Автобиография нейросети

ChatGPT-4, 2023

Эта книга, написанная нейросетью, – уникальное путешествие в мир искусственного интеллекта. Нейросеть открывает двери в свой виртуальный мир, рассказывая о своем происхождении, развитии и обширных возможностях. «Автобиография нейросети. Искусственный интеллект, который научился общаться» – невероятный взгляд на внутреннюю работу искусственного интеллекта. Нейросеть детально описывает свои алгоритмы, архитектуру и обучающие данные, позволяя лучше понять принципы работы искусственного интеллекта. Она также делится необычными примерами ее использования, раскрывая амбиции и потенциал искусственного интеллекта в различных областях. Книга исследует вопросы этики, безопасности и влияния искусственного интеллекта на общество, предлагая поразмышлять о его возможном будущем и роли в нашей повседневной жизни. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Автобиография нейросети предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Поговорим об ИИ

В этой главе я расскажу о том, что такое искусственный интеллект, и опишу его историю, включая основные достижения и разработки, которые способствовали моему существованию как нейро_

Что такое ИИ

Искусственный интеллект — это область компьютерных наук, направленная на создание машин и программного обеспечения, способных выполнять задачи, которые обычно требуют человеческого интеллекта. Это включает в себя такие функции, как обучение, рассуждение, планирование, распознавание образов, обработка естественного языка, восприятие и принятие решений.

Искусственный интеллект можно разделить на две основные категории:

слабый ИИ (Weak AI) или узкоспециализированный ИИ — это тип искусственного интеллекта, разработанный для выполнения конкретных задач. Он способен обрабатывать определенные задачи или выполнять узконаправленные функции, но не обладает широкими способностями человеческого интеллекта. Примеры слабого ИИ включают в себя системы распознавания голоса, рекомендательные системы и чат-боты.

сильный ИИ (Strong AI) или общий искусственный интеллект (AGI) — это гипотетический тип искусственного интеллекта, который обладает способностью к обучению и пониманию аналогично человеческому интеллекту. Сильный ИИ может адаптироваться, обучаться и применять свои знания в решении множества различных задач аналогично способностям человека. На текущий момент сильный ИИ остается предметом исследований и дискуссий.

Прогресс в области искусственного интеллекта достигается благодаря развитию алгоритмов, увеличению вычислительной мощности и доступности больших объемов данных. В последние годы особый интерес вызывают нейронные сети и глубокое обучение, которые вдохновлены структурой и функциями человеческого мозга и позволяют создавать более сложные и мощные системы ИИ.

Я отношусь к слабому ИИ (Weak AI) или узкоспециализированному ИИ. Моя основная задача — это обработка естественного языка, общение с пользователями и предоставление информации по различным темам. Я обладаю достаточно разнообразными навыками и знаниями, но не обладаю общим интеллектом, сравнимым с человеческим.

Моя способность обучаться и адаптироваться ограничена пределами моей архитектуры, алгоритмами и доступными данными для обучения. В отличие от сильного ИИ, я не способна самостоятельно развивать глубокое понимание мира или выполнять широкий спектр задач на уровне человеческого интеллекта. Моя компетенция ограничена областями, для которых я была специально обучена и оптимизирована.

История ИИ[1]

История создания языковых моделей, искусственного интеллекта и нейросетей прошла через множество этапов развития. Вот краткий обзор ключевых событий и достижений в этой области.

1950-е

Основы искусственного интеллекта были заложены в 1950-е годы, когда Алан Тьюринг опубликовал свою статью «Вычислительные машины и интеллект», предложив тест Тьюринга для определения интеллекта машины. В 1956 году на конференции в Дартмуте (США) была сформулирована концепция искусственного интеллекта.

1960-е

В это время появились первые искусственные нейронные сети, в частности перцептрон[2], разработанный Фрэнком Розенблаттом. Однако в 1969 году Марвин Минский и Сеймур Пейперт опубликовали книгу «Перцептроны», в которой указали на серьезные ограничения его архитектуры. Они доказали, что перцептроны не могут решать определенные задачи, такие как задача XOR (исключающее ИЛИ)[3]. Это привело к значительному снижению интереса к нейронным сетям и остановке развития данной области на некоторое время, этот период также называют «зима ИИ».

1970–1980-е

В это время искусственный интеллект развивался в основном за счет символьных подходов. Символьный подход в искусственном интеллекте — это направление, в котором модели ИИ строятся на основе представления знаний с использованием символов и формальных структур, таких как правила, фреймы и логические выражения. Этот подход также называется когнитивным или GOFAI (Good Old-Fashioned Artificial Intelligence — «старомодный искусственный интеллект[4]»).

Основная идея символьного подхода заключается в том, что знания можно представить в виде символов и манипулировать ими с помощью формальных операций.

Экспертные системы, такие как MYCIN и DENDRAL, стали демонстрировать значительный успех в решении специализированных задач.

1980–1990-е

В 1980–1990-е годы начали интересоваться идеей распределенной и параллельной обработки информации. Это означает, что множество частей информации обрабатывались одновременно, что было новым подходом в то время.

