Остановить кризис – 2022

Pavel Zimin

Данная публикация не претендует на охват всех сторон столь сложного предмета деятельности менеджмента предприятий, как антикризисное управление.Павел Зимин (Riga) старался обобщить имеющуюся информацию в области антикризисного управления в сжатой форме. Вместе с тем, автор поставил перед собой задачу ознакомить с наиболее важными вопросами в системе предупреждения и выхода из кризиса.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Остановить кризис – 2022 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

2. Анализ и диагностика в процессе антикризисного управления

2.1. Основные направления антикризисного управления при угрозе банкротства

Основные направления антикризисного управления при угрозе банкротства включают в себя: осуществление мониторинга финансового состояния предприятия в целях раннего обнаружения признаков его кризисного развития; определение масштабов кризисного состояния предприятия; исследование основных факторов, обуславливающих кризисное развитие предприятия; разработку и реализацию плана антикризисного управления.

Анализ и диагностика предусматривают наличие нормативных показателей по основным областям деятельности; выработку контрольных точек (диапазоны пределов параметров) по основным параметрам и областям деятельности; систему мониторинга показателей и состояния предприятия; стандартные процедуры и правила контроля и анализа; обратную связь по отклонениям.

Мониторинг проблемного предприятия позволяет провести комплексное исследование внешней и внутренней среды, определить коммерческие и государственные структуры, заинтересованные в данном предприятии. Диагностика и оценка перспектив предприятия основана на изучении стадии жизненного цикла предприятия, оценке износа основных средств и перспектив отрасли.

Предприятия по степени риска стать банкротом делят на 4 группы:

1-я группа ─ предприятия, имеющие высокий спрос и низкие издержки;

2-я группа ─ имеют износ основных средств ниже отраслевого, но низкий спрос на товары;

3-я группа ─ износ выше отраслевого и стабильный спрос на товары;

4-я группа ─ износ больше отраслевого и низкий спрос.

Мониторинг проблемного предприятия ─ систематическое отслеживание деятельности по областям деятельности и по иерархии показателей:

1. Обобщающие показатели для мониторинга: коэффициент покрытия; коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами; рентабельность продаж; рентабельность активов; рентабельность собственного капитала; объемы продаж; маржинальная рентабельность продаж; доходность акции (чистая прибыль на число выпущенных и обращающихся акций), курсовая стоимость акции; показатели деловой активности (оборачиваемость активов, оборачиваемость запасов и затрат, дебиторской задолженности, кредиторской задолженности);

2. Основные показатели мониторинга: структура актива и пассива баланса и их составных частей; уставный капитал, коэффициент абсолютной ликвидности; продолжительность функционирования торговой марки предприятия; рост рынка товаров предприятия; точка безубыточности и кромка безопасности; темп изменения затрат на рубль продаж; вынужденные инвестиции (для выполнения требования охраны природы, техники безопасности, охраны труда в соответствии с государственными актами, для поддержания стабильности производства и сохранения позиций на рынке, для обновления основных фондов и поддержания непрерывной деятельности, в целях экономии текущих затрат, расширения деятельности и роста мощностей; рисковые инвестиции, связанные с новым строительством и внедрением новых технологий); коэффициент автономии (собственные средства по отношению к сумме пассивов); чистые активы предприятий; структура дочерних предприятий и филиалов; степень износа и обновления основных фондов, структура собственников предприятия.

3. Дополнительные показатели: средняя продолжительность рабочего дня; средний коэффициент сменности; доля предприятия на товарном рынке; продолжительность операционного, финансового и производственного циклов; издержки производства и реализации; налоговые выплаты и структура налогового давления; доля производственного персонала в общей численности; показатели рентабельности; эффективность использования материально-технических ресурсов, производительность труда; соответствие структуры управления современным требованиям.

Система оценки по перечисленным показателям дает возможность оценить тип экономического развития предприятия: интенсивный рост; интенсивный рост при снижении затрат; преимущественно интенсивный рост; экстенсивный рост; экстенсивный рост при снижении показателей эффективности; спад производства при снижении затрат; экстенсивный спад; интенсивный спад; стабильное развитие; интенсивное или экстенсивное стабильное развитие и др.

Главная особенность этих показателей состоит в том, что предприятие должно собирать и систематизировать эту информацию и учесть внутренние и внешние факторы своего развития.

Все показатели мониторинга можно сгруппировать по функциональному признаку в целях определения узких мест: производству, закупкам, маркетингу, финансам, продажам, экологии, персоналу, менеджменту.

