Понятия со словом «коптский»

Ко́птский язы́к (ϯⲙⲉⲧⲣⲉⲙⲛ̀ⲭⲏⲙⲓ Димедременка́ми) — язык коптов, последний представитель египетской языковой семьи, входящей в афразийскую макросемью. Является последней ступенью развития египетского языка, охватывающей примерно две тысячи лет. Использует собственный алфавит на основе греческой системы письма. После завоевания Египта арабами (VII в.) коптское письмо стало постепенно утрачивать своё значение, пока, наконец, не было полностью вытеснено арабским из официального употребления. С XI—XII...
Коптское искусство — термин, который используется для описания искусства египетских христиан первых веков существования христианства, а также — художественного наследия их потомков, коптов, со средних веков до настоящего времени.
Коптское монашество — христианское монашество в Египте. О коптском монашестве в византийский период см. Монашество в византийском Египте.
Коптский календарь, именуемый также Александрийским календарём, используется Коптской православной церковью. Этот календарь основан на древнем Египетском календаре. Во избежание сползания календарных дат по сезонам в 238 до н. э. царь Египта Птолемей III Эвергет попытался провести реформу древнего календаря, заключавшуюся во вставке шестого эпагоменального дня каждые четыре года. Однако, эта реформа не была принята египетскими жрецами и населением, а введение нового календаря было отложено до...
Ко́птский обря́д — один из восточных литургических обрядов. Используется древневосточной Коптской православной церковью и Коптской католической церковью. Наряду с эфиопским обрядом принадлежит к александрийской литургической традиции.
Греческое и коптское письмо (англ. Greek and Coptic) — восьмой блок стандарта Юникод. Содержит все буквы греческого алфавита, а также все коптские буквы негреческого происхождения. К версии 7.0 в блок были добавлены 23 символа.
Ко́птская кни́жная культу́ра — прямое продолжение древнеегипетской и греческой античной книжных традиций в позднеантичном и средневековом Египте. Коптский язык и литература фиксируются с конца III века — в связи с появлением письменных памятников, — и существовали в непрерывном развитии по крайней мере до XIV века. После этого копты переходят на арабский язык, хотя в официальное делопроизводство он был введён ещё в 706 году. Несмотря на то, что коптский язык включает более десяти диалектов и субдиалектов...
Копты — христианское меньшинство в среде мусульманского большинства Египта — имеют долгую историю. В то время как интегрированная часть древнеегипетского общества обратилась в ислам, копты сохранили культурное и религиозное отличие от своих сограждан.

Подробнее: Коптская идентичность
Ко́птская правосла́вная це́рковь Александри́и (копт. Ϯⲉⲕ̀ⲕⲗⲏⲥⲓⲁ ⲛⲣⲉⲙ̀ⲛⲭⲏⲙⲓ ⲛⲟⲣⲑⲟⲇⲟⲝⲟⲥ) — христианская церковь Египта, относящаяся к группе Древневосточных (нехалкидонских) церквей. Как и все другие Древневосточные церкви, Коптская церковь признаёт решения трёх Вселенских соборов, придерживается традиционной для Александрийской богословской школы миафизитской христологии и не входит в семью поместных православных церквей византийской традиции.
Коптская католическая церковь — одна из восточнокатолических церквей, придерживающихся коптского обряда, восходящего к Александрийской литургической традиции. Возникла в результате заключения унии с Римом части Коптской православной церкви. Число приверженцев по данным на 2016 год составляет около 175 тысяч человек, главным образом, в Египте. Церковь насчитывает 7 епископов и 259 священников в 166 приходах. Коптская католическая церковь — одна из шести восточнокатолических церквей, имеющих статус...
Коптская музыка — музыка, исполняемая коптской православной церковью (церковью Египта). Её составляет множество гимнов, которые произносят в ритм с такими инструментами, как тарелки (ручного и большого размера) и треугольник. Коптская музыка чисто религиозная.
Коптский крест — крест, используемый Коптской православной церковью и Коптской католической церковью в Египте. Представляет собой две пересечённые линии под прямым углом с размноженными концами. Три излучины конца обозначают Святую Троицу: Отца, Сына и Святого Духа; все концы вместе символизируют двенадцать апостолов. Из-за витиеватого оформления коптские кресты покупают туристы. У некоторых коптов на внутренней части правой руки есть татуировка в форме креста. Старый коптский крест часто включает...

