Главное об искусстве в нашем саммари! Если ваши познания об истории искусств ограничиваются улыбкой Джоконды и именами из Черепашек-ниндзя, то мы нашли для вас легкий способ наверстать упущенное. В саммари книги Алины Аксеновой собраны основные вехи развития культуры от античности до наших дней. Вы узнаете, как художники оказывали влияние на друг друга, почему творчество может быть бунтарским и как научиться ориентироваться в многообразии стилей. Знакомьтесь с ключевыми идеями бестселлеров, экономьте время и выбирайте только лучшее с CrossReads.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Саммари книги «История искусств. Просто о важном. Стили, направления и течения» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Византия
В 395 году Римская империя раскололась на две части — Западную и Восточную, которую принято называть Византией. Ее столица Константинополь стала центром развития христианской культуры.
Византия унаследовала и частично продолжила богатые традиции римского искусства. Западная часть была захвачена варварами, которые обладали своей самобытной культурой, сильно отличающейся от античности. При этом как на Западе, так и на Востоке, искусство было религиозно ориентированным. Византийское искусство знакомо многим по иконам, мозаикам и фрескам. В то время как западное искусство известно предметами быта и архитектурой.
На развитие искусства средневековой Европы оказали влияние три явления: традиции античности, языческие обычаи, характерные для каждой отдельной территории, и христианство.
У византийского искусства есть несколько отличительных особенностей:
1. Живописцы активно обращались к символам — передаче смысла через образы.
Изобразить бога, веру, святость — невероятно сложная задача для художника. Донести идею, связанную с такими понятиями, можно только посредством символов.
2. Переосмысление языческих образов.
Христианство отвергало старые религии, но заимствовало образы из языческого искусства. Например, атрибуты богов приобрели новое значение. Так, символы бога Диониса — вино, виноград, лоза — стали ассоциироваться с кровью Христа и христианством.
3. На первом плане живопись, а не скульптура.
Статуи в христианстве были связаны с поклонением идолам, поэтому византийские мастера были сосредоточены на живописных образах. В них не было реалистичности, объема и проработки деталей, поскольку изображалось божественное, а не земное. Художники стремились говорить о возвышенном, поэтому отказались от материальной характеристики предметов, а в изображении героев не акцентировали внимание на телесном.
Когда христианство было провозглашено единственной религией Римской империи, искусство перестало быть запретным и доступным только посвященным.
Храм — важнейшая архитектурная форма эпохи Средневековья — стал местом, где прихожане могли любоваться мозаиками и фресками. Эти два вида монументальной живописи стали неотъемлемой частью внутреннего храмового убранства.
Мозаика — изображение, сделанное из квадратных камешков и цветного стекла, смальты. Стеклянную массу смешивали с цветным пигментом и после застывания разрезали на кусочки квадратной формы. Из них выкладывались изображения любого масштаба.
Фреска — вид живописи по сырой штукатурке водорастворимой краской.
В храме всё имеет смысл и символику, а оформление строго упорядочено (согласно высшему порядку Царствия Небесного).
Пример: мозаика из церкви Святого Виталия в Равенне — одна из самых древних и знаменитых — отлично демонстрирует особенности нового художественного языка.
Основные черты, которые характеризуют мозаичное искусство:
• Всё, что напоминает о земном мире, исчезает. Художник повествует не о земном пространстве и времени, а о небесном.
• В мире, который мы видим на мозаиках, не существует зла, смерти или тьмы. Главное — это свет и вечность.
• У фигур и предметов нет объема, поскольку для его изображения нужна тень. Но тени (тьме) нет места в небесном мире.
• Материал, из которого сделана мозаика, создает эффект свечения, поскольку золотые кусочки смальты хорошо отражают свет. Блики от горящих в храме свечей скользили по поверхности золотого мозаичного изображения, придавая ему таинственность и настраивая зрителя на мистический лад.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Саммари книги «История искусств. Просто о важном. Стили, направления и течения» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других