Так, менеджмент оценивают по следующим показателям: результаты производственных и финансовых операций; качество стратегического и текущего планирования; комплексность планов и качество их выполнения; конкурентоспособность предприятия и товара; оценка центров ответственности.

Выделяют контрольные показатели конкурентоспособности предприятия и товара как с позиции самого предприятия, так и с позиции общей внешней оценки качества менеджмента.

При отклонении показателей от проектируемых для определения момента управляющего воздействия и целесообразности продолжения работы по реструктуризации или по другому антикризисному воздействию определяют контрольные точки:

─ точка пересечения, примером которой может быть точка безубыточности;

─ точка перегиба ─ точка снижения объема продаж, затрат на производство, прибыли, дебиторской задолженности;

─ точка спада объема продаж по стадиям жизненного цикла товара;

─ точка выхода в заданную зону (зону прибыли, зону роста продаж);

─ точка изменения знака у показателя.

По результатам мониторинга можно выделить основные соотношения и приоритеты на основе интегральных соотношений: размер прибыли на инвестированный капитал и оптимальные значения показателей финансового состояния предприятия. Взаимодействие факторов, влияющих на прибыльность инвестированного капитала, можно, например, выявить с помощью диаграммы фирмы «Дюпон», а основные соотношения темпов роста продаж и затрат дают возможность группировки предприятий по эффективности их работы.

2.2. Экспресс-диагностика состояния предприятия

Экспресс-диагностика состояния предприятия характеризует систему экспертной оценки кризисных параметров экономического и финансового развития предприятия, осуществляемых на базе данных его управленческого и финансового учета по стандартным алгоритмам анализа.

Экспресс-диагностика ─ предварительная оценка масштабов кризисного состояния предприятия на основе анализа отдельных сторон кризисного развития предприятия за ряд предшествующих этапов.

Практика менеджмента использует при оценке масштабов кризисного финансового состояния предприятия три принципиальных характеристики: легкий финансовый кризис; глубокий финансовый кризис; финансовая катастрофа. Масштаб кризисного финансового состояния предприятия определяется по показателям.

Силу воздействия производственного рычага (ЭПР) рассчитывают по формуле

ЭПР = (ВР—ПЗ) / ПР,

где: ВР — объем реализации; ПЗ ─ переменные затраты, ПР — прибыль.

Это определяет размер прироста ПР на 1% ВР. ЭПР имеет место как при росте объема производства фирмы, так и при его снижении. ЭПР показывает величину предпринимательского риска, связанного с данным предприятием. Чем больше сила воздействия производственного рычага, тем выше предпринимательский риск, связанный с данным предприятием.

Финансовое состояние ─ это комплексное понятие, характеризующееся системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов компании, ее финансовую конкурентоспособность, деловую активность и надежность. Финансовое состояние определяет уровень общей конкурентоспособности предприятия.

Анализ финансового состояния компании включает в себя следующее: экспресс-анализ финансового состояния; анализ структуры активов и пассивов, имущественного положения; анализ ликвидности и финансовой устойчивости; анализ деловой активности, оборачиваемости средств предприятия; анализ рентабельности капитала и продаж; анализ эффекта финансового рычага и эффекта производственного рычага. Основной целью проведения анализа финансового состояния организаций является получение объективной оценки их платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой и инвестиционной активности, эффективности деятельности. Анализ финансовых и экономических показателей основан на сравнении показателей за ряд периодов, отслеживании динамики показателей во времени, вычислении темпов роста показателей и финансовых коэффициентов за период и уровня их критических оценок.

2.3. Перечень основных показателей для экспресс-анализа

1. Показатели, характеризующие стадию банкротства: коэффициент текущей ликвидности и коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами. На основе данных многочисленных исследований, проведенных в России и за рубежом, предприятие можно считать ликвидным, если Ктл> 1,2. В России предприятие признается несостоятельным, если

Ктл <2. При проведении анализа значений Ктл необходимо учитывать особенности предприятия, продолжительность производственных циклов, сложность, уникальность выпускаемой продукции, динамику изменения складских запасов.

2. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (Косос). Рекомендуемое значение Косос> 0,1. В соответствии с официальной методикой предприятие признается неплатежеспособным, если Косос <0,1. Это означает, что оборотные средства сформированы за счет собственных средств только на 10%.

3. В случае, если оба вышеперечисленных показателя находятся в пределах норм, то предприятие не является банкротом и проверяется на наличие кризиса ликвидности.

Кризис ликвидности предлагается идентифицировать тремя показателями: коэффициентом автономии, коэффициентом абсолютной ликвидности; показателем обеспеченности собственными оборотными средствами и коэффициентом покрытия.

