Станьте копирайтером-маркетологом после прочтения книги. Вас не подготовят в ВУЗе к тому, что ваша книга, которую вы писали 10 лет, окажется бульварным чтивом. В этой книге вы узнаете: разницу хорошей книги от плохой до ее написания, когда сокращать, когда разворачивать повествование, как найти зоны роста и путь в профессии. Этой книгой решаются проблемы: качества текстов, поиска клиентов, построение стратегии роста, включение в специфику фриланса / писательства. Передаю свой опыт читателям.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Пиши, греби предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1. Кто такой писатель, кто такой копирайтер. Как работать в современном мире, какие есть перспективы
Можно ли сказать, что писатель это тот, кто пишет? Тогда выходит, что ребенок, который пишет корявыми буквами в тетради — писатель? Или бухгалтер, составляющая отчет в конце месяца — писатель? Или может быть оценщик картин, подписывающий цену, в тот самый момент — писатель?
По словарю принято считать, что писатель — человек, который занимается созданием словесных произведений, предназначенных для общественного потребления. Сухо, не конкретно. На мой взгляд писатель это человек, который решил посвятить свою жизнь письму произведений. Это копирайтер, журналист, литератор, редактор, сойфер — все эти люди пишут всю жизнь, передавая, накапливая и создавая новую ценность в зоне информации.
А это значит, что «писатель должен уметь отличать плохую информацию от хорошей, информационный шум от сути».
Выходит, что писатель не только должен хорошо владеть языком, но и работать с глубиной текста, его формой, подачей, ритмом, значением, которое он вложил, понимая, что информацию можно подавать разным аудиториям и не всем она будет нужна (кому-то вовсе лучше информацию лишнюю не раскрывать). Благодаря своим навыкам, писатель может создать учебную программу, которая будет понятна и легка для усвоения, он может создать книгу, которая поддержит людей в трудную минуту, может создать памятник эпохе/культуре, который будет жив через века.
С другой стороны, даже в перечисленном списке видов писателей мы понимаем, что все они выполняют разные функции. Сойфер переписывает священные тексты, его основная функция — правильная передача информации, красивое изложение, подлинность, исполнение всех религиозных обрядов. Журналист пишет о жизни сейчас. Он участвует в митингах, находит очевидцев, рискует своей жизнью, порой, чтобы добыть достоверную информацию и на языке своей публики, рассказывает о событии ярко, броско, громко. Его цель — рассказать правду так, чтобы о ней услышали, приукрасить, но не исказить до лжи.
Писатель — тот, кто создает произведение искусства, в том числе и бульварного чтива. Для писателя важно создавать сюжет, как в кинематографе. Никто не любит скучные нудные повествования, в которых просится вопрос «В чем, собственно, суть?». Ваш читатель всегда должен что-то испытывать. Радость, грусть, печаль, тревогу, напряжение. Он активно участвует в картине истории не из-за того, что он захотел вашу историю, а от того, что она интересна. Поэтому писатель прежде всего творец. Творец иллюзий, ситуаций, трагедий и комедий, историй, которые захватывают внимание и лечат от рутины.
Копирайтер — тот, кто соединяет потребителя и заказчика. Он пишет тексты, доносит ценность продукта или услуги до целевой аудитории. Он маркетолог, ведь знает, как вкусно преподнести свежий сочный персик и брендовый сверкающий айфон. С развитием технологий, без копирайтера не обходится, практически, ни одного направления в бизнесе. Написать текст на этикетку сока, разработать баннер для рекламы, текст для SEO, текст на сайт, визитку, текст для коммерческого письма, рассылки в соц. сетях, на почту, для привлечения целевого потока клиентов и сотрудников… Копирайтер пишет все. От маленького оффера до книги об известной личности. Презентовать компанию, бренд, руководителя, усилить значимость продукта и закрепить репутацию — все это можно сделать услугами копирайтера.
Всем этим людям нужен редактор. По определению редактор — тот, кто работает с текстом: составляет, проверяет и исправляет содержание в соответствии с требованиями жанра, готовит к печати издание (книги, журнала, газеты и т. п.), но также выступает в роли управляющего. Редакторами не рождаются, ими становятся. Опытные копирайтеры, журналисты, писатели. Все они прошли путь ошибок и свершений, преодолели их и стали экспертами в своей области. Именно поэтому им позволяют выполнять последний штрих в картине повествования, но чаще доверяют подчищать ошибки новичков. Незнание языка, орфографии, жанра, слабое понимание аудитории, перескок с темы на тему, отсутствие структуры делает необходимым присутствие редактора в большинстве газет и организаций, создающий поток контента, не осуществимый ресурсами одного копирайтера.
Выбирая для себя путь писателя, вы должны понимать, что вам не обязательно замыкаться на одном из направлений, но лучше совмещать лишь два, ведь только тот становится мастером, кто отрабатывает 10000 раз один удар, нежели каждый по 5.
В каждом направлении есть свои перспективы развития: логичные и прозрачные, а также незаметные, но важные.