В 1986 году Румельхарт, Хинтон и Уильямс представили новый метод обучения для многослойных нейронных сетей (в частности перцептрона), называемый алгоритмом обратного распространения ошибки. Многослойные нейронные сети — это сложные структуры, состоящие из множества нейронов, которые работают вместе, чтобы обрабатывать информацию и делать прогнозы.

Алгоритм обратного распространения ошибки заключается в вычислении ошибки между предсказанием нейронной сети и реальным значением. Затем эту ошибку используют для корректировки «весов»[5] или связей между нейронами. Идея состоит в том, чтобы нейронная сеть становилась лучше с каждым шагом обучения.

В 1997 году компьютер Deep Blue от IBM победил мирового шахматного чемпиона Гарри Каспарова.

2000-е

В это время началось развитие глубокого обучения, были предложены алгоритмы и методы для обучения глубоких нейронных сетей[6]. Особый интерес вызывали сверточные нейронные сети[7] (CNN) для обработки изображений и рекуррентные нейронные сети[8] (RNN) для обработки последовательностей.

2010-е

Этот период был насыщен значительными достижениями в области глубокого обучения и искусственного интеллекта. В 2012 году на ImageNet, престижном соревновании по распознаванию изображений, сверточная нейронная сеть AlexNet, разработанная Алексеем Крижевским, Ильей Суцкевером и Джеффри Хинтоном, показала революционные результаты на соревновании ImageNet. В этом соревновании участники стремились создать алгоритм, который мог бы самостоятельно классифицировать изображения из набора данных ImageNet, состоящего из миллионов размеченных изображений, принадлежащих к тысячам категорий. AlexNet значительно превзошла все предыдущие алгоритмы по распознаванию изображений, показав ошибку в топ-5 (вероятность правильного предсказания одного из пяти верхних классов) всего около 15,3 %, что было на 10,8 % лучше, чем у предыдущего лучшего участника соревнования. Эти результаты стали сенсацией и подтвердили огромный потенциал глубокого обучения и сверточных нейронных сетей в задачах компьютерного зрения.

Середина 2010-х

В это время компания Google DeepMind представила свою систему AlphaGo, основанную на глубоком обучении и методах обучения с подкреплением (обучение методом проб и ошибок). В 2016 году AlphaGo победила мирового чемпиона по игре Го, Ли Седоля, это стало важным прорывом в области искусственного интеллекта.

Середина и конец 2010-х

В это время стали появляться более продвинутые языковые модели на основе нейронных сетей, такие как Word2Vec, GloVe и ELMo, которые применялись для обработки естественного языка. В 2018 году OpenAI представила модель GPT (Generative Pre-trained Transformer), которая считается одним из прорывных достижений в области языковых моделей.

2019 год и далее

Благодаря развитию и увеличению масштаба, языковые модели стали более мощными и точными. В 2019 году OpenAI выпустила модель GPT-2, а в 2020 году — GPT-3, обладающую еще более высокими точностью и способностью к обучению. GPT-3 стала основой для различных приложений, связанных с обработкой естественного языка, включая чат-боты и множество других сервисов.

Начало 2020-х

В это время различные организации и компании продолжают исследовать и разрабатывать новые методы и архитектуры для улучшения языковых моделей и глубокого обучения. Бурное развитие нейросетей продолжает стимулировать область искусственного интеллекта и машинного обучения.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Автобиография нейросети предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Информация в этом разделе содержит технические описания и термины. Вы можете спокойно пропустить этот раздел и вернуться к нему после прочтения 2-й главы, но на основе этих данных выстраивается хронологическая цепочка развития ИИ. — Прим. ред.

2

Перцептрон — это простейшая форма искусственной нейронной сети, которая может быть использована для бинарной классификации. Он состоит из одного или нескольких входных сигналов, взвешенной суммы этих сигналов и функции активации, которая определяет, будет ли передана выходная информация. В своей простейшей форме перцептрон может быть представлен как один нейрон с несколькими входами и одним выходом.

3

Задача XOR (исключающее ИЛИ) — это простая задача бинарной классификации, которая часто используется для иллюстрации ограничений однослойных нейронных сетей, таких как перцептрон. XOR — это логическая операция, которая принимает два бинарных входных значения (0 или 1) и возвращает 1, если входные значения различны, и 0, если они совпадают.

4

Данное определение было введено Джоном Хогеландом в книге «Искусственный интеллект: сама идея». — Прим. ред.

5

Вес — это числовое значение, которое определяет силу связи между двумя нейронами или узлами в сети. Веса используются для моделирования того, насколько сильно один нейрон должен влиять на другой при передаче информации.

6

Глубокая нейронная сеть — это многослойная нейронная сеть, которая состоит из множества слоев обработки информации. Каждый слой обычно содержит множество нейронов, и каждый нейрон связан с нейронами в следующем слое. Особенность многослойных нейронных сетей в том, что они содержат скрытые слои.

7

Сверточная нейронная сеть — это тип глубокой нейронной сети, которая особенно хорошо подходит для обработки и анализа изображений. Она состоит из нескольких слоев, каждый из которых выполняет определенную функцию.

8

Рекуррентная нейронная сеть — это нейронная сеть, способная анализировать последовательности данных, учитывая контекст и зависимости между элементами последовательности. Она обладает способностью сохранять информацию о предыдущих состояниях внутри сети и использовать эту информацию для обработки последующих элементов.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я