Ключевые идеи книги: Университет третьего поколения. Управление университетом в переходный период. Йохан Виссема

Smart Reading, 2021

Этот текст – сокращенная версия книги Йохана Виссема «Университет третьего поколения. Управление университетом в переходный период». Только самые ценные мысли, идеи, кейсы, примеры. Университеты из красного кирпича уже не являются по умолчанию мировыми лидерами. Сегодня гибкость, умение сотрудничать и зарабатывать деньги куда важнее многовековой истории. Так, Имперский колледж Лондона в 2003–2004 годах заработал 65 млн евро на заказных исследованиях, а на базе Лёвенского университета в Бельгии создан Межвузовский центр микроэлектроники, ведущий научно-исследовательский центр Европы. В эпоху глобализации университеты не изолированы от мира. Они запускают совместные проекты с частными компаниями и государственными организациями, конкурируют за сильных преподавателей и студентов. В книге «Университет третьего поколения. Управление университетом в переходный период» Йохан Виссема рассказывает о том, как превратить традиционный «храм науки» в эффективную образовательную компанию.

Оглавление

Из серии: Smart Reading. Ценные идеи из лучших книг. Саммари

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ключевые идеи книги: Университет третьего поколения. Управление университетом в переходный период. Йохан Виссема предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Оригинальное название:

Towards the Third Generation University: Managing the University in Transition

Автор:

Johan G. Wissema

Почему традиционные университеты должны меняться

Университеты второго поколения, основанные на гумбольдтовской модели[1], возникли во времена Наполеона, процветали на протяжении 150 лет. Они пришли на смену средневековым университетам, в которых обучались лишь представители элиты. Диплом хорошего университета был гарантией трудоустройства и обеспеченной жизни, а должность преподавателя в университете была уважаемой, достойно оплачиваемой и перспективной в плане карьеры. Университеты готовили профессионалов и занимались наукой, не заботясь о наполняемости учебных групп и кадрах: к ним стояла очередь из абитуриентов и преподавателей. Однако в 1960-х годах наметились изменения как внутри университетов, так и во внешней среде:

Количество студентов выросло и привело к увеличению государственных расходов и усилению контроля вузов со стороны государства.

Высшее образование стало более доступным, что вылилось в уменьшение научной составляющей в университетах, поскольку не все студенты оказались способны вести научную работу.

Появилась возможность получить высшее образование за границей, что привело к борьбе за сильных студентов.

У вузов появились конкуренты — независимые научно-исследовательские организации.

Требования к молодым специалистам ужесточились. Выпускники без практического опыта часто не могут найти работу по специальности.

Стоимость научно-исследовательских работ увеличилась, и государственное финансирование уже не покрывало все расходы.

Знания начали быстро устаревать.

Прежде вузы реагировали на изменения путем создания новых специальностей, факультетов и кафедр. Однако современные реалии требуют более глубоких трансформаций модели университета, его целей и функций. Чтобы не просто выжить, но и занимать лидирующие позиции в отрасли и процветать, университет должен выйти из «скорлупы» и начать играть активную роль в экономических и социальных процессах.

Графство Кембриджшир в 1960-х годах было одним из беднейших регионов Англии. Через 20 лет графство превратилось во второй регион в стране по уровню жизни. Это произошло благодаря Кембриджскому университету, который одним из первых не только в стране, но и в мире стал университетом третьего поколения. Фирмы ARC, Sinclair, Acorn Computers — бывшие стартапы Кембриджского университета. В 1970 году на его базе работало более 20 компаний, и к 1983 году Кембридж стал одним из трех промышленных кластеров Великобритании (другие два находились около Лондона и в центральной Шотландии).

Оглавление

Из серии: Smart Reading. Ценные идеи из лучших книг. Саммари

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ключевые идеи книги: Университет третьего поколения. Управление университетом в переходный период. Йохан Виссема предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Модель высшего образования, в которой классическое образование сочетается с научными исследованиями, а обучение в университете доступно не только элите, но и среднему классу. Модель названа в честь министра образования Пруссии Вильгельма фон Гумбольдта (1767–1835)

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я