Понятия со словом «задник»

Цифровой задник — сменный модуль системного фотоаппарата, предназначенный для преобразования оптического изображения в файлы цифровых фотографий. Цифровой задник устанавливается на плёночный фотоаппарат, превращая его в цифровой. В отличие от цифровых фотоаппаратов, выполненных как одно целое, конструкция со сменным задником позволяет снимать также на фотоплёнку.

Связанные понятия

Среднеформатные цифровые фотоаппараты — класс цифровых фотоаппаратов, обладающий матрицей среднего формата.
Портре́тный объекти́в — название группы длиннофокусных объективов, специально предназначенных для портретной фотосъёмки и киносъёмки крупным планом. Для портретного объектива характерны постоянное фокусное расстояние, в фотографии примерно равное удвоенной диагонали кадра, и большая светосила. Сочетание таких параметров позволяет получать наиболее приемлемый для портрета оптический рисунок за счёт небольшой глубины резкости и незначительных перспективных искажений. Однако, главным признаком портретного...
Переходник — устройство, позволяющее использовать принадлежности, не предназначенные для данного типа фотоаппарата.
Макросъёмка (от др.-греч. μακρός — «большой», «крупный», — и съёмка) — вид кино- и фотосъёмки, при котором изображаемые объекты снимаются в масштабе 1:1 или крупнее (по другой версии — в масштабе 1:10 или крупнее).
Фокусировочный мех (в обиходе — «гармошка») — светонепроницаемое подвижное соединение объектива и кассетной части фотоаппарата, позволяющее плавно менять расстояние между ними в процессе фокусировки. Устройство фокусировочного меха аналогично пневматической камере гармони и позволяет сочетать подвижность с герметичностью. Использование меха характерно для складных фотоаппаратов большого или среднего формата, однако встречается и в других оптических приборах, например, в фотоувеличителях и устройствах...
Крупноформа́тная ка́мера — фотоаппарат с размером кадрового окна 8×10 сантиметров и более. Большинство крупноформатных фотоаппаратов являются камерами прямого визирования. Часть студийных камер этого типа называются карданными или монорельсовыми из-за конструкции, допускающей взаимные подвижки объектива и кассетной части (негативной доски) в широких пределах. В карданных камерах обе части крепятся к несущей штанге при помощи шарниров, позволяющих им смещаться поперёк оптической оси и отклоняться...
Фотоувеличи́тель — проекционный аппарат, предназначенный для оптической фотопечати. Устройство создаёт действительное изображение негатива (реже — диапозитива) на фотобумаге или позитивной листовой фотоплёнке при помощи искусственного источника света. Спроецированное изображение чаще всего увеличено по сравнению с оригиналом, но может быть и уменьшенным, или совпадать с ним по размерам. Фотоувеличители могут иметь горизонтальную или вертикальную конструкцию, но наибольшее распространение получили...
Кине-Экзакта (нем. Kine Exakta или Kine Exacta в экспортном исполнении) — первый в мире серийный малоформатный однообъективный зеркальный фотоаппарат, выпуск которого в Германии продолжался с перерывами с 1936 до 1949 года. Впервые камера представлена на Лейпцигской ярмарке в марте 1936 года. Двумя годами ранее в СССР был выпущен аналогичный фотоаппарат «Спорт», рассчитанный на такую же киноплёнку. Но его серийное производство было налажено лишь в 1937 году, что среди историков фотоаппаратостроения...
Кадрирование (от фр. cadre — кадр) при фото-, кино- и видеосъёмке — выбор точки съёмки, ракурса и направления съёмки, а также угла зрения и типа объектива для получения необходимого размещения объектов в поле зрения видоискателя аппаратуры и на итоговом изображении.
Зеркальный фотоаппарат (зеркальная камера, в просторечии зерка́лка) — фотоаппарат, видоискатель которого основан на зеркале, расположенном за объективом под углом 45° к его оптической оси. Это позволяет осуществлять визирование непосредственно через съёмочный или вспомогательный объектив. В киносъёмочной аппаратуре такому типу видоискателя соответствует зеркальный обтюратор.
