За долгие века истории человечество накопило тысячи неразгаданных тайн. Мы собрали самые загадочные и интригующие. Каким оружием владели древние? Что представляла собой цивилизация циклопов? Почему исчезли амазонки? Раскроют ли секрет пустыни Наска? Что делали викинги в Парагвае? Кто и зачем построил Великую Китайскую стену? Почему немцы не бомбили Липецк? А еще – всевозможные заговоры, перевороты, казни и революции… Такого собрания тайн под одной обложкой читатель еще не видел. Все они нашли себе пристанище в разных главах, примостившись в различных эпохах и на всех континентах.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги 500 великих загадок истории предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Загадки забытых цивилизаций
Древние уроки генетики
Культ существования гибридов или сфинксов достиг апогея именно в Древнем Египте. Два знаменитых храма, Луксорский и Карнакский, соединяет аллея Сфинксов длиной 3800 м. 1292 сфинкса установлены в этой аллее. Эрих фон Деникен считает, что сфинксы воплощали выведенных искусственно с помощью генетических экспериментов существ-гибридов. У этой аллеи Сфинксов когда-то стоял греческий историк Геродот.
Историк и епископ Евсевий, цитируя более древние тексты египетского жреца Мането, уверен, что однажды с неба спустились боги и стали учить людей. Боги-учителя создали множество разного рода существ-гибридов: «Они производили людей с крыльями и человеческие существа с бедрами козы, также людей с рогами на голове, а других с лошадиными ногами. Производили они также существ, которые спереди были как люди, а сзади как лошади. Также людей с человеческими головами и собак с рыбьими хвостами».
Жрец Мането утверждает, что египтяне и вавилоняне изображали этих диковинных существ в своих художественных произведениях.
В Египте, под землей Саккары, находится святыня, названная Серапион. Это уникальное подземное сооружение с самыми большими саркофагами, которые когда-либо видел мир. Все это сооружение предназначено священному быку Апису, вероятно так была отмечена эра Быка в календаре Звездного года у египтян. Но когда вскрыли саркофаги, то нашли не мумии быков, а битум — природный асфальт и вперемешку с ним — тысячи небольших костей различных животных. Почему? Когда открыли самый большой саркофаг, то внутри нашли разжеванные кости. Эрих фон Деникен выдвинул гипотезу, что здесь захоронены раздробленные останки существ-гибридов, генетических созданий. Египтяне, вероятно, не хотели, чтобы воскресали эти монстры.
Известный уфолог Пол Беневиц собрал данные и записи очевидцев о секретной военной лаборатории в Далласе, на севере штата Нью-Мексико, в США. Здесь, как он утверждает, создаются виды полулюдей-полуживотных, «рептоидов» — людей-пресмыкающихся. Одна из фотографий была опубликована в США.
Рапа Нуи раскрывает свои секреты
Остров Пасхи накрепко связан в нашем сознании с исследованиями Тура Хейердала. Но мало кто знает, что первой исследовательницей этих изваяний, известных как моаи, была англичанка Скорсби Рутлидж. Вместе с мужем они в 1914–1915 гг. организовали экспедицию на остров и составили карту карьера Рано Рараку, вулканического кратера, где было высечено большинство статуй, изучили и нанесли на карту немощеные тропы от Рано Рараку к ритуальным площадкам — аху. За последние 12 лет на острове проводились интенсивные археологические раскопки. Было определено местонахождение всех моаи, их измерили, сфотографировали, сделали чертежи и нанесли на карту.
Первый вопрос, возникающий при изучении этих исполинов, — как же их передвигали? А как транспортировали большие каменные глыбы в других частях света? Фактически во всех местах камни двигали в горизонтальном, в частности, боковом положении на санях с помощью вращающихся цилиндров (роликов).
Гигантские изваяния острова Пасхи
А как же передвигали каменных истуканов сами аборигены? Существует ряд версий, причем некоторые из них ученые пытались подтвердить экспериментально. Американский археолог Уильям Маллой, возглавлявший установку статуй на нескольких реконструированных постаментах, предположил, что Паро — 10-метровую статую весом 89 т — могли двигать с помощью сошки из трех бревен длиной около 9 м. Он считал, что статую, подвешенную к сошке веревками, могли медленно передвигать вперед, перекатывая ее на торчащем животе.
Позднее команда под руководством Тура Хейердала продемонстрировала, что 4-метровую моаи могли постепенно привести в вертикальное положение на совершенно ровной поверхности, раскачивая и поворачивая статую взад и вперед. При этом канаты, управляющие движением, привязывали к основанию и голове изваяния примерно так, как если бы двигали тяжелую мебель. Эта статуя, которая сейчас стоит вблизи Аху Тонгарики, была разбита у основания во время этой операции.
Эти эксперименты по большей части были блужданием впотьмах.
Базируясь на полинезийской этнографии, предыдущих археологических экспериментах, на данных других мегалитических культур топографии Рапа Нуи и характеристиках статуй, американцы решили, что наиболее логичен горизонтальный метод транспортировки. Ровная тыльная поверхность статуй и очертания плеч были идеально приспособлены для этого. Эксперименты с масштабной моделью помогли спроектировать легкие и экономичные сани. В компьютерной модели они имели вид двух непараллельных бревен длиной 5,5 м и диаметром почти 25 см. Их «подложили» под компьютерную эталонную статую. Вес статуи сам по себе удерживал бревна точно на месте. От 15 до 20 «роликов» около 25 см в диаметре помогали движению, осуществлявшемуся посредством канатной тяги.
Интересно, что из 383 статуй, обнаруженных за пределами Рано Рараку, 163 лежали ничком, 122 — на спине и 31 — на боку. Значит ли это, что их передвигали главным образом лицом вниз? По крайней мере, такой версии отрицать нельзя. Некоторые из статуй, найденных «по дороге», были сломаны в области шеи, возможно оттого, что их передвигали вниз лицом.
Наиболее сложным аспектом транспортировки моаи было определение местоположения и затем установка статуи на аху. Статуи, как бы они ни лежали на санях — лицом вверх или вниз, вероятно, перевозились вперед ногами. В случае Аху Акиви моаи могли быть доставлены в любом положении и с любой стороны. Оставленную на санях статую подравнивали так, чтобы ее основание было перпендикулярно площадке. Затем ее подтягивали вверх по плавно покатому земляному склону длиной около 3–4 размеров статуи. Основание поднимали примерно на 1,2 м и устанавливали на гладкий пьедестал на вершине площадки. При помощи камней, земли, веревочных опор, клиньев и рычагов каменного исполина затем медленно препровождали в вертикальное положение. Раскачиванием добивались более точной корректировки. Любые неровности на гладко отполированной поверхности пьедестала зачищали кусками кораллов или пемзы.
Археолог Арне Скьелсволд из Музея Кон-Тики в 1986 г. провел раскопки двух статуй «по дороге». Одна имела украшенное узором каменное приспособление в основании, говорившее о том, что оно выдерживало вес вертикальной статуи. Раскопки Рутлидж и Скьелсволда в 1955 г. в карьере Рано Рараку свидетельствуют, что по крайней мере некоторые стоящие статуи в каменоломне и другие, которые кажутся оставленными «по дороге», на самом деле, возможно, были умышленно установлены вертикально на их нынешнем месте вне аху для использования в обрядовой деятельности.
