Понятия со словом «отселяющийся»

Связанные понятия

Аба (абалар, абинцы) — название северных шорцев, в XVII-XVIII вв. живших по р. Томи в районе устьев pp. Абы, Кондомы и Мрас-Су, а также сеока в составе этнической группы сагайцев хакасского народа. Хакасский сеок аба происходил от шорского рода, расселявшегося в XVIII веке около г. Кузнецка (хак. Аба-тура) по реке Аба. Исследователи считают абинцев предками шорцев долины реки Томь. До сих пор алтайцы называют Шорию «Аба чыш» — Абинская чернь, а хакасы — «Аба чирі» — Абинская земля.
Автохтон (от греч. — местный, коренной) — «автохтонные виды» (роды, семейства) животных или растений, возникли и продолжают существовать на данной местности (как и абориген). Может означать...
Аламовская слобода — слобода в московском районе Измайлово, позднее Аламовская улица. Образована из крестьян деревни Аламово.
Алгонки́ны — группа коренных народов (индейцев) Северной Америки, родственных по языку. Алгонкинские языки — отдельная группа в алгской языковой семье (известной также как алгонкин-ритванская или алгонкин-мосанская). Общая численность — 260 тыс. чел. Религии — католики, протестанты (баптисты, методисты), сохраняются традиционные верования.
Араканцы (точнее — канран) — этнографическая группа бирманцев, проживающих на территории от Саканмо до границ Бирмы с Бангладеш.
Архитектура донских казачьих станиц —  традиционные жилища донских казаков в разные периоды истории России.
Батины — народ в Индонезии. Считают себя коренными жителями территории провинции Джамби. В этническую общность батинов включались представители малайцев, минангкабау, керинчей, яванцев.
Валашское право (лат. jus valachicum, венг. vlach jog) историческая система обычного права средневековых (XIV—XVII веков) валашских общин (изначально пастушеских групп, практиковавших кочевое и отгонное животноводство), в Центральной и Восточной Европе. Валашское право регулировало права, обязанности членов общины, а также подати, привилегии, освобождения и взаимоотношения со местной знатью.
Водлозёры — этнолокальная группа русских, некогда широко расселённая в деревнях по островам и берегам Водлозера в Пудожском районе Карелии. К настоящему времени проживают, в основном, в деревне Куганаволок.
Выгозёры (также выгозёра — самоназвание) — субэтническая группа русских, населявшая до середины XX века сёла по берегам Выгозера в Карелии. Начала формироваться с конца XIX века из двух групп — обрусевших карелов западного берега Выгозера и русских, живших на восточном берегу. Выгозёры отличали себя как от карелов, так и от поморов, заонежан и других соседних с ними групп русских. Название субэтнической группы выгозёров происходит от названия одного из самых крупных карельских озёр — Выгозера. Самоназвание...
Геронтоцид — умертвление стариков, достигших определённого возраста. Старый, дряхлый человек, которому трудно передвигаться вместе со своими сородичами, отягчённый болезнями, являлся тяжёлым бременем для людей, вся жизнь которых зависела от случайной добычи, от быстрых переходов и перекочёвок со стадом или от ловкости и силы каждого индивида. Чтобы избавить себя от тяжёлой обузы и самих стариков от излишних и долгих страданий, их убивали или выводили в уединённое место и оставляли на произвол судьбы...
Гура́ны — забайкальцы, потомки от смешанных браков русских с бурятами, эвенками, монголами, маньчжурами.
Донские славяне — племя или группа восточных славян, населявшая в IX—X веках верховья Дона. Племенная принадлежность славян донского региона подлинно не известна. Существуют предположения, что они относились к вятичам (соседям на севере) либо к северянам (соседям на западе), однако в силу отсутствия однозначных данных, их выделяют в отдельную группу, связанную с роменско-борщевской культурой.
Дючеры или дучеры — русское название народа, жившего в XVII веке на берегах Амура, приблизительно от устья Зеи до устья Уссури, и несколько ниже по течению.
Жилая рига (эст. rehielamu, rehetare) — традиционное жилище крестьян Эстонии, срубная постройка с высокой соломенной или тростниковой крышей. Жилая рига несла несколько функций: жильё, сушка и обмолот зерна, содержание животных.
Зимо́вник — название хозяйства, хутора у запорожских, черноморских и у части донских казаков, где они находились, когда не было боевых действий (особенно в зимний период).
Идан — народ, родственный гетам. Жили в Туркестане к югу от Сырдарьи, в VI—VII веках. Исповедовали буддизм, имели богатые кумирни, золотых идолов и придерживались полиандрии. Жили в городах и вели оседлую жизнь; земли их славились лошадьми. Одно время находились в зависимости от тукиесцев (турок), которые утверждали власть их правителей; впоследствии смешались со своими соседями тухара (тухоло), занимавшими земли современной Бухары и Афганистана, в связи с чем шах этих народов также назывался и иданьским...
Инде́йская коло́ния (англ. Indian Colony) — поселение индейцев в США, связанное с городской застройкой. Хотя некоторые индейские колонии были официально признаны в качестве индейских резерваций, по сути они отличаются от резерваций. Индейские колонии располагаются обычно там, где индейцы могут найти работу в «белой» экономике, и кроме того, они возникали обычно без санкции федеральных властей.
