Понятия со словом «проходимый»

Связанные понятия

Серпанти́н (фр. serpentin от лат. serpens, serpentis — «змея») — извилистая горная дорога (или её участки с крутыми витками и петлями), опоясывающая гору, поднимающаяся вверх, как лента серпантин.
Слив водопадный (водослив, водоскат, водопад) — водный поток, образующийся в результате стекания потока воды со скального выступа (твёрдой породы в русле реки), одиночного камня, гряды камней или ступеньки в русле реки.
Укло́н (в геодезии) — показатель крутизны склона; отношение превышения местности к горизонтальному проложению, на котором оно наблюдается. Иными словами, величина уклона равна тангенсу угла между величиной подъёма склона и горизонталью (тангенсу угла наклона).
Скрэмблинг (англ. scramble — «карабкаться») — вид и способ техники передвижения в горах для которой достаточно использования одной руки, занимает промежуточное положение между ходьбой, где обе руки не используются и скалолазанием, где используются уже две руки.
Гать — дорога через болото или затопленный участок суши, настил через трясину. Гать делается из брёвен, уложенных обычно поперёк движения. Гатить — строить гать через болото.
Три ступе́ни — это три больших каменных выступа на Северо-Восточном гребне Джомолунгмы, на отметках 8564, 8610 и 8710 метров над уровнем моря. Среди них наиболее известна и исторически значима Вторая ступень, самая сложная для прохождения. Альпинистам, идущим из Тибета к вершине Джомолунгмы по обычному северному маршруту, приходится преодолевать все три.
Тече́ние — движение воды в русле водотока (реки, канала, ручья). Течение водотоков происходит под действием гравитации за счёт перепадов уровней воды.
В геоморфологии, седловиной считается самая низкая точка на линии водораздела между двумя горными вершинами.

Подробнее: Седловина
Ни́жнее строе́ние пути́ — элемент железнодорожного пути, на котором размещается верхнее строение пути.
Брод — неглубокое место в реке или ручье, по которому можно пересечь их пешком, верхом или на автомобилях.
Большой холм на Канадской Тихоокеанской железной дороге (КТЖД) Британской Колумбии, Канада, был самым сложным участком пути на железнодорожной магистрали. Он располагался в канадских скалистых горах к западу от континентального водораздела и до перевала Кикинг-Хорс. Хотя Большой Холм был заменен спиральными тоннелями в 1909 году, в районе есть проблемы с движением поездов и по сей день.
Кулуа́р (от фр. couloir — проход, коридор) — ложбина в склоне горы, направленная вниз по линии тока воды. Широкая в верхней части, сужается внизу.
Репе́р (от фр. repère — метка, знак, исходная точка) в геодезии — знак, который находится в определённой точке земной поверхности с известной абсолютной высотой. Эта высота определяется посредством нивелирования относительно исходной уровенной поверхности. На реперах закрепляется металлический диск диаметром 5 сантиметров (марка) с номером и указанием ведомства. В Российской Федерации принято вычислять высоты реперов относительно нулевой отметки Кронштадтского футштока.
Ши́вера (мн. ч. ши́веры) — относительно мелководный (глубина до 1,5 — 2 м) участок реки с беспорядочно расположенными в русле подводными и выступающими из воды камнями и быстрым течением.
Низководный мост (НВМ) — искусственное сооружение (мост), возведённое для преодоления препятствия (река, озеро, болото, овраг, пролив и так далее) на небольшой (незначительно возвышается над горизонтом меженных вод) высоте над его поверхностью.

Подробнее: Низководные мосты
На́сыпь — сооружение из насыпного и уплотненного грунта. Используется, как правило, для сооружения автомобильных дорог, железнодорожных линий и каналов, чтобы избежать сильного перепада высот на транспортных линиях. Альтернативой насыпям может служить сооружение объездов или путепроводов. Помимо насыпей для схожих целей используется и выемка, там где грунт расположен изначально выше, чем требуется. Насыпи часто сооружаются с использованием грунта, полученного из выемки. Насыпь должна быть построена...
Перева́л — понижение в гребне горного хребта или массива. Перевалы служат местами наиболее легкого и удобного перехода из одной горной долины в другую. Наиболее широкие, глубоко опущенные перевалы, имеющие часто важное транспортное значение, называются горными проходами.
Поро́г, поро́ги — каменистый или скалистый участок в русле водотока (реки или ручья) с повышенной скоростью течения и относительно большим падением отметок уровня воды, образовавшийся вследствие ступенчатого размыва русла, если материал его неоднороден.
Туннельные долины — огромные, глубокие и протяжённые долины, врезанные в отложения ледникового генезиса, а часто даже и в подстилающие их коренные горные породы. Известные современные туннельные долины приурочены к периферическим областям покровных оледенений и ориентированы субперпендикулярно к краям ледниковых лопастей, нередко представляя собой глубокие фьорды. Они распространены на всех континентах, включая Антарктику.
Кана́ва — открытая горная или геологоразведывательная выработка, имеющая небольшие по сравнению с длиной поперечные размеры.Назначение канавы...
Водные преграды — реки, каналы, озера и водохранилища, лиманы, фиорды, проливы и т. п., преодолеваемые войсками в ходе боевых действий или используемые ими при организации обороны.

