Смысл. Цели. Вовлеченность

Harvard Business Review Guides, 2018

Эксперты Harvard Business Review рассказывают, как пересмотреть жизненные установки, чтобы вновь увидеть смысл в своей деятельности. Человеку свойственно двигаться вперед. Достигая целей, мы развиваемся и повышаем самооценку. Но что делать, если ориентиры потеряны и профессия больше не вдохновляет? Где найти стимулы? Благодаря этой книге вы научитесь четко формулировать цели, опираясь на свои амбиции и сильные стороны. Узнаете, как вернуть ценность тому, чем вы занимаетесь. И убедитесь, насколько важно не то, кем вы должны стать, а кто вы на самом деле. О серии Серия практичных и вдохновляющих книг от экспертов Harvard Business Review о человеческой стороне профессиональной жизни и эмоциональном благополучии на работе. Каждая книга серии предлагает проверенные исследования, практические советы и вдохновляющие эссе. Для кого книга Для тех, кого работа больше не радует. Для всех, кто хочет получать вдохновение от своей трудовой жизни. На русском языке публикуется впервые.

Оглавление

Из серии: Harvard Business Review Guides

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Смысл. Цели. Вовлеченность предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Авторы: Амабайл Т., Гаррад Л., Келтнер Д., Коулман Дж., Крамер С., Крэйг Н., Майкоски Б., Молински Э., Понтефракт Д., Смит Э., Снук С., Хансен М., Хеджес К., Чаморро-Премузик Т.

Все права защищены.

Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

© 2018 Harvard Business School Publishing Corporation. Published by arrangement with Harvard Business Review Press (USA) via Alexander Korzhenevski Agency (Russia) Unauthorized duplication or distribution of this work constitutes copyright infringement.

© Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2023

* * *

1. Как найти смысл в работе, даже если она скучная. Мортен Хансен, Дачер Келтнер

Что вы ощущаете, когда работаете? Собственную значимость? Пустоту? Американцы трудятся в среднем от 35 до 40 часов в неделю. За всю жизнь набегает примерно 80 тысяч часов — вероятно, больше, чем вы общаетесь с собственными детьми. Что вам дает работа помимо зарплаты? Это один из самых важных вопросов. Грустно признавать, что ваш труд может не доставлять радости и быть тягостной обязанностью, высасывая физические и душевные силы. И все же многие работающие люди чувствуют себя именно так: в результате одного обширного исследования выяснилось, что лишь 31 % сотрудников ощущают, что их работа важна[1].

Тем не менее профессиональная деятельность может приносить удовлетворение, несмотря на то что очень многие недовольны своей текущей работой. Как же научиться находить смысл в том, что делаешь?

Изучив ряд книг по организационному поведению и психологии, мы составили список мотивирующих факторов работающего человека. Многие теоретики делают упор на потребностях, мотивации, статусе, власти, общении. В вопрос «Какой смысл в работе?» вкладывается следующее содержание: человек получает некую ценность, и это не то же самое, что «значимая работа», то есть выполнение важного задания. Профессиональная деятельность — одна из главных сфер жизни, наполняющая наше существование смыслом.

Прежде чем перейти непосредственно к нашему списку, важно отметить следующее:

• сколько людей, столько и смыслов, у каждого — свой;

• социальная значимость разных профессий различна.

Цель

Вклад в общество

Некоммерческая организация Kiva предоставляет микрозаймы небогатым людям для налаживания небольшого бизнеса и улучшения качества своей жизни. Очевидно, что цель этой деятельности прекрасна — помочь нуждающимся, и она совпадает со стремлением прожить наполненную смыслом жизнь и своим ощутимым вкладом принести пользу обществу.

Проблема заключается в том, что у большинства работающих людей нет такой высокой цели, и вот почему: либо они выполняют рутинные обязанности, либо (приходится это признать) у компании нет социальной миссии. Те, кто критикует корпоративную культуру, например исследователь в области экономики Умэр Хак, считают, что у работы, которая заключается в том, чтобы продавать больше бургеров, газировки, модной одежды и других товаров массового потребления, иной цели и быть не может. С этой точки зрения слоган компании Coca-Cola «Откройся счастью» — не более чем громкие слова, лишенные смысла. Но другие ученые, например Тереза Амабайл и Стив Крамер, доказывают, что смысл можно найти в любой работе (подробнее об этом см. главу 9 «Сила маленьких побед»). Это удается организациям, основой деятельности которых является социальная ответственность. Например, компания Danone, крупный производитель йогуртов с оборотом $25 млрд, сконцентрировалась на реализации полезных продуктов питания (в результате ей пришлось продать подразделение по выпуску печенья). Лакмусовой бумажкой здесь служит то, насколько сотрудники осознают, что их работа позволяет благоприятно влиять на жизнь других людей. Если это так, значит, они считают свою профессиональную деятельность значимой.

