Понятия со словом «шашка»

Ру́сские ша́шки — традиционный и наиболее популярный вид шашек в России, странах бывшего СССР и в Израиле. Цель игры — лишить противника возможности хода путём взятия или запирания всех его шашек (в обратных русских шашках цель противоположна — лишить себя возможности хода).
Бразильские шашки (другое название — Малые польские шашки) — один из распространённых вариантов игры в шашки, наряду с русскими и международными (стоклеточными) шашками. Популярен в Бразилии, Польше (где называются классическими). Игра проводится на доске 8×8 клеток по правилам международных шашек.
Ша́шки — логическая настольная игра для двух игроков, заключающаяся в передвижении определённым образом фишек-шашек по клеткам шашечной доски. Во время партии каждому игроку принадлежат шашки одного цвета: чёрного или белого (иногда других цветов, один из которых, считается тёмным, а другой — светлым). Цель игры — взять все шашки соперника или лишить их возможности хода (запереть). Существует несколько вариантов шашек, отличающихся правилами и размерами игрового поля.
Междунаро́дные (стокле́точные) ша́шки — один из вариантов игры в шашки. Распространены в Нидерландах, Бельгии, Польше, Франции, Израиле, в России и других странах бывшего СССР, в Африке, Монголии, Китае, Суринаме. Правила игры сходны с правилами русских шашек, отличия заключаются в размере доски, количестве шашек в исходном положении, шашечной нотации, некоторых правилах боя и признания окончаний ничейными. Цель игры — уничтожить все шашки противника или лишить их возможности хода («запереть»).
Английские шашки (в британском варианте английского языка «English draughts», в США и Канаде «чекерс») — одна из разновидностей игры в шашки, основное отличие от русских шашек в правилах взятия (назад бьёт только дамка) и ходов дамкой. Чекерс популярен в Великобритании, США, Австралии, Ирландии, Индии, некоторых бывших колониях Великобритании, всего в 30 странах мира. Также играют в чекерс шашисты Италии.
Европейская конфедерация шашек (англ. European Draughts Confederation, EDC) — международная организация, объединяющая национальные организации шашек 24 государств Европы; занимается популяризацией международных шашек и организацией различных международных соревнований, в том числе турниров за звание чемпиона Европы.
Турецкие шашки — одна из разновидностей игры в шашки, характерной особенностью которой, в отличие от большинства вариантов шашек, является то, что ходы и взятия шашками делаются не по диагоналям, а по вертикалям и горизонталям.
Столбовые шашки (башни, столбы, многоэтажные шашки) — старинная русская игра, особая разновидность игры в шашки. В столбовых шашках побитые шашки не удаляются с поля, а остаются на доске до конца игры — побитая шашка ставится под бьющую. Получающиеся при этом башни передвигаются по доске целиком, «подчиняясь» верхней шашке. При взятии башни с неё снимают верхнюю шашку, после чего главной становится верхняя шашка в этой башне. Если при этом верхней оказывается шашка другого цвета, то башня становится...
Кубок мира по международным шашкам — соревнование, проводимое под эгидой Всемирной федерации шашек (ФМЖД). Проводится с 2011 года и представляет собой систему турниров международного уровня — этапов Кубка мира. На каждом этапе участники набирают очки, идущие в общий зачёт Кубка мира. В 2011—2014 годах в конце каждого года на основании набранных очков лучшие игроки получали право на участие в финальном турнире. С 2015 года ежегодно в декабре подводятся итоги Кубка мира и проводится награждение победителей...
Невские шашки — четырёхсторонняя шашечная игра на правильной двухцветной четырёхугольной доске с 36-ю игровыми пунктами.
Алтайские шашки (шатра) — одна из разновидностей игры в шашки, сочетающая в себе правила и шашек, и шахмат.

