55 книг для искусствоведа. Главные идеи в истории искусств

Группа авторов, 2022

«Искусство создает великие архетипы, по отношению к которым все сущее есть лишь незавершенная копия» – Оскар Уайльд. Эта книга – не только об искусстве, но и о том, как его понимать. История искусства – это увлекательная наука, позволяющая проникнуть в тайны и узнать секреты главных произведений, созданных человеком. В этой книге собраны основные идеи и самые главные авторы, размышлявшие об искусстве, его роли в культуре, его возможностях и целях, а также о том, как это искусство понять. Имена, находящиеся под обложкой этой книги, – ключевые фигуры отечественного и зарубежного искусствознания от Аристотеля до Д. Сарабьянова, от Вазари до Хайдеггера. Кропотливо отобранные произведения в емком пересказе позволят узнать самое главное об истории искусства, понять основные теории и концепции, сформировать собственные представления и научиться анализировать искусство. В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.

Оглавление

Из серии: Библиотека искусствоведа

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 55 книг для искусствоведа. Главные идеи в истории искусств предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

2

Джорджо Вазари. «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих»

1550 год

Самое важное:

Жизнь художника может быть ключом к интерпретации его творений.

Соперничество приносит пользу для саморазвития художника.

Примером для художника может служить Античность, давшая образцы прекрасного и правдивого.

Развитие искусства похоже на развитие человека.

В окружении великих творцов и сам становишься великим.

Темы: Возрождение, искусство Италии, биографический метод, стилистический анализ, теория искусства

В схожем ключе:

Альберти Леон Баттиста. Десять книг о зодчестве. 1435.

Леонардо да Винчи. Трактат о живописи. 1632.

Карел ван Мандер. Книга о художниках. 1604.

Однажды за ужином известный итальянский историк и литератор Паоло Джовио, недавно закончивший сборник биографий знаменитых людей своего времени, поделился идеей написания сборника биографий знаменитых художников. Он рассказывал истории о художниках, скульпторах и архитекторах, создавших замечательные памятники современности, но то и дело спутывал имена или ошибался в технических подробностях. На этом ужине у кардинала Фарнезе присутствовал и художник-архитектор Джорджо Вазари, который лишь улыбался, слушая эти истории. Когда Джовио закончил рассказ о своем замысле, кардинал пришел в восторг и спросил мнения Вазари, и вот здесь-то художник начал с жаром исправлять ошибки историка. Тогда кардинал и литератор предложили Вазари самому написать подобный трактат и убедили художника найти время и взяться за воплощение этой идеи. С этой книги началось искусствоведение как наука. Закономерно, что случилось это в Италии эпохи Возрождения, когда искусство мыслилось в неразрывной связи с наукой как один из способов познания мира. Именно тогда устами одного из художников искусство начинает изучать и описывать самое себя. Джорджо Вазари был, прежде всего, художником, архитектором, знающим все нюансы профессии, был лично знаком с некоторыми из титанов Возрождения, но в истории он оставил след не выдающимися произведениями искусства, а как родоначальник науки об искусстве. Шутка ли, но ему принадлежит сам термин «Возрождение». Он впервые применяет стилистический анализ художественного произведения как метод изучения искусства. Его труд лег в основу биографического метода. Все это — в книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», изданной во Флоренции в 1550 году. Чуть позже, в 1568 году, вышло в свет второе издание «Жизнеописаний», которое Вазари дополнил новыми сведениями и фактами, а также портретами художников.

Прославлять и назидать. Вероятно, первоначальной целью «Жизнеописаний» было желание прославить и увековечить великих итальянских художников, скульпторов и архитекторов, сохранить память о них и их величественных произведениях для настоящих и будущих поколений юных художников, которые смогут изучать творчество великих предшественников и брать с них пример. К 1550 году Вазари создает прекрасную галерею литературных портретов худ ожников от середины XIII века, когда Чимабуэ, Джотто и Никколо Пизано совершают робкие попытки реалистического воспроизведения мира в своем творчестве, до середины XVI века, когда эпоха Возрождения достигает расцвета в искусстве гениального Микеланджело. Джорджо Вазари не был лишен литературного таланта, и каждого своего героя он наделяет ярким характером, через милые бытовые подробности и житейские перипетии он пишет интересную историю. Этот литературный дар сыграл и злую шутку: там, где не хватало сведений, на помощь приходил вымысел. Некоторые художники удивительным образом превратились в юных пастушков, рисующих овец на камнях на заре своей творческой деятельности. На основании стилистического анализа один мастер становится учеником другого, а позже выясняется, что они никогда не встречались в реальной жизни. А кое-кто совершил несуществующие путешествия, потому что автору нужно было каким-то образом объединить находящиеся в разных местах памятники. За эти выдумки Вазари бесконечно критикуют, но он был сыном своей эпохи, и в его литературных портретах, как и во всей живописи Возрождения, типичное важнее случайного, а мелкие, остро подмеченные детали складываются в общий характер. Реализм эпохи Возрождения не был лишен розовых очков идеализма.

