Понятия со словом «болонский»
Колоко́льчик боло́нский (лат. Campānula bononiēnsis) — травянистое растение; вид рода Колокольчик семейства Колокольчиковые.
Связанные понятия
Аккольти (итал. Accolti) — знаменитый итальянский род, происходящий из Ареццо, который впервые стал известным в XIV веке.
Сиенская школа — направление в итальянской живописи, развивавшееся в г.Сиена в XIII—XVI веках. Эту школу отличало особое, присущее только ей смешение византийских, готических и ренессансных элементов. Некоторые мастера, работавшие в сиенской манере, долгое время недооценивались искусствоведческой наукой, что было связано в первую очередь с традицией, идущей от Джорджо Вазари, мнение которого о византийской живописи, стоявшей у истоков сиенской школы, носило поверхностный характер. Сиена постоянно...
Семинар европейского права Урбино — летний семинар, который ежегодно проводится Центром европейских юридических исследований Урбино с 1959 года. Тематика семинара, который проходит на французском, итальянском и английском языках, касается актуальных вопросов европейского права, международного частного права, сравнительного правоведения и итальянского права. Семинары проводятся при поддержке правового факультета университета Урбино специалистами из различных стран Европы.
Пикколомини (итал. Piccolomini) — благородное итальянское семейство, имевшее большое влияние в Сиене начиная с XIII века.
Неаполитанская школа — европейские композиторы XVII–XVIII веков, работавшие в Неаполе преимущественно в жанре оперы. Основателем школы считается Алессандро Скарлатти (1660 – 1725), а предтечей нового стиля — Франческо Провенцале (1627 – 1704).
Венецианская школа — одна из главных итальянских живописных школ, существовала в Венеции. Наибольшее развитие получила в XV—XVI веках. Для этой школы живописи характерно преобладание живописных начал, яркие колористические решения, углубленное владение пластически выразительными возможностями масляной живописи.
Трече́нто (итал. trecento — букв. триста, а также 1300-е гг.) — принятое в итальянском языке наименование XIV в.
Проторенессанс (от др.-греч. πρῶτος — «первый» и фр. Renaissance — «Возрождение») — этап в истории итальянской культуры, предшествующий Ренессансу, приходящийся на дученто (1200-е) и треченто (1300-е). Считается переходным от эпохи Средневековья к эпохе Возрождения. Термин был впервые введен швейцарским историком Я. Буркхардтом.
Матте́и (Mattei) — семейство «чёрной знати», давшее Ватикану восемь кардиналов и выстроившее в Риме множество палаццо, особенно в т.н. квартале Маттеи (isola Mattei).
Кватроче́нто, также кваттроченто (итал. quattrocento, «четыреста», сокращенно от mille quattrocento — «тысяча четыреста») — общепринятое обозначение эпохи итальянского искусства XV века, соотносимой с периодом Раннего Возрождения.
То́ндо — круглая по форме картина или барельеф (сокращение от итал. rotondo — круглый).
Донато Фабианич (1808, Задар — 1890) — далматский францисканец, церковный историк, филолог и писатель; занимался исследованием истории письменности далматинской и вообще южнославянской, а также историей христианства и монастырей в Далмации и историей францисканства. Кроме этого написал несколько биографий известных жителей родного города Задара.
Чёрная знать (итал. aristocrazìa nera) — итальянские аристократические семьи, связанные родством с папством при папе римском Пие IX.
Плато́новская акаде́мия в Каре́джи — объединение итальянских литераторов и философов гуманистического направления, в рамках которого развивался флорентийский неоплатонизм. Академия возникла в 1462 году. Её основание было сознательной акцией мецената и покровителя гуманистов, могущественного Козимо Медичи, предоставившего молодому Марсилио Фичино виллу в Кареджи и кодекс греческих рукописей с сочинениями Платона и его последователей, на латинский перевод которых рассчитывал меценат.
Палаццо Мадама — резиденция итальянского Сената, расположенная на Корсо дель Ринашименто в Риме.
Франческо Бонами (ит. Francesco Bonami; 1955, Флоренция) — один из самых авторитетных и влиятельных кураторов в мире современного искусства, редактор журнала Flash Art, куратор биеннале Manifesta 3, куратор 50-й Венецианской биеннале, художественный руководитель центра Fondazione Sandretto Re Rebaudengo (Турин).