Связанные понятия

Международный гроссмейстер (англ. International Grandmaster, фр. Grand maître international), GMI — пожизненное...
Пул чекерс (англ. pool checkers) — одна из разновидностей игры в шашки, популярна в США, на Ямайке и в некоторых странах Африки вариант игры, часто называется «пул». В 1961 году создана Американская ассоциация пул чекерс.
Гроссмейстер (нем. Großmeister «большой мастер») — высшее спортивное шашечное звание.
Швейцарская система — система проведения спортивных турниров. Особенно распространена в интеллектуальных играх, таких как шахматы, шашки, сёги, го, рэндзю и им подобных. Впервые была применена на шахматном турнире в Цюрихе (Швейцария) в 1895 году, откуда и получила своё название. Турнир проходит без выбывания, в каждом туре, начиная со второго, пары соперников отбираются так, чтобы встречались между собой участники, набравшие равное количество очков. За этот счёт из турнира исключаются партии между...
Ша́шечная компози́ция — художественное творчество на основе правил шашечной игры: русских, международных шашек и др. Темы (замыслы) авторы произведений композиции могут заимствовать из практической игры или исследований (анализов) позиций, из собственной фантазии или из произведений других авторов, если в разработке их автор найдёт что-то новое.
Блиц (от немецкого Blitz — молния; Молниеносная игра) — шахматная игра, где на обдумывание ходов отводится ограниченное время; проводится по обычным правилам, кроме нескольких обусловленных...
Шашечная доска (устар. шашечница) — игровое поле для игры в шашки. Представляет собой набор квадратов (клеток), располагающихся рядом друг с другом в виде квадратной сетки. Клетки бывают двух цветов: традиционно это чёрный (тёмный) и белый (светлый) цвета, но могут быть любыми другими, главное — чтобы они легко визуально отличались между собой. Каждая клетка, в зависимости от своего месторасположения на поле, соединена своими сторонами с другими 2, 3 или 4 клетками, противоположными по цвету.
Всеми́рные интеллектуа́льные и́гры, или Интеллиа́ды (англ. World Mind Sports Games, WMSG) — комплексные соревнования в интеллектуальных видах спорта, проводимые Международной ассоциацией интеллектуального спорта (IMSA). Как и Олимпиады проводятся через 4 года. Первые Всемирные интеллектуальные игры прошли в Пекине, в период с 3 октября по 18 октября 2008 года. Вторые игры прошли в Лилле с 9 по 23 августа 2012 года. Третьи игры провели в декабре 2017 года в Китае.
Обратный кол — дебют в русских шашках. В этом дебюте коловую шашку ставят черные, а не белые, как в дебюте «Кол». Табия дебюта возникает после ходов 1. cb4 fe5 /fg5 2. gh4 ef4/gf4 3... e:g5 h:f4
Бы́стрые или акти́вные ша́хматы, рапи́д (англ. rapid chess; нем. Schnellschach) — разновидность игры в шахматы, где каждому игроку на всю партию даётся больше 10 минут, но меньше часа.

Подробнее: Быстрые шахматы
Отка́занная обра́тная городска́я па́ртия — дебют в русских шашках. Табия дебюта возникает после ходов 1.cb4 fe5 2.ef4 ba5 См. рис. Название дебюта по характеристике игры — отказ от развития в дебют обратная городская партия, который представляет собой городскую партию, разыгранную черными (обратная) (но с минус один темпом, поскольку игру начинают белые).
Дебю́т, устаревшее — начало (калька с фр. début — начало) — начальная стадия шашечной партии. За ним идет миттельшпиль (середина игры), и затем — эндшпиль. В русских шашках понятие дебюта не формализовано количеством ходов и возможен случай, что дебютный вариант переходит в глубокий миттельшпиль и в эндшпиль. В силу большого теоретического исследования дебютов в русских шашках применяются системы игры с летающими шашками («леталки»), с жеребьевкой начальных ходов. Еще больше роль теоретических знаний...
Игра Шмульяна — дебют в русских шашках. Табия дебюта возникает после ходов 1.ef4 fg5 2.cb4. g:e3. 3. d:f4. Возможна иная трактовка ходов: 1.ef4 fe5. 2. cd4. e:c3. 3. d:b4. Игра Шмульяна — теоретически лучший выбор белыми дебюта после ходов 1.ef4 fg5, приводящий белых к трудной защите. Иные дебюты требуют от белых очень трудной защиты. После 2. de3 возникает старинный дебют «Игра Боброва», а после острого выпада в центр 2. fe5 («Игра Матасова — Петрова») белые на грани поражения без особых шансов...
Рэ́ндзю (яп. 連珠) — настольная логическая игра для двух игроков, спортивный вариант крестиков-ноликов до пяти в ряд, сочетающая в себе, кроме спортивных элементов, также элементы искусства и философии. Возникла в Китае более четырёх тысяч лет назад, вариации были известны и цивилизации инков, и Древнему Риму. В начале нашей эры игра из Китая попала в Японию, где и получила наибольшее распространение. Принятый спортивный вариант, равно как и название, также родились в Японии. Старые вариации игры известны...
Обратная игра Бодянского, Обратная игра П. Бодянского — дебют в русских шашках. Табия дебюта возникает после ходов 1.cd4 hg5 2.gh4 — «Игра Бодянского» за черных.
Поддавки (Обратные русские шашки) — игра в русские шашки с противоположной целью — лишить себя возможности хода, создав ситуацию, когда все свои шашки отданы сопернику или заперты. Являются традиционным и наиболее популярным видом обратных шашек в России. Игра в поддавки возможна благодаря основному шашечному правилу, обязывающему брать шашку, находящуюся под боем.
«Чапа́ев» (Чапаевцы, Шашки Чапаева, Щелчки) — советская настольная игра, получившая название по фамилии участника Гражданской войны Василия Ивановича Чапаева.
Длинные нарды — одна из разновидностей игры в нарды, требующая от участников стратегического мышления и умения вести комбинационную борьбу.
Сянци (кит. 象棋, пиньинь xiàngqí) — китайская настольная игра, подобная западным шахматам, индийской чатуранге, японским сёги. Сянци часто называют китайскими шахматами. Это одна из наиболее популярных настольных игр в мире, так как распространена и за пределами Китая. Сянци были включены во Всемирные интеллектуальные игры 2008 и 2012 годов.
В данном списке описаны дебюты в игре в русские шашки. Дебют может быть включён в данный список, если имеются авторитетные источники, подтверждающие его название и существование.

