Понятия со словом «жальник»

Жальник — название населением Новгородской области древних языческих могильников курганного типа. В другом значении — старинное кладбище, погост, скудельница. На церковнославянском языке словом жальник передавалось греческое μνημεϊον «могила» (старославянское жаль то же).

Связанные понятия

Со́пка — это вид монументальной (высокой) погребальной насыпи курганного типа, соответствующий культуре Сопок. В настоящее время под сопкой понимается монументальное курганное сооружение с погребениями по обряду трупосожжения.
Пустошенский могильник — захоронения предположительно XI века, расположенные на окраине села Пустоша в Шатурском муниципальном районе Московской области.
Одинцовские курганы — славянские курганные захоронения XI—XIII веков, находящиеся в Подушкинском лесопарке и входящие в территорию Спортивного парка отдыха им. Героя России Ларисы Лазутиной. Комплексу присвоена федеральная категория особо охраняемого объекта. Является небольшим кладбищем местного населения — курганную насыпь традиционно возводили над телом усопшего соплеменника или остатками его кремации.
Курган — разновидность погребальных памятников, распространённая на всех континентах, кроме Австралии и Антарктиды. Характеризуется обычно сооружением земляной насыпи над погребальной ямой. Выделяются многочисленные типы курганов, характеризующиеся особенностями конструкции погребальной камеры и насыпи. Название происходит от тюркского «корган» — сооружение, крепость.
Абра́мово — городище и курганные могильники, обнаруженные около деревни Абрамово Верхнедвинского района Витебской области. Городище и могильники входят в список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.
Тро́ицкий раскоп — место археологических изысканий в Великом Новгороде. Находится на территории исторического Людина конца, у начала Троицкой-Пробойной (в советское время Пролетарской) улицы. Своё название получил по имени рядом стоящей церкви Троицы (первоначальная постройка — 1365 года).
Культу́ра пско́вских дли́нных курга́нов — раннесредневековая археологическая культура, существовавшая в V—XI веках на территории Северо-запада России.
Курганы вятичей — коллективные или индивидуальные погребальные земляные сооружения славянского племени вятичей XI—XIV веков. Выглядят как невысокие земляные холмы, часто образуют группы, в которых отдельные курганы расположены в шахматном порядке.
Моховский археологический комплекс — археологический комплекс X—XI веков в Лоевском районе Гомельской области Белоруссии. Расположен деревни Мохов, в 8 км севернее посёлка Лоев на правом берегу Днепра, выше устья реки Сож.
Абаку́мы — поселение и курганный могильник, обнаруженные около деревни Абакумы Лоевского района Гомельской области. Могильник входит в список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.
И́льмовая падь — крупнейший комплекс хуннских могильников II—I вв. до н. э., расположенный к востоку от села Усть-Кяхта Кяхтинского района Республики Бурятия, восточнее федеральной автомагистрали А340 (Кяхтинский тракт), в 23 км к северу от города Кяхта, в 212 км к югу от города Улан-Удэ.
Культура древних славян — культура славянских племён до их разделения на восточных, западных и южных; примерно с VI по VIII век.
Ка́пище (святилище, устар. идолище, жрище, поганище, кумирня) — культовое место, на котором устанавливались идолы языческих богов, языческий храм. У восточных славян...
Ка́менный я́щик — древнее погребальное сооружение прямоугольной формы из каменных плит. Стены могил состоят из четырёх вертикальных каменных плит, сверху могила закрывалась одной, иногда двумя плитами. Создавались в широком ареале в эпоху бронзы для захоронения одного человека или группы, и были известны у различных археологических культур. Над ящиком мог устраиваться курган, или он возводился как самостоятельное сооружение. Подобные памятники известны во всех районах Кавказа (а на Северном Кавказе...
Се́лище — археологический термин, обозначающий древнее (исчезнувшее) неукреплённое поселение. Селище обычно не заметно на местности и обнаруживается только по наличию культурного слоя. Слово употреблялось в русском языке с древних времён и обозначало жилище, а также место бывшего села.
Следовик — наиболее распространённый тип священных камней в славянских и финно-угорских языческих практиках (в том числе у карелов и волжских финнов).
Псковские кривичи или Северные кривичи — северная группа кривичей, населявшая территорию Псковской земли.
Скудельница (скудельня) — старинное название погоста или кладбища, происходящее от евангельского рассказа, по которому первосвященники, получив от Иуды обратно 30 серебреников, купили «село скудельниче в погребение странным» (Мф. 27:6-7).
Три́зна — часть языческого погребального обряда у восточных славян, состояла из песен, плясок, пиршества и военных состязаний в честь покойного. Тризна совершалась рядом с местом погребения после сожжения покойника. Позже этот термин употреблялся как синоним обряда «поминок».
Ело́вый мыс расположен в окрестностях Екатеринбурга на правобережье реки Исети, на берегу проточного Мелкого озера.
