Этот текст – сокращенная версия книги Дова Сайдмана «Отношение определяет результат». Только самые ценные мысли, идеи, кейсы, примеры. О книге С развитием интернета наши слова, действия, решения становятся все более открытыми и публичными. В информационном мире все мы как на ладони, и многое из того, что раньше можно было бы сохранить в тайне, теперь неизбежно становится явным. Угрожает ли это нам и нашим делам? Напротив, дает новые возможности: в XXI веке выигрывают не хитрые, а принципиальные, не мошенники, а честные партнеры, не уловки, а принципы. Казавшиеся ранее весьма абстрактными понятия морали, ценностей, репутации становятся краеугольными камнями деловой культуры. Этичный бизнес – прибыльный бизнес, и это не парадокс. Зачем читать • Познакомиться с принципами этичного менеджмента, пока мало известного в России. • Узнать реальные правила долгосрочного успеха, который обеспечивает этика в бизнесе. • Переосмыслить понятия «лидерство», «успех», «управление». Об авторе Дов Сайдман – лучший консультант по корпоративной этике по версии Fortune Magazine, один из 60 лучших экономических мыслителей последнего десятилетия по оценке The Economic Times. Основатель и CEO консалтинговой фирмы LRN, которая помогла сотням ведущих международных компаний, желавших построить бизнес на новых этических началах.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ключевые идеи книги: Отношение определяет результат. Дов Сайдман предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Оригинальное название:
How. Why How We Do Anything Means Everything
Автор:
Dov Seidman
www.smartreading.ru
Новый мир — новые правила
Поднять волну
Собрав человечество воедино и максимально сократив дистанцию между людьми, интернет успел нас и разочаровать, и воодушевить. Разочаровать — потому что теперь в миллиардной толпе пользователей куда сложнее отличиться своим мнением, идеей, решением, притом что большинство наших действий публичны. Воодушевить — потому что подлинной ценностью стали непохожесть одних людей на других, уникальность, самобытность, собственные манера и стиль. На смену эре земли (Средневековье) и эре капитала (Новейшее время) в XXI веке пришла эра поведения.
«Преуспеть благодаря правильному поведению» — Дов Сайдман облек эту концепцию в одно слово: outbehave. Его пока нет в словарях, но за ним будущее. Правильное поведение — источник преимуществ и для компании, и для отдельно взятого человека. Что значит «правильное»? Всего три принципа определяют поведение.
▶ Принуждение: «Этот отчет должен лежать у меня на столе не позднее пяти часов!»
▶ Мотивация: «Если закончите эту работу в срок, вас ожидает премия».
▶ Вдохновение: «Закончим этот проект в срок, ведь в этом и есть смысл нашей работы!»
Большинству привычны вторая и, увы, первая модели поведения в команде. Но по-настоящему способна управлять делами только третья стратегия. С наибольшей отдачей мы делаем лишь то, что хотим. Сайдман подчеркивает: «Принуждение и мотивация происходят с вами, но вдохновение рождается в вас». Фразу «Закончим этот проект в срок, ведь в этом и есть смысл нашего дела!» никто не произносит вслух, но в компании с правильно организованной командной работой эта идея будет в сознании каждого. Вдохновение имеет прямое отношение к ценностям. Ценности проявляются в поведении.
Медсестра, которая вводит укол больному, не обязана подбадривать его добрым словом. Но располагающее, сочувственное поведение — непосредственное продолжение ее обязанностей в медицинской сфере, признак того, что ежедневная работа не существует в отрыве от ее житейских ценностей. Стоит ли говорить, как важно это для пациентов?
В слова о вдохновении непросто поверить. Вспомним, когда мы впервые получили представление о том, что такое поведение. В детстве, причем чаще всего в момент наказания за какие-то проступки. Мало кто помнит пятерки за поведение, которые учитель ставил в дневник. Поэтому мы мало верим в огромный потенциал правильного, отражающего здоровые ценности поведения. Между тем в сегодняшнем мире люди связаны как никогда тесно — все обитают в одной Сети, все наблюдают друг за другом. Когда мы окончательно передоверим интернету большую часть наших житейских забот, окажется, что сильнее всего мы отличаемся друг от друга именно человечностью. Нам больше не нужны лидеры в сфере технологий — они уже сделали свое дело. Нужны поведенческие лидеры.
Вспомним, как болельщики на стадионе или музыкальные фанаты в зале «поднимают волну». Их никто не заставляет это делать, у «волны» нет начальника, участники «волны» не знакомы друг с другом. Но они сливаются в едином позитивном порыве. Они откровенны. Они выпускают свою энергию на свободу, и она работает на радость всем. Эффект «волны» — идеальное отражение «как-стратегии». Вы можете «поднять волну» в любой сфере жизни, это не зависит от статуса или заработка. Для этого нужно лишь осознать ответ на единственный вопрос: как вы делаете то, что вы делаете?
Эти выводы иллюстрирует хрестоматийный пример про трех каменщиков, по-разному ответивших на вопрос, чем они заняты. «Я кладу кирпичи», «Я зарабатываю на жизнь», «Я строю храм Божий» — тот, кто строит храм, не просто осведомлен о своем занятии — он видит себя в контексте большого дела, работа становится более ценной, ориентированной на высшие потребности. А именно на ценности опирается, по Сайдману, «философия-как».
