Это книга по академическому вокалу, где я рассказал о себе, своём образе жизни, немного поделился своей жизненной философией. Системно и структурированно объяснил приёмы, упражнения, средства и методы развития певческой опоры, вибрато, диапазона голоса вверх и вниз. Книга хорошо иллюстрирована и доступна для понимания. По жизни я практик, поэтому основной задачей этой работы является решение актуальных проблем вокального воспитания.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Образ жизни. Технология пения. Развитие диапазона голоса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 2. Что такое звук? Тембр голоса. Высокая и низкая певческие форманты
Звук — это воспринимаемое слухом физическое явление, порождаемое колебательными движениями частиц воздуха или другой среды. Колебательные движения частиц воздуха вызывает какое либо тело, источник звука, создающий звуковые волны. В нашем случае источником звука являются голосовые связки.
Голосовые связки состоят из соединительной ткани. Все движения, смыкание, размыкание, расслабление и натяжение голосовых связок осуществляются за счёт работы фонаторных мускул, к которым присоединены голосовые связки.
Звуки делятся на:
• МУЗЫКАЛЬНЫЕ — есть возможность определить частоту (высоту) звучания
• НЕМУЗЫКАЛЬНЫЕ — шумовые, когда нет конкретной высоты (частоты) звучания.
Высота зависит от частоты звуковых колебаний: чем чаще колебания, тем выше звук; чем реже колебания, тем звук ниже. Например, ля контр октавы у низкого баса — это колебания голосовых связок с частотой 55 раз в секунду (55 Гц). Если быть более корректным, то, в отличие от струны, у человека звукообразование происходит за счет количества смыкания и размыкания голосовых связок, это значит, при пении ля контр октавы, возникает 55 порций воздуха, проходящих через голосовую щель. Эти воздушные толчки вызывают движение частиц в наружном пространстве и таким образом оказывают акустическое давление на барабанную перепонку слушателя. Субъективно человек воспринимает частоту колебаний воздуха, вызванную периодическим смыканием и размыканием голосовых связок, как высоту звука.
Длительность звука — это продолжительность колебательного движения.
Громкость (сила) звука — это амплитуда (размах) колебательного движения. Чем больше амплитуда движения голосовых связок при пении, тем звук громче. Если же размах голосовых связок при звукообразовании меньше, то звук тише. Но опять же, голосовые связки — это не струны, их задача задерживать (смыкание) и пропускать (размыкание) порции воздуха. Источник звука певца — это гортань. Именно здесь рождается звук, а громкость его зависит от увеличения подсвязочного давления. Порции воздуха прорываются через голосовую щель. От напора (давления) прорыва воздуха через голосовую щель зависит степень сгущения и разряжения воздуха, значит, и амплитуда колебания частиц воздуха и интенсивность давления на барабанную перепонку уха.
Тембр — характерная окраска звука, сообщаемая ему обертонами, призвуками. Это сложное качество певческого голоса. Тембр голоса образуется за счет суммарного звучания основного тона и частичных тонов (обертонов). Голосовые связки при звукообразовании колеблются всей длиной и толщиной, как в горизонтальном (длина), так и в вертикальном (глубина) направлении. Так рождается основной тон. Но при этом совершаются еще и частичные колебания длины голосовых связок — половиной, третями, четвертями и так далее. Звуки этих колебаний выше в 2, 3, 4 и т. д. раз основного тона. Эти частичные колебания входят в общее звучание с основным тоном и придают голосу определенный тембр. В голосе человека очень много этих обертонов — несколько десятков. Каждый следующий после основного тона обертон тише предыдущего, т. е. амплитуда частичных колебаний уменьшается с увеличением порядка обертона. При этом основной тон выражен наиболее сильно, т. е. амплитуда основного тона больше амплитуды любого из обертонов. Но такое явление закономерно исключительно на уровне голосовой щели. После прохождения певческого звука через систему резонаторов сила (громкость) основного тона может оказаться небольшой, а некоторые обертоны и группы обертонов усиливаются. Резонанс усиливает различные группы обертонов, значит, от резонанса зависит темброобразование.
Резонаторами в теле человека являются объемы воздуха, заключенные в упругие стенки и имеющие выходные отверстия: носовые раковины, носоглотка, ротоглотка, ротовая полость, устье рта, пространство между истинными и ложными голосовыми связками, трахея и др. У каждого резонатора есть его собственный тон. Это связано с тем, что каждый резонатор при возбуждении колебания в нем воздуха издает звук определенной высоты. Высота звука собственного тона зависит от индивидуальных физиологических особенностей строения резонатора, т. е. от объема заключенного в нем воздуха, формы резонатора и размера выходного отверстия из резонатора.
Для певца резонаторы важны при формировании индивидуального тембра голоса, его певческих формант.
Форманты голоса — усиленные обертоны или группы усиленных обертонов, которые формируют особую, индивидуальную окраску тембра голоса человека.
Различают: форманты гласных, певческие форманты и внеформантные области (набор обертонов голоса человека, которые не являются ни формантами гласных, ни певческими формантами).
