Беседы о буддизме. Часть 2

Evgenii Shan, 2023

Эта книга – сборник бесед о принципах и внутренней Истине буддизма, о его основах. Написана русским, получившим классической советское образование в средней школе и ВУЗе, но многие годы прожившего бок о бок с азиатскими народами, исповедующими разные направления буддизма и лично ступившего на путь буддистского монаха.Часть 2 для читателей, уже освоивших основы Истины Будды

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Беседы о буддизме. Часть 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Взаимозависимое возникновение карм

Как уже стало понятно, карма — не что-то одно, создаваемое на протяжении жизни или нескольких жизней. Любой кармический поступок — карма, и из таких карм складывается мозаика следующего перерождения. Но существует «серия карм», которые тождественны по своему действию, они образуют законченное действие, вызревание. Тождественны могут быть только действия по своему эффекту — благому или неблагому. Так щедрость, нравственность, занятия в концентрации и прозрении образуют единый процесс карм, и наоборот — жадность, злоба, отсутствие знаний о плодах поступков образуют серию неблагую. В каждую секунду опираясь на волевые усилия, мысли, намерения образуется тысячи и тысячи карм, они и образуют серии. По тождественности такие серии можно классифицировать по четырём видам:

Если карма создаёт ум-материю в перерождении (или в текущей жизни), то это репродуктивная серия.

Серия, способствующая вызреванию определённого плода репродуктивной кармы — усиливающая.

Серия, мешающая вызреванию кармы перерождения, — противодействующая.

Если карма берёт верх над определёнными плодами кармических действий (благих или неблагих) — препятствующая.

И в тоже время, одна серия карм может выполнять все четыре функции, то есть, может иметь разные действия. Как например, благие поступки могут и препятствовать совершённым ранее неблагим, способствовать вызреванию благих действий, совершённых ранее, отменять-нивелировать мелкие проступки, и может в конечном итоге вызревать в перерождении, если такие кармические мысленные процессы, выливающиеся в мысле-образы, чувства и создающие материю, достаточно весомы. Как уже говорилось, каждый умственный процесс состоит из семи импульсов, и они могут по-разному действовать в этом направлении (благом или неблагом).

Как уже говорилось, Буддизм и Палийский канон можно представить, как лекарство, лекарство от неудовлетворительности мира. Три корзины Типитака — винайя — само лекарство, сутты — показания к применению, абхидхамма — способ изготовления лекарства и механизм его действия. Мои рассуждения в этой части Бесед относятся как раз к Абхидхамма, как попытка понять, уяснить, осознать механизм действия кармы. И помочь вам в этом.

И ещё одна цитата из «Действие кармы» Паук Тоя Саядо, которая показывает многообразие и… неизбежность кармы — Пятьсот монахов

Другим примером является история пятисот монахов, которые либо сами убили друг друга, либо были убиты кем-то ещё569. Будда знал, что всех их объединяет общая неблагая камма. В далёком прошлом они охотились в одном и том же лесу. Используя оружие и ловушки, они превратили охоту в свой заработок и всю жизнь с большим удовольствием (haṭṭha·tuṭṭha) убивали животных и птиц. В момент их смерти та камма создала перерождение в аду. Затем благая камма обусловила их перерождение в мире людей. И по рекомендации хороших друзей они явились к Будде и прошли посвящение в монахи. Одни из них стали Арахантами, другие — Невозвращающимися, некоторые — Однажды возвращающимися, а кто-то — Вступившими в поток. В то же время среди них были и те, кто так и остался заурядным человеком (puthu·jjana).

Однажды утром Будда, обозревая мир Своим глазом Будды (Buddha Cakkhu), увидел, что эти пятьсот монахов погибнут в течение двух недель. Камма «охоты как средства заработка», подлежащая созреванию в одной из будущих жизней после следующей, воспрепятствует благой камме, обусловившей их перерождение в мире людей. Будда также понимал, что остановить возникновение этого результата невозможно. И Он видел, что Араханты нигде больше не переродятся, других же Благородных ждёт счастливое перерождение. Однако те, кто всё ещё оставался заурядным человеком (puthu·jjana), умрут со страстным желанием (chanda·rāga), с привязанностью к своей человеческой жизни и страхом, что приведёт к плохому перерождению. Однако если Он обучит их практике медитации на непривлекательность, то они отбросят свою привязанность к жизни и страх смерти. И с помощью этой благой каммы они смогут обрести перерождение в божественном мире. Будда понимал, что это единственная возможность помочь им. Таким образом, их посвящение в монахи всё ещё принесёт им пользу. Поэтому Будда дал монахам наставление главным образом практиковать медитацию на непривлекательность (asubha) (созерцание тридцати частей тела (dva·ttiṁs·ākāra). Он много раз восхвалял эту медитацию. Будда также знал, что в течение этих двух недель монахи будут приходить и сообщать ему: «Сегодня умер один монах»; «Сегодня умерли два монаха» и т. д. Зная, что Он не сможет остановить это и что нет смысла слушать об этом, Будда ушёл в затворничество на две недели, чтобы защитить тех, кто мог бы раскритиковать его за то, что Он не прекратил это. И спустя две недели все пятьсот монахов умерли.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Беседы о буддизме. Часть 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я