Ключевые идеи книги: Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. Томас Гоббс

Smart Reading, 2021

Это саммари – сокращенная версия книги "Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского" Томаса Гоббса. Только самые ценные мысли, идеи, кейсы, примеры. Несмотря на то, что Томас Гоббс написал свой объемный труд в XVII веке, он до сих пор привлекает к себе внимание: по мотивам «Левиафана» пишут книги и снимают фильмы наши современники. Философ посвятил его другу – поэту Сиднею Годольфину, убитому в 1643 году во время гражданской войны. В трактате, поводом к написанию которого послужили беспорядки в Англии – сопровождавшаяся религиозными распрями гражданская война, казнь короля Карла I и установление диктатуры Кромвеля, – мыслитель сформулировал ответ на главный вопрос «Как жить в мире»? А заодно напомнил людям о предназначении государства (неудивительно, что мы забыли или не знаем о нем, ведь первое государство возникло еще в IV веке до нашей эры).

Оглавление

Из серии: Smart Reading. Ценные идеи из лучших книг. Саммари

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ключевые идеи книги: Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. Томас Гоббс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

О государстве

О возникновении государства

Цель государства — обеспечение безопасности. Но она не гарантируется ни естественным законом, ни объединением людей или семейств, ни множеством людей с собственными суждениями. Естественные законы без страха перед заставляющей их соблюдать силой противоречат страстям, влекущим нас к гордости, мести и т. п. Несогласные во мнениях относительно лучшего применения сил легко покоряются сплоченному врагу, а при его отсутствии воюют за свои интересы. Если каждый будет руководствоваться частными суждениями и стремлениями, то не сможет защититься от общего врага и несправедливостей.

Некоторые существа (например, пчелы и муравьи, которых Аристотель причислил к общественным созданиям) живут без принудительной власти. Люди так не могут по следующим причинам:

1. Люди соперничают меж собой, добиваясь почета и чинов, завидуют и ненавидят — и в итоге воюют. Указанные же существа этого не делают.

2. Общее благо пчел и муравьев совпадает с благом каждого, и, преследуя свою выгоду, они приносят общую пользу. Человеку же, который сравнивает себя с другими, по вкусу лишь то, что возвышает его над остальными.

3. Указанные создания, не обладая разумом, не видят ошибки в управлении их общими делами. Многие же люди считают себя более мудрыми и способными управлять государственными делами, чем другие, поэтому стремятся реформировать строй и этим вносят хаос.

4. Муравьи и пчелы сообщают друг другу о своих желаниях и страстях, но лишены речи, при помощи которой некоторые люди представляют добро злом, а зло — добром и преувеличивают или преуменьшают размеры добра и зла, внося беспокойство в души других людей и смущая их мир.

5. Неразумные существа, пока им хорошо, живут в мире с сотоварищами, человек же любит контролировать действия управляющих государством.

6. Согласие существ обусловлено природой, людей — искусственным соглашением.

Чтобы сделать согласие постоянным и длительным, кроме общественного договора требуется общая власть, держащая людей в страхе и направляющая их к общему благу. Она может быть воздвигнута только путем сосредоточения всей власти в одном человеке или собрании людей (представителей), которое могло бы свести всю волю граждан (доверителей) в единую большинством голосов.

При объединении множества людей в одном лице, как если бы каждый человек сказал другому: «Я передаю этому человеку или собранию лиц право управлять собой при условии, что ты передаешь ему свое право и санкционируешь все его действия», — возникает государство. Так рождается Левиафан — искусственно созданный человек или смертный земной Бог, которому мы под владычеством бессмертного Бога обязаны миром и защитой.[1]

Носитель единого лица, обладающий верховной властью, называется сувереном, всякий другой — подданным.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ключевые идеи книги: Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. Томас Гоббс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Философ сравнил государство с библейским морским чудовищем Левиафаном из книги Иова: «Нет на земле, — говорит Бог, — подобного ему, он сотворен бесстрашным; на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости». На небесах существует тот, кого Левиафан должен страшиться.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я