Большинство из статуй, лежащих как на боку, так и ничком, были ориентированы головами от карьера, в то время как головы лежащих вверх лицом статуй были повернуты к карьеру. Это означает, что почти все вертикальные статуи были направлены на юго-запад, к громадине кратера Рано Кау. Здесь, начиная примерно с 1450–1500 гг., действовал общеостровной культовый центр Оронго — место проведения ритуалов «людей-птиц». Культ людей-птиц имел исключительное значение для Рапа Нуи. Он возник и развивался отчасти как реакция на дефицит пищевых ресурсов. Ведь для островной жизни очень важны были предсказания сезонного прибытия стай черных крачек и других птиц, следующих по пути миграции тунцовых рыб. Если «ритуальный путь» Рутлидж был фактически просто украшен стоящими моаи, то соединение двух культовых центров, Рано Рараку и Рано Кау, цепочкой истуканов имело большой духовный и идеологический смысл.
Наибольшее усилие, требуемое для перетаскивания статуи в горизонтальном положении, равно 2,5 т. Вертикально стоящая 14-тонная статуя с гладким прямоугольным основанием требует для наклона силу 2,3 т, тем самым раскачивание сохраняет небольшое количество энергии, и этот метод транспортировки не требует древесины. Перекатывание вертикально стоящей статуи на роликах требует почти такого же количества древесины, как и перетаскивание лежащей статуи, однако рабочей силы нужно почти в 2 раза меньше. Наиболее очевидный аргумент против транспортировки в вертикальном положении — рельеф Рапа Нуи. Расчеты показывают, что при этом статуя часто будет падать на уклонах свыше 10°. Раскачивание вертикально стоящей статуи или перетаскивание ее на «подвеске» из бревен вверх или вниз даже по самому пологому склону может оказаться сложным и опасным. Даже если туземцы все же на самом обращались к подобным методам, то почему? Единственным логичным объяснением была бы нехватка древесины и недостаток рабочей силы.
Длинноухие задают загадки
Летом 1 г. нового тыс. случилась небольшая археологическая сенсация: группа канадских экстремальных туристов на острове Виктория Канадского Арктического архипелага обнаружила 4-метровую статую, по внешним признакам похожую на те, которые находятся на острове Пасхи.
Каменный длинноухий истукан когда-то стоял на невысокой, около полуметра, каменной платформе, расположенной неподалеку от берега. По какой-то причине он упал или был сброшен с постамента еще до появления здесь первых европейцев, иначе бы его могли увидеть с проходящих судов. Такие же статуи находили и находят до сих пор на сибирском побережье Северного Ледовитого океана!
Примерно за 10 лет до канадской сенсации геолог Виктор Благообразов с товарищами обнаружил точно такую же статую на одном из островков Карского моря возле полуострова Таймыр. Виктор со спутниками плыл на лодке (в тот год море сравнительно рано очистилось ото льда), когда на одном из островов увидел стоявший неподалеку от берега каменный столб с круглой каменной же «шапкой» на его вершине. Каменный идол 3-метровой высоты, являющийся точной копией статуй с острова Пасхи. И даже установлен он был точно так же, спиной к морю. Здесь надо напомнить о часто встречающейся ошибке: никогда не бывавшие на острове Пасхи журналисты и художники рисуют и описывают длинноухих великанов, стоящими на берегу и смотрящими в морскую даль. На самом деле большинство статуй повернуты спиной к океану.
Виктора как геолога заинтересовало и то, что на острове не было камня, из которого можно было вырубить эту статую. Похоже, ее кто-то откуда-то привез морским путем.
Российский геолог, более известный нашим читателям как писатель Олег Куваев, в своей повести «Дневник прибрежного плавания» сообщает о поразительной находке, сделанной им и его спутниками еще восточнее этих мест — на мысе Шалаурова Изба.
Хорошо известен нашим читателям исследователь загадок природы, руководитель группы «Космопоиск» Вадим Чернобров. В изданной им в 2002 г. в Москве «Энциклопедии аномальных явлений в природе» приведена одна такая фотография: несколько длинноносых и длинноухих истуканов с каменными шапками на головах, высотой примерно в полтора человеческих роста, стоят на степной равнине. Для непосвященного это точно пейзаж острова Пасхи и его статуи. Но подпись под фотографией ошарашивает: это степные просторы Волгоградской области!
Если все эти статуи окажутся подлинными, появится большой соблазн связать их с легендарными обитателями Гипербореи, а заодно и переделать историческую хронологию.
Тридцать семь веков Аркаима
Он был открыт случайно. Двадцать лет назад местные мелиораторы решили устроить в долине реки Большая Караганка водохранилище. Прежде чем долина была затоплена, туда пришли археологи. Экспедицией руководил Геннадий Зданович из Челябинского университета — замечательный специалист, известный археолог. В долине было обнаружено множество исторических памятников разного времени — раннего железного и бронзового веков, сарматского и срубного периодов. Среди традиционных курганов и могильников оказался памятник непонятный и невероятный — древний город, построенный примерно 3700лет назад и существовавший в XVII–XV вв. до н. э.!Его назвали Аркаим — так на старых картах была обозначена эта долина и гора рядом.
Сначала было недоумение. На аэрофотоснимках четко просматривался круг диаметром 170 м, еще один круг внутри и радиальные сегменты между ними. Что это? Откуда? Почему? Потом начали копать — и круг оказался укреплением, а сегменты — жилищами. Город был окружен рвом 2-метровой глубины и 2-метровой высоты валом с деревянным частоколом на гребне. Внутри он имел еще один круг укреплений со рвом и валом. В самом центре находилась площадь. Вокруг нее стена к стене — радиально ориентированные дома. И такие же дома — между двумя оборонительными кругами. Домов оказалось 70, в каждом жили по нескольку семей — вероятно, родственных. Город мог иметь около 3 тыс. жителей!
Аркаим. Аэрофотосъемка
Кто же были эти люди? Древние арии — предки индоевропейских народов. Вероятно, прародиной индоариев является область так называемой андроновской культуры — между Уральским хребтом на западе, Обью и Енисеем на востоке. С севера она граничит с лесостепью, на юге захватывает пустыню. Аркаим лежит на краю этого пространства. Значит, возможно, что Ригведу или «Авесту» сложили аркаимцы? И наша историческая родина внесла в развитие цивилизации вклад не меньший, чем Египет или Греция? Да, такое возможно. Ведь из самых этих древних текстов мы знаем, что их авторы пришли с севера. Например, там описываются или упоминаются животные и растения, которых в Индии никогда не было: бобры, липы, клены… Видимо, на территории Аркаима и вокруг, в радиусе 200–300 км, сложилась мощная древняя цивилизация, а потом ее жители разошлись по миру и оказались в Греции, Персии, Индии.
Если это так, то эта зауральская цивилизация стала колыбелью всей индоевропейской культуры. Аркаим был не единственным городом в этих местах. Когда был открыт Аркаим, археологи вспомнили, что лет за 20 до этого уже сталкивались с подобным явлением, которое до Аркаима оставалось без должной оценки и понимания. Это был город Синташта. Но ему повезло меньше — он был наполовину смыт изменившей русло рекой, и эта оставшаяся половина показалась археологам явлением не вполне понятным и весьма нетипичным, почти случайным. После Аркаима начались более детальные исследования территории вокруг, в результате чего были открыты еще 20 городов, отстоящих друг от друга на 50–70 км. Эти места так и назвали — Страна Древних Городов. Это была мощная древняя цивилизация, но существовала она недолго — почему-то жители ее покинули.