Крааль — тип поселения у скотоводческих народов Южной и Восточной Африки — кольцевой планировки, обычно укреплённое изгородью, в центре — загон для скота. У народностей банту крааль также представляет собой отдельное домохозяйство или поселение; является наименьшей единицей в традиционной социальной организации и состоит из главы семьи, его жены или жен, детей и других родственников, живущих в том же краале.
Ку́тан (мн. число кутаны) — в первоначальном, узком смысле слова, стоянка пастухов на зимнем пастбище. В настоящее время — населённый пункт, административно входящий в горный район, но расположенный на равнине, в зоне отгонного животноводства. Может состоять от одного до нескольких десятков и сотен домовладений. Часто не имеют официального статуса или названия, но со временем могут получать официальный статус сельского населённого пункта и название (например, село Заречное (Кизлярский район) — бывший...
Лесной домик (лесная избушка) — сезонное жильё во время деятельности в лесу вне поселения: у лесных дорог и охотничьих троп (охотничий домик), на дальних промыслах (промысловая избушка) и сенокосах. Такие же строения ставили на протяжении длинных дорог и у начала водных путей. Помимо основного назначения, лесные домики использовались как ориентиры. На Русском Севере такая избушка называлась едома, кушня (Архангельская область), зимовка (Костромская область), в Сибири — зимовье, зимовьё, балаган...
Лу́жицкие се́рбы (сербы) — средневековый западнославянский союз племён во главе с племенем сорбов (сербов), включавший помимо сорбов также далеминцев, мильчан, лужичан, нишан, сусельцев и другие племена междуречья Заале (Салы) и Одера (Одры). Лужицкие сербы являлись одним из трёх крупных объединений полабских славян, областью их расселения была южная часть славянополабского ареала. Современные потомки лужицких сербов — лужичане (сербы, сорбы), славянский народ на востоке Германии, единственный среди...
Мильча́не (в.-луж. Milčenjo, н.-луж. Milcany, чеш. Milčané, нем. Milzener, польск. Milczanie) — средневековое западнославянское племя, входившее в племенную группу лужицких сербов вместе с далеминцами, сорбами, лужичанами, нишанами, сусельцами и другими племенами. Мильчане являются предками лужичан (главным образом Верхней Лужицы), славянского народа на востоке Германии. Впервые племя мильчан упоминается в хронике Баварского Географа IX века как Milzane.
Миссу́ри — индейское племя группы чивере сиуязычной семьи. Населяли долину реки Миссури близ устья реки Гранд-Ривер; в 1780 насчитывало 1 тыс. человек. В 1798 подверглось жестокому нападению сауков, фоксов и их союзников; оставшиеся в живых бежали к осейджам, канза, айова и ото. В 1805 племя поселилось вдоль реки Платт в Небраске, где в 1829 они соединились с ото, и ныне эти племена известны под названием ото-миссури.
Же (уст. жес) — группа индейских народов Южной Америки, говорящих на языках же. Живут преимущественно в Бразилии.
Новоприходцы — «новопорядчики», категория феодально-зависимого населения в Русском государстве в XV—XVII веках. «Новоприходцы», в отличие от старожильцев, были обедневшие крестьяне, чаще всего утратившие свой земельный надел и не имевшие средств вести собственное хозяйство. Они селились на земле феодала, заключали с ним договор («порядную запись»), по которому по истечении льготных лет они обязаны были нести государственное тягло и повинности в пользу феодала и становились равными крестьянам-старожильцам...
Обряд воздушного погребения — один из древнейших религиозных обрядов похорон умершего человека, в котором погребение совершается путём подвешивания тела умершего в воздухе, с целью предания тела умершего воздуху, духу, свету, дереву и т. п. Религиозная мотивировка обряда у разных народов была разная.
Оленеводство у кетов всегда существовало в качестве подсобной отрасли – олени использовались исключительно в транспортных целях и обеспечивали переезды во время охотничьего промысла, основным объектом которого была белка.
Отгонное животноводство основано на сезонных перегонах скота на относительно краткие расстояния. Скот обычно перегоняется на высокогорные пастбища летом и в долины низин зимой. Погонщики имеют постоянные жилища, обычно в долинах.
Отходники — сезонные работники (преимущественно крестьяне), приходившие на заработки в Санкт-Петербург, из-за чего в народе назывались «питерщиками». Значительную часть заработка отходники отправляли родным в деревню, а скопив денег, возвращались к семье.
Переселение — изменение места жительства людей (добровольное или принудительное) или животных (см. также Миграция населения).
Печо́ра, Печёра, Пече́ра — возможно финно-угорское, или самодийское племя, населявшее район р. Печоры.
Полуземля́нка — жилище, частично углублённое в землю, прямоугольной или округлой формы, стены и крыша которого выступают над поверхностью земли. Основные строительные материалы при изготовлении — древесина, камень, глина, кирпич-сырец, шкуры животных; крыша полуземлянки часто бывает покрыта землёй. Полуземлянка является одним из древнейших типов жилища человека, возникшим в результате улучшения её предшественницы — землянки, и известна со времён неолита. Как правило, полуземлянки, как и землянки...
