Ключевые идеи книги: Методика Марии Монтессори. Мария Монтессори, Елена Хилтунен, Виктория Дмитриева

Smart Reading, 2020

Этот текст – сокращенная версия книги Марии Монтессори, Елены Хилтунен и Виктории Дмитриевой «Методика Марии Монтессори». Только самые ценные мысли, идеи, кейсы, примеры. О книге Сегодня по методике Марии Монтессори обучают детей в Индии, Юго-Восточной Азии, России и на Ближнем Востоке. Мария Монтессори впервые заговорила о сенситивных периодах развития детей. Она считала, что настоящая педагогика должна быть основана на самостоятельности и активности. Это возможно, когда человек – хозяин самому себе и способен регулировать свое поведение в зависимости от ситуации. Она предложила создавать развивающую среду, чтобы сами дети выбирали формы, методы и материалы для обучения. Основной принцип Монтессори-педагогики – дать ребенку условия, чтобы он мог реализовать потребность познавать мир. Мария Монтессори стояла у истоков сенсорной педагогики, полагая, что развитие органов чувств в дальнейшем обеспечит человеку полноценное интеллектуальное развитие. Зачем читать • Ознакомиться с уникальной педагогической методикой Марии Монтессори. • Воспитать ребенка свободной и самостоятельной личностью. • Организовать для ребенка развивающее пространство, выявить его интеллектуальные и творческие способности. Об авторе Мария Монтессори – первая женщина в Италии, получившая диплом врача. Основала и возглавила Медико-педагогический институт для подготовки учителей к обучению детей с умственными недостатками. Поскольку ее выпускники превосходили здоровых детей в навыках письма, счета и чтения, Монтессори создала обучающую методику для обычных детей. Одна из четырех педагогов, которые в 1988 названы ЮНЕСКО определившими способ педагогического мышления XX века. Почетный доктор Амстердамского университета. Елена Хилтунен – журналист, педагог, выпускница Московского педагогического университета. Впервые попала в школу Монтессори в Голландии. Ее вдохновило, что дети в ней учились самостоятельно, без помощи взрослых, педагоги не сдерживали естественного развития учеников. Она стала родоначальником движения Монтессори в России, популяризатором ее идей. Обладатель международного педагогического сертификата немецкой Академии развивающей реабилитации. Эксперт Ассоциации Монтессори-педагогов России. Виктория Дмитриева – российский блогер, основатель Школы адекватных родителей, социолог, мать троих сыновей. После рождения первенца Виктория столкнулась с информационным вакуумом в области воспитания детей. Основательно проштудировав мировой педагогический опыт, она начала вести блог, чтобы делиться с другими родителями добытой информацией. Автор двух книг «Это же любовь» и «Это же ребенок». Вместе с коллегами проводит тренинги и семинары для осознанных родителей.

Оглавление

Из серии: Smart Reading. Ценные идеи из лучших книг. Саммари

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ключевые идеи книги: Методика Марии Монтессори. Мария Монтессори, Елена Хилтунен, Виктория Дмитриева предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

1. Суть метода Монтессори

История системы Монтессори удивительна тем, что к ней с одинаковой ненавистью относились лидеры разных тоталитарных государств: Муссолини, Сталин и Гитлер закрывали Монтессори-школы и устраивали гонения на педагогов — сторонников этой системы. Цель Монтессори-педагогики — воспитание свободных, самостоятельно мыслящих людей, способных принимать решения и нести за них ответственность, — представлялась диктаторам крайне опасной.

1.1. Воспитание чувств

Мария Монтессори считается основоположником сенсорной педагогики. Человек появляется на свет со сформированными органами чувств, которые, однако, еще не могут активно и полноценно функционировать. Госпожа Монтессори полагала, что умственное развитие ребенка напрямую связано с тем, насколько хорошо и быстро он научится управлять своими органами чувств. Связь органов чувств и мышления можно представить в виде следующей схемы:

Впечатления, воздействующие на органы чувств => ощущения => представления => ассоциации представлений => запоминание => анализ => мышление.

