Античный эротикон

Alexander Sosnovsky-Baubo, 2023

Магический мир античных богов и героев неотступно манит и притягивает воображение современного человека.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Античный эротикон предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

БОГИ И БОЖЕСТВА

"Я греческих богов люблю за то, что

грызутся, как соседи в коммуналке:

гремя с небес проклятьями-громами,

пучками молний бешено швыряясь,

вцепившись в кудри, — кубарем с Олимпа!

Они во всем такие же, как мы.

Почти. За исключением бессмертья,

могущества. Так, пара пустяков". Алексей Иванков.

В пантеоне древнегреческих богов выделяются двенадцать самых главных: Зевс, Гера, Посейдон, Деметра, Афина, Аполлон, Артемида, Арес, Гефест, Афродита, Гермес, Гестия или Дионис. Они называются олимпийцами, потому что, по преданию, обитают на горе Олимп. Эллинские боги были антропоморфны, то есть наделены обликом и чувствами, похожими на человеческие. Причем, далеко не самыми лучшими. В это трудно поверить, но зачастую небожители вели себя как самые настоящие плебеи. Они постоянно сходились, расходились, клялись в верности, тут же изменяли, мстили, завидовали, клеветали, предавали и рыли друг другу яму. Случалось и что-нибудь похуже. Убийства, насилия и кровосмешения не были среди олимпийцев такой уж редкостью. И что удивительно — постыдные слабости и грязные делишки не вредили их репутации. Наоборот, схожесть переживаний сближала жителей Эллады со своими богами, делала их более достоверными и понятными.

Царица богов волоокая Гера считалась одной из самых почитаемых богинь. Старшая дочь Крона и Реи, соответственно сестра Зевса, Посейдона, Аида, Деметры и Гестии. Повелевала силами природы и плодородием земли. Покровительствовала бракам, беременным женщинам и родильницам. Обладала властным и мстительным характером. Ревниво преследовала любовниц Зевса и его внебрачных детей: нимфу Каллисто превратила в медведицу; собственную жрицу Ио — в корову под охраной стоглазого великана Аргоса.

Узнав о связи Зевса с фиванской царевной Семелой, Гера явилась к ней под видом кормилицы Берои. Подговорила ее попросить Зевса показался перед ней во всем своем величии, в блеске молний и раскатах грома. Зевс исполнил просьбу, но смертная женщина Семела не вынесла небесного огня и сгорела в его пламени. Зевсу удалось спасти от гибели недоношенный в лоне Семелы плод. Он зашил его в своё бедро и, спустя срок, произвёл на свет Диониса.

Достойный сын своего отца, Дионис покровительствовал тучным стадам, торговле и мужской силе. До наших дней сохранились гермы — дорожные столбы-указатели с изображением головы и полового органа бога. Дионис почитался также как бог виноградарства и виноделия. В его честь устраивались Великие Дионисии (у римлян — Вакханалии, поскольку в Риме этот бог звался Вакхом).

Со II тысячелетия до н.э. дионисии (антестерии; ленеи) проводились в ноябре-декабре. Позднее стали отмечаться в девятый месяц афинского календаря (элафеболион), соответствующий второй половине марта — первой половине апреля. Дионисии включали в себя различные спортивные соревнования, театральные представления, массовые шествия. На время празднеств отменялись все сословные и родственные ограничения, допускалась значительная свобода поведения.

Эти традиции получили развитие в Древнем Риме. Со временем празднества приобрели характер оргий, сопровождались бесчинствами и разгулом низменных страстей. Все попытки ограничить и взять под контроль поведение толпы заканчивались неудачей. По преданию, толпа обезумевших женщин растерзала фиванского царя Пентея за намерение воспрепятствовать проведение очередных вакханалий.

Неистовые поклонницы Диониса менады (бассариды; фиады; у римлян они назывались вакханки) устраивали грандиозные массовые бесчинства и оргии.

«Дома, детей фиванки побросали;

В вакхическом безумии они

Скитаются в горах, поросших лесом,

И бога Диониса — что за бог,

Не знаю — почитают пляской.

Среди их роев полные вином

Стоят кратеры, а вакханки наши

Тайком, поодиночке, в чащу леса

Бегут с мужчиной ложе разделить.

Свет возлюбленный! Ты радость вакханалий Возвращаешь брошенной менаде». Еврипид. Вакханки.

Лишь в 186 до н. э. римский Сенат своим указом (Senatusconsultum de Bacchanalibus) запретил вакханалии, тем не менее, они просуществовали вплоть до раннего средневековья.

