1. книги
  2. Контркультура
  3. Dave Schrödinger

Раскрывая архивы Первого Альтернативного. Книга 7: Скелет в шкафу (feat. Колос)

Dave Schrödinger (2024)
Обложка книги

Все мы знаем, что попса — это отстой, а рэп — это кал. Тогда почему же на самом классном музыкальном канале за всю историю отечественного телевидения были представители этих "нежеланных" жанров? Или в этом весь и прикол, чтобы провоцировать зрителей на негативные эмоции? Ведь, как мы с вами знаем, негатив остаётся в памяти дольше, да и воспринимается сильнее. Вот такие "скелеты в шкафу" таит в себе история канала A-ONE. Об этом и поговорим!

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Раскрывая архивы Первого Альтернативного. Книга 7: Скелет в шкафу (feat. Колос)» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Чем поп-музыка отличается от попсы?

Возможно, я уже где-то об этом писал и говорил, но, повторюсь… Я разделяю попсу и поп-музыку. «Поп» от слова “popular”, и это не какой-то большой секрет. До недавнего времени у меня ловили каналы MTV 80s, MTV 90s и MTV 00s. Я поглядывал в свободное от работы время, что же там такого интересного показывают. Поскольку музыку нулевых я уже застал в своём сознательном возрасте, то никакого бурного восторга MTV 00s у меня не вызвал. Чего нельзя сказать про восьмидесятые и девяностые, это «нечто», причём в самом хорошем смысле слова! Там я открыл для себя огромное количество артистов, про которых раньше не знал вообще ничего. Да ту же Ким Ўайлд, одну из самых популярных певиц в начале 80-ых. Если вы послушаете её старые альбомы, то у вас язык не повернётся назвать их «попсовыми», таких только разнообразных песен вы у неё не найдёте. Рекомендую!

Если вы сможете сейчас каким-то чудесным образом поймать эти каналы, а затем посмотреть их эфир хотя бы полтора-два часа, то сможете «проследить» то, как поп-музыка превращалась в попсу. Или хотя бы «нащупать» тенденцию. Тут вы можете спросить меня: «Дэйв, то у них, у буржуев, а как обстояли дела у нас?». А отвечу: «Если на западе в попсу превратилась поп-музыка, то у нас советская эстрада трансформировалась в попсу».

Да, кстати! Одно из наиболее частых «обвинений» в свой адрес, которое я слышал, это то, что «левак» должен слушать только песни Хренникова и Пахмутовой, а не вот эту всю вашу лошадиную рок-музыку буржуйскую. И я снова отвечу: «Во-первых, Российская Федерация — это тоже буржуазное государство. Я здесь родился и вырос. В Советском Союзе мне, к сожалению, пожить не удалось. Значит ли это, что я должен отказаться от использования русского языка?! И если я «левак», то мне нужно уехать на Кубу или в Китай? Ах, да, в Северную Корею, конечно! Что ж, я с удовольствием бы поехал в КНДР и своими глазами посмотрел, как там живёт простой народ! Нет, серьёзно. Оплатите мне дорогу, соберите все документы для получения визы, я возьму отпуск и поеду!

Во-вторых, кто сказал, что у Александры Николаевны, да и того же Тихона Николаевича все песни плохие? Я такого не говорил и не писал. И них есть, из чего выбрать, за столько лет творческой работы. Найдите себе то, что подходит под ваше настроение.

В-третьих, многие люди путают форму и содержание. Рок-музыка, поп-музыка, джазовая музыка, академическая музыка — это такой же инструмент, как и молоток. Можно гвозди забивать, а можно и башку проломить (осуждаю любые насильственные действия — прим.). Вот и здесь примерно то же самое».

Надеюсь, с этим вопросом мы разобрались. Поэтому перейдём к самому неожиданному. Раз уж книга называется «Скелет в шкафу», то и от меня тоже будут кое-какие интересные подробности. Так вот…

Я тоже слушал попсу. Наверное, как и многие из вас, хе-хе-хе!!! Не сразу же все рождаются рокерами-металлистами. И у меня есть перечень групп, которые повлияли на мой музыкальный вкус, сформировали его. Давайте-ка я попробую выделить по шесть коллективов от каждого более-менее крупного поджанра, так называемый “must have”.

