Ключевые идеи книги: Мотивация к работе. Фредерик Хeрцберг

Smart Reading, 2020

Этот текст – сокращенная версия книги Фредерика Херцберга «Мотивация к работе». Только самые ценные мысли, идеи, кейсы, примеры. О книге Теория мотивации Фредерика Герцберга положила начало целому направлению исследований в области менеджмента. Споры о ней не утихают до сих пор. Положения теории, разработанной в 1950-е годы XX века, можно свести к следующему: «Если работники удовлетворены, они приписывают свое состояние самой работе. Если они недовольны работой, то начинают беспокоиться о рабочей среде и отношениях в коллективе». Авторы этой книги впервые обратили внимание на двухфакторную связь между мотивацией и гигиеной труда. Масштабное исследование Питтсбургского университета позволило собрать отзывы сотен служащих. Оказалось, что улучшение условий работы почти не влияет на отношения в коллективе. Достижения, признание заслуг, сложные, интересные задачи – вот важнейший источник удовлетворения для работника. Зачем читать • Ознакомиться со знаменитой двухфакторной теорией мотивации Фредерика Герцберга. • Найти причины прокрастинации, апатии по отношению к работе, нежелания ею заниматься. • Реконструировать работу в своей компании и увеличить эффективность сотрудников. Об авторе Фредерик Герцберг – американский психолог, который придал слову «мотивация» современное звучание. Создатель теории мотивации и гигиены, объясняющей, какие факторы вызывают удовлетворение и неудовлетворение от работы. Теория Герцберга легла в основу программы «обогащения труда». Доктор философии Питтсбургского университета. Специалист по электрошоковой терапии. Профессор менеджмента в Кейсовском университете Западного резервного района, основатель кафедры психического здоровья в промышленности. Бернард Моснер – американский психолог, соавтор Фредерика Герцберга и Барбары Снидерман по книге «Мотивация к работе». Профессор Питтсбургского университета. В 1950-е годы сферой его научных интересов были факторы, которые вызывают у людей удовлетворение от труда. Публиковал статьи в Harvard Business Review. Настаивал на идее, что отношения между работником и организацией не ограничиваются только экономическим обменом. Барбара Снидерман – американский психолог, соавтор Фредерика Герцберга и Бернарда Моснера по книге «Мотивация к работе». Профессор Питтсбургского университета. В 1950-е годы принимала участие в выработке основных положений теории мотивации и гигиены. Совместно с коллегами проводила масштабное исследование литературы и опрос служащих Питтсбурга об удовлетворении своей работой.

Оглавление

Из серии: Smart Reading. Ценные идеи из лучших книг. Саммари

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ключевые идеи книги: Мотивация к работе. Фредерик Хeрцберг предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Основные факторы мотивации

Фактор — Отношение — Результат

Более ранние исследования, предшествующие книге, велись фрагментарно, без попытки оценить картину в целом. Отношение к работе не сопоставлялось с предысторией его формирования, и не изучались последствия такого отношения. Исследование Херцберга было построено по-новому — от опрашиваемого получали информацию, в какие временные промежутки он ощущал позитивные и негативные эмоции от работы. Исследователи старались выяснить, какие события повлияли на формирование состояния подъема или спада, а затем анализировали дальнейшую реакцию респондента на происходившее. Так изучалась связка «Фактор — Отношение — Результат».

Долгосрочные и краткосрочные последовательности событий

Для всех рассказов респондентов авторы ввели термин «последовательность событий», или «последовательность». Это стало единицей измерения, на протяжении которой отношение респондента к работе, по его мнению, было только положительным или исключительно отрицательным. Рассмотрим два примера последовательности событий.

Инженер получил новое интересное задание, от которого зависит проект, и с воодушевлением взялся за него. Наибольшую радость он испытал, когда понял, что его работа позволила другим специалистам после него отлично выполнить свою работу и сдать проект в срок, что улучшило показатели и повысило моральный дух отдела.

Менеджера отправили в очевидно ненужную для рабочего процесса командировку, при этом не дали высказать свое мнение по этому вопросу и облекли требование в довольно грубую форму, пригрозив увольнением. Человек почувствовал свою беспомощность и нежелание ничего делать в рабочей поездке. В результате он фактически саботировал работу и допустил много ошибок.

Помимо разницы в эмоциональной окраске этих последовательностей событий (первая — положительная, вторая — отрицательная) они еще различаются тем, что первую можно охарактеризовать как долгосрочную, происходившую на протяжении достаточного количества времени, а вторую можно причислить к краткосрочным и эпизодическим последовательностям. Так авторы сформулировали критерии долгосрочных и краткосрочных последовательностей событий.

Долгосрочные последовательности событий охватывают промежутки времени от нескольких недель до любого количества лет, в течение которых отношение человека к работе находится на стабильно высоком или низком уровне. Разумеется, на этих временных отрезках возможны колебания, которые могут возникнуть из-за внезапной похвалы руководства или случайной неудачи, но они не влияют на пролонгированное моральное состояние работника. В случае краткосрочной последовательности критические переживания сфокусированы на достаточно коротком промежутке времени, ограниченном определенным небольшим количеством событий.

Факторы первого и второго уровней

Факторы, влияющие на отношение к работе и входящие в триаду «Фактор — Отношение — Результат», были разделены на несколько типов.

Факторы первого уровня — ситуации, ставшие частью последовательности событий, послужившей толчком к формированию позитивного или негативного отношения человека к работе.

Фактором первого уровня может стать изменение должности или удачное выполнение проекта.

Факторы второго уровня — те внутренние побуждения, психологические реакции и потребности, которые инициированы факторами первого уровня.

Факторами второго уровня могут стать повышение морального духа и стремление работать еще более продуктивно как следствие того, что усердная работа была оценена по достоинству.

Результаты отношения — находятся в одной плоскости с факторами второго уровня, но не относятся к сфере чувств, поведения и психологических реакций, а имеют более материальное значение. Это выросшая или упавшая продуктивность, поиск новой работы, изменение отношений с коллегами.

Оглавление

Из серии: Smart Reading. Ценные идеи из лучших книг. Саммари

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ключевые идеи книги: Мотивация к работе. Фредерик Хeрцберг предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я