Понятия со словом «раздроблять»

Связанные понятия

Копие́ (греч. λόγχη) – в православии обоюдоострый нож (резец) с треугольным лезвием. Относится к Священным сосудам. Копие бывает малое, для вынимания на проскомидии частиц из просфор, большое — для вырезания и раздробления Агнца (кубической части, вырезаемой из просфоры на литургии, пресуществляемой в тело Христа) и среднее.
Наджа́к (польск. Nadziak) — польский клевец. Состоял из стального наконечника, имевшего с одной стороны острый клюв-пробойник, а с другой — плоскую поверхность. Использовались в XV—XVII веках для пробивания доспехов.
Плоть (лат. caro) — в христианстве: земное начало в человеке, а также мягкие части человеческого тела, противостоящие как костям (Быт. 2:23), так и крови.
Ухна́ль (от нем. Hufnagel через польск. hufnal — подковный гвоздь) — специальный плоский гвоздь для прикрепления подков к копытам . Ухналь состоит из головки, шейки, штифта (или клинка) и острия .
Фраза огнем и мечом встречается в Библии, в книге пророка Исаии 66:16 «Ибо Господь с огнем и мечом Своим произведет суд над всякою плотью, и много будет пораженных Господом». 733—701 г. до н. э.
Проскоми́дия (греч. προσκομιδή «принесение, подношение» от προσκομίζω «приношу») — первая часть литургии западно-сирийского и византийского обряда (как в литургии Иоанна Златоуста, так и в литургии Василия Великого). На ней путём особых священнодействий из принесённых хлеба и вина приготовляется вещество для евхаристии, при этом совершается поминовение всех членов Церкви, как живых, так и усопших.
Теофагия восходит к первобытной эпохе, при этом люди верили, что, съедая мясо жертвенного животного — предка и покровителя рода, можно приобрести его качества (ловкость, силу и т. д.).
Громовы́е стре́лы (от др.-рус. стрѣлкы громнiи) — ископаемые доисторические кремневые орудия (наконечники стрел и копий, топоры и т. д.), а также фульгуриты и белемниты, которым в традиционной культуре многих народов приписываются магические свойства. По народному поверью, громовая стрела — это оружие Громовержца, которым он разит нечисть. Громовые стрелы уходят в землю при ударе молнии и через некоторое время выходят на поверхность. Также считалось, что громовые стрелы можно найти в телах пораженных...
Цеп (чеп, молотило) — ручное орудие для обмолота (отделения зерна от колосьев). Обычно состоит из двух (реже — нескольких) подвижно связанных концами палок: более длинная (до 2 м) рукоятка и более короткая (до 0,8 м) рабочая часть, ударяющая по злакам.
Просфора́, устар. просвира́ (др.-греч. προσφορά — «приношение»; мн. ч.: про́сфоры) — богослужебный литургический хлеб, употребляемый в православии для таинства Евхаристии и для поминания во время Проскомидии живых и мёртвых.
Сошни́к (ральник, омеш) — режущая часть сохи, плуга, культиватора и других сельскохозяйственных орудий, предназначенная для взрыхления почвы. Сошник является острым наконечником, который подрезает пласт земли, проводя борозды. Сошник плуга обычно называется лемехом.
Губа антими́нсная (греч. σπόγγος; губа грецкая, губа илитонная) — в православной церкви литургический предмет, в древности изготавливаемый из морских губок (в настоящее время — из материи). Символизирует собой губу, с помощью которой римские солдаты напоили уксусом распятого Иисуса Христа...
Ангон — метательное средневековое оружие франков, имевшее назначение замедлять движения противника и мешать ему управлять щитом во время сражения.
Тсантса (цанца) — особым образом высушенная человеческая голова. Черты лица сохраняются, но размером она становится с кулак.
Воскомасти́ка, или воскомасти́х (ср.-греч. κηρομαστίχη от ср.-греч. κηρός — «воск» + ср.-греч. μαστίχη — «мастика») — благовонная связующая смесь, используемая в богослужении Православной церкви при освящении храма. Кроме того, воскомастих используют для вложения частиц святых мощей в ковчег и в антиминс. Воскомастика состоит из воска, мастики, толченого мрамора, смирны, алоэ и ароматических веществ.
Погребальный костёр — структура, сооружённая обычно из дерева, предназначенная для сжигания человеческого тела в процессе похоронного ритуала. Представляет собой один из способов осуществления кремации, при котором тело располагается на специально сооружённом погребальном костре и сжигается.