Связанные понятия

Лекционарий Нового Завета — это сборник текстов Нового Завета, используемый для библейских чтений на литургии. Лекционарные греческие рукописи Нового Завета писаны унциальным или минускульным письмом на пергаменте, велене, папирусе или бумаге и датируются IV—XV веками.
Кхаф , кхоф (амх. ቆፍ) — буква эфиопского алфавита геэз. В амхарском обозначает звук /q/. В гематрии буква «кхоф» соответствует числу «100», но в эфиопской изопсефии число «сто» передаётся через букву йеман — ፻. Это объясняется тем, что эфиопская изопсефия находится в единстве с коптской письменностью, а коптская буква «ро» является омоглифом буквы «йеман».
Арамейская письменность — система консонантного фонетического письма, развившаяся из финикийского письма.

Подробнее: Арамейское письмо
Саи́дский (верхнеегипетский) диалект арабского языка, саи́ди (саидск. صعيدى‎, ; масри ) — одна из двух основных разновидностей арабского языка в Египте, распространённая на юге страны, на которой говорят около трети всех египтян.
Эфиопская (Абиссинская) православная церковь (амх. የኢትዮጵያ ኦርቶዶክስ ተዋሕዶ ቤተ ክርስቲያን Yäityop’ya ortodoks täwahedo bétäkrestyan) — одна из Древневосточных (дохалкидонских) церквей. До 1959 года была автономной церковью, в канонической зависимости от Коптской церкви, после чего получила автокефалию. Как и другие Древневосточные церкви признаёт три Вселенских собора и исповедует миафизитскую христологию. Имеет свой эфиопский обряд, а также особую, не имеющую аналогов в других церковных традициях иерархическую...
Александрийский тип текста (также называемый нейтральным или Египетским) — это один из четырёх главных типов новозаветного текста. Основные рукописи этого типа датируются концом II века (p66, p75).
Гамль, гэмль (амх.ገምል) — буква эфиопского алфавита геэз. В амхарском обозначает /g/. В гематрии соответствует числу «три». В традиционной эфиопской записи чисел буквами коптского алфавита число «три» также пишется через букву «гамма» — ፫.
Традиционно возникновение письменности связывалось с деятельностью богов и культурных героев (Цан Цзе, однако в соответствующих мифологиях письменность зачастую выступает как одна из функций более широкого спектра (красноречие, память, логика, прозорливость в судопроизводстве, создание календаря: Тот, Набу). Доминирование устной традиции, предшествовавшей возникновению письменности, сказалось на отсутствии подобного персонажа в греческой мифологии: напротив, в образе Гомера, легендарного создателя...
Рукопись Матенадарана № 2679 — одна из древнейших, и древнейшая армянская, бумажная рукопись, написанная в X веке.
Нубийские рукописи — тексты библейской и церемониальной тематики, записанные на литургических языках нубийского христианства.
Сирийский алфави́т — алфавит, используемый в сирийском языке, а также в ассирийском и некоторых других семитских языках начиная с I века н. э.. Состоит из 22 букв, произошедших от соответствующих букв более древнего арамейского алфавита. Характер письма курсивный. Направление письма — справа налево.