Самореализация

Обучение

Многие магистры делового администрирования (MBA) стремятся получить работу в таких компаниях, как McKinsey, BCG, и других консалтинговых фирмах в надежде быстро приобрести ценные навыки. General Electric известна тем, что из ее стен выходят СЕО, а те, кто страстно желает стать маркетологом, учатся этому ремеслу в Procter & Gamble. Работа дает нам возможность учиться, расширять кругозор, лучше понимать себя. Особенно велико значение саморазвития.

Достижения

Работа позволяет нам достигать каких-то результатов и получать за это признание. В итоге мы испытываем удовлетворение и уверенность в себе, наша самооценка повышается. Документальный фильм «Мечты Дзиро о суши» повествует о том, как великий мастер суши из Японии посвятил свою жизнь тому, чтобы научиться идеально готовить это блюдо. Некоторые критики вроде Люси Келлауэй из газеты Financial Times не считают такие поступки по-настоящему социально значимыми. Но стремление главного героя фильма к совершенству в своем деле дарит мастеру глубокое чувство удовлетворения.

Престиж

Статус

На фуршетах часто можно услышать вопрос: «Кем вы работаете?» Если вы ответите: «Я врач Гарвардской медицинской школы», собеседник без труда определит ваш социальный статус. Ради этого кто-то готов на изматывающие ночные смены. Человек, работающий в известной, солидной компании, пожинает плоды в виде уважения и признания и ощущает, что его труд не бессмысленен.

Власть

Пол Лоуренс и Нитин Нория в книге Driven to Lead («Жаждущие власти») отмечают, что для тех, кто испытывает тягу вершить людские судьбы, работа предоставляет прекрасные возможности. Возможно, вы не входите в их число. Но в противном случае, понимая, что профессиональная деятельность открывает доступ к власти, вы обретете смысл жизни.

Социальное признание

Чувство принадлежности

Некоторые компании, например Southwest Airlines, изо всех сил стараются создать особую атмосферу в своей команде, стремятся к тому, чтобы у людей появилось чувство принадлежности к определенному сообществу. Сегодня мы всё чаще обнаруживаем, что в сущности-то одиноки, и жаждем обрести возможность формировать дружеские связи, найти близких по духу людей. (Роберт Патнэм, автор книги «Боулинг в одиночку», в качестве метафоры проводит параллель между упадком, постигшим американские лиги игры в боулинг, и общей тенденцией отделиться от формальной социальной структуры[2].) Работа может дополнять и заменять какие-то взаимосвязи (семью, общение с соседями, группы по интересам и так далее). Если она позволяет почувствовать себя частью определенного сообщества, ваша жизнь наполняется смыслом.

Чувство значимости

Люди ощущают, что работают не напрасно, если видят, что результат их труда важен для компании, к их идеям прислушиваются, а вклад каждого влияет на работу коллектива в целом. Чувство вовлеченности в процесс позволяет ощутить собственную значимость.

Независимость

Дэниел Пинк, автор книги «Драйв»[3], отмечает, что независимость — это состояние, когда никто не диктует вам, что делать, и вы вольны выполнять работу по собственному графику. Это великий внутренний мотиватор. Некоторые люди сознательно выбирают виды деятельности, предполагающие большую самостоятельность. Например, предприниматели часто открывают собственный бизнес потому, что не хотят зависеть от начальников. Подобная свобода тоже наполняет жизнь смыслом.

Несомненно, существуют и иные мотиваторы, но мы сделали акцент на особенно важных моментах. А что выберете вы? Что вы получаете от работы, которую выполняете в настоящее время? Совсем не обязательно искать множество факторов, позволяющих почувствовать удовлетворение от своего труда, — иногда достаточно одного. Но стоит задуматься, если работа совсем не доставляет вам удовольствия.

Оглавление

Из серии: Harvard Business Review Guides

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Смысл. Цели. Вовлеченность предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Адаптировано из материала на сайте hbr.org 20 декабря 2012 года. Employee Engagement Research Report. Blessing White, January 2013; http://blessingwhite.com/research-report/2013/01/01/employee-engagement-research-report-update-jan-2013.

2

R. D. Putnam. Bowling Alone: The Collapse and Revival of American Community (New York: Touchstone Books, 2001).

3

Пинк Д. Драйв. М.: Альпина Паблишер, 2020.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я