Понятия со словом «сенет»

Сенет (егип. «zn.t», позже «sn.t» или «sni.t» — «прохождение») — древнеегипетская настольная игра. Возможно, старейшая известная игра с передвижением фишек на доске.

Связанные понятия

Имиут — это фетиш, сделанный из шкуры обезглавленного животного. Чаще всего Имиут делали из бычьей или кошачьей шкур. Эту шкуру привязывали за хвост к столбу, заканчивающимуся бутоном лотоса. Столб был вставлен в специальную подставку. Фетиш использовали в погребальных обрядах ещё с самых ранних времён истории Древнего Египта. Одни из самых ранних находок датируются I династией. Несмотря на столь древнее происхождение, предназначение этого фетиша до сих пор остаётся загадкой.
Систр (егип. sḫm; др.-греч. σεῖστρον, лат. sistrum — «то, что встряхивают») — ударный музыкальный инструмент без определённой высоты звука.
Триктрак , реже трик-трак (фр. trictrac; tric-trac), — старинная французская настольная игра с XV века, где шашки по доске передвигают по числу очков, выпавших на костях. Имела восточное происхождение (из Персии). Существовало много правил и особая терминология, усложнявшая игру в триктрак.Была известна и в древности: у греков под именем diagrammismos и у римлян под названием duodena scripta (о ней поведал Овидий). В русском языке триктрак синоним игры в нарды.
«Псы и шакалы» — современное название древнеегипетской настольной игры, дошедшей до нас в виде нескольких хорошо сохранившихся игровых наборов. Игра появилась в Египте, по всей видимости, около 2000 лет до н. э. и была популярна в основном в эпоху Среднего царства.
Унут (древнеегип. wnt) — в древности XV септ (ном) Верхнего Египта, названный в честь тотемической богини-покровительницы этой территории Унут, изображавшейся в виде зайчихи. Древние греки называли этот септ Гермополисским южным номом поскольку его административным центром был город Хемену (Шмун), называемый греками Гермополис Мегале (современная локализация Эль-Ашмунейн). Очевидно во Второй переходный период центром септа становится г. Неферуси. В период правления царя Эхнатона на территории этого...

Подробнее: Заячий ном
Тавлеи или тавлея (др.-рус. «тавлия, тавлѣя» ‘доска для игры в нарды, шашки или шахматы’, др.-греч. τάβλαις; от др.-греч. τάβλα, τάβλη; лат. tabula «игральная доска») — изначально (в XIII—XV в.) название любой доски для настольных игр, с XVI по крайней мере до XVIII в. — русский вариант игры в нарды.
Праздник Мин — церемония в Древнем Египте, празднование продолжения правления фараона. Корни праздника восходят к Доисторическому Египту. Наибольшую популярность праздник приобрел во время правления Рамзеса II из XIX династии. Праздник был связан с поклонением фараону и проводился в последний месяц лета. Церемонии проводились самим фараоном, затем его женой, семьей фараона и судом. Фараон входил в святилище бога Мина, совершал жертвоприношение и приносил благовония. Затем статую бога выносили из...
Золотое имя — одно из пяти имён царского титула в Древнем Египте. Смысл наименования, а также его значение не достаточно выяснено до сегодняшнего дня.
Древние египтяне создали ряд погребальных обычаев, которые, по их мнению, были необходимы для обеспечения бессмертия в дальнейшей загробной жизни. Эти ритуалы включают в себя мумификацию, отбор магических заклинаний и обеспечение могил всем необходимым для жизни в загробном мире. В процессе погребения использовались наработанные в течение длительного времени старинные обычаи, которые то отвергались, то принимались вновь. Тем не менее, многие важные элементы сохранены. Несмотря на то, что некоторые...

Подробнее: Древнеегипетские погребальные обряды
Кости — одна из древнейших игр. Инструментом для игры являются кубики (кости) в количестве от одного до пяти в зависимости от вида игры. При правильной разметке противоположные грани костей должны в сумме составлять 7 (6 против 1, 5 против 2, 4 против 3). Суть игры состоит в выбрасывании кубиков и дальнейшем подсчёте очков, количество которых и определяет победителя. Разновидности игры предполагают разный подсчёт очков.
Дуат (егип. dw:t) — в мифологии Древнего Египта загробный мир. В Древнем царстве главным богом Дуата являлся Анубис, однако позже эпитет главы загробного мира и некоторые функции Анубиса переходят к богу Осирису, а тот остался проводником.
Эн (аккад. энум, жен. р. — энтум) — жреческий титул и титул правителя города-государства в Древней Месопотамии. Предположительно термин переводился как «верховный жрец» и изначально мог обозначать культового главу города-государства. В историческое время эн имел и административные, культовые, и даже военные полномочия.
Кано́па (от др.-греч. Κάνωβος или лат. Canopus) — ритуальный сосуд, как правило, алебастровый кувшин с крышкой в форме человеческой или звериной головы, в котором древние египтяне хранили органы, извлечённые из тел умерших при мумификации. После извлечения органы промывались, а затем погружались в сосуды с бальзамом из Каноба (откуда и название). Древнейшие канопы найдены в гробнице Хетепхерес.
Варианты шахмат на кольцеобразной доске, существующие в двух исторических разновидностях.