Биографический метод

И все-таки Вазари, прежде всего, практик, его волнуют не только сюжеты, он искренне интересуется творческим наследием, дополняя биографию подобием каталога работ, ему знакома художественная кухня, и он то и дело пускается в пространные описания работ. В этой практической составляющей и кроется секрет успеха «Жизнеописаний». Дело в том, что Вазари не просто составляет сборник рассказов о жизни величайших художников эпохи. Автор впервые применяет стилистический анализ художественного произведения как метод художественной критики и способ научного исследования для атрибуции и объяснения эволюции манеры — как отдельных авторов, так и целых поколений. Суть предложенного им биографического метода изучения искусства — в синкретичном понимании жизни и творчества: жизнь есть продолжение творчества, а творчество есть продолжение жизни. Этот способ актуален до настоящего времени, поскольку многие действительно так живут и творят не только в материале, но и свою жизнь — как произведение искусства. Биографический метод — это такой способ прочтения художественного произведения через личность автора, когда индивидуальная судьба художника становится ключом к интерпретации его творений. Метод жизнеописания был не просто первым, предложенным Вазари для изучения искусства, вплоть до XVIII века он оставался единственным.

Еще одним новаторским достижением Вазари была его попытка впервые осмыслить эволюцию сменяющих друг друга художественных форм. Собирая истории, он понимает, что одних хронологических, географических и социологических факторов не достаточно для осмысления художественного процесса, есть нечто большее, причем специфически художественное, и этой спецификой он называет манеру — индивидуальный стиль мастера или целой плеяды мастеров одного времени. Здесь вновь приходит на помощь стилистический анализ, позволяя выявить характерные признаки одной манеры и понять сущность процесса перехода от одной манеры к другой.

Три возраста искусства

В «Жизнеописаниях» Вазари впервые использует сам термин «Возрождение», определяющий эпоху. Для Джорджо, как и для его современников-гуманистов, Античность была образцом прекрасного, живого, правдивого искусства, образцом эстетики и реализма. Но этот образец не был чем-то недостижимым; наоборот, пережив упадок Средневековья и сохранив крупицы идеала, итальянские художники шаг за шагом вновь обрели прекрасный стиль античного искусства, что видно на примере великих творений современников. Термин «Возрождение» Вазари использует как для обозначения вновь возникающего интереса к реалистичному изображению окружающего мира, так и для возвращения к идеалам Античности. Причем обе интерпретации для него равнозначны и неразделимы. В свою очередь, он прекрасно видит эволюцию от начала эпохи, робких попыток писать одновременно правдиво и прекрасно у Чимабуэ и Джотто, до пика и расцвета в творчестве Леонардо, Рафаэля и «божественного» Микеланджело.

Вазари сравнивает развитие творческого метода со становлением человеческой личности. Он подмечает, как шаг за шагом художники интуитивно и робко осваивают вновь возродившееся чувство прекрасного через интерес к реалистичному воспроизведению мира, это «младенческий» период, представленный современниками Джотто. Затем он выделяет художников, которые нащупывают и создают правила реалистического творческого метода, — «юность». Сюда он относит мастеров-новаторов XV века, установивших законы перспективы и пропорций, изучивших анатомию человека, проникших в суть светотеневой моделировки фигур в пространстве, во главе с Брунеллески, Донателло, Мазаччо. Финальный период «зрелости» представлен у Вазари гениями современной ему эпохи: Микеланджело, Рафаэлем и Леонардо да Винчи, обладающими свободной манерой, возвышающейся над любыми правилами. Проводя аналогию с Античностью, которая также пережила периоды расцвета, зрелости и упадка, в конце своего фундаментального труда мастер предостерегает о возможности кризиса в искусстве. Таким образом, его труд становится еще и провидческим, ведь после 1530 года великое искусство Возрождения переживает кризис маньеризма.

Феномен Джорджо Вазари и его поистине знаменитой книги состоит в сплаве литературного таланта, практических знаний художника и аналитических наблюдений ученого. Вазари бесконечно критикуют за неточности и художественный вымысел в биографиях художников, которые опровергаются документальными исследованиями, но благодаря этому герои его жизнеописаний остаются живыми: Чимабуэ — высокомерным, Мазаччо — добрым, но до смешного рассеянным, а Учелло — одержимым перспективой. Эти милые, пусть и вымышленные подробности вкупе с примерами описания и стилистического анализа лучших произведений эпохи делают труд Вазари краеугольным камнем искусствоведческой науки и популярным чтивом среди любителей искусства.