Журналист и копирайтер могут развиваться линейно. Для этого необходимо постоянно расти в навыках, добирать обязанностей и постепенно можно дойти до редактора. Но есть и другой способ роста — роста над самим собой.
Чтобы не быть новичком, вам не обязательно переходить с письма статей на подготовку коммерческой рассылки. Вы можете научиться писать более коротко и понятно, более прямо и лаконично, более остро и выразительно. Возможно, вы сделаете большее, что перевернет весь рынок копирайт услуг. Будьте первым. Вы можете уйти от одного класса статей на другой. К примеру, как новички копирайтеры на текст.ру зарабатывают 100р за 10 статей (а они минимум 1 стр. каждая). Другие копирайтеры зарабатывают на статьях от 800 евро. У вас нет потолка роста в данной стратегии, ведь здесь вы растете каждый раз над собой и становитесь уникальным.
Нет предела идеалу, особенно, когда все быстро меняется.
Вам будет важно поспевать за изменениями тенденций. Информационная среда чутко реагирует на перемены. Раньше, чем экономика реагирует на кризис, люди начинают испытывать стресс и дискомфорт, а они влияют на их восприятие и возможность понять ваш текст. Чем внимательнее и профессиональнее вы будете подходить к вопросу, тем дороже будут ваши услуги, будь это книги или статьи. Вы будете востребованы.
Для писателей — литераторов рост не столь прямой. Человеку нужно вложить много усилий, чтобы выйти на книжную полку. Тому, кто начинает путь писателя, нужно составить четкий план действий. Идите к этой цели, как на Эверест. Чтобы взять вершину, нужно сначала приобрести личностные качества, выносливость, силу, взрастить в себе упрямство, собрать снаряжение, а потом идти в поход.
Будьте готовы к тому, что ваш багаж будет полон книг и знаний. Дело касается не столько обычной грамотности, хотя она должна быть у вас на высоте, как и знание знаков препинания, написания слов и предложений. Нужно знать больше. Как отличить прозу от стиха. Чем отличается фантастика от фэнтези. Какие краски присущи жанру, какие эмоции должен испытать читатель. Для кого вы будете писать? Женщин, мужчин, детей? Ваши читатели точно поймут то, что вы пишете?
Вам нужно читать как можно больше, анализировать, выделять почему бестселлер лучше бульварного романа. Почему одни книги купят за 22 евро, а другую и за 1,5€ не покупают. Когда вы придете к первому роману, вы будете далеко впереди от вас сейчас, но, когда вы сможете зарабатывать на своих книгах 200 000 долларов в месяц, вы будете знать, что усилия были не зря.
Глава 2. Если вы решились на этот путь, какие проблемы вас поджидают
Не все профессии гарантированно сразу приносят доход. Писательство не сразу даст результаты. Принцип в писательстве такой же, как в бизнесе. Ты создаешь продукт, вкладываешь в него время, силы, средства и выносишь на рынок. Ты можешь применять все доступные средства маркетинга, настроиться на целевую аудиторию, подбирать ключевые слова, развивать личный бренд, представлять продукт в лучшем свете, но он может не зайти, а может принести миллионы. Смысл в том, что придется сперва вложиться, прежде чем получить прибыль. Это не работа менеджера, который обязательно получит оклад и от количества продаж — процент. К этому нужно быть готовым.
Писательство не для всех. Есть множество примеров в истории писателей, воспринятых обществом своего времени негативно, принятых только после смерти. Никто не застрахован от этой участи. Если вы связываете свою жизнь с писательством, вам нужно научиться рисковать, отстаивать свою точку и никого не слушать.
Что подразумевается под «никого не слушать»? Это значит, что вы не должны прогибаться под чужим мнением, вы не должны сдаваться, когда вас будут тянуть все бросить. Негатив будет всегда, особенно если вы пишите на российскую аудиторию, особенно, если занизите ценность продукта. Чтобы вы не делали, всегда будет кто-то кому это не по душе. Знайте, что это ваша жизнь, ваша цель, ваше призвание. Вас не должно касаться то, что плотнику не нравится философия или пессимисту юмор. Все разные. На ваш продукт будет свой ценитель, приверженец бренда, своя аудитория.
Обобщим. Ваш нужно ожидать, что:
— Будет негатив
— Ваш продукт может не выстрелить
— Деньги и слава будут не сразу.
Это не единственный набор проблем, которые связаны со спецификой профессии писателя. Здесь нет наставника, который бы сел с вами рядом и передавал вам опыт написания романов. Вам нужно искать наставников в книгах, среди современных копирайтеров и писателей. Можно постараться добиться их помощи, поддержки, но это будет не легко. Здесь нет структуры прямого наставничества. Каждый писатель пишет в своем стиле, своем жанре, что также вносит свою долю нюансов для осуществления передачи опыта. Универсальных писателей не много, поэтому самый доступный способ изучать основы писательства — книги. Хотя в данной книге я дам важные аспекты для начинающих писателей и тех, кто бы хотел улучшить свои навыки, а также полезные основы, которые помогут вам написать продающиеся романы.
