Ключевые идеи книги: Проклятие эффективности, или Синдром «шахты». Джиллиан Тетт

Smart Reading, 2020

Этот текст – сокращенная версия книги Джиллиан Тетт «Проклятие эффективности, или Синдром «шахты». Как преодолеть разобщенность в жизни и бизнесе». Только самые ценные мысли, идеи, кейсы, примеры. О книге Книга раскрывает главного виновника экономического кризиса 2007–2008 годов – разобщенность. Это история о том, к каким последствиям она привела японскую корпорацию Sony, швейцарский банк UBS и центральный банк Англии. На примере полиции Чикаго, пожарной службы Нью-Йорка, Кливлендской клиники, калифорнийской Facebook и хедж-фонда Blue Mountain автор показывает, как бороться с этой напастью. Вы не найдете в книге четких и подробно расписанных шагов, что делать в вашем случае, зато увидите вполне конкретные направления будущего развития. Зачем читать • Узнать, как появляется разобщенность и к каким последствиям она может привести. • Справиться с болезнью роста и повысить эффективность бизнеса. • Понять, как преодолевать социальные барьеры, на примерах конкретных организаций. • Вовремя увидеть риски и возможности компании. Об авторе Джиллиан Тетт – журналист и главный редактор международной деловой газеты Financial Times, автор четырех книг (на русский язык переведена только одна). Имеет докторскую степень по социальной антропологии Кембриджского университета, полученную за полевые исследования традиционных свадебных обрядов в советском Таджикистане. В 2006 году предсказала наступление мирового финансового кризиса, в 2007-м получила премию Уинкотта – главную британскую награду в сфере финансовой журналистики, а в 2008-м названа в Британии журналистом года.

Оглавление

Из серии: Smart Reading. Ценные идеи из лучших книг. Саммари

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ключевые идеи книги: Проклятие эффективности, или Синдром «шахты». Джиллиан Тетт предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Провалившиеся попытки победить разобщенность

1. «Ловушки для осьминогов» в Sony

До конца XX века у Sony было гораздо больше преимуществ, нежели у Samsung, Microsoft и Apple: на нее работали самые лучшие инженеры, специализирующиеся на создании бытовой электроники, дизайнеры, программисты и разработчики видеоигр, а также компании принадлежало 50 % музыкального лейбла BMG, работавшего с такими артистами, как Майкл Джексон.

Но в 1999 году на выставке в Лас-Вегасе COMDEX Sony презентовала сразу два аналогичных цифровых гаджета Walkman, работающих на разных технологиях, а вскоре выпустила и третью похожую новинку. Устройства стали друг с другом конкурировать, и, по выражению автора книги, это стало «зловещим предзнаменованием беды». Через пару лет Sony уступила место на мировой арене Apple. В японской компании цифровые музыкальные системы основывались на собственных запатентованных технологиях, а инженеры Apple разработали платформу iTunes Store, доступ к которой могли получить пользователи любой продукции. Когда в 2001 году Apple выпустила портативный цифровой музыкальный плеер iPod, пальма первенства в музыкальной индустрии окончательно перешла к компании Джобса.

Начинала компания Sony не как «бюрократический бегемот». Группу основали Акио Морита и Масару Ибука, познакомившиеся на военной базе в 1944 году. Сначала они с дюжиной сотрудников и начальным капиталом порядка $500 вручную делали магнитофоны, нанося магнитное покрытие на ленты тонкими кистями из мягкой щетины с брюшка енота, затем в 1960-х годах разработали телевизор Trinitron с четким цветным изображением, а в 1979 году — кассетный плеер Walkman, проданный за несколько лет более 20 млн раз. Идеи этих устройств обсуждались всей компанией.

Но после смерти обоих руководителей в 1990-х годах в корпорации работали уже 160 тысяч человек. Власть тогда ненадолго перешла к инженеру Норио Ога, вклад которого в успех Sony — игровая консоль PlayStation. Однако через пару лет Ога сменил Нобуюки Идеи, который, в отличие от предыдущих руководителей, не имел технического образования. Он считал, что справиться с разрастанием и усложнением корпорации поможет разделение ее на специализированные самостоятельные подразделения, как в швейцарском продуктовом гиганте Nestle, в правление которого он входил. В Nestle отделы по производству жвачки, шоколада и других товаров отдельно отчитывались о прибылях и убытках, поэтому их успехи или неудачи легко прослеживались.

В 1994 году Sony преобразовалась в систему отдельных компаний, сгруппированных по восьми автономным направлениям:

1) бытовая аудио — и видеотехника;

2) комплектующие;

3) носители записи;

4) широковещательные сети;

5) промышленные и бизнес-системы;

6) информационные технологии и коммуникации;

7) мобильные электронные устройства;

8) полупроводники.