Псевдозерка́льный фотоаппара́т (англ. Bridge camera) — класс любительской фотоаппаратуры, заполняющий нишу между компактными и однообъективными зеркальными камерами потребительского сегмента. Получили своё название от греч. ψευδής — «ложный» за сходство с однообъективными зеркальными фотоаппаратами. Первые псевдозеркальные фотоаппараты вместо подвижного зеркала содержали светоделительную призму, разделявшую свет от объектива на две части, одна из которых направлялась в видоискатель упрощённой конструкции...
Светографика (англ. light graphic) — техника фотографии, основанная на съёмке в темноте и экспонировании сюжета при помощи перемещаемых вручную источников света на длительной выдержке. При этом светящиеся объекты и следы от них могут использоваться в качестве части сюжета или для освещения других предметов в поле зрения фотоаппарата.
Диаско́п — оптический прибор для просмотра диапозитивов через окуляр при помощи внешнего источника света или же при помощи встроенной в диаскоп лампы накаливания.
Складной фотоаппарат — фотоаппарат, у которого оправа объектива связана с корпусом системой подвижных рычагов и фокусировочным мехом. Такая конструкция, характерная для среднего и крупного форматов, позволяет сохранять компактность камеры в сложенном состоянии, несмотря на большие размеры кадра и фокусное расстояние объектива. В походном состоянии фотоаппарат складывается и объектив вместе с мехом убирается в корпус, который закрывается откидным нижним основанием. Для проведения съёмки основание...
Архитектурная фотография, архитектурная фотосъёмка — жанр фотографии, фотосъёмка архитектурных сооружений (зданий и их комплексов, мостов и т. п.). Как правило, ставит целью получение документального снимка, создающее необходимое представление о внешнем виде снимаемого объекта или его деталей.
Двухобъекти́вный зерка́льный фотоаппара́т (TLR — англ. Twin-Lens Reflex camera) — разновидность зеркальных фотоаппаратов с отдельным объективом зеркального видоискателя, который фокусируется синхронно со съёмочным объективом за счёт механического сопряжения их оправ.
Диапрое́ктор, сла́йд-прое́ктор — разновидность проекционного аппарата для демонстрации диапозитивов, и других прозрачных носителей неподвижного изображения. Название оптического прибора означает использование диапроекции с помощью проходящего света, тогда как эпипроекция основана на использовании света, отражённого от непрозрачных оригиналов. Наибольшую популярность диапроектор приобрёл во второй половине XX века.
Электронный видоискатель (EVF, англ. Electronic ViewFinder) — разновидность видоискателя, применяемая в телевизионных передающих камерах или компактных видеокамерах и основанная на использовании кинескопа или жидкокристаллического дисплея. По сути, электронный видоискатель представляет собой компактный видеомонитор, позволяющий телеоператору наблюдать изображение, формируемое передающей камерой. До конца 1990-х годов подавляющее большинство электронных видоискателей были чёрно-белыми. С развитием...
Ма́ска — непрозрачная или полупрозрачная заслонка, применяемая для ограничения или предотвращения доступа света к какой-либо части кадра при съёмке, печати или проекции изображения. Применяется в фотографии и кинематографе в качестве приёма комбинированной съёмки для соединения разных изображений, изменения соотношения сторон кадра или ограничения поля зрения (например для имитации вида через бинокль). В двух последних случаях чаще употребляется термин каше́ (фр. Сacher «прятать, заслонять») или...
Бле́нда (нем. Blende от нем. blenden — заслонять) — трубчатое приспособление или козырёк, устанавливающееся перед входным окном оптических приборов для защиты от попадания постороннего света. Разновидность полевой диафрагмы, предназначенной для ограничения поля зрения в пространстве предметов. Чаще всего бленда устанавливается перед киносъёмочными или фотообъективами, предотвращая засветку их передних линз нежелательным светом.
Фокусировочный экран, сменный фокусировочный экран — оптическая поверхность, которая служит для наблюдения и фокусировки действительного изображения, даваемого съёмочным объективом фотоаппарата или кинокамеры.