Подробнее: Водная преграда
КАСПИЙСКОЕ ДЕРБИ — военнослужащим подразделений морской пехоты необходимо максимально быстро пройти заданный маршрут, успешно поразить мишени в море и на берегу.
Каньо́н (исп. cañón «труба, ущелье») — глубокая речная долина с очень крутыми, нередко отвесными склонами и узким дном, обычно полностью занятым руслом реки. В ущелье, в отличие от каньона, дно не полностью занято рекой, и часть дна часто занимает лес.
За́вал — скопление различных предметов, затрудняющих или препятствующих движению, образовавшийся естественным или искусственным путём.
За́стру́га (застру́г) — одна из форм снежного рельефа, неподвижный, вытянутый поперёк ветра узкий и твёрдый снежный гребень длиной до нескольких метров и высотой иногда до 1,5 м (обычно 20—30 см). Заструги формируются при ветровом разрушении (дефляции) плотных сугробов снега, имеют крутые наветренные и пологие подветренные склоны. Нередко в наветренной части заструги образуется небольшой карниз, так называемый «клюв» заструги. Заструги перемежаются ветровыми бороздами, которые возникают в результате...
Зоны льдообразования — участки на ледниках, где интенсивность и ход льдообразования разные, что приводит к неодинаковому строению фирново-ледяной толщи и разной скорости превращения фирна в лёд.
Сифон — в гидрографии и спелеологии подводный туннель естественного или искусственного происхождения, целиком заполненный водой. Представляет значительную опасность для пловцов, так как сифон может быть значительной длины, не иметь подходящего сечения для прохождения человека и т.д. Длина сифонов может составлять от нескольких метров до нескольких километров. Самый длинный сифон на территории СНГ — 935 метров (Пещера Ординская). Самый протяжённый в мире сифон — подводная пещера Окс-Бель-Ха (полуостров...
Та́львег (нем. Talweg, от Tal — «долина» и Weg — «дорога») — линия, соединяющая наиболее пониженные участки дна реки, долины, балки, оврага и других вытянутых форм рельефа.
Уще́лье — глубокая горная долина с отвесными неприступными склонами. Ущелье образуется, когда река промывает щель в горном массиве. В отличие от каньона, в ущелье дно не полностью занято рекой (другую часть дна часто занимает лес), поэтому ущелья нередко выполняют функцию естественного перевала в горах.
Ледовая переправа — это переправа (дорога, путь), проложенная по ледяному покрову рек, озер, морей и других водных преград (водных объектов).
Форма рельефа — искажение поверхности литосферы. Форма рельефа — это единица геоморфологии.
Великое тригонометрическое исследование (англ. Great Trigonometrical Survey) — геодезическое исследование, проводимое «Топографией Индии» (англ. Survey of India) на протяжении большей части XIX века. Руководил исследованием сначала Уильям Ламбтон (англ. William Lambton), потом Джордж Эверест. Среди множества достижений в ходе этого проекта, можно отметить демаркацию британских территорий в Индии и замеры высоты вершин гор в Гималаях, включая Джомолунгму, Чогори (К2) и Канченджангу. Великое тригонометрическое...
Карстовый колодец (естественный колодец) — карстовая форма рельефа обычно округлой, неправильной, цилиндрической или трещиноватой формы до 10 м в поперечнике, глубиной 20 — 60 м, с вертикальными или почти отвесными стенками, возникающая при выщелачивании горных пород просачивающимися водами. По мнению И. С. Щукина, карстовые колодцы образуются в результате провала свода подземной полости либо представляют собой не функционирующий понор. По сути, карстовый колодец представляет собой узкую и относительно...
Водоотли́в — отвод и удаление вод из действующих шахт, рудников, карьеров, а также во время проходки вертикальных, наклонных и горизонтальных горных выработок, котлованов, траншей.
Бива́к, бивуа́к (от фр. bivouac) — место расположения людей на отдых и ночёвку в условиях естественной природной среды. Организация бивака является необходимым и обязательным элементом видов спорта, связанных с преодолением природных препятствий (альпинизм, скалолазание, туризм, спелеология, ралли-марафоны), в связи с необходимостью длительного пребывания в естественной природной среде.
Сера́к (фр. sérac) — ледяной пик, вертикальное ледниковое образование, образующееся на передней кромке ледника.
Спи́ллвей — путь (канал) грандиозного, как правило — катастрофического, сброса воды из ледниково-подпрудных озер (дилювиального потока) через низкие водоразделы, перевальные седловины (сквозные долины), а также по под- и внутриледниковым трещинам и каналам в соседние бассейны.
Карстовая шахта (карстовая пропасть, природная шахта, вертикальная пещера) — пещера вертикального строения, состоящая преимущественно из вертикальных уступов, колодцев. Термин «карстовая шахта» был введён в 50-е годы на заре советской спелеологии, когда большинство изучаемых пещер было сосредоточено в Крыму, где распространены вертикальные пещеры, представляющее собой одиночный колодец или серию колодцев, с очень короткими переходами между ними. В настоящее время количество изученных пещер многократно...
Глуби́нный дрена́ж — метод понижения грунтовых вод и отведения воды за пределы участка (сооружения) с помощью системы дренажных труб (дрен), уложенных по всему периметру осушаемого участка.
Меандри́рование (от др.-греч. Μαίανδρος Меандрос — древнего названия извилистой реки Большой Мендерес) — тип русловых процессов, схема деформаций в виде последовательных стадий извилистости речного русла.
Обо́чина — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки (ПДД 1.2).
Бече́вни́к (бичевник, бечева́я) — сухопутная дорога вдоль берега водного пути (реки или канала), предназначенная для буксирования людьми (бурлаками) или лошадьми судов на канате (обычно несамоходных барж), называемом бечевой или бичевой.
Противонагонная дамба (Противоволновая дамба, Морская дамба) — вид защитных сооружений побережья крупных водоемов от процессов, которые тем или иным образом оказывают разрушительное воздействие на прибрежные территории. К процессам, от которых обеспечивается защита, могут относиться такие сгонно-нагонные явления как цунами, сейши, приливы и штормовые приливы, штормовое волновое воздействие, эрозия береговой линии из-за прибрежных морских течений и сезонные изменения уровня воды в замкнутых водоёмах...
Депрессия снеговой линии (лат. depressio — вдавливание, снижение) — её снижение вследствие климатических изменений, благоприятных для сохранения баланса массы ледников. Поскольку баланс массы — это прямая функция аккумуляции и абляции, колебания высоты снеговой линии отражают суммарные эффекты изменений температур и атмосферных осадковМ. Г. Гросвальд полагает, что, говоря о депрессии снеговой линии, можно также говорить и о депрессии границы питания ледников и границы оледенения.
Геодези́ческой (эллипсоида́льной) высото́й некоторой точки физической поверхности земли называется отрезок нормали к эллипсоиду от его поверхности до данной точки. Вместе с геодезическими широтой и долготой (B и L соответственно) она определяет положение точки относительно заданного эллипсоида. Физически эллипсоида не существует, следовательно геодезическая высота не может быть непосредственно измерена наземными методами. Определить её возможно с помощью спутниковых измерений, а также посредством...

