Понятия со словом «волжский»

Во́лжское (Во́лгское) каза́чье во́йско (во́лжские казаки́, волгари́, во́лгцы) — военное казачье формирование на средней и нижней Волге. Официально образовано в 1734-м году указом императрицы Анны Иоанновны. За участие в восстании Емельяна Пугачева упразднено в 1777 году указом императрицы Екатерины II.
Волжская рокада — рокадная линия железной дороги от станции Иловля (вблизи Сталинграда, ныне Волгограда) до станции Свияжск (недалеко от Казани) через станции Саратов, Сызрань и Ульяновск. Эта рокадная линия общей протяжённостью 978 км была построена в годы Великой Отечественной войны.
Волжский, или Волго-Балтийский торговый путь — самый ранний из трёх великих речных путей Древней Руси, соединявших Скандинавию с Халифатом в раннем средневековье, контролировался (не всегда и не весь) Владимирским великим княжеством.
Волжский трамва́й — трамвайное хозяйство города Волжский Волгоградской области. Трамвай в Волжском работает с 1963 года. Действует 8 маршрутов. Волжский — единственный город в СССР, где трамвайное движение открыли новые вагоны Gotha T2-62 (В2-62). Систему эксплуатирует МУП «Волжская автоколонна № 1732».

Связанные понятия

Русские памятники XI—IX тысячелетий до нашей эры, найденные у станции Сероглазово Астраханской области дали название сероглазовской культуре (Кугат IV, Кулагайси, Каир-Шак 1, Каир-Шак III,Тентек-Сор, Же-Калган). Неолитические стоянки обнаружены в междуречье Волги и Урала, в Рынь-песках, в районе Досанга, Сероглазова, Караузека. К эпохе энеолита в Астраханской области относятся стоянки прикаспийской культуры — Кок-Мурун, Шошак III,Тау-Тюбе Западная, Караузек, Кошалак. В среднем бронзовом веке...

Подробнее: История Астраханской области
Волгодонская переволока (Царицынский перевоз) — древний торговый и военный путь по кратчайшему расстоянию (около 70 километров) между Волгой и Доном на территории современной Волгоградской области, на котором грузы и корабли перетаскивались вручную или с помощью гужевого транспорта. Существовал с I тысячелетия нашей эры до 1952 года, когда транспортную связь между реками стал исполнять Волго-Донской канал.
Московская кругосветка (также «Речное Золотое кольцо») — речной круиз по маршруту Москва-Нижний Новгород-Москва, единственный в мире речной кольцевой теплоходный туристский маршрут. Во время круиза протяжённостью более 1800 километров ни один речной участок не повторяется дважды. Путешествие длительностью от 9 до 15 дней берёт начало на Северном речном вокзале, а завершается на Южном речном вокзале, проходя по каналу имени Москвы, верхней Волге, Оке, Москве-реке. Обычно круиз, с учетом стоянок в...
Нижний Новгород был основан князем Юрием Всеволодовичем в 1221 году. Его жители, под предводительством старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, собрали ополчение для освобождения Москвы от польских захватчиков в 1611 году. Город был главным международным торговым центром России с 1817 года. В советский период был переименован в Горький, в честь писателя Максима Горького, и являлся закрытым индустриальным городом Советского Союза. Во время Великой Отечественной войны, на протяжении трёх...