Вечно юная Артемида — богиня-охотница, богиня-девственница покровительствовала счастливым бракам и благополучным родам. По утверждению Гомера, не слишком-то расположена к плотским наслаждениям:

Также не в силах Киприда улыбколюбивая страстью

Жаркой и грудь Артемиды зажечь златострельной и шумной:

Любит она только луки, охоту в горах за зверями,

Звяканье лир, хороводы, далеко звучащие клики,

Рощи, богатые тенью, и город мужей справедливых. Гомеровы гимны. К Афродите.

Однажды красавец Актеон отправился с друзьями на охоту. Он слегка сбился с пути и, заслышав плеск воды, захотел освежиться в жаркий день. На его беду, как раз в это время в этом водоеме купалась сама Артемида со своей свитой. Юноша хотел убежать, но не смог преодолеть искушения и начал наблюдать за обнаженными девушками. Очень скоро нимфы заметили Актеона и подняли крик. Артемида пришла в ярость. Она превратила дерзкого юношу в оленя и прогнала прочь. В лесной чаще оленя заметили охотившиеся друзья Актеона. Они спустили на него его собственных собак, которые растерзали несчастного Актеона на куски.

Посейдон — бог морей, повелитель всех земных вод. Сын Кроноса и Реи, брат громовержца Зевса. Отличался нетерпимым и буйным нравом, из-за чего на море и суше постоянно случались землетрясенияя и сокрушительные бури. Раздражался по любому пустяку и в своем гневе не знал меры. По легенде, сестра Посейдона Афродита никак не могла соблазнить Ипполита, сына царя Тезея. С досады она внушила Федре — мачехе Ипполита — безумную страсть к приемному сыну. Ипполит в ужасе отверг посягательства Федры, за что она оклеветала его перед Тесеем. Отец поверил вероломной жене и попросил Посейдона покарать Ипполита. Когда юноша проезжал вдоль берега на своей колеснице, Посейдон послал ему навстречу тельхина — ужасное чудовище из морских глубин. Испуганные лошади понесли повозку, она опрокинулась и Ипполит разбился о скалы.

Помимо главных олимпийских богов греки поклонялись так называемым хтоническии богам, которые обитали на земле и под землей (Гея, Персефона, Плутон и др.), а также большому количеству более мелких божков и божеств регионального или специального предназначения.

Одним из них был Эрот — первоначально космическое божество, порождение Хаоса. Философ Парменид называет его сыном Афродиты: «Первым из всех богов Афродита сотворила Эрота». Постоянный спутник своей матери, обычно изображался крылатым мальчиком, либо зрелым юношей с луком и стрелами, которыми он поражал сердца людей и внушал им любовь. Шаловливый парнишка был непрочь подшутить над своими жертвами, соединяя совершенно разных и неподходящих друг другу людей. Иногда изображался с повязкой на глазах, которая символизировала случайность божественного выбора. Отсюда возникло выражение «слепая любовь». Перевернутый и потухший факел в руках Эрота означал конец земных наслаждений. По мнению поэта и грамматика Аполлония Родосского, Эрот был гораздо более сильным, чем его мать, и, несмотря на свой возраст, часто помыкал Афродитой. В честь Эрота регулярно проводились праздники (эротидии).

Славлю нежного Эрота:

Он сильнее всех богов;

Он царит в венце, сплетенном

Из бесчисленных цветов.

Смертных мощный укротитель,

Он самих богов властитель. Анакреон. VI в. до н.э.

У римлян Эрот звался Амур или Купидон (от лат. cupido — вожделею) — бог плотской любви. В эпоху барокко Амур (Купидон) превратился в модный атрибут пышного золоченого декора. Пухлый розовый херувимчик со стрелами в изобилии украшал парадные залы и будуары знатных дам галантного XVIII в. В наше время младенец Купидон является одним из символов Валентинова дня.

Однажды Афродита пожаловалась богине правосудия Фемиде на своеволие и непослушание Эрота. Та посоветовала подруге обзавестись еще одним сыном, который стал бы антиподом Эрота. Так на свет появился Антэрос (Антэрот) — бог отрицания любви. По первоначальной версии, он внушал ненависть к любимому человеку; порождал манию уничтожения. Позднее считался богом неразделенной любви; покровителем отвергнутых любовников. По традиции, обычно изображался с крылышками бабочки.

