Ключевые идеи книги: Искусство стратегии. Руководство по теории игр для успеха в бизнесе и жизни. Авинаш Диксит, Барри Нейлбафф

Smart Reading, 2020

Этот текст – сокращенная версия книги Авинаша Диксита и Барри Нейлбаффа «Искусство стратегии. Руководство по теории игр для успеха в бизнесе и жизни». Только самые ценные мысли, идеи, кейсы, примеры. О книге Игра всерьез требует трезвого расчета. Это искусство предугадывать следующий ход, понимая, что противник сейчас занят тем же самым. Почти каждое деловое и личное взаимодействие между людьми включает в себя компоненты теории игр. Ее принципы часто противоречат здравому смыслу. Человеком могут двигать эмоции, или чувство справедливости, или альтруизм. Чтобы выигрывать, нужно учитывать неопределенность, находить новые, нестандартные решения. Авинаш Диксит и Барри Нейлбафф в своей книге «Искусство стратегии» анализируют любопытные примеры из поп-культуры, телевидения, кино, спорта, политики. Вы узнаете о дилемме узников, принципах стратегии «Зуб за зуб», механизме наказания обманщиков, равновесии Нэша. Способность мыслить, как хороший игрок, дает бонус к жизненному и деловому успеху. Зачем читать • Понять, как стратегическое мышление помогает выигрывать на торгах и в жизни. • Разобраться, как учитывать иррациональную природу человека при принятии важных решений. • Снизить риск быть обманутым партнером по бизнесу или в жизни. Об авторах Авинаш Диксит – индо-американский экономист. Профессор экономики Принстонского и Оксфордского университетов. Окончил физико-математический факультет Бомбейского университета, затем учился математике и экономике в Кембридже и Массачусетском технологическом институте. Работал консультантом в Международном валютном фонде и Фонде Рассела Сейджа. В 2001 году занимал кресло президента Экономического общества. Член Американской академии наук. Изучает прикладное значение теории игр в экономике. Барри Нейлбафф – профессор менеджмента в Йельской школе менеджмента, эксперт в области бизнес-стратегии и теории игр. Выпускник Массачусетского технологического института по специальности «Экономика и математика». Получил степень доктора экономических наук Оксфордского университета. После поездки в Индию, где он анализировал чайную промышленность для одного из исследований, открыл вместе соучредителем успешную чайную компанию Honest Tea. Постоянный автор колонки «Почему нет?» в журнале Forbes.

Оглавление

Из серии: Smart Reading. Ценные идеи из лучших книг. Саммари

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ключевые идеи книги: Искусство стратегии. Руководство по теории игр для успеха в бизнесе и жизни. Авинаш Диксит, Барри Нейлбафф предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

2. Игры, в которые можно выиграть с помощью обратных рассуждений

2.1. В комиксе Peanuts есть повторяющаяся тема: Люси предлагает Чарли ударить по мячу, в последний момент убирает мяч, и Чарли падает на землю. Поскольку Чарли знает Люси и может предположить, как она поступит, ему стоит не поддаваться на провокацию.

В играх последовательного взаимодействия (когда игроки ходят поочередно) действует Первое Правило: «Смотреть в будущее и обосновывать свой выбор прошлым опытом».

Такой тип решений можно представить с помощью «дерева решений», где развилка на две или больше ветвей — это точка выбора. Надо проанализировать будущие выборы, чтобы не ошибиться на ранних развилках.

Когда речь идет об игре, решения могут принимать и другие люди (игроку надо анализировать еще и их логику, чтобы предсказать их действия). Такое «дерево» — зависящее от действий более чем одного человека — называется «деревом игры».

Простое «дерево игры» на примере Peanuts:

Люси предлагает игру.

Чарльз на развилке: он может отказаться (игра заканчивается) или согласиться.

Если Чарльз соглашается, то Люси на развилке: она может убрать мяч или позволить Чарльзу ударить.

Лучший выбор для Чарльза — отказаться от игры: это не дает Люси возможности убрать мяч (которая предсказывается по ее предыдущему поведению).

Такие схемы нужны для выделения существенных элементов игры и упрощения анализа.

2.2. Не все игры при выигрыше одного участника ведут к проигрышу другого. Есть игры с ненулевой суммой, то есть игры, где при определенной тактике выигрывают все участники.

Представим себе то же дерево игры, но вместо Люси будет Фредо, предлагающий Чарльзу: «Инвестируй в мой проект 100 000 долларов, я за год заработаю 500 000 и мы их разделим поровну». Фредо, конечно, может обмануть Чарльза (и это надо предвидеть, анализируя известную информацию о Фредо, законах страны, возможностью воздействовать на Фредо после окончания контракта и т. п.). Недоверие Чарльза надо предвидеть и Фредо: чтобы убедить потенциального инвестора, ему придется постараться отдельно. Но если Фредо будет играть честно, выиграют оба: прибыль Фредо составит 250 000 долларов, прибыль Чарльза — 150 000.

2.3. Обратные рассуждения делают игры разрешимыми. Однако нужно помнить, что:

существует еще и элемент случайности;

не всегда один игрок знает, какие цели есть у других игроков и какие из этих целей другие игроки считают более приоритетными;

не всегда понятно, что именно делают остальные игроки.

2.4. Нельзя также недооценивать то, что человек не всегда бывает рациональным: им могут двигать эмоции, чувство справедливости, альтруизм и т. п.

Классический пример такого поведения демонстрирует ультимативная игра. Есть два игрока: «предлагающий» А и «отвечающий» В. Экспериментаторы дают А 100 долларов, и он должен разделить их с В. Если В принимает предложение, А и В делят деньги, и игра заканчивается. Если не принимает — никто из участников не получает ничего.

Полностью рациональный подход для В таков: «Даже 1 цент лучше, чем ничего, так что я приму любую сумму». В реальности же никто не соглашается на такой раздел. Как правило, предлагают 40–50 % (чаще всего 50 %). Предложения менее 20 % отвергаются в половине случаев.

«Предлагающие» предлагают больше, чем могли бы, потому что, во-первых, они не полностью рациональны (так, чувство справедливости и альтруизм противоречат желанию заработать больше денег), а во-вторых, потому что предполагают, что «отвечающие» не стопроцентно рациональны, и если сумма будет слишком маленькой, последует отказ. «Отвечающие» отвергают слишком маленькие предложения, потому что они ощущаются как несправедливые.

«Ощущаются» в буквальном смысле: во время томографического исследования можно видеть, как при «несправедливости» активизируются особые зоны мозга — те же, что отвечают за гнев.

Чувство справедливости и альтруизм, судя по всему, заложены в нас эволюционно: группы, члены которых проявляют такие качества, имеют больше шансов выжить и добиться успеха.

2.5. В особо сложных играх (например, в шахматах) недостаточно только метода обратных рассуждений. Нужен еще и опыт игры, который помогает оценить промежуточные позиции.

Кроме того, нужно вести обратные рассуждения не только со своей точки зрения, но и с точки зрения других игроков

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Smart Reading. Ценные идеи из лучших книг. Саммари

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ключевые идеи книги: Искусство стратегии. Руководство по теории игр для успеха в бизнесе и жизни. Авинаш Диксит, Барри Нейлбафф предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я