Ключевые идеи книги: Качество и безопасность в радиологии

Smart Reading, 2020

Этот текст – сокращенная версия книги под редакцией Хани Х. Абуджудеха и Майкла А. Бруно «Качество и безопасность в радиологии». Только самые ценные мысли, идеи, кейсы, примеры. «Качество и безопасность в радиологии» Абуджудеха и Бруно – современный справочный текст, учебник для медицинских организаций. В его создании принимали участие 47 экспертов в области радиологии. Направление медицины, сопряженное с высоким риском, требует серьезной оптимизации. Повышают качество медицинского обслуживания командная работа персонала и нормальное взаимодействие между врачами и пациентами. Однако для радиологов неклинические навыки не менее важны, чем сама клиническая специализация. Авторы предлагают использовать промышленные методы управления качеством и принципы бережливого производства в радиологии. Они разработали концепцию «шести сигм», с помощью которой можно выявить причины возможных ошибок и свести к минимуму вариабельность производственных и бизнес-процессов.

Оглавление

  • Вступление
  • Глава 1. Основные идеи качества и безопасности в радиологии
Из серии: Smart Reading. Ценные идеи из лучших книг. Саммари

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ключевые идеи книги: Качество и безопасность в радиологии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Основные идеи качества и безопасности в радиологии

1.1 Программа по повышению качества, безопасностии эффективности в радиологии

Основой программы по непрерывному управлению качеством является поддержание безопасности, высокого качества и эффективности медицинских услуг.

Ключевую роль в процессах повышения качества играет активная позиция руководства больницы. Необходимые шаги со стороны начальства: вовлечение врачей с лидерскими задатками в работу над повышением эффективности и качества, создание группы, следящей за качеством, а также снятие с врачей ответственности за ошибки, возникающие из-за несовершенства системы.

Как обеспечить безопасность пациентов и персонала? Важно наладить поступление информации о нежелательных событиях на условиях анонимности. Правильно настроенные электронные системы также дают возможность информировать о происшествиях. Проверки выбранных случайным образом историй болезни или обходы без предварительного уведомления могут быть эффективным способом оценки безопасности и качества услуг. Для оперативной доставки результатов ответственному врачу и их документирования необходима разработка специальных систем.

Чтобы оценить работу врача, необходимо разработать систему экспертной оценки эффективности. Она основывается на анонимности, беспристрастности анализа и простоте. Оценка компетентности включает в себя оценку профпригодности, процедурных навыков и клинической эффективности. Необходимо анализировать мнения пациентов и лечащих врачей.

Важно установить ключевые показатели эффективности (Key Performance Indicators, KPI), оптимально соотносящиеся с процессом стратегического планирования. Это поможет руководству понять самые важные проблемы или возможности, которые заслуживают внимания. Определение целей и показателей их реализации представляет собой основу стратегического планирования. Ценности и миссию конкретного отделения дополняют стратегические установки. С опорой на них текущее решение становится быстрым и эффективным. Постоянное и активное управление показателями качества — очень важный компонент клинической деятельности.

Учебная программа, как и практические занятия с разбором клинических случаев, может являться полезным дополнением для повышения качества и безопасности обслуживания.

Инструментом для повышения эффективности и качества работы отделения или организации является метод управления качеством, например, «шесть сигм» или метод «Системы сбалансированных показателей» Нортона и Каплана, содержащие принципы управления качеством и безопасностью и предлагающие методы реализации улучшений.

Программа повышения качества и эффективности содержит большое количество компонентов. Деятельность специальной выделенной группы при поддержке руководства должна быть направлена как на обеспечение безопасности, так и на оценку профессионализма и эффективности персонала, базируясь при этом на целях организации.

1.2 Практическое обеспечение качества

Процесс непрерывного улучшения (CQI) состоит из выявления проблемы, определения оптимального значения показателей, дальнейшего анализа, внесения корректировок в процесс, повторной оценки показателей, внесения изменений и последующей непрерывной оценки качества.

Чтобы избежать барьеров в процессе непрерывного улучшения, следует учитывать специфику радиологических отделений. Независимость мышления и самостоятельность врачей, а также их профессиональная нагрузка могут осложнять интеграцию процесса непрерывного улучшения в работу. Чтобы повысить вовлеченность, необходимо обеспечить осведомленность врачей о целях и эффективности предлагаемых изменений, а также о ресурсах по обучению методам CQI с радиологической спецификой. Кроме того, снизить нагрузку на врачей, внедряя различные электронные решения по автоматизации базы данных.