Мысленная брань (то есть война «мысленная» или «в мысли») — в христианской религиозной практике — умно́е делание (то есть работа ума или умом), направленное против помыслов (то есть мыслей, чувств и желаний), всеваемых в естество человека бесами. Цель мысленной брани — уничтожение страстей, питаемых помыслами. Главное средство мысленной брани — Иисусова молитва. В наиболее совершенном виде мысленная брань ведётся монашествующими или аскетами.
Щипцы́ — общее название столярного, слесарно-монтажного, парикмахерского инструмента в виде двух раздвигающихся на шарнире плоских или полукруглых концов (губ, щёк) с рукоятками, используемых для сжимания, схватывания, выдёргивания (к примеру, выдёргивания или загибания гвоздей, проволоки; горячей завивки волос; выщипывания волос на бровях).
Опре́сноки, или опресно́ки (ивр. ‏מַצָּה‏‎, Мацá; др.-греч. ἄζυμα; ст.‑слав. опрѣсно́ки) — пресный, не квашеный хлеб (приготовленный без использования закваски).
Цикатри́кула — протоплазматическая часть яиц телолецитального типа, обыкновенно уже раздробившаяся на бластомеры в сиженном птичьем яйце и являющаяся в виде белого пятнышка на поверхности желтка. Иначе цикатрикула называется наседом, зародышевым кружком, бластодермическим диском и т. п. При поворачивании яйца желток, в силу положения его центра тяжести, поворачивается всегда так, что цикатрикула обращена вверх, то есть к брюху наседки.
Берды́ш (польск. berdysz), также bardiche /bɑrˈdiːʃ/, berdiche, bardische, bardeche или berdish — длиннодревковый боевой топор с очень широким лунообразным лезвием.
Визи́га (также вязига) — название употребляемой в пищу хорды, добываемой из осетровых рыб. Хорда осетровых сохраняется у них всю жизнь в виде непрерывного шнура из довольно плотной пузырчато-клеточной ткани, облечённого слоем волокнистой соединительной ткани (скелетородный слой) с заключёнными в нём хрящевыми частями (верхние и нижние дуги).
Свяще́нные сосу́ды (литургические сосуды) — общее название предметов церковной утвари, применяемых в христианском богослужении, в первую очередь — во время таинства евхаристии. Некоторые из них не являются «сосудами» в собственном смысле слова — например, лжица (т.е. ложка).
Аси́лки (оси́лки, веле́ты) — персонажи восточнославянских легенд, великаны-богатыри, жившие в древние времена и уничтоженные Богом за непомерную гордыню.
Аксиноманти́я (др.-греч. ἀξῑνο-μαντεία от ἀξίνη — топор и μαντεία — гадание) — гадание при помощи топора, всаживаемого в колоду, один из стариннейших античных способов гадания, изобретение которого приписывают персидскому магу Остану.
Испа́нский сапо́г — орудие пытки посредством сжатия коленного и голеностопного суставов, мышц и голени.
Жирование оказалось настолько эффективной и простой операцией, что стало составляющей рецептов выделки кожи почти у всех народов. Гомер, например, описывая изготовление кожи для щита героя Аякса Великого в «Илиаде», говорит, что сыромятную кожу, «напоенную туком», растягивали за концы до тех пор, пока жир не стечёт. Славяне для жирования пользовались конским салом, кочевники Азии — бараньим. В Японии кожи обрабатывали рапсовым маслом. Часто применялись и жироподобные вещества, на Кавказе — нефть...
Чесание волокнистых материалов — под этим именем подразумеваются два процесса, имеющие общую цель: разъединение и равномерное распределение волокон друг относительно друга, но разнящиеся в своих подробностях. Это чесание гребенное и кардование.
Крейцме́йсель (от нем. Kreuz — «крест» и Meißel — «зубило») — разновидность зубила.
Глодуны — лошади, имеющие привычку — прикуску, состоящую в том, что лошадь, упираясь о какой-нибудь предмет, например ясли, стену или даже собственное колено, втягивает в себя воздух, который затем выпускает при громкой отрыжке. Глодуна можно узнать потому, что передний край резцов у них сильно стирается. Прикуска располагает к плохому пищеварению, ветряным коликам и разным расстройствам пищеварительного канала.
