Понятия со словом «кончающийся»
Связанные понятия
Эли́зия (лат. elisio, выдавливание, выталкивание) — фонетическое явление в латинском стихе; заключается в том, что при чтении опускается 1) гласный на конце слова, 2) последний гласный в слове, если за ним следует «m» — если следующее слово начинается с гласного или сочетания «h» + гласный. Напр. Atque ubi iam patriae perventum ad limina sedes (Verg. Aen. ΙΙ 643) читается как ‘át-ku-bi-jám-pat-ri-áj-per-vén-tad-lí-mi-na-sé-des’. В греческом стихе аналогичное явление — апокопа.
О́ни (ო, груз. ონი) — четырнадцатая буква грузинского алфавита (в старых грузинских алфавитах была шестнадцатой), обозначает гласный «о» огубленный гласный заднего ряда средне-верхнего подъёма. В изопсефии имеет значение «70».
Ретрофлексный согласный (от лат. retro «обратно, назад» и flexio «сгибание»), иногда ретрофлексивный согласный или церебральный согласный (особенно в индологии, санскр. мурдханья — от мурдхан «голова»), также какуминальные согласные — согласный звук, при произнесении которого кончик языка поднимается к твёрдому нёбу и немного загибается назад.
Подробнее: Ретрофлексные согласные
Боковы́е (или латера́льные, от лат. laterālis, «боковой») согласные — это звуки, образуемые проходом воздуха по бокам (или с одного бока) смычки кончика языка с зубами или альвеолами, а также средней части языка с твёрдым нёбом. При их образовании происходит сужение прохода вдоль мускулов языка, обычно не вызывающее дополнительных шумов.
Подробнее: Боковые согласные
Дорсальные согласные произносятся при помощи основной части языка. Они контрастируют с корональными, производимыми передней мягкой частью языка, и с корневыми, извлекаемыми корнем языка.
Смы́чные согласные, также окклюзивы (от лат. occlusio «сокрытие») — согласные звуки, при артикуляции которых органы речи находятся в таком положении, что поток воздуха из легких полностью блокируется с помощью смычки, создаваемой в полости рта или в гортани.
Глухо́й увуля́рный фрикати́в — глубокий заднеязычный задненёбный (или фарингальный) глухой согласный. В немецкой фонетической традиции имеет название ахла́ут (нем. Ach-Laut).
Амфибра́хий (греч. ἀμφίβραχυς «с обеих сторон краткий») — стихотворный размер (метр), образуемый трёхсложными стопами с сильным местом (ударением) на втором слоге.
Афере́за (др.-греч. ἡ ἀφαίρεσις — отнятие, лишение, убывание; грам. опущение начальной буквы) — фонетическое явление; в широком смысле, выпадение начального звука в слове, главным образом безударного гласного. Аферезу можно считать частным случаем синкопы.
Диа́стола (др.-греч. ἡ διαστολή «растяжение, расширение, разрежение») — фонетическое явление в античном стихе; удлинение краткого слога metri causa (по требованию метра); то же, что эктазис. Например, в др.-греч. μουσαι может быть удлинён дифтонг αι; в лат. mīles может быть удлинён второй слог (см. mīlēs sagittas et celerem fugam, Hor. Carm. II XIII 17), что даст возможность произнести стопу как не как трохей (—U), но как спондей (— —).
Трифто́нг (др.-греч. τρίφθογγος — «трёхголосный») — сложный гласный, состоящий из трёх элементов, образующих один слог. В речи трифтонг часто стягивается в дифтонг. Длительность произнесения трифтонга почти равна длительности дифтонга.
Глухие переднеязычные взрывные согласные — наиболее часто встречающиеся в языках мира согласные. В международном фонетическом алфавите обозначаются символом ⟨t⟩. По месту образования различают такие разновидности глухих переднеязычных взрывных согласных, как зубной, зубно-альвеолярный, альвеолярный и постальвеолярный. Два из них обозначаются символами с подстрочной диакритикой: зубной — ⟨t̪⟩, постальвеолярный — ⟨t̠⟩.
Гласные нижнего подъёма — разновидность гласных звуков, которые произносятся с низким поднятием соответствующей части языка в ротовой полости.