Подробнее: История Нижнего Новгорода
Закамская засечная черта — укреплённая линия, созданная в 1652—1656 годах для защиты закамских и заволжских жителей от набегов калмыков, киргизов и башкир.
Донской торговый путь был одним из множеств торговых путей V века. Шёл по реке Дон, который начинался в современной Тульской области и заканчивался в Азовском море. По этому торговому пути древние прибалты (супруты) торговали с хазарами.Чаем, мехами, но в основном серебром. Это было выяснено, когда во время раскопок на месте Супрутского городища были обнаружены арабские серебряные монеты, в количестве от 900 до 1000 штук. Торговый путь угас в X веке, когда славяне (Вятичи) уничтожили Супрутское городище...
Купоро́сный — посёлок, вошедший в состав города Волгограда. Находится на территории Советского района.
Москворецкая шлюзованная система — система плотин и шлюзов, обеспечивающих судоходство на Москве-реке.
Пере́рвинский гидроу́зел — гидротехническое сооружение в составе Канала имени Москвы в юго-восточной части Москвы на Москве-реке.
Мокшан, Мокшана (от названия реки Мокша) — беспалубное парусное судно (барка) XVIII—XIX веков, служившее для перевозки людей и грузов.
Диаспора мордовская (от греч. diaspora — «рассеяние»), места компактного проживания мордовского народа за пределами Мордовии. Во 2-й половине XIX века мордва проживала в 22 губерниях Российской империи, большая часть в Астраханской, Казанской, Нижегородской, Пензенской, Саратовской, Симбирской и Тамбовской губерниях. Общая численность мордовского населения страны составляла 650—680 тыс. чел. (1859); в 1897 г. — 1,23 млн чел., из них 986,5 тыс. чел. проживали в европейской части России. Места наибольшего...
Арское поле (тат. Арча кыры) — широкая равнина (поле), во времена позднего средневековья занимавшая площадь непосредственно к востоку от Казанского кремля, ограниченная реками Казанкой и Булаком.
Ихтиологические исследования на Волге имеют многовековую историю. Ихтиология прошла несколько этапов от простого описания видов до изучения экологии среды их обитания и в дальнейшем изучала экологию вселенных видов, возможности рыбного воспроизводства, динамику популяций и т. д.
Е́рик — относительно узкая протока, соединяющая озёра, заливы, протоки и рукава рек между собой, а также с морем. Также речная старица (в словаре Даля это значение показано основным) либо искусственный осушительный канал. Ерики бывают постоянные и временные (сухие старицы или ложбины). Они располагаются в поймах рек или между озёрами.
Нижегородские татары (тат. Нижгар татарлары) — территориальная группа татар, сформировавшаяся на территории современной Нижегородской области. В большинстве своем нижегородские татары представлены субэтнической группой татар-мишар, имеющих цокающий нижегородский говор.
ОМ (проекты 623, 623/252, 780, 780-3, 1570, 1630, 935, 950) — серия двухпалубных пассажирских речных теплоходов, предназначенных для перевозок на линиях малой и средней протяжённости. Строились в СССР и ГДР с 1951 года и до середины шестидесятых годов. Многие суда этого типа продолжают работать и сейчас. Некоторые из них были переоборудованы под «банкетоходы».
Кунгурские, или сылвенские, марийцы (мар. Кöҥгыр марий, Сулий марий) — этнографическая группа марийцев в юго-восточной части Пермского края России. Кунгурские марийцы — часть уральских марийцев, которые в свою очередь входят в число восточных марийцев. Название группа получила от бывшего Кунгурского уезда Пермской губернии, к которому до 1780-х годов относилась территория, на которой селились марийцы с XVI века. В 1678—1679 гг. в Кунгурском уезде уже насчитывалось 100 марийских юрт с мужским населением...
Хопёрские казаки (иногда — «верховские», «чиги»)́ — казаки Хопёрского казачьего войска (ХКВ) и их потомки, населявшие бассейн реки Хопёр. Казачье присутствие в данном регионе является непрерывным с весьма давних (по всей видимости, с античных) времён вплоть до настоящего времени.
Железнодорожная линия Астрахань - Кизляр — соединительная железная дорога от станции Астрахань до станции Кизляр через станции Линейная, Зензели, Улан-Холл и Артезиан. Линия общей протяжённостью 335 км построена в годы Великой Отечественной войны.
Нижний Новгород имеет длинную историю существования, богатую различными событиями. Умеренный континентальный климат и удачное географическое расположение на слиянии двух крупных рек России (Оки и Волги) и, как следствие, на пересечении торговых путей, определили постоянное развитие и рост населения города. На протяжении всей своей истории Нижний Новгород был одним из крупнейших транспортных, экономических и культурных центров России. Нижегородцы внесли весомый вклад в развитие различных сфер жизнедеятельности...

Подробнее: Достопримечательности Нижнего Новгорода
Нижний Новгород находится на слиянии двух крупных рек: Оки и Волги. Наибольшее естественное препятствие представляет Ока (изначально город закладывался как крепость на крутых берегах Оки и Волги) — она разделяет город на две приблизительно равные части.

Подробнее: Нижегородские мосты
Астраханские татары (тат. Әстерхан татарлары) — территориальная группа татар, сформировавшаяся на территории современной Астраханской области. Татары являются третьей по величине этнической группой в области, составляя порядка 7% её населения (свыше 60 тыс чел. на 2010 год).
Больша́я Нога́йская Орда́ (Больши́е Нога́и) — государственное образование ногайцев (ногаев), выделившееся во 2-й половине XVI века из Ногайской Орды. В 1634 году ногаи Большой Орды переселились на правобережье Волги, где кочевали с Малыми ногаями.
Соцгород — название в различных городах бывшего СССР жилых массивов-микрорайонов, которые строились в 1930-е годы индустриализации по комплексному единому плану, располагались, как правило, неподалёку от крупных новых заводов для проживания и досуга преимущественно их работников и включали, как правило, жилые дома-сталинки (до их строительства использовались бараки), а также дворец культуры сталинской архитектуры, стадион, парк и прочие объекты инфраструктуры и жизнеобеспечения (школы, детсады и...
Александровский уезд был одним из 5 уездов Кавказской губернии (наряду со Ставропольским, Георгиевским, Моздокским и Кизлярским).
Служилые чуваши — военнослужилое сословие в Болгарской земле Золотой Орды, Казанском ханстве и Российском государстве во 2-й половине XVI — начале XVIII веков.
Южный речной порт — крупнейший грузовой речной порт в городе Москве, расположен в низинной юго-восточной части города на левом берегу реки Москвы. Построен в южной части бывшего Сукина болота. Ближайшие станции метро — «Кожуховская», «Печатники».
Доща́ник (также досчаник, дощан) — плоскодонное несамоходное деревянное речное судно небольшого размера с палубой (или полупалубой) и одной мачтой, использовавшееся, главным образом для транспортных целей, на большинстве рек России. Грузоподъемность от 7 до 200 т.
Заво́лжский поса́д (Заво́лжье) — торгово-ремесленное поселение (посад) древней Твери. Посад располагался к северу от Кремля, за рекой Волгой (отсюда название). Через заволжье проходила дорога в Новгород.
Ушкуйники — русские пираты. Летописи дают ушкуйникам имя поморов или волжан. Вольные люди, входившие в вооружённую дружину, снаряжавшуюся новгородскими купцами и боярами, разъезжавшую на ушкуях и занимавшуюся торговым промыслом и набегами на Волге и Каме; повольники (на Руси XIV—XV вв.), охраной приграничных территорий Великого Новгорода. Также новгородские ушкуйники промышляли на северных реках — в Новгородской и Вятской землях XIV—XV веках члены вооружённых дружин посадского войска новгородского...
Сара́товская или Сара́товско-Э́нгельсская агломера́ция имеет численность населения около 1,15 млн человек и в ней проживает более 40 % населения Саратовской области.