Самый древний город имел форму круга — таким дошел до нас Аркаим, никогда не перестраивавшийся. Города, в которых жили дольше, перестраивались. Постепенно они принимали форму овала, потом — квадрата. Все это четко прослеживается на раскопках. Все они имели рвы и валы, укрепленные стенами из бревен, все использовали природную защиту — строились или на мысу, речном изгибе, или на возвышении среди болот. Они мощно защищались — 2 м рва плюс 2 м вала плюс частокол наверху — и все это на высоком месте. Правда, пока мы не знаем, с кем они воевали и воевали ли вообще. Пятиметровая защита могла быть гигантоманией вроде египетских пирамид или колосса Родосского — как известно, древние грешили крупными формами. Лучше остальных городов раскопан Аркаим, но там нет и намека на военные действия. Город был разрушен, но самими жителями. Точнее, он был сожжен. Судя по всему, в один прекрасный день все жители города встали, аккуратно убрали дома, собрали вещи, подожгли город и ушли. Это ясно читается по раскопкам. В домах все чисто убрано, нет и намека на брошенный в панике скарб. Все, что осталось в жилищах — битые черепки на полу. Все колодцы были аккуратно прикрыты крышками. Во рвах мы обнаружили целые обрушившиеся туда стены, тронутые пожаром, в почвах остались трассирующие угли и другие свидетельства пожара. Нет и намека на то, что город штурмовали или захватили врасплох.
Почему же люди ушли из Аркаима? Это одна из его загадок. Почему вообще индоарии покинули эти места? Всю остальную часть территории населяли обычные скотоводы-кочевники с весьма низким уровнем развития культуры. Эти кочевники остались, а индоарии ушли, прожив там всего 200–300 лет.
О высокой культуре аркаимцев свидетельствует сам факт существования протогорода, а не скопления случайных сезонных поселений. Город представляет собой правильной формы круг. Чтобы его построить, нужно было обладать специальными знаниями и специальными угломерными инструментами. Внутренний ров был перекрыт бревенчатым настилом, образуя улицу, и выполнял роль дренажной системы. В нем через каждые 15–20 м были вырыты колодцы, куда уходила вода. Они были глубиной 2–3 м, до песчаного горизонта — иначе сток был бы невозможен. Значит, жители имели представление о строении грунта, умели их использовать. Поражает правильность разметки жилищ, каждое из которых заканчивалось двориком. Они вплотную примыкали друг к другу, разделяясь общей стеной. Крыши были деревянные, с вентиляцией и отверстиями для света.
Каждый дом имел две части: жилую, разделенную на комнаты, и хозяйственную. Там стояли металлургические печи, в которых выплавляли бронзу. Надо сказать, что печи были совершенными — с колодцами-воздуховодами для усиления вентиляции, с мехами и системой вытяжки в крыше. Аркаимцы делали и глиняную посуду — для стряпни и для хранения продуктов. В каждой комнате были свои очаги — для обогрева и приготовления пищи.
Сложным было и строение стен. Кроме кольцевых валов, в городе обнаружены радиальные укрепления с более прочными стенами, ориентированными на четыре стороны света. Во внешнем кругу были оборонительные башни, в город можно было попасть только через них. Входы были настоящие и ложные — с лабиринтами, ведущими в ловушки. Враг, который не знал устройства города, имел мало шансов его взять.
Судя по всему, жители Аркаима были знакомы с астрономией и построили свой город как обсерваторию. В нем есть стены, ориентированные на зимнее и летнее солнцестояние — осеннее и весеннее равноденствие. Все это очень напоминает знаменитый Стоунхендж в Великобритании, существовавший в тот же период. А центральная площадь, очевидно, выполняла роль культового сооружения. Так что Аркаим был и обсерваторией, и храмом, и центром ремесла. А вокруг на неукрепленной территории жили люди, которые в минуты опасности собирались в город. Простые подсчеты показывают, что такое сооружение могло быть создано за один сезон. А просуществовало 100–200 лет.
В 2 км от города обнаружен курганный могильник с несколькими десятками могил. Они имеют сложную конфигурацию в виде вертикальной пирамиды с лошадьми, колесницами, мясом жертвенных животных, вещами. В одном из погребений была обнаружена женщина лет тридцати, напротив ее черепа, там, где «третий глаз», был укреплен кристалл горного хрусталя — видимо, она была жрицей.
Долина, окруженная грядой сопок, похожа на гигантскую чашу. В чаше есть террасы — днища древних озер, протекают две речки — Караганка и Утюганка. Долина закрыта со всех сторон — лишь река прорубила себе в гряде узкое русло. Сопки сложены из гранитов и базальтов. Тридцать семь веков назад они были покрыты густыми лесами. Долина была очень удобной для выпаса скота, гряды закрывали ее от ветров.
И все-таки люди покинули ее. Это были индоарии. Кочевые племена, не усвоившие культуру предшественников, жили там и позже. Существует несколько гипотез об этом исходе. Около 3400 лет назад произошла крупная экологическая катастрофа — извержение вулкана Санторин в Эгейском море. Некоторые даже склонны связывать его с исчезновением Атлантиды. Это был максимально возможный с точки зрения геологии взрыв, с выбросом огромного количества пепла и газов. Не исключено, что этот год сопровождался и другими климатическими катаклизмами, чем-то вроде ядерной зимы. Возможно, именно это побудило аркаимцев, каким-то образом пострадавших от этой катастрофы, уйти в поисках более теплых мест.
Есть и более банальное объяснение. Анализы погребенных под аркаимским валом почв показывают, что в момент постройки города климат в долине был благоприятным. Здесь было и много травы для животных, и густые леса. Но за 200 лет люди могли сгубить почвенный покров с помощью своих огромных стад, свести на нет леса, которые постоянно требовались и для ремонта городских сооружений, и для металлургического производства, и для домашних очагов. Об этом свидетельствует и то, что к моменту ухода людей климат в долине стал гораздо суше. А леса на гряде так и не восстановились, остались лишь небольшие рощицы.
Борьба за город шла два года. Сейчас на площади около 4 тыс. га организован историко-ландшафтный заповедник Аркаим. Его задача — сохранить не только древние города, но и природу. Челябинская область очень загрязнена, особенно ее центральная и северная части. Южный угол, где расположен Аркаим, самый чистый и нетронутый. Сейчас в заповеднике изучается природа — почвы, полезные ископаемые. В южной его части найден древний вулкан. В идеале нужно создать национальный парк с центром в Аркаиме. Пока принято решение об организации национального парка «местного уровня», но и это дает надежду, что Страна Древних Городов сохранится.
В 1859 г. один из пионеров исследования культуры народов Уссурийского края, Р.К. Маак, после того как жители села Шереметевского, что на правом берегу реки Уссури, показали ему «бесовские высечения» на прибрежных скалах, записал в своем путевом дневнике: «Я видел изображение человека верхом на лошади, птицу, которая по своим очертаниям наиболее походила на гуся; также очерк человеческого лица с лучами, исходящими по всем направлениям, высеченный в весьма грубых и неполных очертаниях. Об этих исторических памятниках не осталось, однако же, никаких преданий между тамошними жителями…»
После Маака сообщения о наскальных изображениях на прибрежных скалах и валунах в низовьях Амура и Уссури появлялись то в местных газетах, то — в качестве попутных сведений — в записках путешественников. Но вплоть до конца XIX в. они оставались вне поля зрения науки: «На берегу Амура есть писаные камни, затопляемые во время половодья. На одном камне схематически изображено человеческое лицо… На другом камне — два человеческих лица; глаза, рот и даже нос сделаны концентрическими кругами, а на лбу ряд волнообразных линий, отчего получилось выражение удивления как бы с поднятыми бровями…» Это описание, с поразительной точностью отразившее принципиальную особенность наскальных изображений Нижнего Амура, сделал великий русский путешественник В. Арсеньев. Странными и загадочными были лица, очерченные бесконечно извивающейся спиралью. Иногда даже древний мастер словно «забывал» о контуре лица, ограничиваясь лишь изображением огромных глаз и спиральных узоров вокруг. А предания местных жителей еще больше подчеркивали эту таинственность. Л. Штернберг записывает легенду о том, что рисунки на скалах оставил некий народ «ха», и добавляет, что, по-видимому, в этой легенде есть зерно исторической достоверности.