Присва́ивающее хозя́йство — один из четырёх принципов производства, хозяйство с преобладающей экономической ролью охоты, собирательства и рыболовства, что соответствует самой древней стадии хозяйственно-культурной истории человечества. «Присваивающей» эта стадия называется довольно условно, так как деятельность охотников, собирателей и рыболовов не ограничивается простым присвоением, а включает ряд довольно сложных моментов как в организации труда, так и в переработке продукции, требующей разнообразных...
Присёлок (приселье, приселение, выселок, переседина, передселье, также поселица, осада, оседлость, селидба, место) — историческое название небольшого сельского поселения, отделённого от большого села, но связанного с ним. В названии присёлка обычно указывалось основное село, например, «села Семендяева присёлок Соболы».
Пу́стошь — запустевшая (пустопорожняя), заброшенная, никем не владеемая, земля, на которой когда-то было поселение, но откуда люди ушли из-за войн, голода, смерти последних владельцев, исчезновения источников воды. Близко по смыслу к термину «урочище». Пустошью также назывался дальний от главного селения участок, не входящий в надел. Сходное по звучанию и значению слово «пу́стынь» — означает удалённую монашескую обитель, что ещё раз подчёркивает удалённость пустошей от обжитых мест. Кроме того, пустошью...
Родова́я общи́на — форма социальной организации (община), где люди связаны коллективным трудом и потреблением на основе кровного родства. Основная форма при первобытно-общинном строе.
Родство по пище — один из видов искусственного родства, характерный для народов, находящихся на стадии первобытности, доклассового общества. Считается более архаичным родством по сравнению с родством по крови. В новое время выявлен этнографами у народов Океании, Папуа-Новой Гвинеи и других регионов.
Сео́к (южноалт. сӧӧк, кирг. сөөк, хак. сӧӧк) — род у алтайцев, шорцев и хакасов, группа людей, осознающих общность своего происхождения по мужской линии. У киргизов — родственники по линии свойства, сваты (кирг. куда сөөк).
Старожильцы — категория крестьян феодальной Руси XIV—XVII веков. Термин «старожильцы» в этом значении встречается в источниках XIV—XVII веках. Появился в XIV веке в силу необходимости отмежевать старинных феодально-зависимых крестьян от увеличившейся массы «новоприходцев». Старожильцы являлись исконными тяглыми крестьянами, жившими на определённых земельных участках. В XV веке старожильцы пользовались правом свободного перехода (до Судебника 1497 года), но находились в наиболее прочной зависимости...
Табу́н — стадо или сообщество лошадей, как обыкновенной домашней лошади и пони, так и других представителей рода Equus.
Традиционное жилище сербов — старинная жилая архитектура сербов, которая была распространена в сельское местности до XX века.
Тума́ (тумаки) — метисы, полурусские-полутатары. Этническая группа в низовьях Волги и Прикаспии (Гумилёв, 1992).
Фатья́новская культу́ра — археологическая культура 2-й половины III — середины II тыс. до н.э. (бронзовый век) на территории центральной России. Представляет собой локальный вариант культуры боевых топоров (шнуровой керамики). Культура названа по могильнику, открытому археологом А. С. Уваровым в 1873 году у деревни Фатьяново, вблизи села Толбухино (ныне в Ярославском районе Ярославской области). Восточную часть фатьяновской культуры иногда выделяют в отдельную балановскую культуру.
Хапу (маори hapū) — наиболее важная общественно-политическая единица новозеландского народа маори. Несколько хапу составляли племя, или иви. Хапу, в свою очередь, могло состоять из более сотни человек, объединённых в фанау (маори whānau), или расширенные семьи, которые контролировали часть племенной территории. Многие хапу существовали как самостоятельные общественные единицы, тесно взаимодействовавшие с представителями других иви. Как правило, они назывались в честь общего предка или какого-то важного...
Хевсу́ры — этнографическая группа грузин, коренное население горной области Хевсурети — на южных склонах Большого Кавказа в бассейне реки Хевсурской Арагви и в верховьях реки Аргун на северных склонах. Сохраняли многие особенности традиционного уклада в советское время — костюм, оружие, обычаи, жилище и пр. В конце 1950-х хевсуров принудительно переселяли на равнины, в результате чего часть высокогорных деревень опустели.
Хлев — крытый загон для крупных домашних животных, таких как крупный рогатый скот, овцы, свиньи и другие животные, содержание которых в доме невозможно по причине гигиены, каковой запрет может иметь религиозное или суеверное объяснение. Хлев в разных частях России называют стайкой или овином.
Челдо́н, чалдо́н или чолдо́н — название коренных русских в Сибири и их потомков. Постоянное население из числа переселенцев из Европейской России сложилось в Западной Сибири в конце XVI—XVII вв.

Подробнее: Чалдоны
Шабоно — коллективное жилище у индейского народа яномамо, проживающего на крайнем юге Венесуэлы и крайнем севере Бразилии.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я