Гласные заднего ряда — гласные, образующиеся в задней части гортани. В русском языке это гласные о (в двух вариантах произношений — как и , то есть, соответственно, как о в слове мост и мосты) и у.
Са (араб. ﺙ; с̱а̄’) — четвёртая буква арабского алфавита. Са — одна из шести букв, которые не были заимствованы из финикийского алфавита. Используется для обозначения звука θ.
Ана́пест (греч. ἀνάπαιστος «отражённый назад; обратный <дактилю>»); менее распространено ударение анапе́ст (соответствующее нем. Anapä́st) — трёхсложный стихотворный размер.
Разностопность — в силлабо-тоническом стихосложении чередование в стихотворении стихов различной стопности.
Тра́нсфикс (от лат. transfixus — пробитый, пронзённый) или диффикс — в лингвистической морфологии разновидность аффикса, разрывающая корень слова, состоящий из согласных, путём вставки гласных (например, в трёхгласном корне арабского языка). В отличие от инфикса, трансфикс состоит из нескольких фонем, дистантно вставленных между фонемами корня. Последовательная трансфиксация характерна для неконкатенативной морфологии семитских языков.
В китайских языках слоги традиционно членят на составные части в соответствии с положением фонем. Существует несколько классификаций частей слога, различающихся по глубине.
Подробнее: Деление слога в китайской фонетике
Гиперкатале́ктика (от др.-греч. ὑπερκατάληκτος, содержащий лишнее количество слогов) — в метрическом и силлабо-тоническом стихосложении, понятие окончания стиха стопой, в состав которой включён дополнительный слог. Например, гиперкаталектический дактилический диметр, —UU —UU—, где второй дактиль увеличен на один долгий слог (—UU → —UU—). Понятие гиперкаталектики в известной мере условно, так как гиперкаталектический стих в большей степени принято рассматривать как каталектический большего размера...
В фонетике и фонологии соно́рные согла́сные — это звуки, производимые без участия турбулентного потока воздуха в голосовом тракте (такие как и ). Также к сонорным относят аппроксиманты, носовые согласные, одноударные и дрожащие. По степени звучности, все звуки, находящиеся выше фрикативных, являются сонорными, из-за чего они способны образовывать вершину слога в тех языках, которые различают звучность такого уровня.
Апика́льные согла́сные (кончиковые) — звуки, произносимые, когда поток воздуха преграждается самым кончиком языка. Противоположное место занимают ламинальные согласные, которые произносятся с помощью прижимания всего языка к зубам. Это различие не особенно распространено и обычно относится только к фрикативным согласным и аффрикатам. Встречается в баскском, китайском и в сербохорватском языках.
Катале́ктика (от др.-греч. κατάληκτος, усеченный) — в метрическом и силлабо-тоническом стихосложении понятие окончания строки неполной урезанной стопой, в отличие от неурезанной при акаталектике. Соответственно, каталектический стих — любой стих, в котором последняя стопа полностью не сохраняется и урезана. Примеры каталектического стиха...
Экта́зис (др.-греч. ἡ ἔκτᾰσις, растяжение) — фонетическое явление в античном стихе; удлинение краткого слога metri causa (по требованию метра); то же, что диастола. Напр. в древнегреческом в слове «Μουσαι» может быть удлинён дифтонг αι; в латинском «mīles» может быть удлинён второй слог (mīlēs sagittas et celerem fugam, Hor. Carm. II XIII 17), что даст возможность произнести стопу как не как трохей —U, но как спондей ——. Явление эктазиса происходит как правило в том случае, когда короткий слог попадает...
Заднеязычные согласные (также задненёбные, мягконёбные, веля́рные ) — согласные, образуемые поднятием задней части спинки языка к заднему (мягкому) нёбу или к задней части твёрдого нёба.
Ца́ди (правильнее ца́де, ивр. צָ֫דֵי; иногда ошибочно называется цадик) — восемнадцатая буква еврейского алфавита.
Звонкие переднеязычные взрывные согласные — согласные, обозначаемые международном фонетическом алфавите символом ⟨d⟩. По месту образования различают такие разновидности звонких переднеязычных взрывных согласных, как зубной, зубно-альвеолярный, альвеолярный и постальвеолярный. Два из них обозначаются символами с подстрочной диакритикой: зубной — ⟨d̪⟩, постальвеолярный — ⟨d̠⟩.
