Самосознание. Понять сильные стороны и ценности

Harvard Business Review Guides, 2019

Эксперты Harvard Business Review помогут провести профессиональный самоанализ: понять свои сильные и слабые стороны, оценить таланты и потенциал, получить обратную связь от коллег. Вы увидите пути для развития, сможете решать рабочие задачи эффективнее и ставить правильные цели. Сильный лидер честен с собой и другими. Он способен контролировать свои чувства, не превращаясь при этом в бездушную машину. Все это признаки человека, который преуспел в самосознании. У него есть глубокое понимание своих эмоций, сильных и слабых сторон, ценностей и мотивов. А значит, он всегда знает, чего хочет и почему. Авторы Harvard Business Review предлагают практики, которые помогут повысить уровень самосознания. Вы научитесь выявлять повторяющиеся модели поведения, извлекать пользу из любой критики, получать и давать качественную обратную связь, в том числе негативную. Сила рефлексии поможет вам распутывать сложные ситуации и выстраивать надежные и крепкие профессиональные отношения. О серии Серия практичных и вдохновляющих книг от экспертов Harvard Business Review о человеческой стороне профессиональной жизни и эмоциональном благополучии на работе. Каждая книга серии предлагает проверенные исследования, практические советы и вдохновляющие эссе. Для кого книга Для тех, кто хочет прийти к более продуктивным и полезным отношениям на работе. Для всех, кто стремится понимать свои мысли и эмоции. На русском языке публикуется впервые.

Оглавление

Из серии: Harvard Business Review Guides

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Самосознание. Понять сильные стороны и ценности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

2. Что такое самосознание и как его развить. Таша Эйрих

Эмоциональный интеллект — новое модное понятие в менеджменте, и его популярность объясняется весомыми причинами. Исследования показали: люди с объективной самооценкой увереннее и креативнее прочих[2]. Они принимают более взвешенные решения, выстраивают прочные отношения и эффективную коммуникацию[3]. Реже лгут, жульничают и воруют[4]. Лучше работают и чаще получают повышение по службе[5]. А еще — становятся более крепкими руководителями, при которых лояльность сотрудников и доходы компаний растут[6].

Как организационный психолог и коуч топ-менеджеров, я уже почти 15 лет изучаю силу лидерского самосознания. Мне хорошо известно, что его можно развить. Однако, впервые погрузившись в исследования самосознания, я была поражена, насколько велик разрыв между теорией и практикой в этой области. Учитывая обстоятельства, нам было известно удивительно мало о таком важном навыке.

Четыре года назад я со своей командой приступила к полномасштабному исследованию самосознания. В десяти экспериментах участвовали почти 5000 человек. Мы выясняли, что такое самосознание на самом деле, зачем оно нужно и как над ним работать, а также столкнулись со множеством неожиданных препятствий и опровергли стереотипные мнения. Удалось установить, что, хотя большинство считают себя обладателями развитого самосознания, в действительности таких людей немного. По нашему мнению, к ним относились 10–15 % участников. Расскажу о трех основных выводах, которые помогут руководителям оценивать себя объективно.

ОБ ИССЛЕДОВАНИИ

В ходе работы мы проделали следующее.

• Проанализировали результаты почти 800 существующих исследований по теме, чтобы изучить представления авторов о самосознании, тенденции, тезисы и оценить ограничения.

• Провели анкетирование тысяч людей из разных стран и отраслей, чтобы выяснить, как связаны самосознание и некоторые базовые качества и состояния, такие как удовлетворенность профессией, умение сопереживать, уровень счастья и стресса. Также мы опросили тех, кто хорошо знал этих людей, чтобы понять связь между самооценкой и уровнем самосознания.

• Разработали и апробировали семифакторную мультикритериальную систему оценки, поскольку на предыдущих этапах не удалось выявить отчетливые универсальные признаки.

• Провели подробное собеседование с 50 людьми, которым удалось повысить уровень самосознания, с целью выяснить, какие действия и практики помогли им в большей степени. В группу входили предприниматели, специалисты, руководители разного уровня и даже генеральный директор компании из списка Fortune 100. Участники соответствовали четырем критериям: 1) они считали, что у них развито самосознание, что подтверждалось оценкой по нашей системе; 2) кто-то из их знакомых был согласен с поставленной нами оценкой; 3) участники понимали, что повышали уровень самосознания в течение жизни. Каждому предлагалось вспомнить, каким он был в разные годы: в юности (19–24 года), на этапе взросления (25–34 года), в зрелости (35–49 лет), в пожилом возрасте (50–80 лет); 4) оценивающий должен был опираться на опыт участников.

