Понятия со словом «гужом»

Связанные понятия

Крю́чник — наёмный рабочий в России в XVIII — первой трети XX века, переносящий тяжести на спине с помощью особого железного крюка (отсюда название). Труд крючников особенно широко использовался в Рыбинске при перегрузке товаров (чаще всего хлеба) с низовы́х на верховы́е речные суда, идущие до Санкт-Петербурга. В отдельные годы конца XIX века в Рыбинске работало до 3600 организованных в артели крючников.
Мокшан, Мокшана (от названия реки Мокша) — беспалубное парусное судно (барка) XVIII—XIX веков, служившее для перевозки людей и грузов.
Железные караваны — речная флотилия, осуществлявшая грузовые перевозки в Европейскую часть России с металлургических заводов Урала в 1703—1918 годах.
Не́рчинский сереброплавильный завод (также Аргунский сереброплавильный завод) — государственный завод, в 1689—1853 годы выплавлявший серебро и свинец.
Город Белорецк был основан в 1762 году вначале как селение при Белорецком заводе.

Подробнее: История Белорецка
Учуг — под этим именем ещё со времен монгольского владычества на Волге и Урале известны сплошные перегородки реки, устраиваемые с целью удержания поднимающейся вверх по реке рыбы и лова её или в оставляемых в них пролётах, или близ Урала, где рыба скапливается. Обыкновенно такие перегородки делались из ряда свай, вбиваемых поперек течения реки, и промежуточных между ними звеньев из набитых в дно реки деревянных же шестов.
Дро́вни — крестьянские сани без кузова. Запрягались лошадью. Использовались как средство для перевозки дров, леса и других грузов, иногда людей. Сани с расходящимися врозь боками также назвались розвальнями.
Хозяйство башкир — совокупность предметов домашнего обихода, средств производства и производственных отношений для обеспечения жизнедеятельности башкир.
Гужево́й тра́нспорт (гуж — кожаная или верёвочная петля в упряжи) — вид дорожного (безрельсового) транспорта, как грузового, так и пассажирского, в котором транспортные средства (повозки) приводятся в движение животными. В качестве тягловых животных используются лошади, волы, буйволы, ослы, мулы, собаки, олени (и даже овцы, страусы, слоны, ламы, верблюды, жирафы и другие). В зависимости от типа ходовой части различают колёсный и санный гужевой транспорт.
Иже́вский теплохо́д — водный транспорт, действующий в период навигации на Ижевском пруду.
Сельское хозяйство Русского государства было феодального типа с вотчинным и поместным землевладением.
Барнау́льский речно́й порт — речной порт в Барнауле на берегу реки Оби рядом с устьем Барнаулки в Центральном районе города.
Ямска́я пови́нность — государственная повинность тяглового сельского и городского населения на Руси и в Русском царстве c X по начало XVIII веков для организации перевозок лиц, состоявших на государственной службе, государственных грузов, а также дипломатов.
Бурла́к — наёмный рабочий в России XVI — начала XX веков, который, идя по берегу (по так называемому бечевнику), тянул, с артелью, при помощи бечевы речное судно против течения.
Доща́ник (также досчаник, дощан) — плоскодонное несамоходное деревянное речное судно небольшого размера с палубой (или полупалубой) и одной мачтой, использовавшееся, главным образом для транспортных целей, на большинстве рек России. Грузоподъемность от 7 до 200 т.
Подоро́жная (Подорожная память, подорожная) – государственный документ, имевший применение на Руси и в Российской империи в XV конце XIX веков для получения казенных лошадей во время проезда через ям (позже почтовую станцию). Владелец подорожной мог быть обязан оплатить прогон лошадей, но не всегда.
Пильная мельница — завод по обработке древесины на водной или ветряной тяге в XVII—XIX веках.
