Ключ к прочтению нотного текста

Kadora Rev, 2022

Книга знакомит с авторской методикой обучения чтению с листа начинающих пианистов. Ее суть заключается в новом подходе к соотнесению нотной записи и фортепианной клавиатуры. Его освоение, предлагаемое автором в игровой и наглядной форме, позволит детям за достаточно короткий срок научиться с легкостью ориентироваться в музыкальном тексте и получить навык самостоятельной работы с произведениями для фортепиано. Методика прошла успешную апробацию при работе с детьми самого разного возраста. Издание адресовано преподавателям фортепиано, а также может быть использовано музыкантами-любителями для самостоятельного обучения. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

  • Предисловие
  • Часть I. Нотный стан. Дешифрование или зеркальная симметрия

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ключ к прочтению нотного текста предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть I. Нотный стан. Дешифрование или зеркальная симметрия

Тайнопись

Давайте сейчас отвлечёмся от музыки и обратимся к искусству тайнописи. Для чего? Я уже говорила, что нотный текст — это зашифрованное сообщение, которое нуждается в правильном дешифровании. Сначала разберемся, к какому виду закодированных текстов оно относится.

Существует два вида шифрования — стеганография и криптография. В древности, чтобы спрятать само послание, укрыв его от посторонних глаз, пользовались стеганографией (буквально — «скрытое сообщение» от греческих слов στεγανός — «покрытый» и γράφω — «писать»). Например, письмена скрывали под воском, писали на бумаге молоком, луком и другими «чернилами», которые проявлялись при нагреве бумаги. В древнем Китае писали сообщения на тонкой шёлковой ткани, которую затем сворачивали в крохотный шарик и покрывали воском, после чего посланец проглатывал этот восковой шарик. Таким способом защищали наличие самого послания, но не его текст. И, поскольку способ был ненадёжным, стала развиваться криптография (от греческого слова κρυπτός, означающего «тайный»), для того чтобы скрыть смысл сообщения[2]. Безусловно, нотная запись — это тайный текст, своего рода зашифрованное сообщение, и очевидно, что фортепианная нотация представляет собой разновидность криптографии.

Представим себе процесс обмена сообщениями в виде такой схемы (рис. 1).

Рис. 1

А теперь, внимательно посмотрев на эту схему, вообразим, что тот, кто создал музыку, то есть, композитор — это отправитель. Его сочинение — это открытый текст, который он впоследствии зашифровал, то есть, записал нотными знаками, поскольку владел ключом — определенным способом или алгоритмом перевода звучащей музыки в письменный текст. Следовательно, для того чтобы получатель, в нашем случае — пианист, смог прочитать послание, ему нужно проделать обратную операцию — преобразовать нотные знаки в звуки. А для этого необходимо обладать правильным алгоритмом для дешифровки нотного текста, подобрать верный ключ.

Почему бы не изучить все октавы разом?

Прежде чем поделиться с вами секретами расшифровки нотной записи, хочу остановиться на одной немаловажной вещи. Вы никогда не спрашивали себя, почему детей на первом этапе знакомят не со всей клавиатурой в её нотном выражении, а только с небольшой её частью — первой октавой, находящейся в центральной части клавиатуры? Чтение нот и игра на клавиатуре преимущественно в первой октаве пропагандируются во всех книгах по начальному периоду обучения. Если вы преподаватель фортепиано, ученик музыкальной школы или просто любитель фортепианной игры, знакомый с элементарной нотной грамотой, то задайте себе вопрос: как выглядят ноты фортепианных произведений? Какой образ нотного стана вы видите чаще всего? (рис. 2)

Рис. 2

Ручаюсь, что из всех предложенных здесь вариантов вы наверняка выберете тот, что помещён под буквой Г.

Однако в начальной литературе для фортепиано наиболее часто используется вариант А (заметьте, во «взрослой» музыкальной литературе он употребляется крайне редко). Но почему бы сразу не научить ребёнка уметь читать вариант Г, а потом уже знакомить с более редкими явлениями в нотной записи?

Например, чтобы научиться читать литературный текст, мы учим весь алфавит, а не какую-то его часть! Представьте себе такую картину: ученик школы в середине учебного года, доучив наконец-то первую половину алфавита, восклицает: «Что, ещё и вторая половина есть?! И буква Ю, и твердый знак — ужас какой-то!» Зная только часть алфавита, невозможно прочесть ни одну книгу.

А вот от учащихся музыкальной школы вполне можно услышать: «Как, мне ещё и в басовом ключе играть?» А ведь в подчинении басового ключа находится добрая половина клавиатуры! И вот оказывается, что ноты там расположены совсем не так, как в скрипичном ключе! Ученик решает: «Всё! Скучно и неинтересно!»

Выучив скрипичный ключ и встав перед необходимостью читать ноты в басовом, многие прибегают к старому «дедовскому» способу: подстраивают сверху терцию и таким образом вычисляют ноты. Признаюсь, сама в детстве пользовалась такой системой, но со временем поняла, насколько велик её недостаток. Таким способом можно вычислить только ноту; всего-навсего её название, но не местоположение на клавиатуре.