Донские славяне — племя или группа восточных славян, населявшая в IX—X веках верховья Дона. Племенная принадлежность славян донского региона подлинно не известна. Существуют предположения, что они относились к вятичам (соседям на севере) либо к северянам (соседям на западе), однако в силу отсутствия однозначных данных, их выделяют в отдельную группу, связанную с роменско-борщевской культурой.
Культура карпатских курганов — археологическая культура конца II — начала V веков н. э.
Фатья́новская культу́ра — археологическая культура 2-й половины III — середины II тыс. до н.э. (бронзовый век) на территории центральной России. Представляет собой локальный вариант культуры боевых топоров (шнуровой керамики). Культура названа по могильнику, открытому археологом А. С. Уваровым в 1873 году у деревни Фатьяново, вблизи села Толбухино (ныне в Ярославском районе Ярославской области). Восточную часть фатьяновской культуры иногда выделяют в отдельную балановскую культуру.
Околица (от околъ «окружность, близость») — изгородь вокруг деревни или у края деревни; вообще край деревни. Также — место вокруг селения, окрестность, округа. В переносном значении — окольная дорога, т. е. окружная, в объезд.
Зало́жные поко́йники (рус. нечистые покойники, мертвяки, нави, навь; болг. навье, навлянци, навои, навяци; в.-серб. навjе; словен. navje, mavje; польск. nawie) — по славянским верованиям, умершие неестественной смертью люди и не получившие после смерти успокоения. Считалось, что они возвращаются в мир живых и продолжают своё существование на земле в качестве мифических существ.
Чумбылат (мар. Курык кугыза, Кугу еҥ, Поро Лемдетÿр Курык Кугыза, Полемдрук Кугыза) — легендарный марийский князь, живший в XII веке и вошедший в марийскую мифологию, «царь северных марийцев». Имя собственное, от тюрк. «чум», муж + «булат», «сталь особой прочности». Имел княжескую резиденцию в Кукарке (луговомар. Кукарка, ныне город Советск), куда она была перенесена из Какшара (сев.-зап. мар. Кӓкшӓр, ныне город Котельнич) после его захвата в 1181 новгородскими ушкуйниками. Впоследствии Чумбылат...
Красноярское городище — городище золотоордынского времени расположено при слиянии р. Бузан и р. Маячная на бэровских буграх в райцентре Красный Яр Астраханской области.
Культура одиночных погребений (KGJ) — археологическая культура эпохи энеолита. Существовала на территории Ютландии, на северо-западе Германии и юго-западе Польши (Поморье, Великая Польша, Куявия) в период 2800—2300 гг. до н. э.
Быкобой — традиционный обряд братчины у коми-пермяков села Большая Коча Кочёвского района Пермского края. Обряд проводился в день святых Флора и Лавра (коми-перм. Проллавер) и включал в себя жертвоприношение быка.
Гриди (ед. ч. «гридь») — в Древней Руси княжеские дружинники, телохранители князя (IX-XII века). Жили в дворцовых помещениях — гридницах. В Новгородской республике — постоянное войско, непосредственно подчинявшееся посаднику и располагавшееся в новгородских пригородах в качестве засады (гарнизона).
Клады — урочище около станицы Новосвободной (бывшей Царской) в Республике Адыгея. По наиболее известной версии название происходит от владельца угодий — казака Кладова. Знаменито, в первую очередь, по группе курганов, самый большой из которых имеет собственное название — Серебряный. До недавнего времени их и другие подобные сооружения Северного Кавказа было принято называть «большими кубанскими курганами». Имеет мировую известность благодаря ярким археологическим памятникам, которые охватывают ряд...
Куру́мы (древне-тюркское gorum) — «груда камней», — культовое сооружение в некоторых районах Центральной Азии; искусственная пирамида, сложенная из камней вручную людьми, у которой обычно совершаются религиозные обряды; термин, который определяет такое сооружение.
Семи́к (Русалчин Велик день, Троица умерших) — восточнославянский праздник весенне-летнего календарного периода; отмечается на седьмой четверг после Пасхи, за три дня до Троицы. Отличительной чертой Семика было поминовение «заложных» покойников, предшествующий поминовению предков в троицкую субботу (см. Троица, Задушницы). К Семику уже в XVII веке было приурочено погребение погибших, казнённых либо умерших от голода и болезней, в скудельницах, или убогих домах. В православном календаре Семик как...
Среднедунайская культура курганных погребений (СДККП) — археологическая культура ранней бронзы, принадлежащая к кругу культур курганных погребений. Была выделена Ю. Смоликой, куратором музея в Брно. Её название происходит от области возникновения предметов этой культуры и от типичной для неё формы захоронений под курганами.
Чебаки (Све-Тах) — древнее сооружение-крепость эпохи бронзы (2 тысячелетие до н. э.), расположенное на правом берегу р. Чёрный Июс, на вершине горы Све-Тах в 4,5 км к северо-востоку от с. Чебаки Ширинского района Республики Хакасия (54°37′44″ с. ш. 89°15′01″ в. д.).