Академик А. П. Окладников
В 50-х гг. отряд Дальневосточной археологической экспедиции под руководством А.П. Окладникова в «столетний юбилей» первого известного науке упоминания о нем приступил к комплексному исследованию «амурского феномена».
Как отметит потом академик А.П. Окладников, на наскальных изображениях Амура, в жизни населения которого такое огромное значение имело рыболовство как основной источник существования, полностью отсутствует рыба.
Если мысленно приближаться «по тропе» древнего искусства к низовьям Амура со стороны Прибайкалья, таежной Сибири, то буквально у самой цели «путешественник» окажется в историческом тупике — тропа эта неожиданно и резко обрывается: нижнеамурские петроглифы принципиально отличны от всего того, что «путешественник» наблюдал «по дороге» и что как логическое продолжение виденного вправе был ожидать и на валунах Нижнего Амура.
Вместо пристального внимания к животному миру, дающему охотнику пищу и одежду, экспрессии и реализма в изображении зверей — черт, столь характерных для искусства каменного века Западной Сибири, Прибайкалья, Среднего Енисея, здесь, в низовьях Амура, основной темой наскальных изображений был человек.
Наскальные изображения в низовьях Амура существовали еще в эпоху перехода от палеолита к неолиту. И уже тогда охотники-рыболовы рядом с контурами диких животных, птиц лаконичными линиями выбивали и силуэт человеческих лиц. А к концу 4-го — началу 3-го тыс. до н. э. эти лица, но уж «обрисованные» спиральными линиями, становятся основным сюжетом нижнеамурского искусства — и не только на «скальных полотнах».
На одной из научных конференций А.П. Окладников к ранее вывешенным прорисовкам нижнеамурских изображений добавил еще несколько.
— Не правда ли, — обратился докладчик к аудитории, — если не знать местопребывания подлинников, то и эти прориси можно без сомнения отнести к Нижнему Амуру?
А эти копии были сделаны с изображений, выбитых на скалах… Австралии и полинезийского острова Нукухива, с узоров, покрывающих лицо неолитической статуэтки, найденной в Японии, и нескольких характерных шаманских масок, посмертных — по черепу — «классических» татуировок аборигенов Новой Гвинеи и индейцев северо-восточной окраины Америки.
«Первое и самое сильное впечатление, которое производят изображения, — пишет А.П. Окладников, — впечатление маски, искусственного, поддельного лица человека». И ученый, проведя кропотливый анализ наскальных изображений Нижнего Амура, сопоставляя их с данными этнографических наблюдений, от этого впечатления приходит к фундаментально доказанному убеждению — да, древние мастера Нижнего Амура высекали на прибрежных валунах не просто человека, не просто лицо, но некие символические личины-маски.
Известно, что маски на определенном социально-историческом уровне развития свойственны едва ли не всем народам Земли. Маски как изображения умершего и вместилища духа имели ближайшее отношение к культу мертвых, предков и в том числе к культу черепов. А среди нижнеамурских петроглифов выделяется целая серия изображений, имитирующих именно череп. Причем и узоры, украшающие такие личины-черепа, оказались близки к расписным черепам и черепным маскам, например папуасским из Новой Гвинеи.
Если попытаться обобщенным графическим символом выразить образ всего древнего искусства Нижнего Амура, то рука непроизвольно начертит спиральную линию. А именно спираль характерна для искусства каменного века обширного Тихоокеанского бассейна.
Следовательно, перед нами следы конкретно-исторических контактов или даже свидетельства единства происхождения этих комплексов.
Башкирская карта Творца
Первые упоминания о плоских камнях с рельефным изображением поверхности Земли датируются VII–XVIII вв. В начале прошлого века тоже писали о белых каменных плитах с рельефами и непонятными надписями. Все эти сообщения говорят о находках, сделанных в одном и том же районе Урала.
Профессор Александр Николаевич Чувыров из Башкирского государственного университета занимался исследованиями, не имеющими ничего общего с каменными плитами. С 1995 г. он вместе со своей китайской аспиранткой Хуан Хун пытался обосновать теорию миграции китайских племенных групп на Урал и в Сибирь.
В поисках материалов по своей теме исследователи работали в архивах генерал-губернатора Уфы и наткнулись на документы XVIII в., в которых шла речь о находках российской экспедиции, обнаружившей около 200 белых каменных плит с рельефами и письменами. Это сообщение заинтересовало ученых, и они решили пройти по следам старой экспедиции. В 1999 г. житель деревни Чандар Нуримановского района Владимир Крайнев услышал, что ученые ищут белые каменные плиты, и пригласил приезжих к себе. Под верандой его деревянного дома лежал огромный щербатый камень, очень похожий на те, о которых говорилось в старых документах. На каменной плите красовалась надпись, которую исследователи сначала приняли за древнекитайский текст. Российские и китайские картографы проделали скрупулезную работу по сличению каменного рельефа с современными картами и сумели доказать, что это карта Уральского региона.
Каменная плита, найденная А.Н. Чувыровым
Каким образом обработана поверхность плиты, совершенно непонятно. Специалисты единодушно утверждают, что это не могли сделать вручную — такой поразительной точности не добиться с помощью резца и зубила. Диопсид нанесен на доломит таким способом, который в настоящее время не применяется и науке неизвестен. Поверхностный белый слой — это напыление толщиной примерно 2 мм. Оно сделано из фарфора и предохраняет рельеф от внешних воздействий.
Исследования, проведенные в Китае, установили, что состав этого фарфора отличается от китайского. В нем есть добавки, которые китайцы никогда не применяли.
Российские ученые пытались расшифровать надпись на плите, но им это не удалось, и их китайские коллеги из Хумайского университета тоже не смогли этого сделать, только выяснили, что на поверхности плиты — иероглифическое слоговое письмо.
На каменной карте ученые открыли много необычного. Наряду с обозначенными руслами рек при внимательном рассмотрении можно увидеть искусственные гидротехнические сооружения, в частности, два канала, систему плотин и крупное водохранилище. Система каналов была рассчитана на накопление и пропуск гигантских масс воды. По сравнению с этим сооружением Волго-Донской канал кажется едва заметной черточкой на карте.
На поверхности камня вкраплены две раковины. Одной из них, Navikopsina munitus, примерно 500 млн лет, а второй — Eccuiomphalus princeps — около 120 млн лет. Такой возраст карты теоретически тоже может быть принят в качестве одной из гипотез, хотя наличие ракушек не обязательно непосредственно связано со временем изготовления карты.
В наше время 3-мерные карты составляют для навигационных целей. Для их изготовления необходимы аэрофотосъемки, в том числе космические. Чтобы сделать 3-мерную модель всего одной горы, требуются ресурсы самого мощного компьютера.
Если предположить, что белые плиты содержали точные рельефные карты всех районов Земли, то плит должно быть не 200, а 384. Ученые убеждены, что эти фрагменты существуют и их можно найти. Вероятно, отдельные фрагменты составляли огромную карту, которая треснула и развалилась на куски во время ледникового периода.
Больше всего потрясают следы разумной деятельности. Профессор Чувыров считает, что современное человечество в состоянии выполнить не более одной миллионной доли того, что изображено на карте. Но какая же мощнейшая цивилизация могла создать это грандиозное творение?
Тихоокеанская Венеция
Многие годы ученые спорят, как зародилась жизнь на Земле: была ли первая клетка случайной игрой атомов и молекул, или ее завезли инопланетяне?
На микронезийском острове Понапе, по мнению ученых, перед вашими глазами предстанут убедительные доказательства пребывания представителей сверхразвитой внеземной цивилизации.
Посреди Тихого океана, на острове Понапе, находится удивительный объект: Нан-Мадол, комплекс древних сооружений, точнее — то, что от него осталось. Но и то, что уцелело, поражает воображение!