Начнём как раз-таки с поп-исполнителей. Точнее сказать, с отечественных поп-исполнителей. Потому что в детстве, как сейчас помню, я терпеть не мог песни на английском языке…

Первой группой в данном почётном списке станет «Дюна». Произошло моё знакомство с ними в далёком 1996-ом, либо уже в 1997-ом году. Скорее всего, это была программа «Утренняя почта» на ОРТ, в которой показывали клип «Костюмчик». Мне отчётливо врезался в память тот момент, когда камера переходит из одной комнаты в другую, и она показывает, что же там происходит. Ну и яркие наряды, конечно же, тоже. Уже чуть позже мне на пятилетний юбилей подарили видеокассету с клипами «Дюны», и уже там я увидел «Костюмчик», так сказать, в более сознательном возрасте.

Кстати! «Караганда» до сих пор входит в мой топ лучших альбомов 1999-го года. А если вы посмотрите клип на одноимённую песню, то увидите, что Виктор Рыбин красил волосы в синий цвет ещё до того, как это стало мейнстримом. Опередил, так сказать, время и пространство.

Если «Дюна», к тому времени, уже была популярной, известной и «народной» группой из Долгопрудного, то молодому, но уже опытному коллективу из Иваново только предстояло делать маленькие шаги в большой шоу-бизнес. Речь идёт, естественно, про группу «Дискотека Авария». В 1999-ом году они сумели выпустить два альбома: «Песня про тебя и меня» и «Марафон». И вот тут уже начинаются «мутные» истории. Можно ли данные релизы назвать полноценными альбомами? И если да, то какой?

На первом у нас: 12 треков, из них 2 «архивных», ещё два — ремиксы на песни «Ляписа Трубецкого», плюс ещё один — кавер на него же. Остаётся 7.

На втором: 13 треков. Один из них — семисекундное интро. Пять треков взяты из предыдущего альбома. Скорее всего, их пересвели. Трек под № 11 представляет собой повтор наиболее злой части из предыдущей песни… Да, и он выделен в отдельный трек… Аутро «Марафон» — это, по сути, мэшап из песен «Давай, Авария!» и «Двигай-двигай». В итоге, остаётся 5 новых и «полноценных» треков. Ну, это уже EP, а не LP так-то…

Возможно, ребята просто поспешили. Ладно, не мне их за это осуждать. Группа мучительно долго шла к успеху. Если вы смотрели вторую часть документального фильма Сергея Мирошниченко «Рождённые в СССР», то наверняка могли слышать, как на дискотеке играет песня «Двигай-двигай». А снимался фильм в 1997-ом году, и там рассказывали про деревенского парня из Ярославской области, если я ничего не путаю.

Я же узнал про «Аварию» только в 2001-ом году. На майские праздники мы с семьёй пошли в кафе, там висел телевизор, и по нему показывали клип «Пей пиво». Мне удалось запомнить только название песни, поэтому, когда папа со мной ходил по всяким рынкам, то мы искали кассету, на которой была бы данная песня. И… я её заслушал «до дыр»! Настолько мне понравились остальные песни группы, что в декабре 2002-го года я оказался на концерте «Аварии» в поддержку альбома их лучшего альбома «Маньяки» (к сожалению, уже без Олега Жукова), а папа смог пронести с собой видеокамеру, так что запись концерта до сих пор должна у меня храниться. Как, собственно, и кассета с клипами «Дюны» (никому её не продам, даже за миллион). Кстати, я до сих пор помню, как на том концерте Николай Тимофеев пел мою любимую песню «Слова». Мне кажется, что это лучшая песня, которую он исполнял за всю свою долгую карьеру в «Аварии». Поэтому… я всё ещё надеюсь на долгожданное воссоединение Рыжова и Серова с Тимофеевым.

А теперь давайте подумаем, какая российская поп-группа могла бы посоревноваться в «размере» популярности с той же «Аварией»? Даю подсказку: она из Санкт-Петербурга. Да, таких много, но правильный ответ: «Отпетые Мошенники».

Не обошлось без «мутных» историй и у них. Сначала их было трое, потом в клипах «Всяко-разно» и «Я учусь танцевать» их уже четверо, а потом опять трое… Видимо, группу хотели превратить в типичный бойз-бэнд, но вместо этого получилось нечто прикольное и интересное. Брюнет-композитор, блондин-фронтмен и рыжий гнусавый MC. Что ещё нужно для успешного успеха в России 90-ых? Совершенно верно, грамотный продюсер. Им оказался Евгений Петрович Орлов. Ну и заслуг поэта Андрея Репникова перед группой мы тоже приуменьшать не будем.

Причём надо отметить, что сначала Том-Хаос, Аморалов и Гарик писали песни сами. Вы можете сами в этом убедиться, если почитаете информацию об альбоме «Из цветного пластилина». А дальше, видимо… Надо было повышать планку.

