Слагаемые успеха
В результате многих исследований Ангела Дакворт выяснила, что успех определяют два главных фактора:
• способность пережить неудачу и продолжать двигаться к цели, даже когда что-то не получается;
• тяга к самосовершенствованию, желание постоянно учиться и повышать качество своих навыков.
Успех сопутствует устойчивым, работоспособным и трудолюбивым людям, которые точно знают, чего хотят. Они понимают, каких усилий потребует результат, и готовы идти к своей цели, несмотря на трудности. Другими словами, у них твердый характер.
В обществе принято считать, что решающее значение имеет талант. Скажем, если у ребенка естественная склонность к математике, логично предположить, что он будет получать только высокие оценки и с годами разрыв между ним и менее способными одноклассниками будет расти. Однако Дакворт, много лет проработавшая школьным учителем, обнаружила, что талант — далеко не главный залог успеха. Настоящее значение имеет лишь то, как человек с ним обойдется.
Широко известны эксперименты, в ходе которых организаторы заставляли учителей поверить в исключительные способности ряда учеников. Не отдавая себе в этом прямого отчета, учителя тут же начинали проявлять к «гениям» куда больше внимания и заботы, а также предъявляли к ним гораздо более высокие требования. В итоге «середнячки» и даже двоечники достигали лучших результатов, чем можно было предположить изначально. Суммируя исследования на эту тему, автор делает вывод, что талант — крайне относительная и нестабильная категория оценки будущего. Что по-настоящему влияет на судьбу человека, так это его упорство и умение добиваться своего.
Настоящее мастерство рождается из десятка разрозненных навыков и привычек, которые складываются в единое целое только спустя долгие годы практики. При этом совершенно не обязательно каждый день совершать нечто выдающееся, главное — выработать рутину и последовательно ее придерживаться.
Двухуровневое уравнение Ангелы Дакворт (объясняет, как талант превращается в достижения):
1. талант x усилия = навык
2. навык x усилия = достижение
Талант — скорость, с которой вы приобретаете навык, если прикладываете к этому должное количество усилий. Достижение — результат последовательного применения этого навыка. Как видите, усилия присутствуют в уравнении дважды. Именно количество приложенных усилий определяет качество полученного навыка, и этот же фактор определяет продуктивность его применения.
Чтобы писать хорошие тексты, необходимо долго учиться работать со словом. Это требует упорства и настойчивости. Но одного мастерства недостаточно. Только применив полученный навык по назначению и написав не учебный, а «боевой» текст, вы сможете говорить о достижении.
Талант без усилий — нереализованный потенциал. Навык без усилий — нереализованные достижения.
Нас часто призывают делать то, к чему мы испытываем неподдельную страсть: «Найди себе работу по душе, и ты не будешь работать ни дня в жизни». В какой-то степени это верно: занятие, на которое вы тратите огромное количество времени, должно вас увлекать. Однако люди, добившиеся настоящего успеха, говорят о том, что страсть — это не похожая на влюбленность одержимость, а верность выбранному пути, стабильность и систематический подход к занятиям.
Нет такой деятельности, которая бы приносила радость нон-стоп. Чем бы вы ни занимались, всегда найдется аспект, который раздражает и доставляет неудобства. В данном контексте страсть — это желание продолжать, несмотря на негативные стороны процесса и неизбежные неудачи.
Три уровня целеполагания — высший, средний и низший:
• Цели низшего порядка точны и конкретны, именно из них состоит ежедневный список дел (вовремя выйти из дома, позвонить партнеру по бизнесу, отправить важный email). Это скорее средства достижения цели, чем цель сама по себе.
Конец ознакомительного фрагмента.