Длинные базальтовые балки, сложенные штабелями как огромные жертвенные костры, вздымаются вверх на 9 м, а в некоторых местах даже на 18. И это не просто штабеля, а стены гигантских сооружений. Здесь попадаются 25-тонные блоки! Несмотря на громадный вес, они подогнаны друг к другу идеально, с большим мастерством — тому свидетельство прочность многовековых сооружений.
Руины древнего города располагаются на сотне искусственных мелких островков из камня и коралла, разделенных глубокими каналами, стены которых обложены громадными каменными блоками, — именно благодаря этому Нан-Мадол иногда называют Венецией Океании.
Наибольшее впечатление производит самое крупное сооружение Нан-Мадола — башня Нан-Дувас. Она окружена двумя концентрическими стенами, между которыми — ров, заполненный морской водой; в центре сооружения высится пирамидальный курган.
Монументальное впечатление этой цитадели усиливают другие постройки Нан-Мадола: например, странный волнолом, отгораживающий сердце комплекса от моря. Он образует вокруг Нан-Дуваса каменный щит, защищающий основание башни от волн. Глыбы, из которых сложен волнолом, огромны: подобное строительство не под силу и современным строителям, вооруженным новейшей техникой! Каким же образом эти махины поднимались и укладывались друг на друга в идеальном порядке, согласно четко выверенному плану? Кому и зачем понадобилось складывать сотни тысяч базальтовых блоков в штабеля, забавляясь многотонными громадинами, как детскими кубиками? Причем делать это даже не на самом острове, а непосредственно в водах Тихого океана… На создание подобного комплекса должно было уйти никак не меньше 300 лет: при условии, что все 25 тыс. строителей будут взрослыми здоровыми мужчинами (никаких детей, женщин и стариков), которые станут работать 300 лет без перекуров! А потом еще лет 200–300 потратят на сооружение искусственных островков и рытье каналов…
Ближайшие современные разработки базальта находятся на северном берегу Понапе — почти на противоположной от Нан-Мадола стороне острова, и, судя по всем имеющимся у археологов данным, базальтовые колонны доставлялись именно оттуда, но доставлять их к месту строительства — серьезная проблема!
Впрочем, островитяне никогда и не утверждали, что этот комплекс создали они сами. Легенды гласят, что создателями Нан-Мадола были два бога-царя — Олосопе и Олосипе, которые прибыли «на лодках с запада». Археологические изыскания подтверждают древние легенды: на острове найдены остатки этих поселений. Нан-Мадол же был выстроен богами в качестве пятого, главного, города. Олосопе и Олосипе выбрали место для его строительства после того, как, глядя в синеву Тихого океана, они увидели под водой город богов и построили Нан-Мадол как «зеркальное отражение» его затонувшего собрата.
Руины Нан-Мадола
Топографическая съемка участков побережья Нан-Мадола подтвердила существование многочисленных подводных развалин, расположенных на очень больших глубинах.
Поскольку строительство в воде и сложнее в осуществлении, и весьма далеко от здравого смысла, логично предположить, что возводили Нан-Мадол все-таки на суше, но потом вода поднялась и закрыла его нижний ярус. А то, что мы называем ныне волноломом, вполне могло быть изначально внешней стеной комплекса. Разумно? Конечно, но это вполне здравое предположение отодвигает время строительства далеко в глубь времен! Потому что последний существенный подъем уровня Мирового океана завершился более 9 тыс. лет назад.
Кроме того, плавный подъем уровня воды во всем Мировом океане приводит к постепенному затоплению (вспомните все ту же Венецию: город медленно и с достоинством погружается в воду…). Но здесь, на Понапе, мы видим совершенно иную картину: над руинами Нан-Мадола витает дух катастрофических событий.
Может быть, произошло сильное землетрясение?.. Однако рядом нет действующих вулканов.
Основная масса рухнувших каменных глыб под водой располагается на дне по оси восток — юго-восток от Нан-Мадола, то есть в направлении движения «потопного» цунами! Таким образом, получается, что Нан-Мадол — не только доисторическое, но и допотопное сооружение в полном смысле слова.
Древние легенды не только Понапе, но и Египта, Перу, Боливии, Индии, Тибета гласят, что древние строители создавали свои постройки «буквально за одну ночь», легко перемещая громадные блоки по воздуху заклинаниями. Ну не было у древних ни мощных кораблей, способных транспортировать многотонные грузы, ни вертолетов, ни кранов! И приходит мысль, что строители владели телекинезом, научились использовать такие виды энергии, о которых мы еще и представления не имеем. Тогда древние легенды Нан-Мадола становятся описаниями реальных событий: согласно легенде, каналы, разделяющие сооружения Нан-Мадола, были некогда прорыты драконом, помогавшим Олосопе и Олосипе. Дракон, как и положено, изрыгал огонь: именно этим огнем он «прорубал» каналы. У дракона был служитель, маг (в местной терминологии — унани). Унани знал заклинание — достаточно было его произнести, и базальтовые глыбы взлетали в воздух. Второе магическое заклинание — и блоки сами собой укладывались в нужном порядке в сооружениях Нан-Мадола. По местным поверьям, унани существуют и сейчас.
Наслушавшись рассказов про унани и коротая время в местном кафе в ожидании обратного рейса, люди съемочной группы «Подводного мира» решили попробовать подвигать мысленным усилием банку из-под кока-колы. И жестяная банка… поехала сама собой! Более того, банка еще и вращалась!.. Этот спонтанный телекинетический опыт был зафиксирован на пленку. Любопытно, что двигать банку получалось у нескольких членов съемочной группы. Однако ни один из них не смог повторить ничего подобного по возвращении в Москву… Может быть, место помогало?..
Очевидно, создатели древних сооружений умели находить точки выхода дремлющих в толще земли могучих сил и возводили свои постройки, чтобы управлять этими силами.
По материалам А. Склярова
Пришедшие по волнам
На бескрайних просторах южной части Тихого океана рассыпано бесчисленное множество крупных, мелких и мельчайших островов, архипелаги и скопления которых разделяют десятки, сотни, а чаще тысячи километров океанских волн. И что самое удивительное: почти все эти скопления и архипелаги были заселены и освоены задолго до XVI в., когда у их берегов стали бросать якоря первые каравеллы испанских и португальских мореплавателей; заселены народами, у которых заморские пришельцы не увидели ни ткацкого станка, ни гончарной посуды, ни вьючного и тяглового скота, ни изделий из металлов.
Слишком трудно было предположить, что обитатели Полинезии, культура и общественный строй которых казались европейцам столь неразвитыми, могли самостоятельно достигнуть затерянных в океане островов, и появилась гипотеза, согласно которой полинезийцы — всего лишь остатки древнего населения материка, опустившегося на дно Тихого океана.
Те Ранги Хироа — авторитетнейший знаток культуры и истории Океании
Но эта «спасительная» гипотеза оказалась несостоятельной: геологи и географы решительно отмели все домыслы о существовании какого-либо материка в Тихом океане в историческое время.
Да и полинезийская культура при последующем обстоятельном знакомстве с ней оказалась далеко не такой примитивной, как это виделось поначалу Островитяне были прекрасными зодчими: их каменные сооружения монументальны и впечатляющи. Смелые и опытные мореплаватели, полинезийцы были также виртуозными судостроителями. Каждое их мореходное судно было подлинным произведением искусства, хотя и изготовляли его при помощи каменных тесел, а части корпуса крепили друг к другу стяжками из растительного волокна. Неудивительно, что предания этого «народа моря» хранят не только имена выдающихся вождей и кормчих, но и имена лодок и даже… рулевых весел и парусов.