Пока вы будете работать над своим первым «детищем», а возможно и над вторым, третьим, вам нужно будет обеспечивать себя. Здесь есть несколько путей действий. Одни предпочитают работу, не связанную с письмом, ведь тогда их мозг не перенасыщен текстами, появляется «голод» по письму. В таком случае, в свободное время от рабочей деятельности, писатель приступает к своему творению. Минус данной стратегии в том, что вы можете выбрать работу, которая будет вас выматывать и вам не хватит сил для написания хороших книг. Есть и другая «побочка» такой работы. Если труд односложный, в перспективе, ваш словарный запас может сократиться, а тексты выходить сухими. Сухие тексты идут хуже, нежели яркие и чувственные.
Есть и другой путь, когда писатель принимает решение работать в смежной сфере. Быть журналистом, быть копирайтером. Что это дает? Средства на жизнь будут, но возможно не сразу весомые. Вы будете расти в мастерстве, узнавать много полезной информации по оформлению текста, по редакции, по целевым аудиториям, маркетингу, заходам и стилям речи. Все это необходимо для работы копирайтером, как и хорошему журналисту, так и писателю. Минусы: как и в первом случае, вам может не хватать сил на книгу. Вы можете перегрузить себя работой и не дойти до писательского стола дома. Первое время средств на жизнь может быть мало, но вместе с ростом компетентности, вы сможете повысить свой доход. Плюсы: вы занимаетесь текстами, получаете удовольствие, удовлетворение, средства. В первом случае только средства.
Рынок сбыта — еще одна сторона, которой вам нужно коснуться. Допустим, ваша книга написана, но пока она лежит в столе — она только информационный продукт вашей деятельности. Ей нужно получить оформление, занесение в мировые библиотеки, обложку, редакцию, а затем оказаться на прилавках. В современных реалиях есть много способов продать и донести до читателя свою книгу коммерческим путем. Разделим эти пути на группы.
— Известные и нет литературные издательства. В данном случае стратегия размещения вашей книги может серьезно отличаться от издательства к издательству. В случае, когда есть СамИздат, все просто. Вы можете разместить свою книгу по стандарту платформу и добавить электронную книгу, бумажную. Стоит учитывать, что следует размещаться на европейских платформах, таких как Amazon Kindle. В принципе, издательства не слишком любят авторов, которые размещают свою рукопись на 1001 платформе. Лучше выбрать одну большую и доверить ей дополнительные размещения.
Выбирайте платформу с хорошим авторитетом, защитой авторских прав, а также устраивающим вас роялти. В среднем, роялти не составляет значимую часть от стоимости книги. Ваш доход будет примерно 10%, за то вы не вкладываете дополнительные средства для печати книг, распространения их по магазинам, доставке до покупателя.
— Печать книги. Вы можете заказать тираж вашей книги и распространять его самостоятельно. Учтите, этот способ заберет у вас гораздо больше средств, нежели первый. В данном случае вам потребуется взять на себя все расходы по печати, доставке, распространению, поэтому подойдет в том случае, если вы уверены в продукте и в том, что ваша прибыль будет больше, чем от роялти.
— Ведение своего блога. Есть не мало платформ, где автор может вести свой блог и выкладывать книги для платного приобретения. В данном случае, как и в социальном маркетинге, вам нужно будет развивать свой аккаунт, бренд, а также потребуется качественный продукт в облике шикарных романов.
— Пожертвования. Есть не мало сервисов, которые помогут вам собирать пожертвования на вашу деятельность. Вы можете зарабатывать много, благодаря качественному контенту на Patreon, но здесь вам нужно очень постараться, чтобы развить свой аккаунт и привлечь в него патронов. Также стоит учитывать, что на Patreon возможен возврат пожертвования, если его даритель будет не доволен контентом. На ko-fi дела обстоят лучше. Вы можете собирать пожертвования и выводить их на свой счет, без рисков, что после просмотра вашего контента, даритель решит сохранить свои средства и вернуть их. Комиссию платформа не берет.
— Продавать авторство книги или писать книги за других. Есть направление заработка писателей, когда они пишут книги на заказ или же уступают свое владение полностью заказчику. В данном способе заработка есть много минусов. Вы получаете прибыль единоразово, но, если книга продавалась с большим успехом, плюса в прибыли вы не получите. Вы не будете известны аудитории, как автор этой книги, потому что продали владение целиком. Вам останется быть в тени автора. Такой удел устраивает не многих. К тому же вам придется писать с учетом многих требований заказчика, что сокращает вашу свободу, как творческой личности, загоняя в стандарты, как в тиски.
Подведем итоги: если вы выбрали путь писателя, вам будет сложно, но и здесь есть пути, которыми вы можете добиться успеха.
Для копирайтера цена успеха не столь предопределена, сколько для писателя. Копирайтер пишет по заказу, чтобы принести пользу своему нанимателю. Цель — закрыть потребность, которую не может реализовать заказчик сам. В совокупности это снимает несколько сложностей, по сравнению с литературным писательством.