Особую группу составляли так называемые фаллические божества, которые считались покровителями производительной силы и чувственного наслаждения. В Древней Греции к ним относятся Пан и Приап; в Риме — Либер и Фавн. В основе фаллического культа (фаллизм; фаллицизм) лежало поклонение мужскому половому органу (фаллосу; фаллу). По сообщению Геродота: «Греки воздвигают фаллосы в честь Диониса и устанавливают на них маленькие деревянные мужские фигурки с большим не по размеру половым органом». Историк Лукиан (ок. 120 — ок. 190) видел два огромных фаллических столба в сирийском Гиераполе. Иногда размеры этих сооружений поражали воображение: изваяние фаллоса на могиле лидийского царя Алиатта имело в диаметре четыре метра!

Мужским половым органам приписывались чудесные свойства и божественное значение. Подчеркивая это, греки, а затем и римляне” нередко изображали фаллос с крылышками. Деревянные и каменные изображения фаллоса устанавливались в парках, садах и виноградниках, чтобы способствовать урожайности; являлись распространенным атрибутом повседневной жизни. Считалось, что высушенные и растертые в порошок мужские гениталии способствуют плодородию земли, предохраняют от болезней, излечивают импотенцию. Изображения фаллоса в виде амулетов и украшений носились на теле, их использовали для дефлорации девушек в храмах.

Фаллический культ требовал не только поклонения, но и жертвоприношений. Римский историк Тит Ливий (59 до н.э. — 17 н.э.) сообщает, что окровавленные мужские семенники вешали на статую Дианы Италийской. Во время гиларий — ежегодных празднества в честь Гиласа (любимца или сына Геракла, похищенного нимфами.) — юноши в экстазе отрезали себе половые органы, принося их в жертву богине. Большинство из них истекало кровью и погибало, а фаллос бальзамировали, клали в сосуд и погребали вместе с ними. Жертва сулила воскресение к новой жизни.

Пан — сын Гермеса; первоначально бог стад, покровитель пастухов, затем всей природы. Изображался в виде похотливого полукозла-получеловека с бородой, рогами и эрегированным фаллосом. Гонялся за нимфами и юными поселянками, наводя на них панический ужас. Центр культа Пана Ликейского (т.е. волчьего, от греч. lykos — волк) находился в аркадской области Паррасии.

«Кощунствовать страшусь и каюсь снова:

мне Пан явился (он же ― римский Фавн).

Мы думаем про странный облик Пана,

что нимфою Дриопою рождён.

Достанет и для греков, и для римлян

услады дивной: любоваться им.

Он вырастет весёлым, пышногривым,

его возлюбят хороводы нимф.

Пан уязвлён стрелою, не сравнимой

с другим оружьем. Пан и впрямь пропал:

он за прелестной нимфою Сирингой

по легковесным гонится пятам.

И тот, и этот добрый долг исполнив,

как будто не печалясь ни о чём,

Пан (он же Фавн) вкушает отдых в полдень,

посмевший тронуть ― гневу обречён». Б.Ахмадулина. Невольные прегрешения в ночь на 25 декабря.

К Пану был близок Силен, воспитатель и спутник Диониса. Традиционно изображался существом с лошадиными ушами, хвостом и копытами, либо лысым, полупьяным стариком в компании с вакханками.

Приап /лат. Priapus/ — по-началу скромное сельское божество местного значения. Покровительствовал плодородию садов и полей в негреческих областях Малой Азии. Его деревянные или глинянные фигурки выставлялись на огородах в качестве пугала или подставки для сельскохозяйственного инвентаря. Впрочем, происхождения был довольно знатного, хотя и весьма запутанного. Отцом Приапа считался Дионис, а матерью нимфа Хиона либо сама Афродита. По преданию, богиня еще не разрешилась от бремени Приапом, а уже сошлась с красавцем Адонисом. В результате ребенок родился с двумя фаллосами, что ужасно напугало всех окружающих. Из-за этого врожденного уродства Афродита бросила ребенка и его подобрали и воспитали пастухи в горах.

Триумфальное восхождение Приапа началось после походов Александра Македонского. Грекам пришелся по душе темпераментный бойкий старичок в заостренной шапочке, из-за которой его даже прозвали"трехфаллосный"(triphallus). В первой половине V в. до н.э. почитание Приапа стало частью культа Диониса и распространилось по всему Восточному Средиземноморью. Приап следял за чистотой родников и межеванием земли, покровительствовал рыбакам, матросам, проституткам, сводникам, развратникам, педерастам и евнухам.

Главным атрибутом Приапа всегда оставался огромный эрегированый фаллос. По утверждению рим. писателя Гая Юлия Гигина, Приап превзошел размерами фаллоса говорящего осла Диониса:"Спустя время этот осел вздумал тягаться с Приапом относительно размеров детородного члена, но оказался побежденным и был им убит". /Astronomica, 2.23/.