Шахматы и покер
В феодальном обществе главной ценностью была земля, которой владел князь. В индустриальном обществе XIX века такой ценностью стал капитал. И земля, и капитал — ограниченные ресурсы: у одних этого всегда будет больше, чем у других. Если я владею капиталом, то могу создавать нечто, чего вы не можете, мы не равны. Тем более я не намерен ни с кем делиться своими накоплениями. Капитал породил феномены авторского права, патентов. Капитал — это контроль и власть, лучше бы единоличная. Такой способ мышления надолго определил структуру компаний — жесткую, командно-административную, вертикальную.
Технологии сделали наш мир плоским, а связи между людьми — горизонтальными. Мы овладели новыми способами делать то, что мы делаем. Теперь актуально не копить информацию, а грамотно делиться ею — на этом построена экономика Yahoo, Google, Amazon, eBay. Миссия Google выражает именно эту идею: «Организовать всю информацию в мире и сделать ее общедоступной и полезной». Современный мир учит делиться. Двигатель инноваций — способность сотрудничать. Все меньше компаний видят смысл в том, чтобы организовывать специальный «отдел по работе с инновациями»: разве 10 человек из 5 тысяч поднимут инновационную волну? Куда актуальнее, чтобы каждый сотрудник был ориентирован на поиск нового.[1]
Взаимоотношения в новом высокотехнологичном мире подобны шахматной игре: отдельно взятый конь или ладья имеют на поле строго определенные функции, у фигуры есть как сильные стороны, так и уязвимые позиции. Однако в контексте игры у коня и ладьи возникают тысячи комбинаций во взаимодействии с другими фигурами. У каждого из нас свой опыт и навыки, которые нам самим порой кажутся недостаточными, однако успех придет лишь к тем, кто способен наилучшим образом кооперировать свои навыки с навыками других. Создание прочных взаимосвязей — ключевая ценность не только будущего, но уже и настоящего.
Технологии фантастически расширяют наши коммуникативные возможности, ежедневно сталкивая нас с сотнями собеседников. Это происходит быстрее, чем мы узнаем человека с другой стороны экрана. С такой проблемой давно столкнулись крупные корпорации, нанимающие на работу сотрудников из разных стран и даже разных культур. Сочиняя электронное письмо, мы не всегда знаем даже пол адресата, не говоря о его воспитании и прочих «тонких настройках» личности. Прибавим к этому несовершенство языка: один и тот же текст, на первый взгляд нейтральный, два получателя могут понять по-разному. А еще интернет переполнен фейками, почти неотличимыми от истины… Продолжая аналогию с играми, можно заключить, что к шахматному принципу современной коммуникации примешивается покер. Организованные Сетью, мы, как пешки и ладьи, способны работать более слаженно, но чаще всего владеем далеко не полной информацией, как и игроки в покер, которые видят лишь открытые карты.
Просто сделайте это… как?
Технологии сделали нас уязвимыми. Ежедневные разоблачения, допинг-скандалы, скандальные фото знаменитостей — последствия жизни в XXI веке. Мало того, за всем этим мы наблюдаем в режиме реального времени, порой сами того не желая. Информация агрессивна. В такой обстановке мы как никогда нуждаемся в чем-то незыблемом, постоянном. Проще всего найти успокоение в правилах, так поступает большинство компаний. Допустим, все должны соблюдать дресс-код или приходить на работу к девяти часам утра и ни минутой позже. Это удобно, однако у всякого правила есть предел. В каком кодексе дизайнерского агентства написано, что сотрудники должны превзойти ожидания клиентов? Удивить их? А между тем каждый сотрудник в глубине души понимает, что именно такая «обязанность» первостепенна в его работе. Более того, если работа в радость, это и вовсе не ощущается как обязанность.
Писатель и журналист Александр Генис признается: «Я никогда не считал письмо работой, даже в тот год, когда сочинил тысячу страниц и заработал карпальный туннельный синдром, но не перестал колотить по клавишам машинки рукой в нарядном лубке. Полагая писательский труд чистой радостью, я втайне считал, что просить за эту привилегию деньги так же странно, как зарабатывать их в дворовом футболе».
В прозрачном мире, где каждый на виду, конформизм легко отличим от искреннего поведения. Нам нет нужды терпеть грубость одного и того же продавца в одном и том же магазине — мы просто пойдем в соседний. Теперь, когда почти любой сотрудник заменяем, старое правило «Просто сделайте это!» больше не работает. Куда лучше действует принцип «Просто сделайте это правильно».[2]
Воплощать искренние позитивные ценности выгодно, причем и в финансовом, и в личном плане. Ценности надежнее правил, потому что приносят не только достаток, но и радость. Самоуважение и осмысленность — не пустые слова: недаром в пирамиде ценностей Маслоу они на самом верху.
Крупные американские компании еще в 1980-е годы задумались о важности «как-инноваций». Концепция управления «шесть сигм», философия постоянного улучшения (Kaizen), система ERP (планирование ресурсов предприятия), система HRIS (информационная система персонала), система CRM (система управления отношениями с клиентами) — все это «как-инновации», ориентированные не на продукт, а на культуру обслуживания.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ключевые идеи книги: Отношение определяет результат. Дов Сайдман предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1
О технологичном использовании экспертизы, опыта и навыков граждан для повышения эффективности работы госструктур читайте в саммари книги Бет Новек «Умные граждане — умное государство».
2
Читайте саммари книги Джеффа Кокса, Ди Джейкоба и Сьюзан Бергланд «Новая цель. Как объединить бережливое производство, шесть сигм и теорию ограничений», сам-мари книги Джеймса Вумека и Дэниела Джонса «Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании» и сам-мари книги Пола Эйкерса «Двухсекундный лин: как вырастить персонал и создать лин-культуру на работе и дома».