Так где же находилась таинственная прародина народов Полинезии? Откуда, от какого берега и когда двинулись они через океан к островам, которые в настоящее время населяют?
В основу научной аргументации Те Ранги Хироа, авторитетнейшего знатока культуры и истории Океании, положил легенды островитян о передвижениях их предков по океану. Эти удивительные предания являются в то же время родословными, охватывающими нередко не один десяток поколений. Проверяя выводы, сделанные на основании исследования полинезийских генеалогий, Те Ранги Хироа пришел к следующему заключению: предки полинезийцев отправились навстречу солнечному восходу от берегов Индонезии, вытесненные оттуда какими-то монголоидными племенами. Один из островов архипелага Таити, Раиатеа, и стал легендарной прародиной, страной «Гаваики», упоминаемой во всех преданиях. Именно здесь сложился облик собственно полинезийской культуры, сформировались религия и мифология. Отсюда как из центра шла по всем направлениям колонизация дальних островов, в том числе и западных: Самоа, Тонга и других.
Но не прошло и десяти лет после выхода в свет книги Хироа, как из перуанского порта Кальяо отплыл плот, построенный точно по древнеперуанским образцам. Находившийся на плоту экипаж из шести человек во главе с норвежским исследователем Туром Хейердалом пересек за сто дней Тихий океан с востока на запад и достиг атолла Рароиа в архипелаге Туамоту. Хейердал предпринял свое крайне дерзкое путешествие не ради спортивного интереса, но для того, чтобы доказать на деле принципиальную возможность достичь на древнем плоту Полинезии от американского побережья.
Выявилась также поразительная точность навигационных и этнографических деталей в инкских преданиях о плаваниях инков и их предков в Полинезию, а может быть, и далее. А этнографические и археологические изыскания развеяли миф об отсутствии у индейских народов Тихоокеанского побережья средств передвижения по океану.
В рамки азиатской гипотезы совершенно не укладываются удивительные соответствия в структурах и деталях жилищ, обрядах и орнаментах, обнаруженных Туром
Хейердалом при сравнении культур маори Новой Зеландии и индейцев северо-западного побережья Северной Америки. А как можно объяснить поразительную близость сюжетов и образов в пасхальском искусстве малых форм, в пасхальской письменности и наскальных изображениях соответствующим элементам в художественной культуре Андского нагорья? Откуда в пасхальской скульптуре появился, например, образ ламы? Или образ пумы? Или образ американского кондора? И едва ли не самое впечатляющее: на острове Пасхи существовала иероглифическая письменность — аналогичную исследователи обнаружили лишь в древней культуре Южной Америки. Только Азия или только Америка не могут в отдельности «претендовать» на роль прародины полинезийской культуры. Споры ученых продолжаются.
Не робинзоны, но колумбы
Когда европейские мореплаватели эпохи Великих географических открытий с величайшими трудами и риском прокладывали первые маршруты в Тихом океане, они с нескрываемым изумлением каждый раз обнаруживали: все острова «водной пустыни», пригодные для жизни и отстоящие друг от друга порой на многие сотни морских миль, были заселены. Это изумление и легло в основу дошедшей до наших дней так называемой дрейфовой гипотезы, суть которой сводится к тому, что уровень навигационных познаний жителей тихоокеанских островов не позволял им совершать целенаправленные, точно рассчитанные плавания на расстояния свыше 300–400 миль. И, следовательно, заселение Океании во многом определял случай — буря, унесшая каноэ с людьми к необитаемому острову, течение, подхватившее плот и прибившее его к пустынному атоллу.
В свое время новозеландские исследователи М. Девисон, Р. Уэбб и Дж. Уэбб решили доверить проверку истинности этой гипотезы компьютеру, расписав ветры и течения на каждый день (по данным с 1855 по 1938 г.) и дрейфовые скорости судов при той или иной силе ветра и течения.
И машина начала выдавать «катастрофические» результаты.
…732 лодки отправились от острова Тикопиа, расположенного в Западной Меланезии, в направлении Фиджи — и всего лишь два экипажа достигли архипелага. Столько же раз пытались жители Маркизских островов доплыть до необитаемых атоллов Каролайн — лишь 70 лодкам удалось завершить свое странствие. И это оказалось едва ли не самым благоприятным исходом. Ни один из плотов, отправившихся от перуанского побережья, так и не увидел земли. А из тех 732 экипажей, которые, отдав себя воле ветров и течений, пытались дойти до острова Пасхи, лишь один достиг каменистого берега.
Результаты эксперимента, таким образом, наглядно показали — случайный дрейф просто не мог привести к заселению островов Океании.
Следовательно, остается одно — острова Океании были заселены в результате целенаправленных плаваний?
Исследователи задали и этот вопрос компьютеру. В исходные данные были внесены поправки на то, что древние суда могли плыть до 90° против ветра, то есть избранным курсом при помощи сравнительно несложных навигационных приемов. И тогда машина «нарисовала» совершенно иную картину. Откуда бы ни приплыли в Океанию первопоселенцы, они приплыли не Робинзонами, нечаянно обретшими спасительную землю, но Колумбами каменного века, достигшими своей цели.
Навигация по звездам и каури
Что мы знаем о предках людей, населяющих острова Тихого океана? Это были искусные судоводители — на легких каноэ они преодолевали гигантские водные пространства. Отличные пловцы — порой они бросались в воду и долгие мили плыли рядом с каноэ, держась рукой за борт, тем самым облегчая суденышко и охлаждая тело. Бесстрашные охотники — они не боялись акул и умели с ними сражаться. Блестящие знатоки моря — они умели предсказывать погоду по характеру зыби и угадывать течения, чувствуя малейшие изменения в воде под каноэ.
И еще они были удивительными навигаторами: не только ориентировались по Солнцу и звездам, но и создавали свои карты, не похожие ни на какие другие карты в мире. Потому что бумаги и письменности микронезийцы не знали.
Здесь, возможно, последует вопрос: а как же тогда быть с письменами, найденными на острове Понапе? С одной стороны, они напоминают знаки ронго-ронго острова Пасхи, с другой — «азбуку» древних табличек, обнаруженных в Пакистане, в Мохенджо-Даро. Вопрос уместный, но тем не менее грамоты в Микронезии в общем и целом не существовало. А письменность острова Понапе — загадка, ключ к которой ученые еще не подобрали.
Раковины каури
Нынешние обитатели островов Тихого океана, разумеется, умеют читать и писать — в XX в. без этого не обойтись никому, — а вот европейцы читать их карты не могут до сих пор.
Что же это за диковина такая — карты?
Из высушенных волокон пандануса и пальмовых листьев сплеталась хитроумная решетка. В определенных местах навигатор усеивал ее ракушками каури. И… все. Карта готова.
Узловые точки решетки — «перекрестки» — давали понятие о постоянных течениях океанских вод и господствующих ветрах, а раковины обозначали рифы и атоллы.
Каждая карта была строго «секретным документом», куда мореплаватель-картограф вкладывал свой личный многолетний опыт. Да и системы записи резко отличались друг от друга, поэтому тайну карты могли знать только немногие посвященные — например, подрастающие сыновья или избранные люди — члены братства навигаторов.
И никогда микронезиец не брал свою заветную «решетку» в море: не дай бог потерять ее во время шторма! Секрет ракушек и волокон надо было тщательно запомнить на берегу, а карту спрятать в укромном месте, чтобы никто из посторонних не нашел «решетку» и не разгадал Великую Океанскую Тайну.
Цивилизация села Анау
Около 7 тыс. лет тому назад в Средней Азии существовало государство, жителей которого по масштабам достижений можно поставить в ряд великих культур Древнего мира.