Малоформа́тная фотогра́фия — фотография, основанная на использовании кадра размером 24×36 мм на 35-мм фотоплёнке с двухсторонней перфорацией, или на такой же киноплёнке. Малоформатными также считались фотоаппараты Instamatic с размером кадра 28×28 мм на 35-мм плёнке с односторонней перфорацией, в настоящее время вышедшей из употребления. Небольшой по сравнению со средним и крупным форматами размер кадра определяет компактность малоформатной аппаратуры, пригодной для съёмки с рук и достаточно лёгкой...
Удлинительные кольца, промежуточные кольца, макро-кольца (от др.-греч. μακρός — большой, крупный) — металлические или пластмассовые кольца, устанавливаемые между корпусом фотоаппарата или кинокамеры и сменным объективом для его фокусировки на очень близкие предметы и съёмки в крупном масштабе. В отличие от насадочных линз, позволяющих вести макросъёмку любыми типами аппаратуры, удлинительные кольца могут использоваться только со съёмными объективами, однако значительно меньше влияют на качество изображения...
Бипа́к — технический приём в кинематографе, предусматривающий использования для съёмки двух киноплёнок, заряжаемых в киносъёмочный аппарат одновременно. Термин «бипак» также относится к комплекту из двух киноплёнок, используемому в этой технике. Бипак применялся в плёночном кинематографе для комбинированных съёмок и в первых технологиях цветного кинематографа, таких как «Синеколор» и «Техниколор».
Шифт-объектив — название группы специальных объективов, обладающих возможностью подвижек относительно кадрового окна фотоаппарата за счёт конструкции оправы и увеличенной кроющей способности. В маркировке объективов, допускающих только сдвиг оптической оси в поперечном направлении, присутствуют буквы PC, означающие управление перспективой (англ. Perspective Control, Perspective Correction). При наличии дополнительной возможности наклона оптической оси, объектив чаще всего маркируется аббревиатурой...
Многократная экспозиция или мультиэкспозиция — специальный приём в фотографии и кинематографе, который заключается в том, что один и тот же кадр фотоматериала экспонируется несколько раз. Приём используется как один из методов хронофотографии или в качестве творческого приёма в фото- и киноискусстве. В последнем случае многократная экспозиция позволяет совместить в одном кадре несколько объектов и действий, в реальности расположенных в разных местах и происходящих в разное время. Такие приёмы комбинированной...
Панорамная фотография — разновидность фотографии, которая позволяет создавать изображение с большим углом обзора по горизонтали. Термин также применим к фотографиям, скадрированным до сравнительно большого соотношения сторон, как правило больше, чем 2:1. Поскольку не существует чёткой границы между «широкоугольной» и «панорамной» фотографией, первая из них обычно относится к типу использованного объектива, хотя сам по себе широкоугольный объектив не даёт панорамного изображения. Изображение, даваемое...
Компа́ктная ка́мера — фотоаппарат со встроенным объективом, как правило, небольшого веса и малых габаритов. Версии с автоматизированной системой работы всех узлов без необходимости устанавливать параметры съёмки, либо с ограниченным необходимым набором настроек, в просторечии называют «мыльницами».
Наса́дочная ли́нза (ма́кроли́нза при положительном фокусном расстоянии, англ. close-up filter) — дополнительное приспособление к объективу, изменяющее величину его фокусного расстояния (угла изображения). Она заключена в оправу и надевается непосредственно на объектив, обычно, накручиваясь как светофильтр. Положительная линза уменьшает фокусное расстояние (увеличивает угол изображения), а отрицательная увеличивает (уменьшает угол изображения). Наиболее распространены обычные однолинзовые, сферические...
Виньети́рование (фр. vignette — заставка) — явление частичного ограничения (затемнения) наклонных пучков света оправой или диафрагмами оптической системы. Результатом является снижение яркости изображения к краям поля зрения системы. В фотографических, киносъёмочных, телевизионных и проекционных объективах это проявляется в виде повышенной яркости центральной части кадра по отношению к его углам.