Своих учеников я с первого же урока учу читать сразу два нотных ключа — скрипичный и басовый. Расскажу, как это мне удаётся.

Ядро нотного стана и начало криптоанализа

Для того чтобы подобрать правильный ключ к нотной записи, необходимо разобраться, где находится её центр — замочная скважина. Таким центром является нота ДО первой октавы, которая одинаково часто записывается и в басовом, и в скрипичной ключе.

Рис. 3

Давайте представим обычную фортепианную систему — два нотных стана, объединенных акколадой, выделим в ней геометрический центр и впишем в него нотный знак ДО (рис. 3).

В самом деле, эта нота — своеобразный нотографический центр: с неё начинается зеркальное деление клавиатуры[3]. Да-да, именно зеркальное, о чем речь пойдет чуть позже.

Центр Вселенной

Так сложилась историческая практика нотописи, что два фортепианных нотоносца (скрипичный и басовый) отделены друг от друга значительным расстоянием. Но давайте условимся: между нотными станами будет проходить только одна линия — линия ноты ДО, как это показано на следующем рисунке (рис. 4).

Рис. 4

Теперь давайте уберём эту несуществующую линию, оставив только маленький ее кусочек для нотной головки. Получится вот так (рис. 5):

Рис. 5

На первый взгляд всё выглядит как обычно. Однако, по правилам нотной графики расстояние между нотными станами должно быть шире. Отодвигаясь друг от друга, нотные станы превращают одну ноту в две: одинаковые по написанию, но относящиеся к разным ключам — скрипичному и басовому (рис. 6).

Рис. 6

Процесс раздвижения нотных станов можно сделать максимально наглядным при помощи трансформера[4], соединив его по пунктирным линиям (рис. 7).

Рис. 7

Невзирая ни на какие расстояния между нотными станами, нота ДО и в скрипичном, и в басовом ключах — это одна и та же клавиша на фортепианной клавиатуре. На уроке ребёнку эту клавишу можно отметить, например, положив на неё карандаш (рис. 8).

Рис. 8

Деление территории

Теперь необходимо объяснить ребёнку, что у клавиши ДО первой октавы есть еще одна важная роль: она разделяет две части клавиатуры. Правая часть нотируется в скрипичном ключе или, проще говоря, за неё отвечает скрипичный ключ; тогда как звуки левой половины клавиатуры записываются в ключе басовом (рис. 9).

Рис. 9

Левая, басовая часть клавиатуры — царство левой руки; правая рука владеет правой частью, нотация которой, как правило, записывается в скрипичном ключе[5].

Зеркало между нотными станами или поиск ноты ДО

Уделите особое внимание этой ноте ДО первой октавы, играя пьесы-упражнения «В пещере» (рис. 10) и «Барабанчик» (рис. 11). Они предназначены именно для отработки навыка нахождения на клавиатуре звука ДО при написании его в разных ключах.

Фрагмент пьесы «В пещере»

Рис. 10

Фрагмент пьесы «Барабанчик»

Рис. 11

Для того чтобы грамотно читать нотный текст, нужно научиться визуально размещать написанные в разных ключах ноты ДО первой октавы на воображаемой центральной линии. Благодаря примеру (рис. 12), размещенному перед пьесой «Барабанчик», ребёнок может увидеть, что это одна и та же клавиша. Нотные станы здесь специально приближены друг к другу. Фрагмент, написанный таким образом, подготавливает ребёнка к грамотному прочтению самого произведения.

Рис. 12

Я думаю, это очень важное упражнение, поскольку дети редко правильно читают ДО первой октавы, изображенную в басовом ключе, и далеко не всегда находят её на клавиатуре. Пусть вас и вашего ученика не смущает, что в этой и последующих пьесах (см. Приложение) необходимо играть одну клавишу двумя руками, как, например, в 5-м и 6-м тактах пьески «В пещере». Следует объяснить ребёнку, что подобные случаи встречаются в художественной фортепианной литературе. Правда, тогда одна из совпадающих нот заключается в скобки, но играют ее при этом либо правой, либо левой рукой.

Ритм (небольшое, но важное отступление)

Для многих пьес Приложения я выбрала самый простой ритм. Но и простые ритмические построения следует объяснить начинающему ученику.

Я постоянно пользуюсь на уроке методом мнемотехники (от греч. «искусство запоминания»). Мнемотехника — это совокупность различных приёмов, которые позволяют легче запоминать большие объёмы информации.

Один из таких приёмов — преобразование абстрактных символов в яркие зрительные образы, то есть перекодирование информации. Это помогает перевести изучаемые сведения в долговременную память ребёнка, облегчив ему запоминание. Я предлагаю чаще пользоваться таким приёмом на уроках для решения любых задач на запоминание абстрактной информации. Что немаловажно: работая таким способом, вы заметите, что объём внимания ребёнка на уроке в эти моменты многократно увеличивается, и он с лёгкостью и надолго запоминает преподнесённую информацию.