Биография

В своем сборнике новелл о жизни художников Вазари оставляет и собственное жизнеописание, предполагая войти в историю искусства как один из великих гениев эпохи. Джорджо Вазари родился 30 июля 1511 года в Ареццо и был старшим ребенком в семье гончара. С 11 лет начинает работать и зарабатывать как ученик витражиста. Его талант быстро становится заметен, и мальчика отправляют во Флоренцию, где он в 1524 году поступает в ученики к Андреа дель Сарто. В мастерской художника он получает блестящее образование не только как живописец, уроки скульптуры и архитектуры ученикам дель Сарто давал сам великий Микеланджело. Так еще в юности Вазари окунулся в самую гущу художественных событий величайшей эпохи.

Как живописец Вазари был представителем тосканского маньеризма. Работал он много и плодовито, известно множество его фресок и живописных полотен, которые он в мельчайших подробностях описывает в «Жизнеописаниях». Более талантлив был Вазари-архитектор, ему славно удавалась декоративная сторона архитектуры, но не хватало лаконичности в монументальных решениях. Самая известная его постройка — это коридор Вазари в Уффици, крытая галерея, соединяющая Палаццо Веккьо с Палаццо Питти.

В конце концов Вазари удалось войти в число титанов Возрождения, как автору фундаментального труда «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». К работе над рукописью Вазари подошел очень ответственно, тщательно изучил доступные ему источники, совершил несколько путешествий по Италии, чтобы собственными глазами увидеть произведения тех, о ком он пишет истории. Первое издание книги вышло в свет в 1550 году. Но Вазари на этом не остановился и продолжал собирать дополнительные сведения о жизни и творчестве художников-современников. В 1568 году появилось второе издание, значительно переработанное и дополненное портретами художников.

Умер Джорджо Вазари 27 июня 1574 года во Флоренции.

Вопросы-ответы

1. Джорджо Вазари принадлежит термин, давший название целой эпохе, — «Возрождение», или «Ренессанс». Какое значение автор вкладывал в это понятие?

ОТВЕТ: У Возрождения есть два значения: реставрация и возвращение к чему-то забытому. Для Вазари Возрождение — это, с одной стороны, восстановление идеалов Античности, стремление вернуть принципы эстетики «золотого века» искусства. С другой стороны, это возвращение к реалистическому творческому методу в искусстве.

2. Какие задачи ставил перед собой Вазари, берясь за столь объемный труд?

ОТВЕТ: Основных целей было две: педагогическая и патриотическая. Джорджо Вазари хотел составить некое подобие учебника для молодых дарований, стремящихся освоить художественную науку. В те времена основная методика обучения состояла в копировании опыта старших, а Вазари собрал все лучшее в одном месте. Второй задачей художника было запечатление имен великих итальянских художников и их творения.

3. Вазари не был единственным среди своих современников, кто писал трактаты об искусстве. В чем же секрет успеха его «Жизнеописаний»?

ОТВЕТ: Джорджо Вазари первым применяет стилистический анализ произведения как метод художественной критики и научного исследования для атрибуции и сравнения манеры отдельных авторов и целых поколений.

4. В чем суть биографического метода в искусствоведении?

ОТВЕТ: Биографический метод — это такой способ прочтения художественного произведения через личность автора, когда индивидуальная судьба художника становится ключом к интерпретации его творений.

5. Маньеризм — это такое направление в искусстве Возрождения, для которого характерна вычурность форм, витиеватость линий, причудливость композиции. А что обозначал словом «манера» Вазари?

ОТВЕТ: Манера — это индивидуальный стиль художника или круга близких по духу художников, объединенных не только географически и хронологически, но и общей традицией. Маньеризм в искусстве характеризуется желанием сохранить прекрасную форму прежде всего, при этом смысловое наполнение может быть незначительным.

6. Вазари сравнивает развитие искусства с взрослением человека. Какие три возраста он выделяет и каким периодам они соответствуют? Приведите примеры из разных эпох.

ОТВЕТ: Детство, юность и зрелость соответствуют у Вазари эпохам треченто, кватроченто и чинквеченто (раннее, среднее и высокое Возрождение). Такие же стадии он выделяет в античном искусстве: архаика, классика, эллинизм.

7. В истории искусства есть взлеты и падения, эпохи расцвета сменяются эпохами кризиса и упадка. Приведите примеры расцвета и упадка с точки зрения Вазари. Являются ли они таковыми с позиции современности?

ОТВЕТ: Непревзойденным идеалом высокого искусства художник считает Античность, равное место занимает высокое Возрождение. Период упадка для Вазари — Средние века. С точки зрения современности Средневековье рассматривается как эпоха, основанная на иных идеалах и ценностях, внутри которой есть свои периоды взлета и падения.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 55 книг для искусствоведа. Главные идеи в истории искусств предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я