Понятия со словом «двухсложный»

Связанные понятия

Амфибра́хий (греч. ἀμφίβραχυς «с обеих сторон краткий») — стихотворный размер (метр), образуемый трёхсложными стопами с сильным местом (ударением) на втором слоге.
Ана́пест (греч. ἀνάπαιστος «отражённый назад; обратный <дактилю>»); менее распространено ударение анапе́ст (соответствующее нем. Anapä́st) — трёхсложный стихотворный размер.
Прокли́тика (др.-греч. προκλιτικόν от προκλίνω — «наклоняю вперёд») — безударное слово (клитика), стоящее перед словом, имеющим ударение, и примыкающее к этому слову в отношении ударения.
Придыха́ние (аспира́ция, от лат. aspiratio, «выдыхание») — акустический эффект (шум) во время произнесения звука, возникающий, если связки начинают колебаться через значительный промежуток времени (40-100 мс.) после окончания консонантной артикуляции.
Понятие эмфати́ческие согла́сные происходит из лингвистического описания семитских языков и описывает ряд шумных согласных, отличающихся от других звонких и глухих согласных.

Подробнее: Эмфатические согласные
Глухо́й увуля́рный фрикати́в — глубокий заднеязычный задненёбный (или фарингальный) глухой согласный. В немецкой фонетической традиции имеет название ахла́ут (нем. Ach-Laut).
Энкли́тика (от др.-греч. ἐγκλιτικός из др.-греч. ἐγκλίνω — «склоняюсь») — разновидность клитики: безударное слово, стоящее после опорного и примыкающее к этому слову в отношении просодии.
В фонетике и фонологии соно́рные согла́сные — это звуки, производимые без участия турбулентного потока воздуха в голосовом тракте (такие как и ). Также к сонорным относят аппроксиманты, носовые согласные, одноударные и дрожащие. По степени звучности, все звуки, находящиеся выше фрикативных, являются сонорными, из-за чего они способны образовывать вершину слога в тех языках, которые различают звучность такого уровня.
Хоре́й (др.-греч. χορεῖος «плясовой» от χορεῖος πούς «хоровая стопа; размер»), арх. трохе́й — двухсложный стихотворный размер (метр), стопа которого содержит долгий и следующий за ним краткий (в квантитативном стихосложении) или ударный и следующий за ним безударный (в силлабо-тоническом, в том числе классическом русском, стихосложении) слоги.
Дифтонгоиды (др.-греч. δί-φθογγον, δί-φθογγος от др.-греч. δίς (δῐ-) — «дважды, двукратно» + др.-греч. φθόγγος — «голос, звук», буквально «с двумя звуками» или «с двумя тонами») — это гласные, звучание которых неоднородно. Дифтонгоиды начинаются или заканчивающиеся кратким призвуком другого гласного, обычно близкого по артикуляции; характеризуются скользящей артикуляцией, но степень скольжения в них значительно слабее, чем, например, у дифтонгов. В них не происходит радикального изменения качества...
Губно-зубной аппроксимант — согласный звук, встречающийся в некоторых языках. МФА передаёт этот звук символом ʋ, что эквивалентно P или v\ в X-SAMPA.
Парагога (др.-греч. παραγωγή) — добавление звука или слога к концу слова; эпентеза, возникающая на конце слова в целях облегчения произношения на стыке слов.
Слова́цкая фоноло́гия (словацк. slovenská fonológia) — одна из дисциплин словакистики, изучающая структурные и функциональные закономерности звукового строя словацкого языка.
Звонкие переднеязычные взрывные согласные — согласные, обозначаемые международном фонетическом алфавите символом ⟨d⟩. По месту образования различают такие разновидности звонких переднеязычных взрывных согласных, как зубной, зубно-альвеолярный, альвеолярный и постальвеолярный. Два из них обозначаются символами с подстрочной диакритикой: зубной — ⟨d̪⟩, постальвеолярный — ⟨d̠⟩.
В этой статье описывается фонетика и фонология английского языка. Звуковой ряд современного английского языка.

Подробнее: Фонология английского языка
Звонкие альвеолярные спиранты — согласные звуки. Обозначение в МФА меняется в зависимости от того, является этот звук переднеязычным или фрикативным не сибилянтом.