Сверхширокоугольный объектив — короткофокусный объектив, угловое поле которого превышает 90° по диагонали кадра, а фокусное расстояние короче, чем наименьшая сторона прямоугольного кадра. Таким образом для малоформатного фотоаппарата все объективы с фокусным расстоянием менее 24 мм считаются сверхширокоугольными, поскольку размер такого кадра составляет 24×36 мм. Сверхширокоугольными могут быть как фикс-объективы, так и зумы, если диапазон фокусных расстояний у последних удовлетворяет нужным условиям...
Фи́льмовый кана́л (часто употребляется разговорное фильмово́й кана́л) — элемент лентопротяжного тракта фотоаппарата, киносъёмочного аппарата, кинопроектора, телекинопроектора и кинокопировального аппарата, в котором плёнка (киноплёнка) движется строго ориентированно в определенном точном положении относительно объектива для обеспечения максимальной резкости изображения. Фильмовый канал является наиболее ответственным узлом лентопротяжного тракта, от точности изготовления которого зависит качество...
Блужда́ющая ма́ска — разновидность технологий комбинированных съёмок, позволявшая совмещать актёров и другие объекты с произвольным фоном при помощи раздельной экспозиции в сочетании с движущейся непрозрачной маске на вспомогательной киноплёнке. В отличие от неподвижного каше, этот способ предусматривает совмещение движущихся предметов, контуры которых непрерывно изменяются. Один из наиболее эффективных приёмов совмещений до появления цифровых технологий кинопроизводства. В настоящее время полностью...
Усовершенствованная фотосистема (англ. Advanced Photo System, APS) — совокупность стандартов фотооборудования, рассчитанного на фотоплёнку формата IX240 шириной 24 мм с расширенными возможностями автоматической обработки. Разработан консорциумом крупнейших производителей аппаратуры и фотоматериалов: Nikon, Canon, Minolta, Kodak и Fujifilm в качестве замены малоформатной фотографии. Плёнки стандарта IX240 выпускались с 1996 года под различными брендами: Advantix (Eastman Kodak), Nexia (Fujifilm...
Пентапри́зма — отражательная призма, имеющая в сечении, перпендикулярном рабочим граням, вид пятиугольника. Две грани пентапризмы покрыты отражающим слоем, а из трёх прозрачных одна нерабочая. Свет, вошедший в пентапризму, всегда выходит из неё под прямым углом к первоначальному направлению за счёт угла между отражающими гранями, составляющего 45°. Благодаря чётному количеству отражений, изображение, видимое через пентапризму, остаётся прямым. При замене одной из отражающих граней двумя, расположенными...
Широкоуго́льный объекти́в — объектив, фокусное расстояние которого короче «нормального». В фотографии оно должно быть меньше, чем диагональ используемого кадра, поэтому к группе широкоугольных принято относить фотообъективы, обладающие углом поля зрения от 52° до 82° включительно. В кинематографе широкоугольными считаются киносъёмочные объективы, фокусное расстояние которых менее удвоенной диагонали кадра киноплёнки. Объективы с углом поля зрения шире, чем 90°, считаются сверхширокоугольными. В фотографии...
Одноступе́нный фотопроце́сс, Диффузио́нный фотопроце́сс — технология быстрого получения позитивного фотографического изображения при помощи фотоматериалов с автоматическим проявлением встроенными химреактивами. Такие фотоматериалы обладают более сложным устройством, чем традиционные, но не требуют обработки в условиях фотолаборатории. На основе материалов одноступенного процесса существует моментальная фотография, которая до появления цифровой была единственным способом оперативного получения готовых...
Стереопа́ра — пара плоских изображений одного и того же объекта (сюжета), имеющая различия между изображениями, призванные создать эффект объёма.
«Сме́на» — наименование семейства советских шкальных фотоаппаратов и другой фотографической техники, производившейся в 1939—1941 годах и с 1953 до 1990-х годов заводом ГОМЗ (впоследствии ЛОМО) в Ленинграде и в 1957—1961 годах — заводом ММЗ (БелОМО) в Минске (Белоруссия).