В 1904 г. в Южном Туркменистане, в пустыне вблизи границы с Ираном, в селе Анау, археолог и геолог из Нью-Хэмпшира (США) Рафаэль Пампелли открыл руины древнего поселения. Раскопки же были начаты советскими археологами только в 1970-х гг., когда в пустыне Каракумы в районе площадью 161 на 80 км обнаружились развалины множества поселений, некоторые из них настолько велики, что их можно назвать городами. Древние города характеризовались очень интересной моделью застройки: здания отстояли на сотни метров друг от друга и были окружены несколькими рядами стен. Архитектура отличалась монументальностью, что говорит об очень высокой степени развития общества. Стены домов имели длину от 92 до 152 м, внутри зданий находилось множество комнат, способных вместить сотни людей. Все постройки относятся к 5—1-му тыс. до н. э. Экспедицию 2000 г. возглавил профессор антропологии из Пенсильванского музея археологии и антропологии Фредерик Хиберт. Археологи сделали удивительное открытие — нашли печать с вырезанными на ней письменами, относящуюся приблизительно к 2300 г. до н. э. Оказалось, что письменные знаки нельзя отнести ни к месопотамским, ни к иранским, ни к индийским, ни к китайским системам письменности. Отсюда можно сделать вывод, что в Анау существовала высокоразвитая независимая цивилизация. Жители Анау использовали те же самые формы земледелия и скотоводства, что и жители Месопотамии. Это наталкивает на мысль о существовании связи среднеазиатского государства Анау с шумерами.
Развалины персидской мечети в Анау. Гравюра XIX в.
Шумеры в низовьях Тигра и Евфрата осушали болота и орошали пустыню. Это требовало напряженной работы, результатом которой послужило создание Эдема на земле. Очевидно, подобная работа была проделана и в Анау. Люди создали сложные ирригационные каналы, преображая русла рек. Посреди пустыни расцвел прекрасный оазис. Причем так же, как в Месопотамии и на Ниле, он тянулся узкой полосой, так что можно было одной ногой стоять в прекрасном саду, а другой — в песках пустыни. О высокой культуре древнего населения Анау говорит множество прекрасных образцов керамики и фаянса, относящихся к 3—4-му тыс. до н. э. Многие образцы по красоте и качеству не уступают китайским. Керамика и фаянс очень красивы даже по современным понятиям.
Помимо керамики, археологи нашли множество металлических и костяных артефактов, возраст которых насчитывает 4100 лет. Рукояти бронзовых топориков выполнены в виде птичьих голов. Сохранившиеся в некоторых образцах глаза птиц изготовлены из гематита. Этого минерала нет в окрестностях Анау, скорее всего его привозили из других регионов, что служит подтверждением существования обширных торговых связей древнего государства.
Найдено также множество тщательно отполированных костяных трубок, полых внутри, с вырезанными на них орнаментами и изображениями людей, животных и растений. Археологи предполагают, что трубки имели ритуальное предназначение, так как были найдены среди остатков эфедры, растения, которое зороастрийцы использовали при изготовлении галлюциногенного ритуального напитка. Исследователи нашли на удивление мало захоронений. По мнению профессора Хиберта, жители Анау сжигали умерших, как это принято у зороастрийцев, считающих, что кремация облегчает освобождение души из умершего тела. К сожалению, тот факт, что большинство умерших сжигалось, не позволяет определить точно, сколько человек жило в Анау.
Экспедиция 2000 г., помимо печати с вырезанными письменами, сделала еще одно потрясающее открытие: на стене одного из домов обнаружено изображение, напоминающее человека, облаченного в скафандр. Некоторые археологи считают, что это свидетельство контактов жителей Анау с инопланетными пришельцами, посещавшими Землю в древности.
Пока еще изучение древней культуры не закончено. Неясно, что вызвало закат цивилизации в Анау в I тыс. до н. э.
Велесова книга», спасенная от революции
Ее называют и «Дощки Изенбека», и «Велесова (Влесова) книга». Путь ее к широкому читателю был непрост. Он занял почти век и напоминает мрачный мистический детектив. Начало его восходит ко временам Гражданской войны.
Ехал в 1919 г. офицер белой армии, командир артиллерийской батареи Али Изенбек мимо имения князей Куракиных. Видит: усадьба разграблена и порушена… Казалось бы, чего искать белому офицеру среди печальных развалин? Однако будто был ему голос: «Останови коня. Войди в дом». Так обнаружил Изенбек эту книгу.
В одной из комнат разоренной усадьбы на полу среди опрокинутой мебели рассыпаны были плоские деревянные прямоугольнички странного вида. Дощечки, темные от времени, покрытые плотно вырезанными непонятными знаками, соединенными прямой бороздкою поверху. Многие бы решили: безделица. Но Изенбек был не только строевой офицер. Этот человек в лучшие времена участвовал в археологических экспедициях. Мир воспринимал глубоко и чутко. Писал картины… Почувствовалось ему: дощечки эти есть нечто, имеющее ценность непреходящую. Спасти их надо любой ценой.
Так и «ушла» Книга князей Куракиных вместе с отступающей белой армией. Изенбек вывез «дощечки» из России при эвакуации Крыма. Но что это такое, оставалось непонятным долгие годы. В Европе никто не сумел даже идентифицировать язык, на котором был написан их текст. Но вот однажды в Брюсселе случай свел спасителя наследия нашей древности с Юрием Миролюбовым, тоже эмигрантом, деникинским офицером, великим знатоком славянской старины. В те годы Юрий Петрович был одним из немногих уцелевших экспертов, знающих о «руських письменах» и старинных «текстах на дощках». Вот этому знатоку и показал свое сокровище Али Изенбек. «Дощек» было «два кожаных мешка». Миролюбов расшифровывал их без малого 10 лет: с 1927 г. по 1936-й. По мере продвижения дела отсылал переписанный оригинальный текст и его перевод в Русский музей Сан-Франциско. Туда же отправил и фотографии нескольких дощечек. Вся эта деятельность протекала на квартире Изенбека. Али не позволял другу никуда выносить книгу из своего дома, проявляя непонятную тому осторожность.
Одна из дощечек «Велесовой книги»
Время показало, что осторожность эта была более чем оправданна. В 1941 г. Изенбек скоропостижно скончался во время оккупации Бельгии немцами. Родственников у него не было, и по завещанию все имущество отошло Миролюбову. Но тут вдруг возникают некие странные бюрократические препятствия. Несколько недель наследнику не позволяют вступить в права. Попав же наконец на квартиру, Юрий Петрович с ужасом обнаруживает: всегда бережно хранимые Изенбеком дощечки исчезли — все до единой! Но мало этого. Обнаружилось, что вообще весь архив Изенбека канул в небытие. Однако и это не все. Пропали фотографии дощечек из музея в Сан-Франциско. Кроме одной-единственной…
А потом? Полтора десятилетия Миролюбову не удавалось организовать издание результатов работ. Начало публикации списков с исчезнувшего оригинала было положено лишь в 1953 г. Причем это оказалось возможным только в результате содействия одного влиятельного эмигранта. Примечательный был у него псевдоним: А. Кур (не Куракин ли?).
Особенной реакции на издание в мире заметно не было. Советские филологи, например, провели в 1960 г. лишь подобие экспертизы. Изучили только 0,5 % всех текстов. И этого оказалось достаточно, чтобы вся книга князей Куракиных загремела в разряд фальшивок! Дескать, Миролюбов и всякие там прочие белые офицеры, враги народа, сами все сочинили.
Так бы и теперь думали. Только вот… «сочиненный» текст обладает, как теперь выяснилось, серьезной предсказательной силой. Подоспели археологические открытия. В 1980-е гг. вели раскопки в бассейне Припяти. Из текста дощечек можно понять: далекие наши предки жили по берегам этой реки в период II в. до н. э. — III в. Именно там и были открыты поселения. И все совпало: к такому выводу пришли как отечественные, так и западноевропейские эксперты.