Азими́ты, или опресночники (греч. ἀζυμίται, от греч. ἀ- — «без»; и ζύμη — «закваска»; лат. azymitae) — у греков название западных христиан, по причине употребления ими опресноков (пресного хлеба) при таинстве евхаристии (причащения).
Сладкое мясо (пикальное мясо) — кулинарное название желёз внутренней секреции телёнка, реже ягнёнка, иногда коровы или свиньи. К сладкому мясу относятся тимус (зобная железа или шейное сладкое мясо), гланды (глоточное сладкое мясо), околоушная железа (щёчное сладкое мясо), подъязычная железа (язычное сладкое мясо), поджелудочная железа (брюшное сладкое мясо), яичники. Блюда из желёз считаются деликатесом. В России XIX века сладкое мясо, иначе «телячьи моло́ки», было обычным блюдом.
Ка́рсикко (фин. karsikko) — особым образом обрубаемое или срубаемое хвойное дерево. Обычай делать карсикко, достаточно распространённый у финно-угорских народов (карел, финнов и др.), был связан с переходными и иными важными для отдельной личности и родовой общины жизненными ситуациями — свадьбой, удачей на охоте и, конечно, смертью почитаемого человека. В зависимости от ситуации карсикко могли вырубать различными способами: обрубали ветви в определённой части ствола, обрубали все ветви, оставляя...
Кусачки для сахара (также щипцы для колки сахара) — приспособление для разламывания больших осколков сахарной головы на мелкие куски, пригодные для индивидуального потребления или помещения в сахарницу.
Скафизм (от др.-греч. σκάφη — лодка) — древний персидский метод казни, приводящий к особо мучительной смерти.
Ско́бель (струг, наструг, кородёр) — старинное орудие плотников в виде прямого или изогнутого ножа с рукоятями на концах, предназначенное для сдирания коры с брёвен и их первичного обстругивания, а также основная снасть для строгания вручную клёпок при изготовлении бондарной посуды (ушат, кадь и т. п.).
Жертвенник — в религиозных культах возвышение или естественный камень, на котором приносились жертвы.
О́бух — тупое окончание клинка или топора, противоположное лезвию. В холодном оружии обух использовался обычно для крепления древка (ратовища). В нём просверливались отверстия (обычно не меньше трёх), в которые вбивались гвозди-заклёпки. Иногда вместо обуха клинка располагалось дополнительное оружие. Так, на алебардах обычно отливался крюк. Иногда клевец и чекан объединялись на одном древке для уравновешивания и большей функциональности оружия.
Жева́ние — акт механического размельчения пищевых веществ при посредстве жевательного аппарата, состоящего из челюстей, зубов и жевательных мышц.
Ко́вка — это, как правило, высокотемпературная обработка давлением различных металлов, нагретых до ковочной температуры. Особым видом ковки является холодная ковка, осуществляемая без нагрева деформируемого металла.
Осло́п — русское название деревянной палицы или дубины, а также кругляка или жерди.
Ды́ба — орудие пытки посредством растягивания тела жертвы с одновременным разрыванием суставов. Существовало два основных типа дыбы, применявшихся в Европе и в Российской империи в XIV—XVIII веках.
Она́гр (лат. onagres от др.-греч. όναγρος, также скорпион) — позднеримская метательная машина торсионного типа, буквально переводится как дикий осёл. Именно онагр чаще всего неправильно именуется катапультой.
Духсустус (ивр.דוכסוסטוס) — слово греческого происхождения, обозначает одну из разновидностей пергамента, применяемого в ритуальных целях в иудаизме.
Колесова́ние — распространённый в Античности и Средневековье вид смертной казни. Колесование применялось ещё в Древнем Риме. В Средние века и в начале Нового времени было распространено в Европе, особенно в Германии и во Франции, где считалось самой мучительной (после четвертования) и самой позорной казнью.
Бадняк (серб. Ба́дњак, Весељак, болг. Бъдник, макед. баднак) — у южных славян полено, сжигаемое в Сочельник на очаге, и название соответствующего обряда. По названию обряда сербы и болгары называют Сочельник — Бадни день или Бадни вечер (серб. Бадњи дан, болг. Бъдни вечер).
Моление о чаше (Гефсиманское моление) — молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду, описанная в Евангелиях. С точки зрения христианских богословов является выражением того, что Иисус имел две воли: Божественную и человеческую.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я