Понятия со словом «терпенье»
Связанные понятия
Сказание о подвигах Фёдора Тиринина (Житие святого Фёдора Тирона) — апокриф о Фёдоре Тироне, связанный с темой основного мифа: герой побеждает змея, похитившего его мать. Сюжет хорошо известен в христианских преданиях (наиболее известно «Чудо Георгия о змие»), так как использовался для распространения христианского вероучения.
Подблю́дные пе́сни — русские обрядовые песни, исполняемые во время святочных гаданий по жребию, которые в иносказательной форме предвещают будущее каждому участнику. Наиболее широко распространены на Русском Севере (вологод., костром., новгород., твер., владимир.), у русского населения Западной Сибири; зафиксированы также в центральных и южнорусских областях (смолен., москов., калуж., рязан., тул., орлов.).
Чумаки (возчики, виноторговцы, солеторговцы) — категория населения, проживавшая на территории нынешней Украины и Юге России XVI—XIX веков, занимавшаяся торгово-перевозным промыслом.
Полови́ца — бывшая запорожская слобода. Основана в середине XVIII ст. На её месте позже был построен Екатеринослав.
Панургово стадо — выражение, обозначающее группу людей, которая слепо подчиняется своему лидеру, копируя его поведение или повинуясь его воле. При этом такая покорность может приводить к самым печальным последствиям.
Запорожская губерния (укр. Запорізька губернiя) — административно-территориальная единица УССР в 1920—1922 годах. Губернский город — Запорожье.
Взгляд на составление Малороссии — историческая статья Николая Васильевича Гоголя, написанная в 1833-1834 годах. Впервые опубликована в «Журнале Министерства Народного Просвещения», 1834, № 4 (под названием «Отрывок из Истории Малороссии. Том I, Книга I, Глава I»). Вошла в сборник Арабески (1835).
Разбо́йничьи пе́сни — находятся в связи с историей разбоев в России. В древней Руси разбой и войны часто отождествлялись; князья, допускали походы с характером разбоя (как Владимир Мономах, например, при взятии Минска, 1119). О разбойниках часто упоминают жития русских святых — Феодосия Печёрского, Кирилла Белозёрского и др. Следы древнейшего разбойничества сохранены народной поэзией в песнях о встрече Ильи Муромца с разбойниками.
Цыга́нский буго́р — исторический район современного Железнодорожного округа города Курска, располагающийся на всхолмленном правом берегу реки Кривец (рукав Тускари) и примыкающий к южной части так называемой Стрелецкой слободы, от которой Цыганский бугор отделён улицей Малых (ранее — Раздельная улица), и к Очаковской слободе, от которой он отделён улицей Полевой (ранее Дядин переулок). Включает улицы Кривецкую, Подвойского, Котлякова, Киевскую и Сеймскую, а также переулки Петропавловский, Васильевский...
Казни казаков в Лебедине (укр. Катівня в Лебедині) — эпизод в истории Северной войны, связанный с изменой гетманом Иваном Мазепой царю Петру Великому и последующим переходом части казаков на сторону шведов вместе с гетманом. Действия гетмана, предавшего царя, стали причиной нарушения частью реестровых казаков русской присяги. Переход части казаков на сторону Карла XII и нарушение ими присяги повлекли за собой казни «мазепинцев», организованные Петром І в Лебедине в 1708 году. По своему характеру...
Перепев — род литературной пародии, в котором предметом осмеяния является не форма пародируемого произведения, а вкладываемое в неё новое содержание. Перепев иногда обозначается также термином перифраз (не следует путать с одноимённым видом тропа).
Зимо́вник — название хозяйства, хутора у запорожских, черноморских и у части донских казаков, где они находились, когда не было боевых действий (особенно в зимний период).
Малёванцы — группа духовных христиан, течение в баптизме, возникшее в Российской империи в конце 80-х годов XIX века и распространённое, в основном, в Киевской, Херсонской и Минской губерниях. Течение вышло из штундо-баптизма, однако, несмотря на свой рационалистический характер, приобрело чёткие мистические черты, и в этом отношении приближается к хлыстам. Получило своё название по имени основателя и главы Кондратия Алексеевича Малёванного.
Австрийская дорога (Старая австрийская дорога, "Староавстрийка") — дорога в Восточно-Казахстанской области, связывающая Катон-Карагайский район (на севере) и Курчумский район (на юге). Начало дороги — село Чингистай, конец дороги — село Теректы (Алексеевка). Построена в 1915—1916 гг. австрийскими военнопленными Первой мировой войны, отсюда она и получила это название.
Основа — бывшее село вблизи города Харькова, которое существовало с конца 17 до начала 20 века.
Камышинский арбузный фестиваль — ежегодное зрелищное мероприятие, проводимое в городе Камышин Волгоградской области в День рождения города (конец августа - начало сентября) и посвящённое арбузу.
Игрень или Новая Игрень — район в северо-восточной части Днепра. Находится на левом берегу реки Самара в 15 км от центра города. Иногда также называется Новой Игренью в отличие от Старой Игрени, которая находится на полуострове Игрень.