• Опросили сотни руководителей и сотрудников, чтобы понять, как связано развитое самосознание руководителя с эффективностью его работы, удовлетворенностью карьерой и лояльностью подчиненных.

Соавторы исследования: Хэйли Возный, Университет Лонгвуд; Феникс Ван Вагонер, Школа бизнеса Лидса, Университет Колорадо; Эрик Хегестад, Университет Северной Каролины, город Шарлотт; Април Бродерсен, Государственный университет Денвера. Мы благодарим доктора Стефани Джонсон за вклад в нашу работу.

Существует два типа самопознания

Последние 50 лет ученые по-разному определяли самосознание. Одни расценивали его как способность контролировать внутренний мир, другие называли временным состоянием самосознания[7]. Третьи считали его разницей между нашим представлением о себе и мнением окружающих[8]. Потому, прежде чем сосредоточиться на том, как повысить уровень самосознания, нам предстояло найти точное определение. При этом мы исходили из стремления человека разобраться в себе. Проанализировав существующие исследования, мы выделили два типа самопознания. Первый — внутреннее самопознание, объединяющее наши ценности (и то, насколько ясно мы их осознаём), увлечения, устремления, межличностные отношения, реакции (включая мысли, чувства, поступки), их влияние на людей. Мы обнаружили, что внутреннее самопознание связано с удовлетворением в профессии и отношениях, а также с тревогой, стрессом и депрессией. Второй тип — внешнее самопознание. Оно отражает представление о нас других людей, которое затрагивает перечисленные выше критерии. Выяснилось, что люди, понимающие, как выглядят в глазах окружающих, чаще проявляют эмпатию и готовы принять чужое мнение. Руководители, способные посмотреть на себя с точки зрения сотрудников, лучше относятся к подчиненным, считают их работу более эффективной и в целом больше ими довольны. Легко предположить, что развитое внутреннее самопознание предполагает столь же продвинутое внешнее, но такой связи мы не выявили. В результате мы выделили четыре архетипа руководителя, у каждого из которых свой потенциал развития (табл. 1).

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Harvard Business Review Guides

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Самосознание. Понять сильные стороны и ценности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

2

На основе материала с сайта hbr.org, 4 января 2018 года. Silvia P. J., O’Brien M. Self-Awareness and Constructive Functioning: Revisiting «the Human Dilemma» // Journal of Social and Clinical Psychology. Vol. 23, № 4 (August 2004): 475–489.

3

Ridley D. S., Schutz P. A., Glanz R. S., Weinstein C. E. Self-Regulated Learning: The Interactive Influence of Metacognitive Awareness and Goal-Setting // Journal of Experimental Education. Vol. 60, № 4 (summer 1992): 293–306; Fletcher C., Bailey C. Assessing Self-Awareness: Some Issues and Methods // Journal of Managerial Psychology. Vol. 18, № 5 (2003): 395–404; Sutton A., Williams H. M., Allinson C. W. A Longitudinal, Mixed Method Evaluation of Self-Awareness Training in the Workplace // European Journal of Training and Development. Vol. 39, № 7 (2015): 610–627.

4

Silvia P. J., O’Brien M. Self-Awareness and Constructive Functioning.

5

Church A. H. Managerial Self-Awareness in High-Performing Individuals in Organizations // Journal of Applied Psychology. Vol. 82, № 2 (April 1997): 281–292; Bass B. M., Yammarino F. J. Congruence of Self and Others’ Leadership Ratings of Naval Officers for Understanding Successful Performance // Applied Psychology. Vol. 40, № 4 (October 1991): 437–454.

6

Bass B. M., Yammarino F. J. Congruence of Self and Others’ Leadership Ratings of Naval Offi cers for Understanding Successful Performance; Wexley K. N., Alexander R. A., Greenawalt J., Couch M. A. Attitudinal Congruence and Similarity as Related to Interpersonal Evaluations in Manager-Subordinate Dyads // Academy of Management Journal. Vol. 23, № 2 (June 1980): 320–330; Okpara A., Edwin A. M., Self-Awareness and Organizational Performance in the Nigerian Banking Sector // European Journal of Research and Reflection in Management Sciences. Vol. 3, № 1 (2015): 53–70.

7

Daniel Goleman, blog, November 15, 2012. URL: http://www.danielgoleman.info/on-self-awareness/; Duval S., Wicklund R. A. Effects of Objective Self-Awareness on Attribution of Causality // Journal of Experimental Social Psychology. Vol. 9, № 1 (January 1973): 17–31.

8

Dierdorff E. C., Rubin R. S. Research: We’re Not Very Self-Aware, Especially at Work // Harvard Business Review. 12 March, 2015.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я