Трансформация сознания. Практическое руководство

Dr.Erkin, 2018

Книга содержит разнообразие мировоззрений на возможности трансформации сознания и изменения будущих событий личности. Современная психофизиология, практики древних цивилизаций, инструменты большого спорта и другие практики, направлены на развитие возможности мозга, на возможности управлять им. Книга представляет собой прикладное руководство и краткий теоретический разбор разных практик. Рекомендуется любому, кто интересуется вопросами саморазвития, достижения своей мечты, самореализации. Для тех, кто испытывает трудности и неопределенность в жизни, кому нужны конкретные и прикладные техники для выхода из тупика.

Оглавление

Введение

Мне хочется, чтобы вы узнали, как можно научиться изменять собственный опыт и получить хоть какую-нибудь власть над тем, что происходит в вашем мозге. Большинство людей — рабы собственного мозга: все в их жизни происходит так, как будто они сидят на заднем сидении автомобиля, а за рулем находится кто-то иной, и именно этот «иной» ведет их автомобиль туда, куда считает нужным.

Очень многие постоянно переживают из-за того, что могло бы случиться, но не случилось, и по этой причине заранее плохо себя чувствуют, хотя на самом деле, изменив способ мышления, можно радоваться тому, что возможно произойдет. Правда в том, что в действительности большинство из нас тратит больше времени на изучение инструкции по использованию бытовой техники, нежели на изучение того, как устроен наш мозг.

В этой книге мне хотелось бы сделать акцент на том, как научиться управлять собственным сознанием и бессознательным, и собственным восприятием в частности. На мой взгляд, большинство людей нуждаются не столько в терапии, сколько в том, чтобы научиться организовывать свой процесс мышления, процесс восприятия окружающего мира, чтобы естественным и абсолютно не напрягающим образом достигать того, что каждый для себя называет успехом. Я абсолютно уверен, что каждый человек может стать талантливым и достичь совершенства в любой области жизни, в которой он захотел бы. Я думаю, что эта книга призвана помочь каждому человеку, взявшему ее в руки, в достижении тех изменений, к которым он стремится.

Модель поведения и жизни человека складывается из его восприятия и осознания ситуации, в которой он находится. Соответственно тому, как мы воспринимаем окружающий мир, что о нем думаем, как собственный опыт и отношение к этому миру накладываем на происходящую ситуацию, возникают разные стратегии и модели поведения. То есть в абсолютно идентичных ситуациях все люди поступают по-разному, исходя из различий в восприятии. Соответственно, вопрос состоит в том, какие у человека есть опции — какой у него есть выбор моделей поведения в той или иной ситуации.

Помимо всего прочего, это вопрос того, какие у человека есть утверждения/установки или вера во что-то, исходя из его образования, опыта и знаний. К примеру, одна из установок, довольно часто используемая в разных лекциях, тренингах и книгах, звучит следующим образом: «Если кто-то может сделать нечто, то и вы тоже можете это сделать. Вопрос только в том, КАК это сделать, используя ВАШ опыт». И нужно задать себе вопрос: какие установки есть у вас, откуда они взялись и как можно их изменить, так как разные индивидуумы об одном и том же субъекте или объекте могут судить совершенно по-разному.

Например, один из вас переживает, считая свои возможности весьма ограниченными, а другой совершенно спокоен, потому как знает, что может научиться всему тому, что умеют другие люди. Это две диаметрально противоположные установки, которые формируют различные модели поведения. Образно говоря, если один, находясь в начале пути, не верит, что этот путь ему по плечу, то вряд ли у него что-то получится, а у того, кто убежден в успехе, все получается. И если первый, не добиваясь чего-то, укрепляется в вере в то, что он ничего не может, то второй, используя силу установок, с каждым днем все сильнее верит, что ему все по плечу. И один, и второй задают себе одинаковые вопросы: «СМОГУ ли я это сделать?» и «КАК я могу это сделать, чтобы все получилось?». В конце концов, большинство реализаций или нереализаций начинается с отношения к тому или иному объекту: препятствию или возможности, желанию или нежеланию. Таким образом, наши установки — это наши ресурсы, мыслительные и поведенческие, которые по большому счету предопределяют наши успехи и провалы.

В деле познания себя важно начать с изучения процесса обучения. Как мы учимся чему бы то ни было? Каков контроль нашего собственного опыта? Как мы приобретаем опыт? Давайте представим компьютер под названием «Мозг человека», и наши попытки повлиять на него, добиваясь какого-либо результата, не достигнут желаемого до тех пор, пока мы не научимся «программировать» работу этого компьютера. Так и у большинства людей мозг требует по сути толкового описания поставленной задачи, описания того, что необходимо сделать. То есть каждому нужно уметь «программировать» свой мозг, чтобы научиться оценивать и решать поставленные задачи, воплощать в жизнь то, что ему необходимо и чего он хочет.