В данном случае абстрактные символы — это общепринятые написания длительностей, а яркий зрительный образ — это представление длительностей, например, в виде военных человечков.

Целая длительность предстанет в виде генерала (рис. 13), которого охраняют четыре солдата — четыре четвертные ноты.

Рис. 13

Половинная длительность — офицер (рис. 14), который имеет охрану из двух солдат (двух четвертных нот).

Рис. 14

Соответственно, четверть и есть один солдат (рис. 15).

Рис. 15

Благодаря таким картинкам ребёнку легче понять, почему при виде целой длительности (генерала) ему нужно считать до четырёх, при виде половинной длительности (офицера) — до двух, а четверть считать, как отдельную единицу.

Хочу обратить ваше внимание на то, что недостаточно просто отсчитывать ритм ровно и четко. Делать это нужно с выразительностью рассказчика, чтобы было понятно, какой смысл вкладывается в тот или иной ритм. В дальнейшем у юного пианиста это действие будет переходить в осмысленное ведение фразы, в выразительную динамику при исполнении произведения[6].

Поиск ноты ДО (продолжение)

Одновременно необходимо тренировать навык записи ноты ДО в разных ключах, акцентируя внимание ученика на том, что эта нота находится внутри пространства, разделяющего нотные станы, а не за его пределами. Можно представить ноты ДО первой октавы в виде межпланетных кораблей, летающих между нотными станами (рис. 16).

Рис. 16

Разумеется, возможны и другие образные сравнения — подключайте своё воображение и фантазию ребёнка, с которым вы занимаетесь.

При этом необходимо обратить внимание ученика на то, что ноты, похожие по написанию на ДО, но начертанные с внешней стороны нотных станов, являются другими нотами и, стало быть, играются по-другому.

Разобраться в этом поможет упражнение в нотном Приложении «Не играй, а угадай. Где нотки ДО 1-й октавы[7]» (их нужно обвести карандашом). Это упражнение не нужно играть, оно выполняется только письменно (рис. 17).

Рис. 17

ДО малой октавы и ДО второй октавы

Теперь попробуем представить нотные станы в виде струн на грифе некоего инструмента и развернем этот гриф перпендикулярно клавиатуре. Отметим центральное положение ноты ДО первой октавы на нотном стане и мысленно соединим её с соответствующей клавишей. То же самое проделаем с нотами ДО малой октавы и ДО второй октавы (рис. 18).

Рис. 18

Так мы увидим идеальную зеркальную симметрию в нотной графике и точную связь начертания нот с их положением на фортепианной клавиатуре. Это хорошо видно и при обычном расположении фортепианной системы: ноты ДО малой и второй октав записываются во втором промежутке между линиями нотного стана, только на верхнем нотоносце это второй промежуток сверху, а на нижнем — снизу (рис. 19).

Рис. 19

На занятии старайтесь сосредоточить внимание ребёнка не только на нотной записи, но и на расположении этих нот на клавиатуре. При объяснении для наглядности разложите на этих клавишах карандаши (рис. 18).

Обычно детям нелегко удаётся запомнить написание ДО малой и второй октавы. Чтобы исключить ошибки, необходимо пройти с ребёнком упражнения на узнавание этих нот.

Для более быстрого нахождения нот на клавиатуре предлагаю снова задействовать мнемотехнику, представляя ноты в виде картинок. Это упражнение требует особого внимания, поэтому не поленитесь, проделайте его вместе с ребёнком, порисуйте. Чтобы ребёнок твёрдо запомнил расположение обсуждаемых нот, можно добавить выразительный графический элемент, например, в виде треугольника-шляпки.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Предисловие
  • Часть I. Нотный стан. Дешифрование или зеркальная симметрия

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ключ к прочтению нотного текста предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

2

Более подробно в книге Саймона Сингха «Книга шифров. Тайная история шифров и их расшифровки».

3

Точности ради отмечу, что современная фортепианная клавиатура содержит 88 клавиш, и её геометрическим центром является клавиша ми первой октавы. Однако она никак не может претендовать на исключительные права ноты ДО первой октавы и клавиши, ей соответствующей.

4

Оригинал этого трансформера можно найти на первых страницах нотного Приложения.

5

Иное дело — игра на одном фортепиано в четыре руки: тогда обе руки пианиста, играющего II партию, связаны с басовым ключом, а правая и левая руки исполнителя I партии — со скрипичным ключом.

6

Для изучения ритма советую воспользоваться таким известным пособием, как «Одноголосное сольфеджио» Б. Калмыкова и Г. Фридкина, или «Сборником упражнений и этюдов для малого барабана» составителя С. Ветрова, учебным пособием «Школа ритма» О. Берак, которые изобилуют различными ритмическими фигурами. Можно использовать и другие сборники на ваше усмотрение.

7

В запоминании октав при помощи мнемотехники рекомендую дать посмотреть ученику видео на канале KadoraRev «Звукоряд» пройдя по ссылке: https://youtu.be/aIH5KA_FocI

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я