Подробнее: Геодезическая высота
Эска́рп (фр. escarpe «откос, скат») изначально — крутой внутренний откос рва долговременного или полевого укрепления; в наше время также — противотанковое (противотранспортное) земляное заграждение в виде высокого (2—3 м) крутого среза ската возвышенности (берега реки), обращённого к противнику и имеющего крутизну от 15 до 45°.
Фирн (от др.-в.-нем. firni — прошлогодний, старый) — плотно слежавшийся, зернистый и частично перекристаллизованный, обычно многолетний снег, точнее — промежуточная стадия между снегом и глетчерным льдом. Плотность такой ледяной породы, состоящей из связанных между собой ледяных зёрен, лежит в пределах от 0,45 г/см³ до 0,8 г/см³.
По́но́р (хорв. ponor, серб. ponor — «пропасть») — отверстие в горной породе, поглощающее постоянный или временный водоток, а также карстовая воронка с таким отверстием. Распространённая форма рельефа во многих карстовых районах мира. Вход в значительную часть крупных пещер является понором. В настоящее время, когда большинство открытых входов в пещеры давно найдено, именно раскопки замытых рыхлыми отложениями поноров позволяют спелеологам открывать новые пещеры.
Дилювиа́льные террасы (валы́) — это формы дилювиального рельефа, созданные в зонах эрозионной тени и обратных течений в каналах катастрофи́ческих (дилювиальных) потоков при сбросах гигантских ледниково-подпрудных озёр. Эти террасы-валы́ особенно выразительны в нижнем течении реки Чу́и и в среднем и нижнем течении реки Кату́ни, где они и были впервые тщательно исследованы российскими и международными научными группами. Являются характерными морфолитологическими формами скэ́блендов.
Кюве́т (фр. cuvette — «лохань, таз») — небольшая канава, выемка трапецеидальной формы вдоль обочины автомобильной или железной дороги. Может находиться также вдоль велодорожки.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я