Зелёная палочка — вымышленный, якобы утерянный артефакт, о котором известно из воспоминаний Льва Толстого, воспоминаний о Льве Толстом и посвящённых ему биографий. Якобы содержал секрет всеобщего счастья.
Книга Жизни — философски-религиозное символическое понятие, существующее во многих религиях и культах. В иудаизме и христианстве это книга, в которой записаны имена праведников, в исламе все деяния человека, как добрые так и злые. Книга Жизни запечатана до Страшного Суда и её невозможно прочесть. Откроется в будущем, перед приходом Мессии.
«Пливе кача по Тисині…» (укр. Плывёт утка по Тысине) — украинская лемковская (закарпатская) траурная народная песня. Стала широко известна после ее исполнения во время реквиема по погибшим участникам Евромайдана.
Косой капонир (укр. Косий капонір) — укрепление (капонир) в составе Новой Печерской крепости в Киеве, сооруженное в 1844 году. Использовалось как политическая тюрьма с особо строгим режимом в 1860-х годах (после подавления польского восстания) и в начале XX века, тогда в ней содержались участники революции 1905—1907 годов — руководитель восстания сапёров Борис Жадановский и др., позднее — убийца председателя Совета министров Петра Столыпина Дмитрий Богров. С 1930 года — музей.
Декабристское движение на Украине — это деятельность тайных организаций декабристов на Украине: Союза благоденствия, Южного общества и Общества объединенных славян и события, связанные с восстанием Черниговского полка.
Сиротинское девичье собрание — женская православная община, устроенная диаконом Василием Михайловым при Варваринской церкви станицы Сиротинской Второго Донского округа Области Войска Донского для «девиц, избравших безбрачное житие в посте и молитве»..
«Очарованная душа» — роман-драма Ромен Роллана, написан в (1922—1923). Отражает путь идейных исканий автора после Первой мировой войны и описывает социальную тему.
Днестровские плавни — заповедное урочище, расположенное в дельте Днестра на территории БеляевскогоО Белгород-Днестровского районов Одесской области. Площадь — 7620 га. Дельта Днестра в районе его слияния с рукавом Турунчук входит в международный список Рамсарской конвенции о защите водно-болотных угодий.
Становой остров — остров на Днепре в городе Днепр возле его правого берега. Почти весь остров затоплен водами озера Ленина в 1932 году. В 1970-ых годах остров был восстановлен прибытым к берегу речным песком, но уже в другой форме.
Медвежья комедия, также Вождение медведя, Медвежий промысел — распространённое ярмарочное увеселение, промысел городских и деревенских жителей в ряде областей России, Речи Посполитой, Венгрии, заключавшееся в представлении, даваемом дрессированным медведем, его поводырём и ассистентами. В XVI—XVII веках — часть медвежьей потехи, к XIX веку — самостоятельное явление, в некоторых случаях ставшее элементом святочных шествий ряженых.
«Приёмыш Богоматери» (нем. Marienkind) — сказка братьев Гримм о девочке из бедной семьи, удочерённой Богоматерью и испытавшей за своё упорство в обмане серьёзные испытания. По системе классификации сказочных сюжетов Aарне-Томпсона, имеет номер 710.
Есауловский бунт 1792—1794 годов — восстание донских казаков, недовольных Указом Императрицы Екатерины II о принудительном переселении на Кубань. Названо по станице Есауловской, ставшей центром восстания. В 1792 году, когда был заключен Ясский мир с Турцией, возникла необходимость заселить территории, которые отходили к России на Кубани. Указом от 28 февраля 1792 года было повелено оставить 6 донских полков, служивших на Кубанской линии. Указ возмутил казаков, которые во главе с Никитой Иванычем...
Днепровская агломерация (Днепр — Каменское — Новомосковск — Верхнеднепровск) — городская агломерация в Днепропетровской области Украины.
Эта статья о заповеднике «Каменные могилы» Донецкой области. Существует также историко-археологический заповедник «Каменная могила» в Запорожской области возле Мелитополя.Ка́менные моги́лы — отделение Украинского государственного степного естественного заповедника. Комплексный заповедник. Расположен возле села Назаровка в Никольском районе Донецкой области (300 га) и Розовском районе Запорожской области (100 га) вдоль правого берега реки Каратыш, левого притока реки Берды. Основан 5 апреля 1927 года...
Подробнее: Каменные могилы
Петровская крепость — одна из крепостей Днепровской оборонительной линии. Находилась на Азовском море у устья реки Берды на месте нынешнего села Новопетровка Бердянского района Запорожской области Украины. Основана в 1770 г.
Шалопу́ты (также шелапуты) — сектантское течение, возникшее в Российской империи в Тамбове в конце 60-х годов XIX в. под влиянием идей мистицизма и распространённое, в основном, на юге и юго-востоке России. Течение вышло из секты хлыстов (по другой версии из молокан).