Во лузях — массовая русская пляска по кругу (хороводная пляска) под одноимённую песню. Во время танца парни и девушки стоят шеренгами лицом друг к другу, поочередно выходят навстречу и пляшут, показывая различные танцевальные фигуры. Танец и песня запечатлены на песенных лубках XIX века.
Своеземцы, или земцы, — социальный слой крестьян-собственников. Был характерен для Новгородской и Псковской республик. Этого класса не существовало на всем пространстве княжеской Руси: там все крестьяне работали либо на государственных, либо на частных господских землях.
Культу́ра ка́менных моги́льников (культура каменных могильников с оградками, культура тарандов) — археологическая культура железного века Северной Европы, распространённая в I-XIII веках н. э. в северной части Прибалтики (Эстония и север Латвии). Основными памятниками культуры являются таранды — каменные могильники с оградками (в отличие от каменных могильников с ящиками I тыс. до н.э. в том же ареале), в I—V веках представлявшие собой прямоугольную в плане ограду из крупных валунов, ориентированную...
Полове́цкие ка́менные ба́бы — памятники сакрального искусства половцев (кипчаков) IX-XIII века. Изваяния сделаны из серого песчаника по высоте от 1 до 4 м, встречающиеся на огромных пространствах от юго-западной Азии до юго-восточной Европы.
Деревянные цилиндры-пломбы (цилиндры-замки) — деревянные запорно-пломбировочные устройства, использовавшиеся в средневековье для гарантированного запирания мешков с собранной мечниками или емцами данью. Являются аналогами печатей. Известны с конца X века, о чём свидетельствуют археологические находки с территории бывшего Посадского двора Великого Новгорода, где были обнаружены десятки ольховых и берёзовых пломб, и польского города Волин. В Новгороде отрезанные от мешков бирки княжеских чиновников...
Ю́рковица (укр. Ю́рковиця) — холм в Подольском районе Киева на Подоле. Известная сегодня под этим именем эта местность, по мнению В. Б. Антоновича и П. П. Толочко, была третьим образовывающим Киев пунктом — Хоривицей.
Похороны мух (тараканов, блох, клопов, вшей, комаров) — восточнославянский обряд проводного типа, совершаемый в период от дня Семёна Летопроводца (1/14.IX) до Покрова (1/14.X). Часто обряд похорон мух, комаров или тараканов принимал шуточный характер или пародировал поведение кого-либо из жителей села. Похороны мух воспроизводили и вышучивали настоящие похороны: мнимого покойника отпевали и поминали, используя обороты похоронного причта, панихиды и псалмов. Обычай хоронить осенью мух и тараканов...
Толстая могила — крупный скифский курган IV века до нашей эры, расположенный возле городов Покров и Никополь (Днепропетровская область). Вскрыта и исследована в 1971 году экспедицией АН УССР (руководитель Б. Н. Мозолевский, заместитель руководителя — Е. В. Черненко).
Голбе́ц — в деревянных избах — конструкция при печи для всхода на печь и полати и спуска в подклет. У русских также называется казёнка, каржина, голбешник, запечник, у белорусов — подпечник. Может быть оформлен в виде загородки или чуланчика с дверцами, лазом и ступеньками. Иногда чулан называется верхним, а подполье — нижним голбцом. Располагается у входа на жилой этаж (житьё) или за перегородкой в стряпной (на кухне), при этом находится напротив красного угла.
Гри́дница (гридня) — в древнерусской архитектуре IX—XVII веков — большое помещение в княжеском дворце для дружинников.
Опа́хивание (опахивание ритуальное, пахота обережная) — традиционный ритуал у индоевропейских народов. Восходит к праиндоевропейской древности. Заключается в проведении плугом или сохой борозды вокруг определённого участка земли — чаще всего поселения. Ритуал проводится либо при основании поселения или дома, либо при эпидемиях или падеже скота.
Днепро́вско-о́кский язы́к (восто́чно-перифери́йный, днепро́вско-балти́йский; Dnieper-Oka, eastern peripheral baltic, dnieper baltic) — один или несколько балтийских языков, реконструируемых по данным топонимики. Занимал район бассейнов верхних Днепра, Десны, верховьев Западной Двины, верхней и средней Оки, Сейма (современные Белоруссия, западная Россия, частично северная Украина).
Культурный слой — слой земли на месте поселения человека, сохраняющий следы деятельности людей. В зависимости от продолжительности жизни людей в поселении и их деятельности, толщина слоя изменяется в пределах от нескольких сантиметров до 30—35 метров. С целью изучения следов деятельности человека и восстановления по этим следам истории поселения, археологи проводят раскопки.
Городи́ще — тип археологического памятника, укреплённое поселение. Охватывает памятники от энеолита до Средних веков (XVI—XVII века). Термин употреблялся ещё в русских летописях.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я