Подробнее: Сирийское письмо
Самаритянское письмо — алфавит, родственный древнееврейскому письму, однако ок. II в. до н. э. отделившийся от него и сохранившийся с тех времён в практически неизменном виде.
Лекциона́рий — богослужебная книга, сборник фрагментов текстов Священного Писания, расположенных согласно порядку церковного года и применяемая во время богослужений для библейских чтений Литургии слова, в восточной традиции именуемой литургией оглашенных. Возникновение лекционариев различные исследователи относят к III—VIII векам, предшественниками полноценных лекционариев были лекционарные заметки на полях манускриптов священного писания.
Церковь Святой Девы Марии (араб. الكنيسة المعلقة‎, копт. Ⲉⲕⲕⲗⲏⲥⲓⲁ ⲛⲧⲉⲙⲁⲥⲛⲟⲩⲧ) — коптская церковь на территории Старого Каира, в верхней части Водяных Ворот. Известна также как Подвешенная, или Висячая церковь (араб. الكنيسة المعلقة Аль-Муалляка, копт. Ⲉⲕⲕⲗⲏⲥⲓⲁ ϫⲓⲛⲓⲱⲓ)).Церковь является одним из старейших христианских храмов Египта. Её история восходит к III веку нашей эры. Ранее на этом месте располагался один из бастионов римского форта, послуживший фундаментом. Свой современный вид здание приняло...
Гре́ческое правосла́вие (греч. Ελληνορθόδοξη Εκκλησία) — обобщающее официальное название ряда поместных православных церквей, имеющих общие культурно-литургические традиции: богослужение в которых обычно совершается на греческом диалекте койне — языке Септуагинты и оригинала многих книг Нового Завета (есть мнение, что и всех книг Нового Завета).
Синайский служебник — три листа старославянского глаголического текста, содержащие перевод греческого литургического служебника. Входили в состав обнаруженного в монастыре св. Екатерины на горе Синай сборника (подробнее о нём см. в статье «Синайский евхологий»), увезены Порфирием (Успенским) и Н. П. Крыловым в Россию. Ныне два листа хранятся в Российской национальной библиотеке, Спб., шифр Глаг. 2, третий — в Библиотеке академии наук, Спб., шифр 24,4. 8.
Финикийский язык — язык финикийцев, использовался во II—I тысячелетии до н. э. и в начале I тысячелетия нашей эры. Принадлежит к ханаанской подгруппе семитских языков.
Птолемеевский язык — язык жителей Древнего Египта, одна из стадий египетского языка. Основное распространение — периоды эллинистического, римского и византийского Египта (ок. IV век до н. э. — V век н. э.). В российской египтологии термин предложен учёным Ю. Я. Перепелкиным:1.
Ι, ι (название: йо́та, устар. ио́та, греч. ιώτα) — 9-я буква греческого алфавита. В системе греческой алфавитной записи чисел имеет числовое значение 10. Происходит от финикийской буквы — йод. От буквы «йота» произошли латинские буквы I и J и их варианты, кириллические І и (опосредованно) Ї, J, а также многие другие (в особенности посредством образования диграфов и лигатур).

Подробнее: Йота
Араме́йские языки (самоназвание сир. ܐܪܡܝܐ , ивр. ‏ארמית‏‎ Aramit) — группа языков в составе семитской языковой семьи. В древности имперский арамейский язык выполнял роль лингва франка на значительной территории Ближнего Востока.
Арабское письмо Языки России и Средней Азии до перехода на латиницу, а затем кириллицуАрмянское письмо...

Подробнее: Список языков по системам письма
Цаппа (амх. ፀፓ) — буква эфиопского алфавита геэз. В амхарском обозначает эйективный /ṣ/.
Демоти́ческое письмо (устар. энхориальное письмо) — одна из форм египетского письма, применявшихся для записи текстов на поздних стадиях развития египетского языка.
«Абагар» (от лат. Abagarus в честь легендарного царя Авгаря, соответствующего историческому Абгару V Уккаме) — печатный или цельногравированный молитвенник-амулет у болгар и сербов в XVII—XVIII веках. Содержит молитвы, апокрифические заговоры, евангельские чтения, апокрифическое послание царя Авгаря к Иисусу Христу. Мог использоваться как настенные листы аналогично лубку или носиться на теле. Рукописные копии известны с XIV века.
Евхоло́гий, Евхологио́н (ст.‑слав. Еѵхоло́гїй, Еѵхоло́гїωнъ, др.-греч. Εὐχολόγιον — «Сборник молитв» или «Молитвослов» от др.-греч. εὐχή — «молитва» + др.-греч. λέγω — «собирать») — православная богослужебная книга, являющаяся сборником молитв и чинов, взятых из «Служебника» и «Требника». В ней собраны молитвы на разные случаи. Эта книга была в употреблении ещё у византийцев. Из изданных в более позднее время известен евхологий, изданный Ж. Гоаром. Большое количество евхологиев собрал в своем сочинении...
Угари́тский алфави́т — один из древнейших алфавитов (точнее, абугида). Появился в XV веке до н. э. в Угарите — торговом порту на сирийском берегу Средиземного моря. Использовался для записи местных семитских языков.