Торговля Московского государства, в основном, оптовая. Розничная торговля — для бедных. Не портящиеся товары (дрова, доски и т. д.) закупались с запасом на год и больше. Большие запасы считались признаком расчётливости и ума. Продовольствие покупалось пудами и бочками.
Удский округ (также Удская округа) — округ (округa) в Приморской области Российской империи. Занимал узкое пространство вдоль берега Охотского моря, с севера примыкал к Охотскому округу, с юга — к Хабаровскому, с запада — к Якутской области, а на востоке омывался Охотским морем. Название ему дала река Уда. Площадь составляла приблизительно 89 тысяч квадратных вёрст. До 1880 года окружной центр — Удское (Удск), затем — Николаевск. После 1880 года в округе вырос порт Чумикан. Административно подчинялся...
Нерчинское воеводство — забайкальское воеводство Русского царства и Российской империи, с центром в Нерчинске, существовавшее в 1655-1783 гг. Административно входило в состав Тобольского разряда.
Железнодорожная линия Астрахань - Кизляр — соединительная железная дорога от станции Астрахань до станции Кизляр через станции Линейная, Зензели, Улан-Холл и Артезиан. Линия общей протяжённостью 335 км построена в годы Великой Отечественной войны.
Васильковы — тульские купцы 1-й гильдии, потомственные почётные граждане, фабриканты. В первой половине XIX века купцы называли себя Весельковыми, а не Васильковыми.
Теле́га (подвода) — четырёхколёсная грузовая повозка. На юге России называется воз.
Пилорама — деревообрабатывающий станок, предназначенный для продольной распиловки брёвен и брусьев различных пород древесины на пиломатериалы.
Воронежская крепость — военная крепость царства Русского, построенная в 1586 году на берегу реки Воронеж для защиты южных территорий от набегов татар, а также с целью противодействия продвижения на север черкасов. Дала начало городу Воронежу. Утратила своё значение к концу XVII века.
Копна́ — уплотнённая конусообразная куча сена или соломы, обычно складываемая на месте уборки. Копна имеет значительно меньший размер по сравнению со стогом и скирдой.
Лобогрейка — простейшая жатвенная машина, применявшаяся для уборки основных зерновых культур (ржи, пшеницы, овса, ячменя), но могла быть использована и для кошения трав после небольшого её переоборудования.
Ямщи́к — представитель особой межклассовой прослойки в составе тяглового населения Руси, назначенный в установленном порядке из крестьян либо горожан для исполнения ямской повинности, включая извоз и почтовую гоньбу. До отмены ямской повинности в XVIII веке лица, выделенные в ямщики, переселялись в ямы — поселения при вновь создаваемых почтовых станциях, где им, помимо прочего, выделялась земля для обработки. При строительстве Петербурга с XVIII века вошло в практику также расселение ямщиков в специальных...
Киби́тка (от тюрк. ки­бит, ки­бет — кры­тая те­ле­га, лав­ка, ма­га­зин­чик; также араб. koubbet‎ — «палатка») — крытая или с верхом повозка или сани.
Колхоз «Борьба» — передовое коллективное сельское хозяйство Пономарёвского сельсовета Переславского района Ярославской области.
Шпалопропи́точный завод — предприятие путево́го хозяйства с механизированными производственными процессами, на котором производится пропитка антисептиками деревянных шпал, мостовых и переводных брусьев, столбов линий связи и автоблокировки.
Промышленность Московского государства — казённая и частная. Казённая промышленность часто отдавалась в откуп, или управлялась на вере. Развитие промышленности сдерживалось большим количеством налогов, сборов, пошлин. Многие отрасли промышленности и торговли монополизированы царской казной.
Чумаки (возчики, виноторговцы, солеторговцы) — категория населения, проживавшая на территории нынешней Украины и Юге России XVI—XIX веков, занимавшаяся торгово-перевозным промыслом.
ФГУ ГЗК «Ульяновская» с ипподромом (Ульяновский ипподром) находится на севере Ленинского района г. Ульяновска.