Наивысшего расцвета культ Приапа достиг в Римской Империи. Наряду с Помоной и Сильваном Приап был включён в состав рим. божеств плодородия, его статуи устанавливаются на городских площадях, перекрестках дорог, в публичных домах и виллах аристократов. Изображения Приапа постоянно встречаются на фресках Помпеи и Геркуланума, рельефах общественных зданий, амулетах и др. Праздники в честь Приапа (фаллефории) проводились в марте и июне; носили характер оргий.

В древнеримском пантеоне место Диониса занимал покровитель плодородия, вина и виноделия Либер. Вместе с Церерой и своей женой Либерой; входил в т.н. плебейскую троицу богов, которая противостояла троице патрицианской (Юпитер, Юнона, Минерва).

«Либер назван так от освобождения (liberamentum), потому что по его милости мужчины освобождаются от семени, когда испускают его при совокуплении; по отношению к женщинам, —  так как и их они представляют испускающими семя, —  ту же роль исполняет Либера, которую они считают еще и Венерой. Поэтому в храме Либера выставляется мужеский член, а в храме Либеры —  женский. Либеру, сверх того, предлагают и женщин, и вино для возбуждения похоти. Поэтому вакханалии отправляются с величайшим безумием. Сам Варрон сознается, что подобные вещи могли твориться совершающими вакханалии не иначе, как при умственном исступлении». Августин. О граде Божьем.

Начиная с 496 до н.э., фаллические праздники в честь Либера (либералии) ежегодно отмечались 17 марта Они поражали своим размахом и разнузданностью. Толпы восторженных фанатов передвигались из города в город, влача за собой огромный деревянный фаллос. На главных площадях и перекрестках вокруг раскрашенного идола устраивались пляски с непристойными песнопениями. В завершении торжества самая знатная матрона должна была увенчать божественный фаллос короной.

Одним из древнейших италийских божеств является Фавн /лат. Faunus/, покровитель скотоводства, полей и лесов. Соответствует греч. Пану; олицетворение сладострастия. Изображался в виде человека с ногами, хвостом и рогами козла. Согласно легенде, обманом напоил свою дочь, чтобы овладеть ею.

Фавну-Луперку посвящались празднества лупрекалии (волчья свадьба) /от лат. lupus — волк/. Отмечались ежегодно с 13 по 15 февраля. Сопровождались разгулом вседозволенности и чувственных страстей. Обнаженные жрецы Фавна луперки бегали вокруг Палатинского холма, нанося женщинам удары ремнем из козлиной шкуры. Считалось, что этот ритуал способствует исцелению от бесплодия. Луперкалии были официально запрещены лишь в 496 г. папой Геласием I.

Опомнись, Фавн!..

Когда в пылании густо

Восторг твой рисовал двух женщин белокожих

Обман, струясь из глаз, на родники похожих

Светился холодом невинности, но та,

Другая, пылкая, чьи жгучие уст

Пьянят, как ветерок, дрожащий в шерсти рыже

Вся вздохи, вся призыв! — о нет, когда все ближе

Ленивый обморок полдневной духоты,

Единственный ручей в осоке слышишь ты

Напевно брызжущий над флейтою двуствольной,

И если ветерок повеет своевольный

Виной тому сухой искусственный порыв,

Чьи звуки, горизонт высокий приоткрыв

Спешат расплавиться в непостижимом зное,

Где вдохновение рождается земное!» С.Малларме. Послеполуденный отдых фавна.

В иерархии низших божеств Фавну был близок сельский Сильван, а также сатиры /лат. satyros/, постоянные спутники Вакха. Обычно изображались с тупым вздернутым носом, покрытыми шерстью бедрами, козлиными копытами и хвостом. Основным занятием сатиров было пьянство, чревоугодие, да погоня за расшалившимися нимфами:

«Античный мир. Зефир струит эфир.

Несется нимфа юная — а сзади

трусит за нимфой пожилой сатир

как принято в распутной их Элладе.

Истошно та, естественно, визжит,

а в паузах сквозь зубы тихо стонет

«Блин! До чего же медленно бежит!

Так он меня до ночи не догонит!..»

А он бурчит под нос, дыша с трудом

«У! Знала бы ты, как мне неохота!

Ну, догоню. А дальше? Что потом?!

Проклятый возраст! Чертова работа!..» С.Сатин. Древний-предревний анекдот.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Античный эротикон предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я