Подробнее: Шахматы на круглых досках
Абидосская династия — династия фараонов Древнего Египта, правившая в части Верхнего Египта во время Второго переходного периода около 1650—1600 годов до н. э.
Чатура́нга (санскр. चतुरङ्ग; caturaṅga IAST) — древнеиндийская игра, считающаяся прародителем шахмат, сёги и многих других игр. Известен вариант чатуранги для двух игроков, похожий на современные шахматы, и — с XI века — вариант для четырёх игроков (его ещё называют «чатураджи»). Полностью правила игры неизвестны, в источниках содержатся описания ходов фигур, у разных авторов имеющие некоторые отличия.
Литания Ра — это один из наиболее важных древнеегипетских заупокойных текстов Нового царства. Литания Ра, более известная как «Книга молитв Ра на Западе, молитвы Единому союзу на Западе». Как и многие другие заупокойные тексты, литания записывалась на внутренних стенках саркофагов. Она была своего рода справочником, помогавшим умершим в загробном мире. В отличие от других заупокойных текстов, литания была доступна только фараонам, в редких случаях избранным придворным.
Пьяный слон (яп. 醉象 суйдзо:) — фигура в ряде вариантов сёги: тю сёги, сё сёги, тай сёги, дай сёги, мака дай дай сёги, тайкёку сёги и т. д.
Древнеегипетская формула подношения — это формула из определённого набора иероглифов, которая являлась своего рода пожертвованием со стороны усопшего. Формула подношения, позволяла усопшему принять участие в жертвоприношениях адресуемых основным богам, во имя царя. Эти подношения осуществлялись напрямую от членов семьи умершего. Все египетские формулы подношения имеют одну общую основу. Отличаются они лишь именами и титулами богов, которым совершено данное подношение. Ниже приведён пример стандартной...
Шумерская литература — литература на шумерском языке, созданная в Древней Месопотамии в III — начале II тыс. до н. э. и, таким образом, претендующая (вместе с древнеегипетской) на звание древнейшей литературы мира...
Магия в Древнем Египте — неотъемлемая часть древнеегипетской религии и жречества. Магические и религиозные ритуалы в Древнем Египте были тесно связаны друг с другом и, зачастую, неотличимы. Многие магические ритуалы были связаны с забытыми религиозными обрядами, другие же рассматриваются как способы борьбы с плохими погодными условиями, третьи же являлись выдумками и плодами воображения. Многие оккультисты рассматривают Древний Египет как родину магии.
Анх (егип. ˁnḫ), коптский крест — символ, ведущий своё происхождение из Древнего Египта. Известен как египетский иероглиф ☥, а также как один из наиболее значимых символов древних египтян. Также известен как «ключ жизни», «ключ Нила», «бант жизни», «узел жизни», «крест с петлей», «египетский крест», «крукс ансата» (лат. Crux ansata).
Петтейя (др.-греч. πεττεία, πεσσεία; ср.-греч. πεττείαις) — древнегреческая игра шашечного типа.
Джо́кер (англ. joker, «шутник») — представляет собой специальную карту, входящую в стандартную 54-картовую французскую колоду. В большинстве карточных игр джокер может выполнять роль любой другой карты, как и в простом ходу, так и при составлении комбинаций.
Музыка Древнего Египта занимала важное место в культуре и общественной жизни страны. Вначале музыка не играла важную роль в песнях — музыканты лишь аккомпанировали певцам, на которых и было сосредоточено всё внимание. Но уже в период правления XVIII династии музыка отделилась от песен и начала свой самостоятельный путь развития.
Древнеегипетская религия — система религиозных верований и ритуалов, практиковавшихся в Древнем Египте, начиная с додинастического периода и до принятия христианства. За свою многотысячелетнюю историю древнеегипетская религия прошла через различные этапы развития: от Древнего, Среднего и Нового царств до позднего и греко-римского периода.
Пасьянс маджонг — настольная игра для одного человека, по структуре и игровому процессу похожа на карточный пасьянс, играется с помощью набора фишек азиатской азартной игры маджонг. Следует отличать пасьянс маджонг от азартной игры маджонг, набор фишек которой используется в данной игре — в компьютерных играх чаще всего реализуется именно пасьянс маджонг, а не азартная игра. Более того, некоторые реализации используют изображения случайных предметов вместо костей маджонга, а от собственно маджонга...
Личное имя давалось фараону при рождении и являлось одним из пяти имён царского титула в Древнем Египте.
Ша́хматы с ку́биками — азартная игра, одновременно являясь разновидностью как костей, так и шахмат. В этой игре допустимый ход шахматных фигур зависит не целиком от желания игрока, а от чисел, которые выпадают на гранях игральных костей.