Лампада Лусаворича — одна из лампад при Гробе Господнем, принадлежащая Армянской апостольской церкви и используемая на особом богослужении в иерусалимском храме Воскресения Христова в Великую субботу, накануне Пасхи для принятия Святого Света и последующего возжигания от него светильников для раздачи всем присутствующим. Названа в честь святого Григория Просветителя (по-армянски Сурб Григор Лусаворич) — просветителя Армении и первого Католикоса всех армян, особо почитаемого по ходу армянского богослужения...
Село Михаила Архангела, на 1917 год — населённый пункт на левом берегу Невы за Невской заставой, между селом Смоленским и Фарфоровой колонией в 11 верстах от городской черты по Шлиссельбургскому тракту. В селе располагались...
Мазе́пинство (мазе́пинцы) — определение, используемое в отношении украинского национального движения и его активистов. Происходит от фамилии гетмана Ивана Мазепы и означает преимущественно деятельность, воспринимаемую как аналогичную его действиям во время Северной войны — предательство российского царя Петра I и переход на сторону его противника. Определение имело широкое распространение в среде официальных властей Российской империи (особенно в конце XIX — начале XX века) для обозначения украинского...
Профе́ссорский уголо́к (раньше носил название Чолмекчи-Фиде-Кора, затем – Тернак, с конца XIX века — Профессорский уголок, с 1920 — Рабочий уголок, затем вновь Тернак, в 1948—2001 годы — вновь Рабочий уголок) — западная часть города Алушты, которая появилась в середине XIX века.
Бог наш — оплот (нем. Ein feste Burg ist unser Gott) — евангельский гимн, написанный Мартином Лютером в 1529 году на основе 45 псалма (Бог нам прибежище и сила).
Барвенковский краеведческий музей — музейное заведение краеведческого профиля в городе Барвенково (районный центр Харьковской области); важное собрание материалов по истории, этнографии и выдающихся лиц Барвенковщины.
Похороны Деда (похороны Сидора, белор. Пахаванне Дзеда) — белорусский обряд (обрядовая игра), совершаемый в первый день Масленицы в некоторых сёлах Витебской области. Для совершения обряда в одном из сельских домов устанавливается гроб с соломенным чучелом деда, которое обладает фаллосом. Замужние женщины оплакивают чучело, как живого человека. После этого гроб с «дедом» выносят на кладбище, где закапывают его в снегу, соломе, или поджигают. Обряд внесён в список элементов нематериального историко-культурного...
Торские казаки — наименование казацкого населения городка Тор и близлежащих хуторков (иначе Соляной, совр. г. Славянск, Донецкая область, Украина). Казаки, часто называемые в тот период «черкасами», начали селиться здесь с XVI−XVII веков. В состав этно-социальной группы торских казаков входили донские и слободские казаки, а также, в меньшей степени, запорожцы и, вероятно, другие этногруппы славянского происхождения. В 1721 году торские казаки были подчинены Военной Коллегии; во 2-й половине XVIII...
Чумбылат (мар. Курык кугыза, Кугу еҥ, Поро Лемдетÿр Курык Кугыза, Полемдрук Кугыза) — легендарный марийский князь, живший в XII веке и вошедший в марийскую мифологию, «царь северных марийцев». Имя собственное, от тюрк. «чум», муж + «булат», «сталь особой прочности». Имел княжескую резиденцию в Кукарке (луговомар. Кукарка, ныне город Советск), куда она была перенесена из Какшара (сев.-зап. мар. Кӓкшӓр, ныне город Котельнич) после его захвата в 1181 новгородскими ушкуйниками. Впоследствии Чумбылат...
Присловье — особый элемент фольклора. Вот как определяет присловье Владимир Иванович Даль...
Хлеб-соль (хлеб да соль, хлебосоль) — сочетание хлеба и соли, характерное для их хранения и использования в быту и в обрядах; обобщенное наименование пищи; приветствие, обращенное к участникам трапезы.
Похороны мух (тараканов, блох, клопов, вшей, комаров) — восточнославянский обряд проводного типа, совершаемый в период от дня Семёна Летопроводца (1/14.IX) до Покрова (1/14.X). Часто обряд похорон мух, комаров или тараканов принимал шуточный характер или пародировал поведение кого-либо из жителей села. Похороны мух воспроизводили и вышучивали настоящие похороны: мнимого покойника отпевали и поминали, используя обороты похоронного причта, панихиды и псалмов. Обычай хоронить осенью мух и тараканов...
Мемориальное еврейское кладбище — восстановленное древнее еврейское кладбище в Коломые (Ивано-Франковская область). Кладбище расположено на земельном участке площадью 1,4 га в разбитом на месте кладбища в советское время городском сквере на перекрестке улиц Чехова и Петлюры.
Черкасская оборона (1918—1919) — боевые действия крестьян 12-ти русских селений Лепсинского уезда (Семиреченская область) в тылу белогвардейских войск. Возникла в обстановке ожесточённой борьбы между крестьянами-новосёлами, с одной стороны, и семиреченскими казаками, крестьянами-старожилами, кулаками и казахскими баями — с другой.