Дифтонгоиды (др.-греч. δί-φθογγον, δί-φθογγος от др.-греч. δίς (δῐ-) — «дважды, двукратно» + др.-греч. φθόγγος — «голос, звук», буквально «с двумя звуками» или «с двумя тонами») — это гласные, звучание которых неоднородно. Дифтонгоиды начинаются или заканчивающиеся кратким призвуком другого гласного, обычно близкого по артикуляции; характеризуются скользящей артикуляцией, но степень скольжения в них значительно слабее, чем, например, у дифтонгов. В них не происходит радикального изменения качества...
В церковнославянском языке
ударение фигурирует в качестве одного из основных надстрочных знаков (наряду со знаками паерок, придыхание, титло).
Ненапряжённый огублённый (огу́бленный) гласный среднего ряда — гласный звук, присутствующий в некоторых языках мира. В алфавите МФА может быть представлен символом ʊ̈, как вариация звука ʊ (ненапряжённый огубленный гласный заднего ряда верхнего подъёма) среднего подъёма, или же символом ʉ̞ — как сниженный подъём звука ʉ, огубленного гласного среднего ряда верхнего подъёма. Также изображается символом ᵿ.
Лабиопалатальный аппроксимант — тип ротового центрального согласного звука, присутствующий в ряде языков мира. Данный звук является коартикулированным: при его произнесении язык приближается к твёрдому нёбу, а губы принимают округлую форму, делая звук лабиализованным. Таким образом, этот звук является лабиализованным () и полугласным, соответствующим огубленному гласному переднего ряда верхнего подъёма .
Спонде́й (др.-греч. σπονδή «<культовое> возлияние») в квантитативной классической метрике — стопа, состоящая из двух долгих слогов. В квалитативной силлаботонике спондей трактуется как ямбическая стопа со сверхсхемным ударением; в такой спондеической стопе возникают два силовых ударения подряд.
Парагога (др.-греч. παραγωγή) — добавление звука или слога к концу слова; эпентеза, возникающая на конце слова в целях облегчения произношения на стыке слов.
Гиперкаталектическое окончание — наличие в последней стопе стихотворной строки лишних (против нормального их числа) безударных слогов; так в строке...
Переднеязычные согласные (лат. linguales priores) — согласные звуки человеческой речи, при произношении которых активным органом является передняя часть языка. Язык при этих звуках может иметь или корональную, или дорсальную, или латеральную, иначе — боковую артикуляцию. Участие различных пассивных органов речи также находится в связи с артикуляциями. При помощи органов речи передняя часть языка выполняет свои артикуляции.
Диере́за (тж. диере́зис, диэре́зис) (др.-греч. ἡ διαίρεσις, деление, членение, различение) — фонетическое явление в античном стихе; раздельное произношение крайних гласных на словоразделе, в хиатусе; отсутствие номинальной для этого случая апокопы или элизии. Напр. «Ō ēt dē Latiō, ō ēt dē gēnte Sabīna» (Ovid. Metam. XIV 832), где все смежные гласные произносятся отдельно. В большинстве случаев явление диерезы происходит metri causa (по требованию метра) и вызвано необходимостью сохранить позицию...
Понятие эмфати́ческие согла́сные происходит из лингвистического описания семитских языков и описывает ряд шумных согласных, отличающихся от других звонких и глухих согласных.
Подробнее: Эмфатические согласные
Глайд (англ. glide — «скольжение») — в фонетике: краткий, неполный, неопределённый по качеству звук, возникающий как переходный элемент в сочетании звуков, различных по месту образования. Причина возникновения глайда состоит в том, что голосовая щель остаётся открытой, в то время как органы речевого аппарата стремятся занять новое положение. Примерами могут служить рус. воля, где соответствующий элемент произносится между и (u-образный переход), и тяга с i-образным переходом между и .
Звонкий альвеолопалатальный спирант — мягкий шипящий согласный звук, также называемый звонкий альвеопалатальный фрикатив, звонкий альвеопалатальный щелевой согласный. В транскрипции МФА обозначается символом , а в X-SAMPA — .