При кризисе ликвидности из-за увеличивающихся убытков предприятию грозит потеря платежеспособности или платежеспособность уже отсутствует. В дополнение к этому, предприятию грозит опасность дефицита баланса или превышения пассивов над активами.

Кризис результатов описывает состояние, при котором предприятие имеет убытки и из-за постоянного уменьшения собственного капитала показывает дефицит баланса. Данное состояние могут характеризовать показатели: коэффициент чистой выручки, наличие убытков от основной деятельности, а также стабильный рост кредиторской задолженности, возможно и дебиторской; снижение динамики изменения коэффициента обеспеченности запасов и затрат, что говорит о трудном финансовом положении.

Коэффициент чистой выручки равен

Кчв = (ЧП + А) / В,

где: Кчв — коэффициент, ЧП — чистая прибыль, А — амортизация, В — выручка.

Если перечисленные выше показатели находятся в пределах норм, то необходимо проверить предприятие на наличие стратегического кризиса.

Стратегический кризис в экспресс-анализе можно идентифицировать с помощью оценки динамики изменения показателя общей рентабельности, оборачиваемости запасов и изменения объема продаж. Если все перечисленные показатели находятся в пределах норм, то предприятие можно считать «здоровым» с определенной степенью вероятности. Для преодоления стратегического кризиса нужен современный набор методов, чтобы постоянно адаптироваться к изменяющимся условиям рынка лучше своих конкурентов, превосходить их по качеству, скорости и гибкости предоставления услуг, широте ассортимента или цене продукции. Руководителям компаний необходимо оперативное получение информации о деятельности компании для своевременного принятия управленческих решений. Для этого может использоваться сбалансированная система показателей (ССП) как инструмент стратегического и оперативного управления, связывающий стратегические цели компании с бизнес-процессами и повседневными решениями на каждом уровне управления. Стратегический процесс в компании, которая разработала ССП, реализуется на основе видения высшего менеджмента, которое отражает интересы акционеров. Для этого менеджмент определяет финансовые цели и ориентиры; намечает круг проблем, связанных с идентификацией потребителей, разработкой мер по улучшению восприятия клиентом продукции или услуг компании; ведет поиск необходимых средств для их достижения; определяет мероприятия по совершенствованию внутренних бизнес-процессов. Совершенствование внутренних бизнес-процессов в значительной мере зависит от технологий, квалификации и опыта сотрудников, внутреннего климата в коллективе и других факторов.

Цели и показатели результативности позволяют отслеживать реализацию стратегии и корректировать ее в соответствии с изменяющимися условиями, в то же время обеспечивают основу для планирования и оценки исполнения бюджета и деятельности каждого сотрудника.

Примеры используемых показателей в ССП

Финансовые индикаторы: совокупные активы на сотрудника, доходы к совокупным активам, доходы на сотрудника, доходы от новых продуктов, прибыль к совокупным активам, прибыль на сотрудника.

Индикаторы по клиентам: количество клиентов, доля рынка, средний оборот на клиента, среднее время, затраченное на взаимоотношения с клиентом, индекс лояльности клиентов, индекс удовлетворенности клиентов.

Индикаторы процессов: своевременная доставка товара, рост производительности, административные расходы, оборачиваемость складских запасов, время подготовки производства, стоимость административных ошибок, прямые контакты с клиентами.

Индикаторы обучения и роста: текучесть кадров, время на обучение,

среднее время отсутствия на рабочем месте, ежегодные затраты на обучение на человека, индекс удовлетворенности сотрудников.

Оценки возможностей компании в преодолении кризисов основаны на методе построения стратегической карты, которая отражает рост доходов: новые способы получения доходов, в том числе новые источники доходов; увеличение ценности клиентов, в том числе повышение прибыльности от существующих клиентов; повышение эффективности: улучшение структуры расходов, в том числе меньшая стоимость на единицу продукции; улучшение использования активов, в том числе повышение отдачи от существующих и увеличение инвестиций. Стратегическая карта позволяет показать роль отдельных подразделений и сотрудников организации в реализации стратегии и может быть создана на любом уровне управления.

2.4. Методы фундаментальной диагностики и анализа финансового состояния

На основе результатов фундаментальной диагностики получают развернутую картину кризисного финансового состояния предприятия и конкретизируют формы и методы предстоящего финансового оздоровления, устранения неплатежеспособности, восстановления финансовой устойчивости, обеспечения финансового равновесия в длительном периоде.

Методические рекомендации ФСФО по проведению анализа финансового состояния устанавливают порядок проведения анализа финансового состояния организаций при выполнении экспертизы и составлении заключений по соответствующим вопросам, при проведении мониторинга финансового состояния организаций.