Вам нужно писать конкретно и понятно. Соответствовать требованиям заказчика и задачам. Разбираться в теме и быть компетентным. Последний параметр обозначу подробно. Компетентность копирайтера включает в себя хорошее знание языка, умение отличать стили письма и умелое их использование. В коммерческом направлении, а это 80% деятельности, вы должны повышать конверсию текстом, вызывать эмоции, менять мнение читателя.
Если у вас есть эти знания, значит вы уже можете выполнять функции копирайтера. Остальное — приложится. Чем больше вы будете работать, тем больше будете знать, замечать тенденции раньше, чем о них заговорят другие. Но чтобы ваши доходы росли, вам нужно научиться презентовать себя, свои услуги, а значит вы рано или поздно уткнетесь в понятие «личный бренд».
Для менеджера по продажам b2b сегмента самопрезентация естественна. Он продает продукт, продает отношения, продает возможности, продает свою мать перед знакомством с будущей супругой, продает себя. Другое дело — копирайтер или писатель. Большой склонности открывать перед незнакомыми людьми нет, а желание спрятаться от проблем — есть. Вам потребуется работать над собой, развивать постепенно качества коммуникации. Тихо отсидеться в уголке не получится.
Глава 2.1. Самородок среди груды земли
Когда новичок выходит на арену опытных игроков, возникает первый поток противодействия. Как найти первых заказчиков? Как зарабатывать? Сколько должна стоить работа? Как набрать портфолио? Это только ряд классических вопросов, которые посещают нового копирайтера.
Как разобрали в предыдущей главе, для решения проблемы есть несколько подходов. Чтобы зарабатывать копирайтером, можно устроиться в агентство, можно набрать заказчиков и работать, как фрилансер, а можно обратиться на биржу и выполнять шаблонные дешёвые заказы без больших заморочек с построением контакта.
Не скажу, что последний вариант ужасен, но он очень быстро приведет вас к трем проблемам: потолку в достатке, выгоранию и недостатку личного времени. В сочетании эти факторы могут привести к тому, что талантливый копирайтер бросает ремесло и уходит искать где трава зеленее. Поэтому обращаю ваше внимание на то, что не нужно задерживаться на бирже, но, чтобы приобрести минимальные знания, навыки, набрать портфолио работ — биржа подойдёт.
В работе в коллективе агентства есть свои плюсы и минусы. Вы будете «пригреты». Оклад + KPI, оклад + премия. В общем, средства будут относительно стабильные. К тому же, работы будет много, что принесет вам большую долю практики для шлифования пера. Маркетинговое агентство — это чужой бизнес. В нем рассчитан бюджет с запасом на прибыль ввиду издержек. Приготовьтесь к переработкам или заниженной ставке (но она все равно выше, чем на бирже).
Вас будут критиковать, будет много правок, муштры, как у нового продавца, которому нужно выучить сто тысяч товаров гипермаркета за неделю. Приготовьтесь к огромному потоку информации, к тому, что вас постараются выжать, как станок по созданию текстов.
Из положительного, это возможность обучаться. Передовые маркетинговые агентства задают тон рынку, другие стараются поспевать, а значит, ловить новые знания, изучать, применять и продавать клиентам. За счет борьбы компаний, вы сможете на базе организации получить новые знания, не покупая их из своего бюджета.
Фриланс и собственное плавание. Чаще всего к этому этапу приходят в конце, но есть те, кто начинают с нуля на фрилансе. «Потолка дохода нет. Зарабатывай миллионы. У тебя будут золотые горы, пройти только курс…» социальные сети пестрят жуткой провокационной рекламой. Есть люди, которые клюют на нее, проходят короткий курс и оказываются в вольном плавании. Но так получается, что нет ни золотых гор, ни миллиона за первый месяц. По итогу, новичок либо уходит с фриланса в прошлую стезю, либо продолжает барахтаться. В большом океане учиться плавать не легко, но это возможно. Вам нужны ориентиры, чтобы выбраться, а еще план действий, чтобы путь к достатку был осуществим.
План развития копирайтера по пунктам и навыкам на фрилансе:
— Получить базовые навыки и оформить портфолио.
В портфолио нужно указать сферы деятельности, в которых вы уже разбираетесь. Можете рассказать, чем отличается мехенди от татуировки, отдых на Карпатах от Бали, охота с ружьем или луком, какие законы регулируют торговлю. Здесь действует ряд правил.
Правило 1. Пиши честно.
Не разбираешься, разбираешься плохо — не пиши. Навыки можно наработать, репутацию вернуть сложнее. Хороший копирайтер будет беречь свою репутацию.
Правило 2. Анализируй.
Если ваш локальный рынок перенасыщен направлениями торговли и туризма, то нужно выяснить, ищут ли исполнителя по данным направлениям. Ищут? Изучите их и высылайте портфолио с коммерческим предложением. Нет? Ищите направления, по которым требуются исполнители в большом объеме.
— Составить список текстовых работ, коммерческое предложение.