Можем ли мы создавать в своем мозге образ того, чего мы хотим? Можем ли мы себе это четко представить или картина размыта? В современном спорте есть понятие имаго-тренинга, или тренинга воображения: если вы хотите научиться правильно прыгать в воду, вы можете сделать огромное количество попыток и не добиться идеального прыжка, а можно в мельчайших подробностях представить, как он «выглядит», как при этом ведут себя мышцы вашего тела, как осуществляется ваше дыхание и в целом как вы чувствуете себя, и добиться результата гораздо быстрее, нежели предпринимая огромное количество неуспешных попыток. Наш опыт, то есть то, чему мы научились, не может быть единственной реальностью, это всего лишь разделяемая реальность, другими словами, восприятие реальности. События из прошлого воспринимаются нами по-разному: один может считать эти события уроками, второй воспринимает их как провал, а для третьего это успех.

Так каким же образом научиться использовать прошлый опыт? Как научиться «программировать» наш мозг? Где возникают препятствия и как их можно обойти? Большая часть нашего восприятия и, соответственно, поведения берет начало в нашем мышлении, а не во внешней среде. Передо мной стоит задача рассказать вам об инструментах использования собственного мозга для того, чтобы избегать провалов и достигать тех целей, которые есть у каждого из нас.

Хочу привести пример из своей практики. В 1993 году я возглавлял «Береке пресс» — первую в Кыргызстане независимую систему дистрибуции периодических печатных изданий. Была проделана большая работа по организации производственного процесса, и через какое-то время после этого, когда уже требовался операционный менеджмент, откровенно говоря, я заскучал. И однажды, просматривая газету «Вечерний Бишкек», я увидел объявление о вакансии на позицию директора одной из программ USAID. Я был абсолютно уверен, что именно я должен занять эту вакансию. Подал резюме, и через пару дней раздался звонок с просьбой принести его повторно. Каково же было мое удивление, когда ситуация повторилась, и мне пришлось подать резюме в третий раз. Вы не поверите, но USAID получил мое резюме в количестве то ли 10, то ли 12 экземпляров.

Как я потом узнал, одна из сотрудниц претендовала на данную вакансию и планомерно уничтожала резюме потенциальных конкурентов. А ее соперница отыскивала уничтоженные резюме, созванивалась с их владельцами и просила принести их вновь. Результатом этой борьбы явилось приглашение на собеседование, на которое я явился небритым, нестриженным и во вполне демократичном свитере, однако с полной уверенностью в том, что должность эта создана для меня и никто лучше меня не справится с этой работой. Более того, я призывал собеседников обратить внимание на мою команду из бизнес-компании, с которой я уже работал. Естественным продолжением собеседования был подписанный контракт.

Проработав некоторое время в USAID директором программы, а это, надо признаться, довольно высокий пост в данной организации, я представлял ее на донорском совете организаций-доноров в Кыргызстане. Однако добившись вершины своей карьеры в данной организации, я опять заскучал. И вновь на помощь пришла газета «Вечерний Бишкек». Требовался региональный директор голландского фонда Hivos. Резюме было отправлено, собеседование назначено. И (о, ужас!) я опоздал на него на 4 (!) часа, перепутав время. Собеседовавших было двое иностранцев, один из которых был голландцем. Первое, что они сделали — принялись в течение 20 минут отчитывать меня за опоздание. По их мнению, это было признаком безответственности и неуважения. Следующим неприятным фактом было то, что на данную вакансию планировалось взять женщину. Но меня и в этот раз не оставляла моя вера в то, что лучше меня никто не справится с этой работой. Я выдержал довольно жесткие реплики и вопросы. Мы говорили об институциональном развитии и о том, чем оно отличается от организационного, а также о многом другом. Без лишней скромности могу сказать, что в 1997 году мало кто из специалистов мог похвастаться такими знаниями. Одним словом, несмотря на мое чудовищное опоздание и на гендерные предпочтения, я был принят на эту работу и даже сумел совмещать (!) ее с должностью директора программы USAID. Мою веру в то, что я (и только я!) подхожу на вышеназванные должности, не могли поколебать ни карьеристки, ни опоздание, ни что бы там ни было еще.

В те же годы я пытался участвовать в программах типа «Фулбрайт» и Эдмунда Маски (программы обучения в США). Однако каждый раз, несмотря на мое идеальное резюме и эссе, когда дело доходило до собеседования, меня трясло: я сомневался в своих способностях и возможностях. Думаю, именно это явилось причиной того, что я не прошел ни по одной из подобных многочисленных программ США. По сей день я ни разу не был в этой стране… Уверен, проблема заключается как раз в том, КАК я был настроен: с одной стороны — на работу, и с другой стороны — на обучение по этим программам.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я