Понятия со словом «саами»
Связанные понятия
Традиционные верования саамов — народа Северной Европы, живущего в Норвегии, России, Финляндии и Швеции — представляли собой прежде всего промысловый культ — почитание различных духов, являющихся хозяевами различных традиционных промыслов или явлений природы, поклонение священным камням-сейдам.
Сумь — упоминаемое в русских летописях название прибалтийско-финского племени суоми, заселившего в начале 1-го тысячелетия н. э. юго-западное побережье современной Финляндии.
Фи́нно-уго́рская мифоло́гия — общие мифологические представления финно-угорских народов, зародившиеся в эпоху их общности в 2-3 тысячелетие до н. э. К 1 тысячелетию н. э. сложились собственные, но близкородственные прибалтийско-финские (эстонские, карело-финские, вепсские, ижорские и пр.) саамские, мордовские, марийские, удмуртские, коми, обских угров и венгерские мифологические представления.
Вепсское имя (вепс. Vepsän nimi) — национальная модель антропонимии у вепсов — народа балтийской группы финно-угорской языковой семьи. В настоящее время вепсы используют в основном русские христианские имена, переиначивая их произношение на свой манер. Однако при этом в официальных документах используются русские «прообразы».
Чудь — собирательное древнерусское название ряда племён и народов, как правило, прибалтийско-финской группы (ср. водь, весь, сумь, емь, меря) финно-угорской общности.
Во́йны Но́вгорода с е́мью — серия военных конфликтов между Новгородской республикой и финским племенем емь в XI—XII веках. В русских летописях финские племена емь (ямь), на момент столкновений они обитали на северном побережье Финского залива. Союзниками новгородцев выступали населявшие территорию современной Ленинградской области ижорцы, карела и водь. Конец финско-новогородскому противостоянию кладёт шведское завоевание Финляндии в ходе Крестового похода 1249 года, после чего в данном регионе новгородцы...
Саамы появились на Аляске в результате попытки правительства США привить инуитам оленеводство. В 1894—1898 году они прибыли на Аляску. Идея властей состояла в том, чтобы, беря с саамов пример, коренные жители полуострова перешли с хозяйства, основанного на добыче морских млекопитающих, на оленеводческое. Самих оленей также завозили на Аляску из Лапландии. В 1937 году правительство, однако, приняло новый закон, известный как Reindeer Act, согласно которому некоренные американцы потеряли право заниматься...
Ве́псская мифология — мифологические представления народа вепсов, являющиеся частью схожих для всех финно-угров мифологических представлений.
В Якутии в настоящее время 42 национальных и 3 кочевых национальных наслега, созданных на территориях, населённых эвенами, эвенками, юкагирами и чукчами.
Подробнее: Национальные наслеги
История саамов, малочисленного финно-угорского народа, живущего в Северной Европе, насчитывает по крайней мере около трёх тысячелетий.
Лесны́е фи́нны (фин. Metsäsuomalaiset, норв. Skogfinner, швед. Skogsfinnar) — группы финнов, в XVI—XX веках занимавшихся подсечно-огневым земледелием в лесах севера Фенноскандии. В основном происходили из провинции Саво. Своё название получили от шведских и норвежских фермеров. В XVII веке составляли значительный процент переселенцев в шведскую колонию Новая Швеция в районе современного штата Дэлавер, где со временем ассимилировались и вошли в состав американской нации. Освоение тайги лесными финнами...
Шведские финны (швед. sverigefinnar, фин. ruotsinsuomalaiset) — финны, проживающие на территории Швеции.
Ненецкая мифология — мифология ненцев, является частью самодийской мифологии и имеет ряд персонажей и сюжетов, схожих с мифологиями других самодийских народов.
Большой человек в тундре — персонаж мифологии саамов, большой человек, который живёт в тундре и старается не контактировать с людьми. Он охотится на оленей (возможно, также и разводит их, ведёт кочевое хозяйство), может нанести вред обнаружившему его или его жилище человеку. Сторонники версии о реальности снежного человека склонны считать упоминания о Большом Человеке доказательством того, что саамы знали о его существовании.
Национальный гимн саамов — песня Sámi soga lávlla («Песня саамского народа», дословно «Песня саамского рода»), написанная композитором Арне Сёрли на одноимённое стихотворение Исака Саба.