Фильмоско́п — принятое в СССР название диапроекторов, специально предназначенных для демонстрации рулонных диафильмов с размером кадра 18×24 мм.
Клинья Додена, фокусировочные клинья (англ. Split-Image Rangefinder) — вспомогательное фокусировочное приспособление, нашедшее наиболее широкое применение в зеркальных фотоаппаратах. Устройство состоит из двух полуцилиндрических призм, расположенных в круглом углублении в центре фокусировочного экрана зеркального видоискателя. При этом наклонные поверхности призм расположены навстречу друг другу и пересекаются в плоскости, совпадающей с поверхностью матового стекла.
Плёночный фотоаппарат — распространённое жаргонное название классических фотоаппаратов, рассчитанных на использование фотоматериалов с химическим способом записи изображения. Название появилось в конце XX века одновременно с распространением новейших классов аппаратуры с электронными технологиями регистрации неподвижных снимков, в том числе видеофотоаппаратов и цифровых фотоаппаратов. Другое название этой разновидности фототехники — аналоговый фотоаппарат, поскольку она предназначена для аналоговой...
Экза́кта (нем. Exakta или Exacta в экспортном исполнении) — название однообъективных зеркальных фотоаппаратов, производившихся германской компанией Ihagee с 1933 года. На момент начала производства камеры «Экзакта» были основой одной из наиболее развитых в мире фотосистем. В 1970-х годах семейство было заменено более современной фотоаппаратурой Praktica.
Фокальный затвор — разновидность фотозатвора, заслонки которого расположены вблизи фокальной плоскости объектива, то есть непосредственно перед кадровым окном, где расположен фотоматериал или фотоматрица. Все фокальные затворы являются шторно-щелевыми, а их заслонки называются шторками. Поэтому в советской и российской литературе распространено другое название: шторный затвор, что не совсем корректно, поскольку шторки могут использоваться и в некоторых типах апертурного затвора.
Пресс-камера — фотоаппарат прямого визирования, дополнительно оснащённый видоискателем, позволяющим осуществлять кадрирование и фокусировку без снятия кассеты с фотоматериалом. Этот тип фотоаппаратуры специально предназначен для фотожурналистики («пресс-фотографии»), что и отражено в названии. Понятие характерно, главным образом, для иностранного фотоаппаратостроения. В советской и российской классификации оно не встречается ввиду практического отсутствия собственной аппаратуры этого класса. Единственный...
Ада́птер-переходни́к (ада́птер, переходни́к, хвостови́к, переходно́е кольцо́) — приспособление, позволяющее устанавливать на фотоаппарат, киносъёмочный аппарат, видеокамеру или цифровую кинокамеру объективы с типом крепления, не совпадающим с креплением этой камеры. Адаптером также может считаться переходное устройство, позволяющее производить съёмку действительного изображения, создаваемого микроскопом и телескопом, а также другими оптическими приборами.
Монта́жный стол — устройство для просмотра отснятой киноплёнки и монтажа кинофильмов. Используется при «оптической» технологии кинопроизводства в цехах монтажа на киностудиях. В настоящее время простейшие монтажные столы используются в кинохранилищах для просмотра архивных киноплёнок, а также в кинотеатрах для склеивания частей фильма в один рулон, предназначенный для плэттеров. Упрощённые устройства просмотра 8 и 16-мм киноплёнки — киноскопы — выпускались для кинолюбителей. Современная цифровая...
Фотоплёнка тип-220 — тип неперфорированной катушечной фотоплёнки, предназначенной для среднеформатных фотокамер. На сегодняшний день, плёнки типов 220 и 120 — единственные производимые фотоматериалы для среднего формата.
Кодоско́п или Графопрое́ктор — оптический прибор, предназначенный для проекции прозрачных оригиналов с изображением на большой экран. В отличие от других типов проекторов, снабжён конденсором большого размера, расположенным горизонтально и позволяющим укладывать на него диапозитивы размером до одной машинописной страницы. Благодаря удобству широко использовался в учебных заведениях до вытеснения современными цифровыми системами мультимедийных презентаций.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я