Для проведения анализа финансового состояния организаций используются показатели, на основе которых выделяются группы предприятий по уровню финансового состояния:

1) общие показатели: среднемесячная выручка; доля денежных средств в выручке; среднесписочная численность работников;

2) показатели платежеспособности и финансовой устойчивости;

3) показатели эффективности использования оборотного капитала (деловой активности), доходности и финансового результата (рентабельности);

4) показатели эффективности использования вне оборотного капитала и инвестиционной активности организации;

5) показатели исполнения обязательств перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами.

Предприятия с хорошим запасом финансовой устойчивости относят к I классу; II класс — предприятия, которые демонстрируют некоторую степень риска по задолженности, но еще не рассматриваются как рискованные; III класс — проблемные предприятия; IV класс — предприятия с высоким риском банкротства даже после принятия мер по финансовому оздоровлению; V класс — предприятия высочайшего риска, практически несостоятельные.

В РФ проводится систематический анализ и мониторинг финансового состояния, учет платежеспособности крупных, экономически или социально значимых организаций.

Для ряда коэффициентов и показателей финансового состояния имеются нормативные значения.

По результатам проводимого мониторинга финансового состояния организаций формируется база данных мониторинга, содержащая по каждой организации учетную карту этой организации, а также ежеквартальные данные финансовой отчетности и расчетные показатели, характеризующие ее финансово-хозяйственную деятельность и состояние платежеспособности. Учет платежеспособности организаций осуществляется на основании оценки показателя, характеризующего степень платежеспособности организации по текущим обязательствам. Расчет системы критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных организаций ведется по показателям: коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности.

3. Технологии антикризисного управления. Методики прогнозирования кризисов и вероятности банкротства

3.1. Технология и принципы антикризисного управления ─ совокупность оздоровительных и (или) реорганизационных процессов, направленных на сохранение и функционирование основного бизнеса предприятия-должника, включая мониторинг, анализ и диагностику, выбор процедур, финансовое оздоровление, реорганизацию, наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, расчеты с кредиторами, мировое соглашение.

Принципы антикризисного управления

Ранняя диагностика кризисных явлений в финансовой деятельности предприятия. Учитывая, что возникновение кризиса на предприятии несет угрозу самому существованию предприятия и связано с ощутимыми потерями капитала собственников, возможность возникновения кризиса должна диагностироваться на самых ранних стадиях с целью своевременного использования возможностей ее нейтрализации.

Срочность реагирования на кризисные явления. Каждое появившееся кризисное явление не только имеет тенденцию к расширению с каждым новым хозяйственным циклом, но и порождает новые сопутствующие ему явления. Поэтому чем раньше будут применены антикризисные механизмы, тем большими возможностями к восстановлению будет располагать предприятие.

Адекватность реагирования предприятия на степень реальной угрозы его финансовому равновесию. Используемая система механизмов по нейтрализации угрозы банкротства в подавляющей своей части связана с финансовыми затратами или потерями. При этом уровень этих затрат и потерь должен быть адекватен уровню угрозы банкротства предприятия. В противном случае не будет достигнут ожидаемый эффект, если действие механизмов недостаточно, или предприятие будет нести неоправданно высокие расходы, если действие механизма избыточно.

Полная реализация внутренних возможностей выхода предприятия из кризисного состояния. В борьбе с угрозой банкротства предприятие должно рассчитывать исключительно на внутренние финансовые возможности.

Управление денежными потоками на основе оптимальных решений, что необходимо любому предприятию, тем более находящемуся в стадии кризиса.

Анализ финансового состояния предприятия в целях выявления кризиса на самых ранних этапах развития. По результатам анализа делают вывод об оздоровлении экономики предприятия и направлениях оздоровления ─

реорганизации, реструктуризации; экономическом оздоровлении, сокращении кадров и производства неэффективных товаров; выпуске акций, привлечении инвестиций, изменении юридического статуса, создании филиалов и др.

3.2. Предсказание банкротства и экономическое состояние предприятия

Прогнозирование и диагностика кризисов — это элемент программы антикризисного управления организацией. Цели этой работы: прогнозирование угрозы вступления организации в полосу кризисного развития; мониторинг факторов внешней и внутренней среды функционирования организации; своевременное распознавание признаков и природы кризиса; оценка глубины кризисных явлений и их опасности для будущего развития организации; определение основных параметров стратегии и тактики антикризисного управления организацией; предупреждение и устранение кризиса. Большая часть предпринимателей оценивает кризис по характеристике финансовое состояние предприятия, его финансовой устойчивости.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Остановить кризис – 2022 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я