Патолли — настольная игра, распространённая среди ряда народов Доколумбовой Америки, в том числе среди майя и ацтеков. Была популярна как среди простолюдинов, так и среди знати. Ацтекское слово «патолли» означает «боб». Некоторые исследователи считают её тождественной древнеиндийской игре пачиси, в то время как другие находят такое сходство чисто визуальным.
Сянци для троих — вариант сянци для троих на доске шестиугольной формы, распространенный одно время в старом Китае. Называлась эта игра «война трех царств». Она имела много общего с обычными сянци, но играли в неё трое. Лагеря соперников разделялись рекой, разливающейся из центра тремя рукавами под углом 120° друг к другу. В остальном (структура лагеря и набор фигур у каждого игрока) игра совпадает с сянци.
Астрономические шахматы для семи человек — игра из книги «Libro de los Juegos» («Книга игр») написанной при короле Альфонсе X Мудром в 1283 году. Игра велась на круглой доске с концентрическими кругами. Небо, знаки Зодиака и планеты — элементы этих шахмат. В книге описывались игры и проблемы игровых ситуаций в шахматы, кости и других игр на досках, лёгших в основу современных нард.
Шахматы Карреры — вариант шахмат, предложенный Пьетро Каррерой, впервые описанный в 1617 году. Этот вариант примечателен тем, что в нём возможно впервые были использованы комбинированные фигуры, не считая ферзя из классических шахмат. Позже было создано много современных вариантов этой игры: Шахматы Капабланки, Grand Chess и другие.
Сянци (кит. 象棋, пиньинь xiàngqí) — китайская настольная игра, подобная западным шахматам, индийской чатуранге, японским сёги. Сянци часто называют китайскими шахматами. Это одна из наиболее популярных настольных игр в мире, так как распространена и за пределами Китая. Сянци были включены во Всемирные интеллектуальные игры 2008 и 2012 годов.
Лошадь-дракон (яп. 竜馬 рю:мэ или рю:ма, «лошадиный дракон», «лошадь дракона»), сокращённо лошадь (яп. 馬 ума) — фигура в сёги. Названа по имени китайского мифического существа лунма.
Варианты шахмат — настольные игры, напоминающие шахматы или основанные на шахматах.
Мифоло́гия Дре́внего Еги́пта — собрание мифов Древнего Египта, которые описывают действия египетских богов в качестве средства познания мира.
Уаджет (Уджат, также око Гора или глаз Гора) — древнеегипетский символ, левый соколиный глаз бога Гора, который был выбит в его схватке с Сетом. Правый глаз Гора символизировал Солнце, а левый глаз — Луну, его повреждением объясняли фазы луны. Этот глаз, исцелённый богом Тотом, стал могущественным амулетом, который носили фараоны. Он олицетворял собой различные аспекты божественного миропорядка, от царской власти до плодородия.
Искусство Древнего Египта — живопись, скульптура, архитектура и другие виды искусства, которые зародились в Нильской долине около 5000 лет до нашей эры и просуществовали до 300 года нашей эры.
Дракон-король (яп. 竜王 рю:о:, «королевский дракон»), сокращённо дракон (яп. 竜 рю:) — фигура в сёги.
Титул фараона является стандартным церемониальным именованием царей Древнего Египта. Титул символизировал как светскую, так и сакральную власть, и представлял также своего рода формулу монархического правления.
Абгаллу или Абгаль (шум.), Апкаллу (аккад.) — в шумеро-аккадской мифологии семь мудрецов-помощников бога мудрости Энки, основатели семи первых шумерских городов.
Шатрандж (перс. شَطْرَنْج‎ /šātranj) — настольная логическая игра для двух игроков, потомок чатуранги и непосредственный предшественник шахмат.
Госпожа́ звере́й (др.-греч. Ἡ Πότνια Θηρῶν) — эпитет, впервые упомянутый Гомером (Илиада 21. 470) и часто используемый для описания женских божеств, связанных с животными. Микенское слово po-ti-ni-ja, означающее госпожу или владычицу, унаследовано классическим древнегреческим. Родственно др.-инд. patnī с тем же значением.
Цивилизация Древнего Египта, возникшая около 4000 лет до н. э., была одной из древнейших в мире. Благоприятные естественные условия способствовали очень раннему развитию культуры и искусства в Древнем Египте. В эту эпоху древние египтяне умели делать из драгоценных металлов ювелирные украшения тонкой работы, появилась письменность, постепенно стали накапливаться научные знания.
Игра́льная кость — популярный источник случайности в настольных играх (особенно в одноимённой игре). Среди ролевиков также распространён англицизм «дайс» (англ. dice). В Средней Азии и на Кавказе называются зары (зарики); ед.ч. — зарик. Обиходное название — «кубик».
Серсо́ (фр. cerceau) — игра в обруч, который особой палочкой подкидывается в воздух и затем ловится на ту же палочку (или другим играющим — на свою палочку). В Европе эта игра известна с античных времён. Варианты этой игры известны у многих народов Азии, Африки и Европы. В Азии игра была известна со времён Древнего Китая, в Европе с Древней Греции.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я