господень, разум же благ всем творящим и; хвала его пребывает в век века (Пс. 110, 10). Блажен муж, бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело (Пс. 111, 1)…»
Приведённый ознакомительный фрагмент книги О добродетелях христианских предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
О смирении
Всяк возносяйся смирится, смиряяй же себе вознесется (Лк. 18, 14).
Смиритеся пред Господем, и вознесет вы (Иак. 4, 10).
Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, — глаголет Христос (Мф. 11, 29).
Страху Божию последует истинное смирение, яко богобоящийся смиряется под крепкую руку Божию (1 Пет. 5, 6).
Коликою гордостию сердце человеческое заражено, всяк может лучше приметить на другом, нежели на себе. Ибо пороки удобнее познаем в ближних наших, нежели в себе; и более очи наши обращаем на чужие, нежели на свои грехи. Но что в ближнем человеке видит, то имеет и внутрь себе.
Смирение рождается:
1) От рассуждения своего недостоинства и другого достоинства.
2) Бывает от рассуждения бедности и окаянства своего.
3) Происходит еще смирение от страха, когда пред кем-либо разгневанным и огорченным смиряемся, боясь последующей казни.
4) Бывает смирение от любви, когда един перед другим смиряется, не боясь суда и казни, но жалея, что его или сам оскорбил или другой кто, за которого смиряющийся ходатайствует, и тем своим смирением желая его удовольствовать и оскорбление наградить.
Причины, приводящие человека к смирению: 1) Бедность и окаянство наше убеждает нас смиряться.
2) К сему бедствию другое не меньшее присовокупляется — многоразличная хитрость и вражда диавольская. Сей враг, как человекоубийца бе искони (Ин. 8, 44).
Сего злоковарного врага сети и козни усматривает и от них уклоняется едино смирение. Ибо смиренным Бог дает благодать (Иак. 4, 6), которая их предостерегает, просвещает и сохраняет от коварных сетей его.
3) Без благодати Божией ничего благоугодного творити не может человек. Бог есть действуяй в нас, и еже хотети и еже деяти о благоволении, — глаголет Апостол (Флп. 2, 13).
Так блаженный Августин о себе исповедует; так научает премудрый учитель и нас о себе исповедывать и со смирением признавать немощь свою и окаянство, и — от зла ли когда уклоняемся, или доброе делаем, благодати и милости Божией то все восписывать!
4) Смиренным, — Писание глаголет, — Господь дает благодать. И как сосуд праздный все удобно вмещает, так сердце от суеты мирской и от гордости испраздненное, удобно есть к восприятию дарований Божиих. Бог бо милостивно и человеколюбно зрит на смиренное сердце, Пресвятая Богородица глаголет: Призре на смирение рабы Своея (Лк. 1, 48).
5) Якоже на смиренное сердце изливаются дарования Божия, так в смиренном сердце, яко в сокровищи некоем, сохраняются. Ибо таковое сердце благодать и страх Божий окружает, и, как верный страж, хранит его. Не так надменная гордость, но, что и имеет, погубляет.
6) Без смирения истинное покаяние быть не может, но есть притворное и ложное, которое только на устах, а не на сердце имеется.
7) Без смирения неполезна молитва бывает, ибо гордым Бог противится.
8) К смирению приводит нас начало и конец наш: Из земли взяты, в землю и обращаемся, яко земля есмы, и в землю отыдем (Быт. 2, 7; Быт. 3, 19).
9) Кто смирения не имеет и не тщится иметь, тому опасаться должно, чтобы с диаволом, начальником гордости, не пасть, и с ним вечно не быть отверженным от милости Божией. Гордым бо Бог противится. Как бо смиренных хотя низкий путь есть, но к высокому отечеству — небу — ведет: так гордые, хотя высоко подымаются и летают, но наконец вниз, то есть, во ад низвергаются. Сего низвержения всякому высокоумному должно бояться.
10) Христос — Сын Божий, хотя и всех добродетелей есть образ нам и зерцало, однакож смирения и кротости у Себе учитися нам повелевает: Научитеся от Мене, яко кроток есмъ и смирен сердцем (Мф. 11, 29).
Смирение не токмо вне показывать, но наипаче внутрь должно стараться иметь. Суть такие, которые вне показуются смиренными, но внутрь того не имеют. Многие отлагают чины и титулы мира сего, но не хотят отложить высокого о себе мнения; отрицаются чести и сана мирского, но хотят почитаться ради святости. Многие не стыдятся называть себя пред людьми грешниками, или, что еще более, паче всех грешнейшими, но от других того слышать не хотят, и потому устами только таковыми себе нарицают. Иные, как серп, сляченную выю носят, но внутрь ум возносят. Другие низкие поклоны братии своей отдают, но сердцем непреклонны бывают. Иной в раздранном рубище ходит, но сердца раздрать не хочет. Многие мало и тихо, а иные и совсем не говорят, но сердцами беспрестанно ближних порочат. Иные черною рясою и мантиею тело покрывают, но сердца покрыть не хотят. Так и прочие знаки смирения показуют!.. Все таковые смирения на сердце не имеют.
Знаки некоторые истинного смирения здесь полагаются, которое не токмо вне, но и внутрь, в сердце, имеется.
1) Познать истинное свое окаянство и бедность, и сердцем признавать, которое окаянство всем нам общее, хотя то мало кто познавает и признавает; почему немногие и смирение истинное имеют.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги О добродетелях христианских предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других