В портфолио нужно разместить примеры на каждый тип текста, но это не обязательно. Возможно, вы предоставите текст заказчику при его интересе. Главное, текст должен демонстрировать ваши навыки, а не их отсутствие. В коммерческое предложение нужно включить: персонализацию, преимущества работать с вами и условия взаимодействия.
— Провести анализ рынка, найти потенциальных заказчиков.
Не стоит ждать, когда компания сама откроет вакансию на копирайтера. Предложите свои услуги. Будьте смелее. Продумайте вопрос «Как клиент может выйти со мной на контакт?». Ведите социальные сети в коммерческом исполнении, позиционируйте себя, пишите тексты, которые будут вовлекать аудиторию.
Я не буду говорить, что вам следует идти к своим друзьям, знакомым, родственникам, рассказывать им, что вы оказываете услуги и можете быть полезным. Вы будете полезным им в данном случае, но вам важнее научиться находить клиентов в реальном рынке. Если кто-то в вашем окружении ведет бизнес, действительно уместно упомянуть, что вы можете помочь в конкретной форме: задача и ее решение вашими действиями. При интересе со стороны заказчика — назовите свою цену, нет, так человек будет знать о возможности получить услугу не у третьих лиц.
— Изучайте новые инструменты повышения охватов ЦА. Постройте скрипт.
Когда говорят о повышении охватов, чаще всего думают о маркетологе, однако копирайтер также занимается повышением охватов. Хороший копирайтер знает, как текстом повысить вовлеченность аудитории, разжечь интерес, подогреть продажи. А правильный текст в нужном месте может привести аудитории на необходимую интернет — страницу. В поиске клиентов вам может пригодиться эта логика.
У вас появились первые потенциальные клиенты. Интерес. Вопрос. Вам нужно правильно отрабатывать возражения и отвечать, чтобы потенциальный клиент превратился в вашего постоянного клиента. Для этих целей потребуется скрипт. Проиграйте десять диалогов с заказчиками, пропишите их на бумаге, проговорите, откорректируйте. Составьте базу отработок возражений, корректируйте скрипт по результатам диалога с заказчиком.
Есть несколько логически обоснованных рекомендаций по построению скрипта.
— Будьте вежливы.
— Ведите себя искренне.
— Отвечайте на вопросы: для чего человек спрашивает вопрос? Что он хочет услышать в ответ? Понимая мотивы, вы будете знать, как правильно ответить.
— Не бойтесь говорить нет и слышать нет. У всех есть право на отказ.
— Скрипт — не панацея. Задавайте дополнительные вопросы, когда требуется уточнение к задаче.
5. Закрепляйте за собой клиента. Переводите в постоянных.
Рост вашего дохода на фрилансе значительно зависит от наличия постоянных клиентов. Лучше получать стабильные заказы с регулярными заказчиками, нежели 80% времени искать новых клиентов за повышенный тариф. Первое время ваши усилия будут напоминать теорему Парето. 80% времени вы будете искать новых заказчиков, шлифовать скрипт, учиться удерживать клиента, а 20% выполнять работу и сотрудничать с постоянными клиентами. У профессионалов все обстоит иначе. 80% времени они проводят с регулярными заказчиками, 20% с новыми.
Подведем итог. Получить базовые навыки и оформить портфолио. Вам нужно писать честно, анализировать тексты.
Для систематизации работы используйте:
— Составить список текстовых работ, коммерческое предложение.
— Провести анализ рынка, найти потенциальных заказчиков.
— Изучать новые инструменты повышения охватов ЦА.
— Построить скрипт.
— Закрепить за собой клиентов.
Глава 2.2. Навыки и компетенции. Где и какие критерии, как оценивать уровень
Навыки технических специалистов мало у кого вызывают вопросы. Знание физики, математики, наличие диплома о вышке дает право называться инженером сразу после ВУЗа. Устроиться на позицию инженером и начать работать по специальности без опыта тяжело, но реально, а как обстоят дела в копирайтинге?
Копирайтер — профессия не стандартная. Здесь есть критерии, но в них зачастую, даже заказчики не разбираются. Выходит, на практике так, что требуют портфолио, идеальное знание языка, владение всеми маркетинговыми фишками, черный пояс продаж и пакет 500 статей, а на выходе еще попросят сделать тестовое. Зачем? Для чего? Такими вопросами задается копирайтер, выдержав все круги согласования на вакансию и получая в задачи информационные посты в социальную сеть.
Нет точных критериев качества, но есть человеческий фактор.
Последнее скорее преимущество, нежели в других отраслях. Благодаря индивидуальности, подвижности ума и своему стилю копирайтер может зарабатывать много. Но для этого нужно обладать знаниями, навыками, которые измеримы.
Если математику для докторской степени нужно изменить что-то в вычислительных техниках, то копирайтеру найти новый способ доносить информацию эффективно. Однако, когда вы находитесь в самом начале пути, главными вопросами будет:
— Как узнать отправную точку знаний/навыков?
— Как расти? Откуда брать навыки?