Форманты гласных — это области частот, которые характеризуют звучание каждого гласного звука. У каждого гласного звука есть две форманты, по которым мы можем определять и отличать ту или иную гласную:
А — 700 (глотка) и 1000 (ротовая полость) Гц;
О — 535 (глотка) и 780 (ротовая полость) Гц;
У — 300 (глотка) и 650 (ротовая полость) Гц;
Е — 440 (глотка) и 1800 (ротовая полость) Гц;
И — 240 (глотка) и 2250 (ротовая полость) Гц;
Местом происхождения этих формант являются резонаторы: ротоглотка и ротовая полость. Благодаря движению языка, форма и объем этих резонаторов может меняться, значит, меняется объем воздуха и основной тон этих резонаторных полостей.
Внеформантные области — весь остальной набор обертонов спектра голоса, благодаря которому мы можем отличать один голос от другого: мужчина, женщина, бас, баритон, тенор и т. д. Этот набор обертонов позволяет нам определять индивидуальный тембр голоса человека.
Певческие форманты — это усиленные, благодаря резонансу в резонаторных полостях, группы обертонов.
Различают низкую и высокую певческие форманты.
Низкая певческая форманта — это группа обертонов (в спектре хорошо поставленного мужского певческого голоса) с частотой в области 450–550 Гц. Она обязана своим происхождением таким резонаторам, как трахея и нижняя часть глотки. Благодаря наличию низкой певческой форманты, голос становится округлым, полным, мягким, насыщенным и объемным на слух. У плохо поставленного голоса низкая певческая форманта очень слабая, поэтому голос как бы плоский, резкий.
Высокая певческая форманта — это группа обертонов, являющаяся усиленной высокочастотной областью (в спектре голоса профессионального певца). У басов и баритонов высокая певческая форманта находится в пределах от 2000 до 3000 Гц, у теноров и более высоких голосов она может доходить до 4000 Гц. Благодаря наличию этой группы обертонов в спектре, профессиональный певец поет ярко, полетно, с блеском и свистящим призвуком. Свист в голосе позволяет пробивать оркестр, петь на улице без микрофона. Эта область частот находится в зоне высокой слуховой чувствительности человека и млекопитающих, поэтому очень четко воспринимается на слух. Если искусственно с помощью компьютерной программы заглушить все остальные обертоны вместе с основным тоном и оставить только высокую певческую форманту, то по качеству звучания она действительно будет напоминать свист. Наличие серебристости, свиста, металла в голосе часто служит индикатором правильного звукообразования и вокального воспитания в целом. Возникновению высокой певческой форманты обязаны резонаторы: надсвязочная полость в гортани человека и, частично, устье рта. Главным резонатором, конечно является надсвязочная область, которая имеет размеры 2–3 см и резонирует на высокие частоты от 2000 до 4000 Гц, а это и есть частоты высокой певческой форманты. Не будем забывать, что исходный звук рождается на уровне голосовых связок, а резонаторы только усиливают его. Независимо от того, какую гласную поет человек, надсвязочная область остается постоянной у обученного певца. Размеры, форма и резонанс данной области сохраняются на всех гласных и на всем диапазоне, что позволяет обертонам голоса усилиться в этом резонаторе, таким образом, формируется высокая певческая форманта. Вокалист может произвольно менять объем надсвязочной области за счет наклона надгортанника. Учитывая индивидуальные физиологические особенности строения и объема гортани, наклон надгортанника тоже должен быть индивидуальным. Следует подобрать свою универсальную позицию надгортанника так, чтоб надсвязочная область приобрела нужный постоянный объем, а значит, могла резонировать на группу высоких обертонов. От наклона надгортанника зависит объем и форма этой внутригортанной надсвязочной области. Если надгортанник полностью поднят, то полость гортани слишком большая, в ней усиливаются обертоны других частот, не являющихся частотами высокой певческой форманты. Если надгортанник слишком сильно наклонен, то, соответственно, область гортани слишком маленькая и так же не способна резонировать на группу обертонов высокой певческой форманты. Поэтому важны индивидуальные ощущения качества звука, ощущения адекватного напряжения гортанных мышц, корня языка. Не менее важен опытный вокальный слух педагога. Напомню, что источник звука — это воздушная струя, которая приобретает определенную частоту, благодаря смыканию и размыканию голосовых связок. Именно в голосовой щели образуется звук, а не в резонаторах. Следовательно, от того, какой тембр изначально сформируется голосовыми связками, зависит наличие группы обертонов высокой певческой форманты (2000–4000 Гц). Далее эти обертоны усиливаются в надсвязочной области (при условии идеального наклона надгортанника), происходит усиление высокой певческой форманты (накопление ее энергии за счет суммирования резонансных отражений), затем интенсивный звук выводится по ротоглоточному каналу в наружное пространство. Таким образом, мы слышим не тот звук, который родился в голосовой щели, а звук, прошедший систему резонаторов, усилившийся в областях низкой и высокой певческих формант.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Образ жизни. Технология пения. Развитие диапазона голоса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других