Чудь заволочская (или заволоцкая) — летописное название финно-угорского населения Заволочья, впервые упоминаемое в Повести временных лет. Однозначного мнения относительно этнического состава заволочской чуди среди исследователей нет. Народы, прежде упоминаемые под этим названием, к настоящему времени полностью ассимилировались среди вепсов, русских, а также коми.
Савакоты, савакот, саваки (фин. savakot, savolaiset) — одна из народностей финского этноса, сложившаяся на территории провинции Саво. Помимо своей коренной территории, савакоты проживали также в Ингерманландии, куда часть их была переселена в ходе миграций XVII века. Там на основе савакотов и эвремейсов сложилась другая народность — ингерманландцы.
Ительменская мифология — мифология ительменов, малочисленного народа, проживающего на Камчатке. Включает космогонические мифы и сказки о взаимодействии с потусторонним миром. Центральный мифологический герой — Кутх, творец всего сущего, имеющий семью и многочисленных потомков.
Саамский парламент — название выборных представительных органов культурного самоуправления саамов в странах проживания этого народа...
Палеоазиатские народы (также палеоазиаты, древнеазиатские народы) — ныне устаревший этнографический термин, введеный в обращение (в качестве гипотезы) русским этнографом Л. И. Шренком в середине XIX века, для обозначения ряда малочисленных северных народов (чукчи, коряки, айны и др.), населяющих Северную и Северо-восточную Сибирь, а также Курильские и Японские острова.
Саамский регион Финляндии, также Родной саамский край:4 и Родной край саамов:7 (с.-саамск. Sámiid ruovttuguovllu, фин. Saamelaisten kotiseutualue, швед. Samernas hembygdsområde) — территория в северной части Финляндии, на которой саамы этой страны согласно § 121 Конституции имеют культурную и языковую автономию.
Оленево́дство — отрасль животноводства, занимающаяся разведением и использованием северных оленей, а также благородного оленя и пятнистого оленя с целью получения пант, мяса и другой продукции.
Сео́к (южноалт. сӧӧк, кирг. сөөк, хак. сӧӧк) — род у алтайцев, шорцев и хакасов, группа людей, осознающих общность своего происхождения по мужской линии. У киргизов — родственники по линии свойства, сваты (кирг. куда сөөк).
Айка (ai — «отец, родитель, самец, свёкор») — дух-хозяин в мифологии коми-зырян. В обско-угорских языках «ойка» — «старец, старик, хозяин». В верхневычегодском и присыктывкарском диалекте коми-зырянского языка — «злой дух». В фольклоре коми-зырян этим именем собирательно называют всех тунов — сильных колдунов, противников Стефана Пермского (Кöрт Айка, Малейка, Паляйка, Вежайка).
Печо́ра, Печёра, Пече́ра — возможно финно-угорское, или самодийское племя, населявшее район р. Печоры.
Анишинаабе или анишинабе, множ. число Anishinabeg, букв. «люди» — самоназвание группы крупных индейских племён Канады и США — оттава, оджибве, миссиссоги и алгонкинов, говорящих на языках подгруппы анишинаабе.
Бродячие инородцы (ловцы) — составляли особый класс сибирских инородцев, и, со времени издания Положения об управлении инородцев 1822 г., отличались законодательством Российской империи от оседлых, кочевых и других сибирских инородцев. К ним были отнесены «те инородцы, кои, не имея никакой оседлости, отдельными родами или же семействами переходят с одного места на другое по лесам и рекам или урочищам, для звероловного и рыболовного промысла». Они пользовались правами состояния, предоставленными инородцам...
Ангмассалик (аммасалик, восточные гренландцы) — одна из трёх этнических групп гренландцев, обитающая на восточном побережье Гренландии. Численность — около 3 тыс. чел. Говорят на восточном диалекте (тунумиит; Tunumiit language) гренландского языка эскимосско-алеутской семьи, иногда выделяемом в отдельный язык.
Ба́лты (балтийские народы) — группа индоевропейских племён и народов, проживавших на восточном побережье Балтийского моря и говоривших на балтийских языках. Потомками балтов ныне считаются литовцы и латыши. Ранее, кроме современных территорий Литвы и Латвии, балты населяли территории Белоруссии, Польши (Сувалкия, южная Пруссия) и России (Калининградская область, часть Смоленской, Брянской и некоторых близлежащих областей).