Подробнее: Саратовская агломерация
Зато́н, за́водь — часть акватории реки, защищённая от ледохода и течения. Затоны бывают как естественные, например, превратившееся в залив русло старицы, часть акватории, отгороженная от основной акватории косой или речным островом, так и искусственные, отгороженные от основной акватории реки дамбами.
Учуг — под этим именем ещё со времен монгольского владычества на Волге и Урале известны сплошные перегородки реки, устраиваемые с целью удержания поднимающейся вверх по реке рыбы и лова её или в оставляемых в них пролётах, или близ Урала, где рыба скапливается. Обыкновенно такие перегородки делались из ряда свай, вбиваемых поперек течения реки, и промежуточных между ними звеньев из набитых в дно реки деревянных же шестов.
Расши́ва — парусное речное плоскодонное судно, использовавшееся на Волге, Мариинской водной системе и Каспийском море в XVIII—XIX веках.
Пермское речное училище — среднее специальное учебное заведение России. Филиал Волжской государственной академии водного транспорта (сокращённо ФГОУ ВПО «ВГАВТ»).
Бурла́к — наёмный рабочий в России XVI — начала XX веков, который, идя по берегу (по так называемому бечевнику), тянул, с артелью, при помощи бечевы речное судно против течения.
Кубанские татары (также кубанские ногайцы, кубанцы, ногайские татары) — старорусский экзоэтноним XVI—XVIII веков, применялся в документах Русского государства и, вероятно, среди русскоязычного населения Северного Кавказа, по отношению к ногайцам, так называемой, Малой орды (старорусск. Малые Нагаи/Ногаи, Кубанская Орда, Казыев/Козыевский Улус). Вероятно, в русских источниках этим именем могли называться и некоторые другие тюркские народности, которые могли кочевать в этот период на Кубани.
Волго-Дон — речные сухогрузные суда, предназначенные для перевозки массовых грузов (уголь, руда, зерно, щебень и т. п.) по крупным внутренним водным артериям с выходом в Онежское и Ладожское озёра и Таганрогский залив.
Барнау́льский речно́й порт — речной порт в Барнауле на берегу реки Оби рядом с устьем Барнаулки в Центральном районе города.
Ярославским кремлём нередко ошибочно называют Спасо-Преображенский монастырь.Рубленый город или Ярославский кремль (в старину также Малый город) — древнейшая часть города Ярославля в форме треугольника, «остриё» которого составляет стрелка рек Волги и Которосли. На ней, как повествует «Сказание о построении города Ярославля», и был основан древнейший волжский город. Берега обеих рек здесь крутые и удобные для защиты. С северной стороны кремль защищал глубокий Медведицкий овраг, по которому до конца...

Подробнее: Рубленый город
Му́рома — финно-угорское племя, которое с середины I тысячелетия нашей эры жило в нижнем течении Оки в окрестностях города Муром.Упоминается в Повести временных лет как неславянское и живущее у впадения Оки в Волгу.
Струг — русское плоскодонное парусно-гребное судно (барка), XI — XVIII веков, служившее для перевозки людей и грузов.
Русская колонизация Прикамья — длительный процесс экономической, политической и культурной интеграции Прикамских земель в состав Русского государства, составная часть процесса русской колонизации Урала.
Обводне́ние — комплекс мероприятий, главным образом гидротехнических, проводимых в безводных и маловодных районах для обеспечения их водой путём освоения местных ресурсов и/или переброски её с других территорий при помощи различных гидротехнических сооружений.
Каргалинский гидроузел — гидроузел на реке Терек в 105 километра от устья. Расположен на стыке границ Кизлярского, Бабаюртовского районов Дагестана и Шелковского района Чечни (граница проходит по середине канала Дельтовый. Обслуживается Кизлярским УОСом.
Вели́кие стро́йки коммуни́зма — выражение, которое использовалось для обозначения наиболее крупных и значимых для народного хозяйства строительных проектов в СССР. Выражение часто использовалось как идеологическое клише.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я