— Стратегия роста
— Когда повышать доходы
— Как доказать заказчику, что вы не аутсайдер?
— Как узнать отправную точку
Чтобы узнать ваш отправной уровень, вам подойдет тестирование по знаниям языка, а также легкий опросник по навыкам копирайтера. Возьмите в пример любую платформу для заказов тестов, найдите требования на минимальный уровень. Соответствуете? Значит вы в самом начале. Если для вас это слишком просто — тестируйте себя по вакансиям компаний.
В большинстве компаний HR ставят завышенные требования к своим специалистам, если это не компания в области журналистики. Сейчас вам главное найти их требования. Выяснить по 10 из них средний показатель компетенций и отметить соответствие. Выделяйте для себя навыки, которые вам нужно развить. Ставьте в список задач по возрастанию. Таким образом у вас появится путь для развития.
Откуда брать навыки?
В самом начале пути, пока ваши знания стилей являются теоретическими, для роста вам подойдет два метода: чтение и практика. Пишите статьи, тренируйтесь, беритесь за простые задачи. Не ждите, что сразу поймаете джек-пот, но и не беритесь за слишком дешевые работы. Путь, в котором ваша работе не стоит средней оплаты новичка в другом направлении, это путь в яму, а вам надо расти.
Допустим, средняя цена по рынку 200р/1к знаков, следовательно, если вам предлагают писать статью всю 5к за 170р — это ниже средней стоимости. Можно писать статьи по 190р/1к, 180р/1к максимум. Не падайте ниже.
Когда ваши навыки будут лучше, берите задачи сложнее, старайтесь ими овладеть. Перенимайте чужой опыт.
Даже школьник может себя подготовить к тому, чтобы стать хорошим копирайтером. Для этого нужно регулярно выделять время для чтения СМИ известных издательств, анализа текста и выявления «фишек». Не нужно брать для разбора посты из социальных сетей, форумов, наполнение сайтов. Данные информационные ресурсы могут быть наполнены не профессионально, а пока вы новичок, вы не понимаете разницу между отличным пробивным постом и безвкусицей.
Не питайте свой мозг информационным фастфудом.
Ведите записи, слушайте уроки редакторов, читайте книги. Эта книга вам также пособие по правильно написанному тексту. Выстраивайте в своей голове структуру знаний, классификацию. В дальнейшем этот метод вам упростит писательскую жизнь — вы быстро сможете дополнять свои знания и не будете путаться в беседе с заказчиком, когда он будет объяснять вам свои задачи на пальцах.
Подведем итог. Вы можете брать знания для копирайтинга в книгах, СМИ, журналах, курсах и лекциях работающих копирайтеров, редакторов.
НЕ подходят: социальные сети, любительские странички, блоги, форумы, сайты, платформы Яндекс. Дзен и другие, где порог входа минимален.
Чтобы писателю стать лучше
Писателю требуется чуть больше, но и чуть меньше, чем копирайтеру. Копирайтеру не обязательно развивать в себе глубоко литературный стиль письма. Ему важно писать понятно, соблюдать стиль, говорить с аудиторией на ее языке, на ее уровне. Общаться через интерес и пользу читателю. Это также значит, что вам нельзя навязывать человеку текст. Пробудите в нем любопытство, чтобы он сам пришел читать вашу статью.
С другой стороны, писателю, напротив, нужно выбрать свою судьбу: писать редкие, необычайно живые, яркие и тяжелые конструкции или же играть легко, понятно, доступно, но также — живо и волнующе, возбуждая интерес и тревожа все струны души. Каждый находит свой способ писать. Главное в начале понять, какую тематику вы выберете и как глубоко вы хотите плавать.
В этом направлении есть также весомый нюанс. Легкие книги читают чаще, чем революционные бездонные произведения. Замахиваясь на нечто большее, чем есть в понимании человека, вы можете столкнуться с проблемой низких продаж и непризнания. Тогда вы можете начать сокрушаться, что вон, Филька Йормунд пишет ванильный бульварный кошмар, но у него есть известность и популярность, а отсюда и роялти с продаж.
С другой стороны, в рынке книг также действует закон 80/20. Большая часть книг не существенно дорогая и пускает пыль в глаза обывателям. Ценитель пойдет за качественной книгой и будет готов за нее заплатить весомые средства. Выбирать свою ЦА право каждого. У каждого решения свои последствия.
Чтобы расти писателю, надо
— Читать книги из своего жанра.
— Разбирать книги, повышать уровень сложности произведения.
— Выписывать заходы и фишки писателей, а также почему книги были не признаны раньше.
— Писать. Книги на специализированных платформах с вашей ЦА.
Лучше для роста не выходить на платформы, где сидит аудитория критиков. У любого направления всегда будут недовольные люди, но бывают случаи, когда люди специально уходят на интернет ресурсы, чтобы выпустить свой гнев, обиды, стресс. Вам потребуется взгляд со стороны на ваши книги. Для этого обращайтесь в литературные коллективы, просите ценителей оценить и написать вам рецензию. Заведите свой блог, где вы будете писать заметки по творчеству, мысли, зарисовки, очерки, а также сможете собрать свою целевую аудиторию и узнавать у нее мнение о произведениях.