Саамское радио — название, которое может относиться к нескольким радиостанциям, осуществляющим вещание на саамских языках...
Се́ту (самоназв. seto kiil, эст. setu keel) — язык/диалект одноимённого народа, проживающего в юго-восточной Эстонии. Относится к прибалтийско-финской подгруппе.
Саа́мские и́гры — ежегодный международный фестиваль саамской культуры и промыслов, проходящий в селе Ловозеро (июнь) и станции Лопарской (сентябрь) в Мурманской области.
Этнографические группы башкир — части башкирского этноса, компактно проживающие на определенной территории, сохраняющие особенности в языке и отдельных компонентах культуры.У башкир выделяются северо-восточная, северо-западная, юго-восточная, юго-западная этнографические группы.
Свеи (швед. svear, sviar) — древнегерманское племя, жившее на территории нынешней Швеции. Термин также использовался как собирательное название населения древней Швеции. От этнонима «свеи» происходит название Швеции: Sverige = svea+rige (со швед. — «государство свеев»).
Финские топонимы — ряд географических названий финского (Finnic) происхождения. Появление финских топонимов связано с расселением финно-угорских народов на севере Восточной Европы не позже железного века (ананьинская культура). На территорию Финляндии предки современных финнов пришли лишь в раннем Средневековье. Прародиной финских народов считается Поволжье, причём само слово Волга имеет вероятное финское происхождение (ср. эст. Valge — белая).
Гренла́ндцы (эскимосы Гренландии, самоназвание — kalaallit, kalatdlit, калааллит, ед. ч. kalaaleq) — эскимосский народ, коренное население Гренландии. В Гренландии себя считают «калааллит» от 44 до 50 тыс. чел., что составляет 80—88 % населения острова. Кроме того, в Дании проживает около 7,1 тыс. гренландцев (2006, оценка). Говорят на гренландском языке (Kalaallisut), широко распространён также датский язык. Верующие в основном лютеране.
Эвреме́йсы ((фин. äyrämöiset), эвремейсет (от фин. äyrämöiset, äkrämöiset) — устоявшееся русское название, согласно финско-русской практической транскрипции — эурямёйсет) — исчезнувший коренной народ западной части Карельского перешейка. По одной из версий, источником происхождения названия является языческий бог земледелия Экряс (фин. Äkräs), упоминаемый Агриколой.
Кашубы — средневековое славянское племя поморян, которое населяло область от устья Вислы до Жарновского озера. Впервые упоминаются в X веке под именем Kuhsabin арабским путешественником Аль-Масуди.
Биа́рмия, или Бьярмия, или Бьярмаланд (норв. Bjarmeland) — известная по сагам и летописям историческая область на севере Восточной Европы.
Башки́рские племена́ (башк. башҡорт ырыуҙары) — исторически сложившиеся родовые объединения в составе башкир.
Селькупская мифология — часть самодийской мифологии. В мифологии селькупов наблюдается множество совпадений сюжетов и образов с мифологиями других селькупских народов — ненцев, энцев, нганасанов и др.
Ямь, емь (фин. jäämit) — название, которым новгородцы называли в средние века некоторые северные, очевидно, проживавшие в Фенноскандии, народности.
Пе́рмские языки́ — группа языков, распространённых в России на территории Удмуртии, Республики Коми и Пермского края. Входят в состав финно-угорской ветви уральских языков.
Нойда (нойд, кебун) — название шамана у народа саамов (лопарей), распространённого на территориях Норвегии, Швеции, Финляндии и севера России.
Финские эстонцы (фин. Suomen virolaiset, эстон. Soome eestlased) или виронцы (фин. virolaiset) — фино-угорский народ, эстонцы, проживающие в Финляндии. Их около 51,5 тысяч человек.
Нарова — древнее население Принаровья. Изначально населяло оба берега Нарвы, однако впоследствии было вытеснено водью с правобережья Нарвы и с тех пор расселялось исключительно на левобережье.
Бабинский саа́мский язы́к, или Аккала, — один из саамских языков. Относится к восточной подгруппе саамской группы финно-угорской ветви уральской языковой семьи. Ранее ошибочно рассматривался как диалект кильдинского саамского языка, в настоящее время рассматривается как независимый саамский язык, наиболее близкий к колтта-саамскому языку.