Подробнее: Звонкий альвеолярный сибилянт
Эмфа́за — способ артикуляции, создающий особое напряжённое звучание некоторых согласных.
Акце́нтная паради́гма (схе́ма ударе́ния) — парадигма ударения, характеризующая тот или иной класс слов языка. В акцентную парадигму сводятся акцентные кривые — схемы распределения ударения по словоформам лексем, составляющих данный класс; акцентные кривые также могут называться схемами ударения:176. Акцентной парадигмой иногда называется и соотношение акцентных кривых производящих и производных слов.
Губно-губной одноударный согласный — неротический тип согласного звука. Звук малораспространен, зачастую является аллофоном губно-зубного одноударного согласного.
Глухие альвеолярные спиранты — согласные звуки. Обозначение в МФА меняется в зависимости от того, является этот звук переднеязычным или фрикативным не сибилянтом.

Подробнее: Глухой альвеолярный сибилянт
Музыка́льное ударе́ние — лингвистический термин, означающий способ интонирования слова или фразы, при помощи изменения единиц просодии (мор), или мелодики слоговых фонем по высоте звука. Данное ударение следует отличать от тонального ударения. Высота звука может быть смыслоразличительной. Примеры японского музыкального ударения: «край» (яп. 端 хаси), «палочки для еды» (яп. 箸 ха↓си) и «мост» (яп. 橋 хаси↓). Музыкальное ударение присутствует в некоторых скандинавских, южнославянских языках, в древнегреческом...
Термин «голос» и «голосовой» используется в фонетике и фонологии для характеристики звонких звуков. В фонетике термин «звонкость (озвончение)» обычно описывает процесс артикуляции звуков, при котором происходит колебание голосовых связок. В фонологии термин «звонкость» может также использоваться для классификации звуков речи по глухости/звонкости. При этом согласные, обозначаемые как «звонкие», могут произноситься и без колебания голосовых связок.

Подробнее: Звонкие согласные
Глухие переднеязычные взрывные согласные — наиболее часто встречающиеся в языках мира согласные. В международном фонетическом алфавите обозначаются символом ⟨t⟩. По месту образования различают такие разновидности глухих переднеязычных взрывных согласных, как зубной, зубно-альвеолярный, альвеолярный и постальвеолярный. Два из них обозначаются символами с подстрочной диакритикой: зубной — ⟨t̪⟩, постальвеолярный — ⟨t̠⟩.
Апика́льные согла́сные (кончиковые) — звуки, произносимые, когда поток воздуха преграждается самым кончиком языка. Противоположное место занимают ламинальные согласные, которые произносятся с помощью прижимания всего языка к зубам. Это различие не особенно распространено и обычно относится только к фрикативным согласным и аффрикатам. Встречается в баскском, китайском и в сербохорватском языках.
Полугла́сный — в фонетике: звук, близкий к гласному по фонетическим свойствам, но не образующий слога. Чаще всего полугласными являются губные или среднеязычные щелевые сонорные согласные (, , ). Так, в рус. май в абсолютном конце слова среднеязычный сонорный реализуется как полугласный.

Подробнее: Полугласные согласные
Глухие согласные — тип согласных, произносимых без вибрации гортани. Глухота — тип фонации, наряду со звонкостью и состоянием гортани.
Глухой палатальный спирант — согласный звук МФА, встречающийся в немецком и английском языке. В немецком является аллофоном /x/ и встречается в буквосочетаниях ch (например, Ich war los, ich möchte einfach sehen) и в суффиксе -ig (Es war einmal ein König). В английском — отчасти аллофон /hj/ (например, huge). В диалекте Киото заменяет звук «с» в слоге «си».
Монофтонг, монофтонга, от (др.-греч. μόνος — один и φθόγγος — звук) — гласный звук, не распадающийся на два элемента. Противоположности: дифтонг, трифтонг. Во время произношения звука монофтонга артикуляция речевого аппарата стабильна и неизменна весь период звучания.
Дрожащие согласные (вибранты) в фонетике — один из видов согласных, образуются вибрацией артикуляционного органа об место артикуляции. Например, испанский звук, передаваемый диграфом rr означает альвеолярный дрожащий согласный.
Звонкий билабиальный взрывной — часто встречающийся в различных языках согласный звук.
Фрикативные согласные (от лат. fricare «тереть», фрикативы), также называемые щелевы́ми, щелинными, фрикати́вами и спира́нтами — согласные, при артикуляции которых артикуляторы подходят близко друг к другу, но не смыкаются полностью, в результате чего в ротовой полости происходят турбулентные колебания воздуха, создающие заметный шум.
Звонкий ретрофлексный щелевой согласный — согласный звук, присутствующий в некоторых языках мира.
Фарингализа́ция (др.-греч. φάρυγξ «гортань») — коартикуляционный процесс, при котором артикуляция при произнесении звуков сопровождается сужением гортани. Она придаёт согласным окраску гласного .
Ламинальные согласные — звуки, произносимые, когда поток воздуха преграждается всем плоским концом языка. Противоположное место занимают апикальные согласные, которые произносятся только с помощью кончика языка. Это различие не особенно распространено и обычно относится только к фрикативным согласным и аффрикатам. Встречается в баскском и в сербохорватском языках.
Непридыхательные согласные — согласные, произносимые без придыхания (аспирации). Большинство согласных относятся к этой группе, но в основном этот признак используется для характеристики глухих непридыхательных взрывных , , , , . Серия глухих непридыхательных взрывных, в особенности согласные , , , являются самыми распространенными шумными согласными и встречаются почти во всех языках мира. Глухие согласные , , в русском языке и аналогичные согласные в испанском и французском произносятся без придыхания...
О́канье — фонетическая особенность ряда восточнославянских диалектов, которая состоит в различении гласных и в безударных слогах, т. е. произношении в словах вда́, глва́ и подобных, но в словах трва́ и подобных. Распространено в говорах северного наречия русского языка, части среднерусских говоров, большинстве говоров украинского языка (а также литературном украинском языке) и западнополесской группе говоров белорусского языка.
Ви́сарга (санскр. विसर्ग, visarga) — придыхание в санскрите, выступающее обычно в конце слова вместо или . Это явление представляет собой дебуккализацию.
Аку́т (от лат. acutus — острый; высокий; также акутовое ударение; акутовая интонация) — восходящая интонация долгих слогов в системе ударения праславянского языка, реконструируемая наряду с циркумфлексом — нисходящей интонацией. Выделяют исконный акут и инновационный — новый акут. Некоторые исследователи рассматривают акут как восходяще-нисходящую интонацию.
В китайских языках слоги традиционно членят на составные части в соответствии с положением фонем. Существует несколько классификаций частей слога, различающихся по глубине.