На концерт «Отпетых» я так ни разу и не сходил. К счастью, либо к сожалению, тут ж не знаю. Но… если бы Зинуров был жив, а Суровенко помирился бы с Богомазовым, и они смогли собраться вместе, то… Кто знает… Однако, объективная реальность сейчас абсолютно другая.

Вернёмся к Петровичу! Помимо «Мошенников» и группы «Гости из будущего», которых любила моя мама, но не любил я, было у Евгения Орлова ещё куча разных проектов!!! И одним из таких стала группа «Дискомафия». Вы слышали когда-нибудь и что-нибудь вообще про неё? Нет? А она (вроде как до сих пор) есть. И самое смешное, что про неё просто КРАЙНЕ МАЛО какой-либо информации… Я смог найти только какие-то крупицы и вспомнить урывками то, что знаю сам.

Во-первых, их было четверо. Во-вторых, их солист Антон Гусев очень похож внешне на Рики Мартина, поэтому группа и записала кавер на его песню. Во-вторых, «Дискомафия» выступала на первом фестивале «Новая волна» в 2002-ом году, и уже успела к тому моменту поругаться с Евгением Орловым. В-третьих, Сергей Макаров (другой солист «Дискомафии») уже работал с Орловым в других группах.

Я свечку не держал, но у меня есть предположение… Скорее всего, причиной тому стало откровенное расп*здяйство солистов «Мафии», так как за три года сотрудничества они не успели нормально записать альбом, а Петровичу такое поведение не нравилось (мне бы тоже не понравилось, честно говоря). Повторюсь, это всего лишь моя версия, потому что я не нашёл в открытых источниках информацию про какие-то студийные релизы «Дискомафии» с 1999-го по 2002-ой гг.

М-да, не оставляют нас «мутные» истории из жизни российского шоу-бизнеса. Похожая ситуация случилась и с московской техно-поп-группой «Комиссар». Образовались они то ли в 1989-ом, то ли в 1990-ом году (ещё в Советском Союзе). Дебютный альбом «Наше время пришло» вышел в 1991-ом, на песню «Ты уйдёшь» даже смогли снять ну просто ОЧЕНЬ эротический клип, а её мелодия ну просто ОЧЕНЬ напоминает Camouflage — “Love is a shield”!

Группа даёт концерты, потом неожиданно исчезает… И выпускает второй альбом «Дрянь» только семь (7!) лет спустя. Вы скажете, дорогие читатели, что такого не бывает. Да-да, я тоже так думал…

Я узнал про «Комиссар» как раз где-то в 2000-ом или в 2001-ом году, то есть уже после выпуска третьего альбома «Музыка нового тысячелетия». Естественно, эти альбомы в глаза никто не видел! Потому что слушали музыку тогда на всяких различных «пиратских» и «полупиратских» кассетах, которые и продавались на рынках.

Таким образом группа и смогла стать популярной! Вот до сих пор концерты даёт, народ на них ходит. Надо бы и мне хоть раз на них сходить! А вы говорите, что «пиратство» вредит музыкантам, отнюдь… Ждём выступление группы «Комиссар» на моём любимом фестивале Wave-Gotik Treffen в Лейпциге!!!

В репертуре «Комиссара» есть песня «Что ж ты, лето». А написал её Сергей Кузнецов, который сотрудничал с «Ласковым Маем» и Шатуновым, уже как сольным исполнителем. Я не буду пересказывать биографию прославленного коллектива из Оренбурга, но все мы знаем, что «мутных» историй, связанных с ним, можно насчитать размером с… Разграбленным наследием Индии Британской империей…

А узнал про «Ласковый Май» я на там же, на рынке. Вернее, в небольшом отделе, где продавались видео — и аудиокассеты. Дисков тогда было очень мало, и они (по тем временам) стоили дорого. В отличие от остальных поп-групп, познакомился с творчеством Шатунова я уже после того, как пошёл в школу. То есть, где-то до 2001-го года мне не попадались на глаза кассеты «Ласкового Мая». А когда Юрий Васильевич вернулся в Россию из Германии, чтобы возобновить свою сольную карьеру, то на «пиратов» нахлынула волна ностальгии, и они решили «выбросить» на рынок то, что «Ласковый Май» успел записать.

В это трудно поверить, но у группы даже выходили клипы! Молодой Юра Шатунов гуляет по улицам советских городов и поёт песни. Вроде бы ничего удивительного, всё просто, но как красиво и интересно.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Раскрывая архивы Первого Альтернативного. Книга 7: Скелет в шкафу (feat. Колос)» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я