Глава 2.3. Стратегия роста
От вашей стратегии роста зависит ваше будущее. Будет ли она грамотной или же вашим ярмом на шее? Если вы решили, что ваше призвание — писать. Будь то книги или статьи, вам нужно постоянно расти. Это аксиома данного решения в вашей жизни. Как у акулы: остановка — смерть.
Здесь я выделю важные элементы, которые помогут вам составить рабочую стратегию роста и избежать творческих и жизненных кризисов, связанных с трудностями выбранного пути.
Правило 1. 1 привычка на 1 месяц. 1 навык в 1 месяц.
Чтобы ваш рост не напоминал марафон по Сахаре, вам нужно удерживать свои порывы изучить больше или изучить меньше. Будете лениться — вас обгонят. Будете брать больше нужного — вам о прегрешениях напомнит потом здоровье, качество работы, качество любой другой жизненной сферы. Будьте усердны и занимайтесь спокойно. Залог успеха не в спешке, а в качестве и отсутствии страха перед неудачами.
Правило 2. Ставьте приоритеты. Вам нужны краткосрочные задачи и долгосрочные. В приоритете у хорошего специалиста задачи долгосрочные, но краткосрочные задачи закрываются в срок. Учитесь закрывать вопросы и не допускать в них дедлайнов, как в работе.
Правило 3. У каждого решения свои последствия. Принимайте риски, учитывайте особенности. Говоря об особенностях в данном случае, я имею ввиду, что вам нужно учитывать особенности своего характера, своей жизни, своей экономической ситуации, рынка и многое другое. Оттолкнитесь от личных особенностей и не пытайтесь себя согнуть пополам в незыблемых чертах.
Если вы пессимист, то не нужно закладывать в стратегию идею, что вы станете лучшим писателем юмористических историй или резко научитесь писать 50 статей, которые помогают людям быть счастливыми. Лучше примите эту черту. Пишите драму, помогайте людям с депрессией почувствовать, что они не одиноки в этом состоянии через статьи, пишите стихи и песни, которые вызовут резонанс у аудитории с этими чувствами.
Правило 4. Находить время на себя.
Во время становления, вам захочется окунуться в новые задачи и уйти в работу с головой. Всем знаком типаж чокнутого гения, который не спит ночью, не ест днём и трудится над своим исследованием. Каждая книга — такое же исследование. Но вам нужно помнить, что в вашей жизни важно не только создать новый информационный продукт, но и добиться более важной цели (стать самым известным автором, добиться дохода 1 миллион, издать больше всего книг (нужное подчеркнуть)). Чтобы достичь той, долгосрочной цели фикс, вам нужно действовать поступательно.
Сохраняйте стиль жизни. Занимайтесь спортом, находите время на книгу, на рисование или прогулку в парке — то, что вам действительно по душе. Путешествуйте, берите отпуск и набирайтесь новых впечатлений. Сохраняйте уголок вашей идентичности. Не отдавайте все 110% работе.
Правило 5. Выстраивайте здоровый тайминг.
Постепенно мы переходим от советов, к четким указаниям. Заведите себе за правило, держать режим. Нельзя 3 часа отдыхать, 5 минут работать, 5 часов собираться на работу. Чтобы выполнять заказы в срок, вы должны ввести в свою жизнь график, а в дальнейшем добить его до комфортного и по возможности здорового режима. Для понимания границ здорового рабочего режиме, скажу точно, что плохой идеей будет считать, что вы сможете работать 6 дней в неделю по 13 часов, создавая эффективные тексты. Также не очень правдоподобно считать, что вам получится это делать 5 дней в неделю по 8 часов, но вы можете попытаться побить рекорд.
Фактически, из моей практики, выходят такие цифры: можно написать за день 60 тысяч символов, но при этом не обязательно их писать стабильные 8 часов, но их можно написать в течении этих суток. Начать в 8 до 11, продолжить после 13 и до 16, добить с 18 до 20. Это реально, но как будет работать у вас?
Правило 6. Вам нужно время почитать.
Чтение — инструмент, который помогает расти, даёт возможность отдыхать и находить новые силы. Как художнику нужно смотреть на пейзажи и потом их рисовать, так и здесь. Вам нужно набираться информации, но качественной. Находите книги, которые будут выше вашего уровня, которые вам хочется читать. Берите чтиво, которое бередит вашу фантазию и вызывает желание творить. Погружайтесь в детство, острые любовные истории, интригующие расследования. Берите то, что требуется именно вам, но читайте, вне зависимо от вашего графика работы.
Правило 7. Будьте готовы к неудачам.
Нас не учат в школе, что посадив дерево, вы можете его не найти завтра. Не учат тому, что вы можете потратить год на разработку продукта, а он окажется никому не нужным. Однако, именно так происходит в жизни. Успех — не обязательный результат для вашей деятельности. Вы можете потерпеть фиаско. Больше, вы можете потратить 80% за неудачами, чтобы создать нечто действительно необходимое и важное.
