Ключевые идеи книги: Хозяйственная этика мировых религий. Опыты сравнительной социологии религии. Конфуцианство и даосизм

Smart Reading, 2020

Этот текст – сокращенная версия книги Макса Вебера «Хозяйственная этика мировых религий. Опыты сравнительной социологии религии. Конфуцианство и даосизм». Только самые ценные мысли, идеи, кейсы, примеры. О книге Среди успешных попыток разгадать природу китайской цивилизации книга Макса Вебера уже более ста лет занимает почетное место. Это анализ фундаментальных идеологических скреп китайского общества, предпринятый с немецкой скрупулезностью и проницательностью. Размышляя, чем китайское общество отличается от западного, Вебер объяснил, почему капитализм не мог зародиться в Китае без внешнего влияния. Труд как достижение благосостояния в Китае считался предосудительным и даже неприличным, в пуританстве – высочайшей из добродетелей. Идеал китайской философии – строгая социальная иерархия, идеал пуританства – избранничество. В разном понимании ценностей, таких как сдержанность и самоконтроль, отношение к труду, Вебер видел источник зарождающегося конфликта между западным и китайским мировоззрением. Зачем читать • Проанализировать вместе с величайшим немецким философом фундаментальные особенности китайской цивилизации. • Увидеть, как мировоззрение людей влияет на экономику и устройство страны в целом. • Разобраться, какие принципы сто лет назад, как и сегодня, тормозят прогресс, а какие толкают человечество вперед. Об авторе Макс Вебер – немецкий философ, историк, экономист. Наряду с Эмилем Дюркгеймом и Карлом Марксом считается основоположником социологии. Автор термина «социальное действие». Определял государство как институт, обладающий монополией на легитимное применение насилия. Профессор Гейдельбергского университета. Основал круг интеллектуальной элиты, названный «Кругом Вебера». Основал либеральную Немецкую демократическую партию. Философ Карл Ясперс называл его «величайшим немцем своего века».

Оглавление

Из серии: Smart Reading. Ценные идеи из лучших книг. Саммари

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ключевые идеи книги: Хозяйственная этика мировых религий. Опыты сравнительной социологии религии. Конфуцианство и даосизм предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

2. Феодальное государство и бюрократическое государство

2.1. Власть императора зависела от того, насколько эффективным было его управление. С расстоянием возможность влиять ослабевала. Чтобы как-то скорректировать это, в древние времена император назначал на должности чиновников, управляющих делами в провинциях, представителей своего рода и потомков княжеских родов, подчинившихся ему, но сохранивших влияние над бывшей своей территорией.

Китайское государство тогда могло быть определено как «государство родов», а император (как и в феодальной Европе) был верховным сюзереном. Помимо этого, он был также и верховным понтификом — на нем были важнейшие жертвоприношения.

2.2. Такая ситуация сформировалась к IX веку до нашей эры и держалась довольно долго. Однако она начала постепенно меняться, когда титул стали жаловать, а должности продавать (с III века до нашей эры — эпохи Шихуан-ди). Значение наследственной харизмы (полученной часто благодаря военным заслугам древних времен) уменьшалось, феодальная иерархия (ведущая свое начало от военной) сменялась чиновничьей. Состоятельные, но не знатные люди получали доступ к государственному управлению с помощью своих знаний и способностей. Книжник становился доверенным лицом при правителе и противостоял ленной знати.

2.3. Единство империи существовало во многом благодаря единым ритуалам, единым сословным обычаям и единению книжников — по факту, главных хранителей культуры. Ошибка в ритуале могла стоить императору трона. Этические требования (не злоумышлять против сюзерена, не нападать на находящегося в трауре и т. п.) были чрезвычайно важны.

2.4. Несмотря на приход к власти книжников, проблемы с централизацией никуда не делись. Огромные расстояния и интересы чиновников на местах препятствовали ей. В итоге практически все финансовые дела контролировались в провинциях. Не было ни надежного бюджета, ни даже представления о денежных ресурсах провинций.

2.5. Не улучшал общего расклада и принцип назначения чиновников в провинции. Их постоянно — каждые три года — перемещали в другую провинцию или на другую должность, при этом служить на своей малой родине чиновник не имел права. Местности Китая весьма отличались друг от друга — так что свеженазначенный чиновник зачастую даже не знал языка своих подчиненных и уж точно понятия не имел о местном традиционном прецедентном праве. Так что он был крайне зависим от советников, помощников и своих коллег рангом ниже, но проживших в этой местности дольше. У них, по сути, и была власть.

2.6. Крестьяне облагались несколькими видами повинностей. Основными были денежные выплаты, натуральные выплаты (например, зерном) и принудительные работы — чаще всего в строительстве, транспорте, курьерской службе). Кроме того, крестьяне обязаны были снабжать армию и двор правителя. С ходом времени все большую долю занимали денежные подати.

2.7. К середине XVII века в Китае были зафиксированы налоги, власти отказались от идеи принудительных работ, и, как следствие, были отменены ограничения на свободу передвижения, выбор профессии и место проживания. Это привело к демографическому взрыву: до конца XIX века население выросло с 60 миллионов до, по разным данным, 350–400 миллионов. Внутренняя торговля резко возросла, однако внешняя не оживилась — она велась лишь в одном порту (в Кантоне). Не произошло и модернизации экономической сферы.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Smart Reading. Ценные идеи из лучших книг. Саммари

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ключевые идеи книги: Хозяйственная этика мировых религий. Опыты сравнительной социологии религии. Конфуцианство и даосизм предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я