Подробнее: Угаритское письмо
Группа алфавитов, возникших около X-VIII вв. до н.э. для ряда языков Малой Азии, принадлежавших к анатолийской ветви индоевропейских языков. Происходят от финикийского алфавита, однако, по-видимому, испытали также влияние южноаравийского письма. По одной из гипотез, греческий алфавит возник под их влиянием, однако, несмотря на внешнее сходство с греческими, многие малоазийские буквы имеют иное чтение.

Подробнее: Малоазийские алфавиты
Древние восточные церкви — группа древних церквей восточного христианства, признающих постановления и исповедующих вероучительные догматы только трёх Вселенских соборов. Термины «ориентальные православные церкви», «древневосточные православные церкви» и «древние православные церкви» используются для обозначения шести восточных церквей, не признающих Халкидонский и все последующие, согласно византийской и латинской традициям, Вселенские соборы, в связи с чем в научной и богословской литературе также...
История алфавита началась в Древнем Египте более чем за тысячу лет до изобретения письменности. Первый алфавит, протосинайская письменность, появился приблизительно в середине XIX века до н.э., он предназначался для языка семитов, работавших в Египте. Принцип этого алфавита был заимствован у египетских иероглифов. Большинство существующих в наши дни алфавитов либо напрямую восходят к финикийскому алфавиту (например, латинский и греческий алфавиты), либо были созданы под его влиянием.
Глаго́лица — первый славянский алфавит. Создан в середине IX века византийским миссионером Кириллом для перевода богослужебных текстов с греческого языка на славянский.
Айн (амх. ይን) — буква эфиопского алфавита геэз. В амхарском обозначает /ʔ/. В семитской гематрии буква «айн» соответствует числу «70». В эфиопской изопсефии буква «айн» используется для передачи числа четыре - ፬. Это можно объяснить тем, что «айн» является омоглифом коптской буквы дальда, и поэтому, в эфиопской традиции семьдесят пишут через слог «ро» - ፸.
Пальмирский алфавит — это консонантный алфавит семитского типа, ответвление арамейского и предок сирийских письменностей. Направление алфавита левостороннее. Алфавит во многом аналогичен стилизованному курсиву «квадратного» еврейского письма. Центр распространения — город в Сирийской пустыне Пальмира, или Тадмор, или Тамар. Пальмирские надписи были найдены в Пальмире, Дура-Европосе, Палестине, в Египте и других районах Северной Африки, а также в развалинах древних Том (Констанца) на Черном море...
Масореты (ивр. ‏ בעלי המסורה‏‎ баалей ха-масора) — группы еврейских учёных, сосредоточенные главным образом в Иерусалиме, Тверии и Вавилонии, которые в период с VII по XI век фиксировали традиционное произношение в Еврейской Библии и вырабатывали систему диакритических знаков для обозначения гласных в еврейском консонантном письме. Пометки масоретов делались на иврите и (реже) на арамейском языке.
Древние южноаравийские языки (араб. العربية الجنوبية القديمة‎), называемые иначе эпиграфическими южноаравийскими, были некогда языками великих цивилизаций Южной Аравии (например Сабейское царство). Не являются предками современных южноаравийских языков. Письменность, которой выполнены монументальные надписи на этих языках, в результате сабейской колонизации проникла в Эфиопию, на её основе возник геэзский алфавит, который до сих пор используется в Эфиопии и Эритрее.
Дамаски́ны — проповеди на болгарском языке (первоначально также на церковнославянском).
Сири́йская литерату́ра — письменность на сирийском языке. Возникла в дохристианскую эпоху, однако получила наибольшее распространение после того, как восточноарамейское наречие Осроены превратилось в язык литературы и культа христианских общин, проживающих от Сирии и Палестины до Адиабены и Ирана.
Апо́стольские мужи́ (греч. Αποστολικοί Πατέρες — апостольские отцы) — авторы ряда раннехристианских текстов второй половины I и II веков. Наименование «апостольские мужи» призвано продемонстрировать их прямую связь с апостолами, которых многие из апостольских мужей знали лично. Термин появился лишь в XVII веке и обычно связывается с именем патролога Котелериуса, издавшего в 1672 году под названием лат. Patres aevi apostolici писания Варнавы, Климента Римского, Ермы, Игнатия и Поликарпа.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я