В то же время игровой, музыкальный, страховой и кинобизнес стали работать как отдельные предприятия-сателлиты.

В 1999 году восемь групп преобразовали в три холдинга с 25 подкомпаниями. В 2001 и 2003 годах эти независимые бизнес-единицы реорганизовали еще дважды.

Как только руководители вновь созданных компаний осознали, что именно они ответственны за состояние своего баланса, они стали «защищать» свои подразделения не только от внешних конкурентов, но и от внутренних «опасностей». Делиться новаторскими идеями или обмениваться лучшими сотрудниками с другими подразделениями больше никто не хотел. Взаимодействие между подразделениями почти полностью прекратилось, в частности, перестали проводиться мозговые штурмы. Сошли на нет и долгосрочные инвестиции, не предполагающие немедленной отдачи.

Руководство корпорации представило новый слоган «Sony едина», но между словами и реальным поведением была большая разница. Вместо командной работы каждое подразделение развивало свои идеи самостоятельно.

В Apple же все отделы работали над одним проектом одновременно. Стив Джобс не позволял инженерам экспериментировать в отдельных подразделениях, так как опасался, что они станут защищать концепции существующих продуктов и прошлые успехи, а не прорываться в будущее. Он стремился к тому, чтобы сотрудники работали слаженной командой с едиными целями, поэтому на всю компанию составляли один отчет о прибылях и убытках.

В 2005 году гендиректором Sony стал британец Говард Стрингер, который до этого отвечал за деятельность компании в США. На тот момент компания все еще производила отличные товары вроде PlayStation, но прозевала переход на телевизоры с плоским экраном. Стоимость акций Sony резко упала, и Нобуюки Идеи покинул компанию.

Ранее Стрингер 20 лет работал телепродюсером и журналистом в CBS и в итоге ее возглавил. Стрингер никогда не жил в Японии и не говорил по-японски, но старейшины Sony предложили ему стать президентом компании. Они считали, что Стрингер сможет приманить внешних инвесторов, как экс-президент Nissan Карлос Гон, сумевший вытащить автопроизводителя из отчаянного положения.

Когда Стрингер впервые выступал перед сотрудниками компании, он сказал, что в Sony слишком много «зерновых ям». Но поскольку в Японии выращивали рис, а не зерно, переводчик превратил их в «ловушки для осьминогов» — горшки с узким горлом, куда осьминоги легко вползают, а вылезти уже не могут. Этот образ идеально выразил мысли Стрингера.

По совету исполнительного директора IBM — компании со схожей историей и структурой — Луиса Герстнера Стрингер собрался уволить несколько тысяч сотрудников и уменьшить количество производственных площадок. Мини-компании предполагалось интегрировать в единую структуру. Это должно было превратить «корпоративного осьминога, запустившего щупальца в многочисленные сферы деятельности», как писала New York Times, в предприятие оптимального размера.

Однако Стрингер столкнулся с сопротивлением. Несмотря на планы о сокращении персонала, каждый раз при возвращении в токийскую штаб-квартиру он видел одно и то же количество сотрудников. Японские сотрудники всегда кивали ему в ответ, но на деле игнорировали его распоряжения.

Гендиректор планировал переместить группу PlayStation в штаб-квартиру Sony и тем самым интегрировать ее в общую деятельность компании. Но вышеупомянутое подразделение сначала просто игнорировало эту просьбу, а затем, все-таки переехав, отгородилось от остальных стеклянной стеной якобы для защиты секретной информации.

В 2013 году, когда компания презентовала обновленную версию легендарной приставки — PlayStation 4, журналисты использовали ноутбуки или фотографировали на телефоны, созданные конкурентом. Зал был набит сотнями устройств с логотипом в виде надкушенного яблока. «Apple затмила Sony даже в этот момент торжества», — констатирует Джиллиан Тетт. Годом ранее в списке двух тысяч крупнейших в мире компаний по версии Forbes Sony опустилась до 477?го места: это падение стало сенсацией в истории рейтинга журнала.

В результате Стрингер сдался. Перед его уходом правление подарило ему металлическую коробочку с надписью «007» — будто реквизит из любимых им фильмов о Джеймсе Бонде. Внутри нее были пластмассовые копии руководителей Sony за столом заседаний, которые при нажатии изрекали послания. Одно из них звучало как: «Разрушим „бункерное“ мышление!» «Что ж, видимо, эта кнопка не работает», — пошутил Стрингер. Ведь одно дело — диагностировать проблему, и другое — реально ее искоренять.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Smart Reading. Ценные идеи из лучших книг. Саммари

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ключевые идеи книги: Проклятие эффективности, или Синдром «шахты». Джиллиан Тетт предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я