Подробнее: Список дебютов (русские шашки)
Фо́ра (гандика́п) — начальное преимущество, намеренно предоставленное одной из сторон в соревновании, чтобы уравнять шансы на победу при разных силах и возможностях соревнующихся.
Контроль времени — ограничение времени обдумывания ходов, используемое в шахматах, шашках и некоторых других играх.
Игра Блиндера — дебют в русских шашках. Табия дебюта возникает после ходов 1.cb4 fg5 2. dc3. Белые предлагают связать свой левый фланг. 2... ba5. При других ответах возможен переход на рельсы других дебютов. Блиндеровский ход — 3.cd2, возможен и 3.gh4, как в партии Юрия Аникеева, применивший теоретическую разработку своего тренера Сергея Бойко2.dc3. "Ход загромождает правый фланг белых, но препятствует постановке "Обратного тычка". 2... ba5 Связка правого фланга белых с целью получения сложной позиции...
Сёги (яп. 将棋 сё:ги, «игра генералов»; ) — японская настольная логическая игра шахматного типа.
Варианты шахмат — настольные игры, напоминающие шахматы или основанные на шахматах.
Рокиро́вка (фр. roque) — ход в шахматах, заключающийся в горизонтальном перемещении короля в сторону ладьи своего цвета на 2 клетки и последующее перемещение ладьи на соседнюю с королём клетку по другую сторону от короля. Каждая из сторон может сделать одну рокировку в течение партии.
Шах — ситуация в шахматах и их вариантах, когда король находится под боем, то есть на следующем ходу хотя бы одна фигура противника сможет взять короля. Правилами шахмат для игрока запрещён ход, после которого его король оказывается под шахом, даже если этот шах следует от связанной фигуры или же короля противника.
Чемпионат мира по шахматам — соревнование, имеющее своей целью определить чемпиона мира по шахматам.
На́рды (от пехл. nēw-ardaxšīr — буквально: храбрый Ардашир), другие распространённые названия: трик-трак (фр. trictrac), бэкгаммон (англ. backgammon), тавла (тур. tavla; греч. τάβλι от др.-греч. «τάβλα, τάβλη»; (лат. «tabula») — «игральная доска»), шеш-беш, коша — настольная игра для двух игроков на специальной доске, разделённой на две половины. Цель игры — бросая кости и передвигая шашки в соответствии с выпавшими очками, пройти шашками полный круг по доске, зайти ими в свой дом (иногда фигурирует...
Система рейтингов Эло, коэффициент Эло — метод расчёта относительной силы игроков в играх, в которых участвуют двое игроков (например, сёги, го или шахматы). Эту систему рейтингов разработал американский профессор физики венгерского происхождения Арпад Эло (венг. Élő Árpád; 1903—1992).
Защита Святого — Коршунова — дебют в русских шашках. Табия дебюта возникает после ходов 1.cd4 fg5 2.bc3 gh4 3.cb4 de5 4.df6 eg5 (см. на диаграмме). Этот вариант с разменом разработал за чёрных...
Э́ндшпиль (от нем. Endspiel — «конец игры») — заключительная часть шахматной или шашечной партии.
Мат — ситуация в шахматах и других шахматных играх, когда король находится под шахом, и игрок не может сделать ни одного хода, чтобы его избежать. Таким образом, при мате одновременно...
Омега-шахматы (англ. Omega Chess) — один из вариантов шахмат, изобретённый Дэниелом МакДоналдом из Торонто в 1992 г. Игра ведётся на доске размером 10 на 10 клеток с дополнительными клетками в каждом углу доски (общее число клеток — 104). В этих дополнительных клетках в начале игры расположены «колдуны» (англ. wizard). Расположение фигур на доске соответствует обычным шахматам, а в крайних угловых клетках расположены чемпионы, за каждым из которых по диагонали стоит колдун (см. диаграмму справа...
Ска́зочные ша́хматы (англ. fairy chess) — область шахматной композиции, в которой присутствуют изменения некоторых из общепринятых правил игры или материала (введены новые правила, фигуры, иные формы доски, целью игры может быть пат и др.).
Гексагональные шахматы Глинского — разновидность игры в шахматы с 6-угольными клетками трех цветов, которых всего 91. Изобретены польским инженером Владиславом Глинским во второй половине 1930-х годов, запатентованы в 1946 году. Являются, вероятно, наиболее известным из гексагональных вариантов шахмат.
Первым официальным чемпионом мира по шахматам стал Вильгельм Стейниц в 1886 году. С 1948 года организацией матчей за первенство мира стала заниматься Международная шахматная федерация (ФИДЕ).
Матчи за звание чемпиона мира по шахматам — поединки, в которых определяется лучший шахматист мира.
Ферзь против ладьи — вид эндшпиля в шахматной партии, делится на две категории: без пешек и с пешками на стороне ладьи. В первом случае ничья возможна только при ошибке сильнейшей стороны. Во втором возможен вариант построения слабой стороной неприступной крепости, сводящей партию к ничьей.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я