Будьте готовы к тому, что получится все не сразу. Учитывайте ошибки, разбирайте неудачи по составляющим и комбинируйте в новом варианте. Старайтесь, боритесь и будьте теми, кем хотите быть. Опустить руки легко, но это того не стоит.
Глава 2.3 Стратегия развития
Путь писателя начинается раньше, чем он становится новичком. В идеале будущий новичок должен приобрести первичные навыки — повысить уровень грамотности, набрать определенную базовую насмотренность и понять, что тексты это, то, чем он будет заниматься долго. Это не та профессия, которую легко бросить и забыть. Вы не будете грустно вздыхать и сожалеть, что не стали разносчиком газеты, когда был такой шанс.
Чтобы не сожалеть о вашем решении стать писателем, на этапе будущего новичка определитесь с острой необходимостью стать писателем. Если это не временное увлечение, и вы готовы рисковать на этом пути безденежьем и годами, проведенными за письмом несостоявшихся бестселлеров — флаг в руки. Идём дальше.
Новичок — это тот человек, который твердо решил, что будет писать хорошо это или плохо. Самое время набить руку на текстах, исправить все оставшиеся недочёты в письме, лучше узнать стили, собрать портфолио. Набирайтесь навыков на задачах, изучайте новые материалы. Учитесь общаться с заказчиками, пишите скрипт диалога, выстраивайте долгосрочное сотрудничество. Помните, 1 навык — 1 месяц. В среднем до 2-х лет вы станете достаточно опытным специалистом, чтобы уверенно общаться с заказчиком и не краснеть от вопросов своей цены.
Среднестатистический копирайтер. Среднячков на рынке не мало. С одной стороны, люди, которые не умели писать и пытались стать копирайтерами, ушли. С другой, конкуренция в данном диапазоне присутствует. За счёт чего?
Если среднячки задержались на бирже.
Если среднячки пребывают в одном канале поиска клиентов.
Отсюда вытекает несколько проблем и зон роста. Вам требуется искать новые инструменты для привлечения заказчиков вам, а также каналы связи и взаимодействия. Вам пора задуматься о специальных навыках, углубиться в тех направлениях, что вам интересны. Копирайтинг включает в себя множество направлений: социальный маркетинг, постинг, написание отзывов, статей, текстов для презентаций, рассылок на почту, коммерческих предложений, книг на заказ, баннеров, продающие тексты. Вы можете уйти в нейминг, стать узким специалистом по IT тематике, писать про новое оборудование, про хирургию или про уникальный продукт в спорте. Выберите комбинацию навыков, на которых вы будете базироваться, в чем вы будете особенно хороши и изучайте направления углублённо.
Тоже самое касается и писателя. Среднестатистический писатель написал роман, к нему продолжение и ждёт, что наконец-то придет слава. А порой слава все не идёт. Год, два, три… ее нет. Чтобы достичь показателей хорошего писателя, вам потребуется пробовать и тестировать новые истории. Уверены, что вы хороши в детективах? Попробуйте написать мистический детектив или хоррор. Подключите озвучку к вашим книгам, чтобы желающие могли приобрести аудиокнигу. Реализуйте идеи, но действуйте стратегически. Опубликовали книгу. Настал черед следующей. Узнавайте о статистике через месяц, не рассчитывая, что на вас посыпятся с неба звёзды.
Чем отличается профи от среднестатистического копирайтера? У профессионала есть уникальный продукт. Вопрос не столько в личности копирайтера, хотя личный бренд становится необходимым для последующего роста.
Профессионал уже достаточно уверенно чувствует себя на рынке. За его услугами обращаются, часто, по второму, третьему, пятому касанию. Положительный результат его клиентов приводит к нему новых. Благодаря ощутимой пользе, человек реализует в большей степени свой потенциал в работе.
Движение идёт по нарастающей. С маленькой биржи к заказчикам на статьи, затем помочь с контент-стратегией, затем вести блог, а ещё позже 3 колонки. В совокупности, приобретая опыт, человек изобрел свой способ быстро поднимать блог с 0 и знает, как реализовать этот показатель ещё в 10 других нишах. Таким образом появилось УТП — его техника развития колонки до эффективно продающей за 6-8-12 месяцев.
Поставьте для себя задачу в развитии двигаться в одном направлении, сфокусировав усилия. Создайте уникальный продукт, который нужен рынку. Теперь можете смело повышать свой доход и продвигать услуги в массы.
Эксперт. Стадия, мягко переходящая с профи, зачастую незаметно. Между ними есть разница и чаще всего одна. Эксперт умеет себя продать и работает над собственным брендом. В совокупности, у эксперта бывает и всего одно уникальное торговое предложение, но он может продать побочные продукты, как полезные и остро необходимые. Лучше, когда этот человек разбирается в нескольких направлениях и выявил порядка 3 УТП и готов ими делиться.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Пиши, греби предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других