Если процесс CQI имеет высокий приоритет и является одной из основных областей интересов руководства, персонал научится воспринимать качество как неотъемлемую и постоянную часть профессиональной жизни радиолога. Процесс должен быть непрерывен, что обеспечивается как частыми обновлениями программы, так и своевременным и регулярным информированием участников о происходящем.

Для стимуляции внедрения программы CQI в радиологическом отделении может быть введена новая система распределения премиального фонда, при которой поощрение зависит от усилий по повышению качества оказываемых услуг.

Система премирования может содержать как индивидуальные, так и групповые показатели. Групповое участие в премии принципиально для повышения внимания к целям организации или отделения в целом.

Важно помнить, что изменить один-два показателя в системе премирования проще (вызывает меньше сопротивления) и часто оказывается эффективней, т. к. дает новый фокус внимания. Одновременное изменение многих параметров может приводить к дезориентации и отторжению со стороны исполнителей. Чем проще показатели, процесс сбора и анализа информации по ним, тем более вовлеченными в процесс CQI будут сотрудники.

1.3 Анализ корневых причин и анализ характера и последствий ошибок в медицинском обслуживании

Самый важный шаг для устранения проблем — быстрое выявление их причин. Еще более эффективным является предотвращение самой возможности появления проблемы.

Анализ корневых причин (RCA) — процесс устранения уже возникшей проблемы. Он состоит из ряда последовательных шагов:

1. Создание группы для анализа события.

2. Описание события.

3. Описание процессов, связанных с событием.

4. Определение причин, приведших к событию.

5. Определение корневых причин возникновения события.

6. Разработка стратегий по снижению риска таких событий.

7. Оценка потенциальных стратегий по снижению рисков (использование цикла «планируй — делай — проверяй — корректируй»).

8. Внедрение плана действий.

9. Оценка и внесение улучшений в реализуемый план действий.

10. Предоставление результатов.

Конкретные проявления проблем иногда невозможно предсказать, поэтому в дополнение к RCA используется анализ характера и последствий ошибок в медицинском обслуживании (Health Care Failure Mode and Effect Analysis, HFMEA) — процесс, предотвращающий появление проблем как таковых.

Он состоит из следующих этапов:

1. Определение темы анализа.

2. Создание группы для проведения исследования.

3. Подробное описание схемы процесса.

4. Анализ рисков событий.

5. Определение действий для предотвращения нежелательных событий.

1.4 Ошибки в радиологии

Ошибка — отклонение от принятой нормы вне зависимости от наличия дальнейшего ущерба, тогда как нежелательное явление — происшествие с негативными последствиями для пациента. Подавляющее число медицинских ошибок, не являющихся редкими событиями, обусловлено несовершенством системы, а представление о случайности ошибок чаще всего неверно. В управлении ошибками большую роль играет их классификация, она помогает создавать системы их обнаружения и анализа, что в свою очередь позволяет минимизировать появление ошибок и значительно снизить серьезность их последствий.

Модель медицинских ошибок по Ризону (модель швейцарского сыра) состоит из личностного (ответственность лежит на человеке) и системного (ответственны латентные/скрытые сбои внутри системы) подходов. Сочетание в системе определенного количества латентных сбоев с вероятностью явных сбоев приводит к неизбежности медицинских ошибок. Анализ ошибок и систем безопасности необходим для своевременного определения потенциальных латентных сбоев.

Латентные сбои — условия, повышающие вероятность ошибочного действия; такие сбои подразделяются на технические и системные.

Явные сбои — очевидные ошибки при интерпретации изображений или процедурные осложнения. Это могут быть как ошибки по вине персонала, так и ошибки по вине пациента, а также ошибки, обусловленные внешней средой.

Ошибки исполнения — правильно спланированные, но неправильно выполненные процедуры. Делятся на упущения

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Вступление
  • Глава 1. Основные идеи качества и безопасности в радиологии
Из серии: Smart Reading. Ценные идеи из лучших книг. Саммари

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ключевые идеи книги: Качество и безопасность в радиологии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я