Подробнее: Ульяновский ипподром
Крупорушка (от слов «крупа» и «рушить») — небольшое предприятие или машина по очистке и переработке зерна в крупу, а также машина для приготовления крупы из зёрен.
Че́тверть, четвертина — русская единица измерения объёма сыпучих тел (1 четверть = 2 осьминам = 8 четверикам = 64 гарнцам = 209,91 л) и жидкостей (1 четверть = ¼ ведра = 3,0748 л).
Лесозаготови́тельная промы́шленность — является крупнейшей отраслью лесной промышленности, осуществляющей заготовку древесины, её вывоз либо сплав, а также первичную обработку, частичную переработку крупных лесоматериалов и утилизацию отходов лесозаготовки. За рубежом лесозаготовительная промышленность, как правило, является составной частью лесного хозяйства. Занимала немаловажное место в народном хозяйстве бывшего СССР.
Ямска́я гоньба́ — историческая почтовая служба в России, которая существовала с XIII по XIX века и занималась в основном перевозкой казённой корреспонденции.
Пуд — устаревшая единица измерения массы русской системы мер. С 1899 года один пуд равен 16,3804964 кг.
Торговый дом Бландовых — крупное молочное предприятие Российской империи, созданное братьями Владимиром и Николаем Бландовыми.
В истории России Великим Лукам выпала особая роль — роль города-воина, города-щита, опорного пункта в Западном порубежье, которую он выполнял на протяжении более чем восьми веков.

Подробнее: История Великих Лук
Австрийская дорога (Старая австрийская дорога, "Староавстрийка") — дорога в Восточно-Казахстанской области, связывающая Катон-Карагайский район (на севере) и Курчумский район (на юге). Начало дороги — село Чингистай, конец дороги — село Теректы (Алексеевка). Построена в 1915—1916 гг. австрийскими военнопленными Первой мировой войны, отсюда она и получила это название.
Бра́тский остро́г — крепостное сооружение (острог), основанное в 1631 году казачьим пятидесятником Максимом Перфильевым на реке Ангаре у Падунского порога.
Заво́лжский поса́д (Заво́лжье) — торгово-ремесленное поселение (посад) древней Твери. Посад располагался к северу от Кремля, за рекой Волгой (отсюда название). Через заволжье проходила дорога в Новгород.
Волгодонская переволока (Царицынский перевоз) — древний торговый и военный путь по кратчайшему расстоянию (около 70 километров) между Волгой и Доном на территории современной Волгоградской области, на котором грузы и корабли перетаскивались вручную или с помощью гужевого транспорта. Существовал с I тысячелетия нашей эры до 1952 года, когда транспортную связь между реками стал исполнять Волго-Донской канал.
Лаба́з, лавас (вероятнее всего от коми лобос — «хижина, сарай») — разновидности хозяйственных или жилых строений; продуктовый склад, лавка, крытый навес; охотничий помост на деревьях. Также лабазом называют сарай без потолка с крышей для посола рыбы, строение на ватаге, особенно солельни и пластальни; настил над дубником, в кожевнях, куда поднимаются кожи для стока квасов; свайный амбар в Сибири, «дакка».
«Теплу́шка» — вагон НТВ (Нормальный Товарный Вагон), переоборудованный под перевозку людей или лошадей, как правило личного и конного состава формирований вооружённых сил в России.
Бече́вни́к (бичевник, бечева́я) — сухопутная дорога вдоль берега водного пути (реки или канала), предназначенная для буксирования людьми (бурлаками) или лошадьми судов на канате (обычно несамоходных барж), называемом бечевой или бичевой.
Станица Магнитная — казачья станица, основанная в 1743 году как крепость — опорный пункт пограничной и оборонительной линии Оренбуржья. В дальнейшем на месте станицы вырос город Магнитогорск.
Тряпичник (костяник, крючочник) — в прошлом (XIX-XX вв.) скупщик тряпья и хлама (бутылок, бумаги, костей, лаптей, верёвки и т. п.).
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я