Этот текст – сокращенная версия книги Тони Бьюзена «Умные родители – гениальный ребенок». Только самые ценные мысли, идеи, кейсы, примеры. О книге Книга Тони Бьюзена «Умные родители – гениальный ребенок» дает практические инструменты для развития памяти детей. Автор объясняет механизмы созревания человеческого мозга и нескольких видов интеллекта: вербального, логического, конструктивного, чувственного, кинестетического, личностного, творческого и социального. Он рассказывает, как стимулировать природный потенциал ребенка. В книге собраны мнемонические игры, принципы обучения счету и методика «карты памяти», которая позволяет структурировать любую информацию, чтобы легче ее освоить. Тони Бьюзен заявляет, что с помощью его инструментария можно увеличить объем памяти и тем самым способствовать повышению успеваемости в школе. Развитие правого полушария мозга позволяет помочь детям с трудностями обучения, такими как дислексия и дисграфия. Зачем читать • Раскрыть потенциал ребенка даже в тех областях, к которым у него нет генетической предрасположенности. • Создать условия, которые стимулируют развитие интеллекта ребенка. • Помочь ребенку с трудностями обучения, в том числе с СДВГ и дислексией, улучшить успеваемость. Об авторе Тони Бьюзен – британский психолог, изобретатель мнемонической «карты памяти», автор и соавтор более 100 книг. Член британского общества «Менса», единственное условие членства в котором – высокий уровень интеллекта. Тестировал мнемонические методики в школах для малообеспеченных детей. В 2006 году создал приложение для поддержки «карт памяти» – iMindMap. Установил рекорд по запоминанию больших объемов информации, основал благотворительный Трастовый фонд мозга и Чемпионаты памяти.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ключевые идеи книги: Умные родители – гениальный ребенок. Тони Бьюзен предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1. Мозг
1.1. Развитие мозга
Количество клеток мозга закладывается задолго до рождения ребенка, а в дальнейшем увеличивается лишь количество связей между ними, и это количество зависит от того, насколько интенсивно мозг обучается. Обязанность родителей — помочь ребенку развить мышление и сформировать привычку учиться.
Мозг формируется у эмбриона к концу пятой недели с момента зачатия и имеет форму знака вопроса. Ученые выделяют 2 скачка в развитии мозга.
Первый скачок начинается у эмбриона на 8 неделе его существования: в этот период формируются клеточные образования нейробласты, которые затем превратятся в нервные клетки нейроны. Это превращение завершится к 26 неделе.
Во время второго скачка (начинается в 10 недель с момента зачатия и длится 2 года) происходит установление взаимосвязей между нервными клетками. Именно на этом этапе закладываются основы успешного обучения ребенка: каждый из нейронов выпускает множество тонких нитей, способных вступить в контакт с десятками тысяч окружающих клеток мозга. В этот период некоторые нейроны увеличиваются в размерах и становятся более прочными, кора головного мозга становится более толстой и упругой, а отростки нервных клеток покрываются миалином.
Миалин — защитный материал, слой которого ускоряет передачу нервных импульсов в различные участки мозга.
При рождении мозг ребенка весит около 1/3 килограмма, что составляет 25 % массы мозга взрослого человека. В период второго скачка мозг ребенка увеличивается на 1 мг в минуту!
Полноценное питание для мозга включает четыре компонента: кислород, еду, любовь и информацию. При отсутствии одного из них мозг не сможет нормально развиваться!
Автор рекомендует готовиться к рождению ребенка заблаговременно:
— убедитесь, что создали оптимальное внутреннее и внешнее окружение для эмбриона: тщательно следите за собой перед зачатием и во время беременности;
— следите за тем, чтобы ваш рацион питания был достаточным для вас и для мозга малыша, избегайте алкоголя, курения и стрессов;
— поощряйте и стимулируйте мультисенсорное и интеллектуальное окружение, чтобы обеспечить максимальное переплетение нейронов и, как следствие, лучшее развитие мозга вашего будущего ребенка; пусть в доме звучит музыка и смех.
1.2. Левое и правое полушария
Во второй половине XX века Роджер Сперри получил Нобелевскую премию за то, что определил функции двух полушарий головного мозга. Левое полушарие отвечает за логику, вычисления, слова и анализ, в то время как правое — за ритм, цвет, образы, мечты и картину в целом (синтез). Кроме того, Сперри выяснил, что в каждом мозге содержится полный набор потенциальных способностей, однако некоторые из них развиты лучше, чем другие.
К сожалению, современное образование загоняет ребенка исключительно в левый либо правый уклон, тем самым лишая его возможности гармонично развиваться и эффективно реализовывать свой потенциал.
Тони Бьюзен советует родителям делать все возможное, чтобы мозг ребенка был задействован полностью:
— с раннего возраста старайтесь пробудить в малыше интерес к максимально широкому и разнообразному спектру предметов и тем, к физической и умственной деятельности;
— создайте обстановку, которая будет стимулировать активность как правого, так и левого полушария; например, если ваша дочь хочет получить новое платье, попросите ее нарисовать фасон, который ей нравится, помогите выбрать материал и попросите посчитать, сколько ткани (кнопок, пуговиц) понадобится; пусть ребенок оценит предстоящие расходы, примет участие в покупке и выполнит простейшие швейные операции;
— способствуйте развитию у ребенка навыков действий двумя руками (рисование, шитье, глажение, игры, спортивные упражнения).
1.3. Виды интеллекта
Ребенок рождается с целым набором видов интеллекта, которые ему предстоит развить.
Вербальный (словесный) интеллект помогает воспринимать значения слов, повторять их как в устной, так и в письменной форме, понимать словосочетания, фразы, параграфы и целые книги, а также разбираться во взаимосвязях понятий и слов.
— Старайтесь, чтобы ребенок воспринимал максимальное количество слов как на слух, так и зрительно; с рождения разговаривайте с малышом, пойте ему.
— Позаботьтесь о том, чтобы в мозгу ребенка слова были связаны со зрительными образами: от развития вербального интеллекта зависит успешная учеба в школе и университете, а также будущая профессиональная деятельность. Начиная с четырехмесячного возраста малыш может рассматривать картинки в книгах, а со временем он сможет мысленно создавать образы, слушая сказки или читая книги.
Логический интеллект отвечает за операции с числами (счет, арифметические действия, высшая математика, выявление взаимосвязей между числами); этот вид интеллекта можно усовершенствовать в ходе тренировок.
— Научите ребенка считать еще до школы, это придаст ему уверенности.
— Игра числами, как и словами, должна стать частью вашей семейной культуры.
— Научите малыша делать подсчеты в уме, учите его приблизительно оценивать задачу или головоломку, прежде чем приступить к точным вычислениям.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ключевые идеи книги: Умные родители – гениальный ребенок. Тони Бьюзен предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других