Создавая дидактические материалы, способствующие тренировке органов чувств, М. Монтессори преследовала две цели: биологическую (облегчить естественное развитие ребенка) и социальную (подготовить его к жизни в обществе). Мария Монтессори писала: «Воспитание чувств делает людей наблюдательными и не только довершает общее дело приспособления к нынешней цивилизации, но и готовит к жизненной практике. Мне кажется, мы имеем весьма несовершенное представление о том, что нужно для этого. Наш воспитательный метод чаще всего сводится к заучиванию в уме и затем к выполнению. Но весьма нередко ученики, хорошо поняв идею, с огромным затруднением выполняют практическую задачу».

Данное высказывание в наши дни актуально как никогда: школьное и вузовское образование предполагает преимущественно освоение теоретических знаний, и выпускники оказываются совершенно неприспособленными к практической деятельности.

1.2. Задачи Монтессори-педагога

Метод Монтессори основан на наблюдении за ребенком в естественных условиях и принятии его таким, какой он есть. Основной принцип Монтессори-педагогики заключается в том, чтобы ненавязчиво стимулировать ребенка к саморазвитию, самовоспитанию и самообучению. У ребенка есть внутренняя потребность познавать мир, нужно лишь создать ему необходимые условия.

М. Монтессори лаконично сформулировала задачи педагога:

— создать развивающую среду;

— вместе с детьми выполнять несколько простых правил;

— не вмешиваться в процесс без необходимости или просьбы со стороны ребенка.

1.3. Сенситивые периоды развития

В основе системы Монтессори лежит понятие о сенситивных периодах. Данные периоды уходят безвозвратно, и порой определенные способности ребенка так и остаются не развитыми. Родители и педагоги обязаны знать о существовании этих благоприятных периодов и создавать все условия для развития детей. Однако следует помнить, что не существует абсолютно точных сроков наступления сенситивных периодов, поскольку каждый ребенок развивается в индивидуальном темпе. Далее представлены краткие описания сенситивных периодов с приблизительными сроками.

Сенситивный — возраст, наиболее благоприятный для обучения определенным видам деятельности. Например, музыкальные способности наиболее активно развиваются с 2 до 6 лет.

Период активного развития речи (от рождения до 6 лет)

После 4 месяцев младенцы начинают воспринимать речь: они поворачивают голову к источнику звука, смотрят в рот говорящему и пытаются подражать звукам. К году ребенок, как правило, произносит первое осознанное слово, и с этого момента его словарный запас стремительно увеличивается. К полутора годам ребенок уже может вербально выражать свои желания и осваивает основы грамматики родного языка. В этот период следует как можно больше разговаривать с малышом, читать ему вслух и обсуждать иллюстрации к книгам. В 2–2,5 года дети склонны разговаривать сами с собой, но постепенно эти монологи становятся внутренними. К трем-четырем годам речь становится полностью осознанной и целенаправленной: с помощью речи ребенок решает свои проблемы, выражает эмоции и желания. В этом возрасте проявляется интерес к буквам, а в 4,5–5 лет ребенок готов самостоятельно учиться читать.

Период активного сенсорного (чувственного) развития (от рождения до 6 лет)

В этот период ребенок как никогда восприимчив к форме, размерам, звукам и цвету. Сначала информация о мире воспринимается через тактильные ощущения и запахи, затем основными источниками информации становятся зрение и слух. Все развивающие материалы и игрушки, созданные для детей данного возраста, так или иначе воздействуют на органы чувств.

Период развития двигательной активности (от рождения до 3,5 лет)

Первые движения малыша кажутся бессмысленными, хаотичными и беспомощными. Тем не менее таким образом младенец начинает осваивать окружающий мир. Со временем его действия становятся более скоординированными, выразительными и осмысленными: чем сложнее движение, тем больших физических и умственных усилий оно требует. К окончанию данного периода движения ребенка сформированы и практически не отличаются от взрослых.

Период формирования представлений о порядке и аккуратности (с 2 до 4 лет)

Это «золотой» период для приучения ребенка к аккуратности. По мнению Монтессори, именно сейчас для ребенка важен строго определенный жизненный уклад: посуда должна быть на кухне, обувь в коридоре, одежда — в шкафу, а игрушки — в ящике. Для него крайне важно каждое утро просыпаться и видеть вещи на своих местах, а задача родителей — помочь ребенку соблюдать порядок. Начните убирать сами, постепенно вовлекая малыша в процесс.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Smart Reading. Ценные идеи из лучших книг. Саммари

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ключевые идеи книги: Методика Марии Монтессори. Мария Монтессори, Елена Хилтунен, Виктория Дмитриева предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я