А в 90-е гг. группа историков занялась тщательным исследованием хронологии древней Киммерийской царской династии. Опубликовали результаты. И тогда вдруг выяснилось — эти результаты совпадают с данными, приведенными в книге новгородских волхвов. Как это все понять? «Выдуманный» текст опередил науку на 30 лет? «Фальсификаторы» обладали даром провидения, какие открытия будут сделаны по их смерти? Эти и другие примеры приводит Виктор Грицков, занимающийся изучением «дощек» Изенбека с 1992 г. Он утверждает: «Книга князей Куракиных — безусловно подлинный, уникальнейший памятник глубочайшей древности».
Во времена Иисуса Христа на берегу обширного Галилейского озера, между Магдалой (откуда родом св. Мария Магдалина) и Адамой, располагался город Тивериада. Но это еще не все. Само Галилейское озеро именовалось в те времена морем Тивериадским. Тивериадой (реже — Генисаретом) называли также всю область к западу от этого озера-моря, то есть прежде всего всю Галилею по Назарет включительно. Именно галилеянами, то есть тивериадцами, тиверийцами, были родители Пресвятой Девы Марии, Матери Иисуса.
Небезынтересно также, что в ту эпоху, когда проповедовал Иисус, обширной Римской империей, и в том числе Сирийской ее провинцией, частью которой значилась Галилея, правил император Тиберий. Поэтому дощечка может указывать также и на временной период, близкий Тиберию.
Очень интересен образ «ясна туча». В точности такой же встречаем в предании о Рождестве Христовом, записанном Иустином Философом из Сихема (нынешний Неаполь), жившим в Палестине во II в. «Ночью, на пути в Вифлеем, пришло Марии время родить. Иосиф поместил Ее в пещере, в которой держали скот, а сам отправился искать повитух. И вдруг произошло нечто странное. Иосиф шел, но не двигался. Глядел на небо и видел, что остановился небесный свод. Все остановилось и на земле. Животные перестали жевать. Пастух, поднявший кнут, замер. Вкушавшие при дороге пищу не донесли руки к устам своим. В это мгновение родился Сын Божий. Иосиф же, найдя повитуху, говорил ей, что помощи ожидает Дева, которая обручена ему, но не жена, и зачала от Духа Святого. Повитуха пошла с Иосифом, и они увидели: некое ясное облако озарило пещеру, воссиял свет великий…»
Два слова «ясна туча», поставленные рядом, производят впечатление сродни словам «черный снег» или «сладкая соль». То есть такое выдумать — невозможно! Но если человек пытается передать непосредственное впечатление от поразившего его необыкновенного события, он как раз часто употребляет именно необычные сочетания слов.
Психологически это, может быть, наиболее значимый аргумент, позволяющий утверждать: в каком-то поколении учителями новгородских волхвов (хранителей «Велесовой книги») были странники, видевшие Младенца собственными глазами. «Невероятно!» — скажет наш современник. А между тем на Руси еще несколько веков назад не считали так. На суздальской иконе «Рождество Христово» (XVI в.) волхвы изображены в характерной русской одежде — отороченные мехом плащи и шапки. Такие одеяния не встречаются на иконах, посвященных иным событиям эпохи Христа. Подобное можно видеть лишь на образах уже русских святых, например Бориса и Глеба. Причем все остальные фигуры суздальского «Рождества» — повитухи, пастух, Иосиф — облечены в одежды, обычные в Палестине: покрывала от солнца, широкополые шляпы.
И еще интересная деталь. Религиозные живописные произведения Запада обыкновенно представляют волхвов подносящими дары. Русский же иконописный канон такой: все три волхва изображаются на конях. Так и на «Рождестве» суздальском. Фигурка коня изображена в левом верхнем углу дощечки «Велесовой книги», говорящей о Рождестве. Это изображение на «дощке II, 16» специально отмечается в рукописи перевода ее Ю.П. Миролюбовым. Рисунок коня, как и высокий пафос начальной фразы, отличает данную дощечку от остальных. Вспомним эту фразу: «Знаковая Книга сия, [открой] Исток Богу нашему, коий бо есть прибежище и сила!» По-видимому, посвященный далеких веков стремился дать ясный знак: речь идет о реальном длительном путешествии и о событии, не сопоставимом по важности ни с каким другим.
«Рождество» суздальское отображает ясно не одну лишь пещеру, но также гору. А между тем о горе не говорит ни один источник, за исключением древнерусской ведической легенды. Иконописцы еще не столь далекого прошлого принимали этот канон. Они же и воспринимали «волхвов с Востока» как русов. Ибо православные иконописцы отказывались изображать одного из волхвов «очень смуглым», несмотря на то что этого требовал канон византийский.
Подобное упорство не было безосновательным. О том свидетельствуют новейшие исследования о перемещениях народов за длительные исторические периоды. Известный писатель и историк Владимир Щербаков полагает: географически близкий к Тивериаде троянофракийский регион во времена Иисуса Христа был… русским. Фракийское племя, объединившее другие племена этой области, называло само себя русами. Античные же авторы именовали их одрюсами. Владимир Щербаков приводит не только описание внешности и обычаев, но также имена великих князей русов-одрюсов: Садко, Сев, Котко… В первые века по Р.Х. началось великое переселение народов трояно-фракийского региона на север. Одрюсы пришли из Фракии на Днепр… Щербаков прямо говорит о том, что Киевской Руси предшествовала Русь Фракийская. Так что предшественникам новгородских волхвов не надо было преодолевать во времена Святого Семейства слишком большое расстояние, чтобы оказаться в Палестине.
К сказанному надо добавить следующее. Древнеславянские ведические предания содержат поразительное пророчество, которое было известно на русской земле задолго до Рождества Христова. Вот оно:
Дева породит Божича (Сына Бога).
Повитухою будет Жива.
Свершится это в пещере на горе сарачинской (земли сарачин, или сарацин — древнее название Палестины).
Запляшут над пещерою в небе Месяц и часты звездочки.
А от горы увидят в ночи сияние, как от Солнца.
Сберутся к этой пещере сорок царей, сорок князей, сорок волхвов от всех родов.
Увидят у Младенца в руках они Книгу Ясную.
И Книга будет учить волхвов, и князей, и царей земли.
И сделается та сарацинская гора — золотая…
Причем подобное предсказание содержит не одна только Веда славян. О воплощении Христа предрекали также Пураны Индии, написанные тысячи лет назад.
В наше время можно считать доказанным (так полагают авторитетные ученые Бал Гангадхар Тилак, Дурга Прасад Шастри и другие), что индуизм и древнеправославие (ведизм) русов происходят от одного корня. И этот корень есть Северная традиция — древнейшее на Земле духовное богомировоззренческое учение. Предание повествует, что эта Северная (или Русская) традиция была унаследована ариями от арктов. То есть от легендарного народа затонувшей Арктиды — северного полярного континента, который изображает знаменитая карта Меркатора.
Произошла передача учения «две тьмы» (20 тыс. лет назад), когда, как повествует «Велесова книга», аркты под водительством князя Яра пришли через Белое море «в край Русский».
Працивилизация Арктида много превосходила нынешнюю, существующую на Земле. В частности, они обладали даром пророчества. Авторитет унаследованного от них учения был так высок, что веру в истинность их пророчеств разделял в праантичные времена весь мир. Из этого понятно, почему индоарийские ведические тексты предсказывали пришествие Сына Божия в этот мир много раньше, полнее и обстоятельнее, чем, к примеру, хрестоматийный Ветхий Завет.
Но все это — лишь малая часть великой картины прошлого, которую открывает нам «Велесова книга».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги 500 великих загадок истории предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других