Подробнее: Деление слога в китайской фонетике
Звонкий велярный взрывной — часто встречающийся согласный звук во многих языках. Этот звук обозначается знаком ɡ в Международном фонетическом алфавите и g в системе X-SAMPA. В русском языке звонкий велярный взрывной согласный звук произносится как «г», например, в слове «где». Произносится глубже нежели в английском слове «game».
За (араб. ظاء‎) — семнадцатая буква арабского алфавита. Звук — дентальный фрикативный эмфатический согласный.
Кла́узула (лат. clausula — заключение, окончание, конец) — заключительная часть стиха или строфы.
Тенденция к возрастающей звучности (англ. law of rising sonority) — общее название совокупности фонетических законов, действовавших в праславянском языке в период приблизительно с I по IX век н. э. Тенденция к возрастающей звучности запрещала определённые сочетания согласных в рамках одного слога. В пределах одного слога менее звучные фонемы должны были предшествовать более звучным, но не наоборот.
В этой статье описывается фонетика и фонология литературного украинского языка. О фонетике украинских диалектов смотрите статью украинские диалекты. В статье используется транскрипция МФА на основе латинского алфавита, но для всех её знаков в скобках указаны соответствия, используемые в фонетической транскрипции на основе кириллицы.

Подробнее: Украинская фонетика
Стяже́ние (контракция) — слияние двух смежных гласных в один гласный или в дифтонг. Стяжение, как и другие фонетические изменения (диссимиляция, лениция и т. д.), бывает чисто фонетическим (беглое произношение, языковой закон), но может носить морфонологический характер, то есть становится частью морфологии языка. В русском языке формы глаголов приду и приму возникли путём стяжения гласных: при-иду > приду, при-иму > приму; в костромских говорах возникли стяжённые формы глаголов вследствие выпадения...
Глухой палатальный аппроксимант — согласный звук, обозначаемый в фонетической транскрипции знаком .
Эли́зия (лат. elisio, выдавливание, выталкивание) — фонетическое явление в латинском стихе; заключается в том, что при чтении опускается 1) гласный на конце слова, 2) последний гласный в слове, если за ним следует «m» — если следующее слово начинается с гласного или сочетания «h» + гласный. Напр. Atque ubi iam patriae perventum ad limina sedes (Verg. Aen. ΙΙ 643) читается как ‘át-ku-bi-jám-pat-ri-áj-per-vén-tad-lí-mi-na-sé-des’. В греческом стихе аналогичное явление — апокопа.
Трифто́нг (др.-греч. τρίφθογγος — «трёхголосный») — сложный гласный, состоящий из трёх элементов, образующих один слог. В речи трифтонг часто стягивается в дифтонг. Длительность произнесения трифтонга почти равна длительности дифтонга.
Ударе́ние — выделение каким-либо акустическим средством одного из компонентов речи...
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я