Войны в Ломбардии — общее название серии военных конфликтов в Центральной и Северной Италии между Венецианской республикой и Миланским герцогством (с различными союзниками). Они происходили с 1425 года до подписания Лодийского мира в 1454 году. В ходе этих войн изменилась политическая структура Италии: из коммунн и городов сложились пять государств, составлявших политическую карту Италии вплоть до Итальянских войн. Важнейшие политические центры Тосканы и Северной Италии — Сиена, Пиза, Урбино, Мантуя...
Болонская школа — историческая школа церковной истории, специализирующаяся на истории Второго Ватиканского Собора, и в значительной степени поддерживает позицию так называемого герменевтического разрыва, создания предсоборного и постсоборного периода Римско-католической Церкви. Ведущими умами этой исторической школы были Альберто Меллони и Джузеппе Альбериго.
Список пап — в католических религиозно-политических институтах папства (Рим) и антипапства (Рим, Авиньон и Пиза) .
Капелла Паолина — капелла в Апостольском дворце Ватикана, построенная в 1537 году в стиле ренессанс во время понтификата Павла III.
Венецианская школа музыки (итал. Scuola veneziana) — направление композиторского искусства в Венеции в эпохи Возрождения и раннего барокко.
Чинквече́нто (итал. cinquecento — букв. пятьсот, а также 1500-е годы) итальянское название XVI века. Историками искусства и культуры используется для обозначения определённого периода в развитии итальянского искусства Возрождения — периода конца Высокого Возрождения и Позднего Возрождения. В это время работали величайшие мастера Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль Санти и Тициан, при жизни прозванные современниками «божественными»; а также Веронезе и Тинторетто, чьё творчество относится к Позднему...
Неаполита́нский язык (неап. lengua napulitana, nnapulitano, итал. lingua napoletana, napoletano) — романский язык, распространённый в Южной Италии, в Кампании, Неаполе, Гаэте и Соре, округах южного Лацио, в части Асколи в Марке, в северной Калабрии, северной и центральной частях Апулии. В частности, знаменитая песня 'O Sole Mio исполняется на неаполитанском...
«Распятие Галлино» (итал. Crocifisso Gallino; также — «Христос, открытый заново» (итал. Cristo Ritrovato)) — небольшая деревянная скульптура, изображающая распятого Иисуса, созданная около 1495−1497 гг. Название распятия происходит от фамилии её последнего владельца — Джанкарло Галлино (итал. Giancarlo Gallino), туринского антиквара, который продал скульптуру Министерству культурного наследия и культурной деятельности Италии в 2008 году за 4,2 млн долл. США. Автором распятия считается Микеланджело...
Итальянское Возрождение или Итальянский Ренессанс (итал. Rinascimento ) был началом общеевропейского Возрождения — периода великих перемен и достижений, который начался в Италии в XIV веке и продолжалось вплоть до XVI века, ознаменовав переход от средневековой к современной Европе.
Маньери́зм (от итальянского maniera, манера) — западноевропейский литературно-художественный стиль XVI — первой трети XVII века. Характеризуется утратой ренессансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком. Некоторые исследователи (особенно литературоведы) не склонны считать маньеризм самостоятельным стилем и усматривают в нём раннюю фазу барокко. Существует и расширенное толкование понятия «маньеризм» как выражения формотворческого, «претенциозного» начала в искусстве на разных...
Скульптура Пьета Палестрины — это мраморная скульптура эпохи Высокого Ренессанса в Италии, она была воздвигнута в 1555 году и расположена в Академии Изящных Искусств во Флоренции, Италия. В более раннее время её создание приписывали Микеланджело, но в более поздние годы принято считать, что её закончил кто-то другой. Скульптура представляет собою три фигуры, одна из которых является фигурой Иисуса Христа.
Акаде́мия Понтаниа́на (итал. Accademia Pontaniana; первоначально Porticus Antoniana) — в Неаполе общество гуманистического направления, основанное в 1435 году гуманистом Антонио Беккаделли при дворе короля Альфонса V из представителей высших сословий и содействовавшее распространению изящного (художественного) вкуса. Общество особо прославилось при Джованни Понтано, отчего академия стала называться Академией Понтаниана.
Приора́т — орган городского управления некоторых средневековых городских коммун Средней Италии (Флоренции, Ареццо и других), в которых власть находилась в руках пополанов. Назывался также синьорией.
Папская академия литературы и изящных искусств, полное название — Папская выдающаяся академия изящных искусств и словесности виртуозов при Пантеоне (итал. Pontificia Insigne Accademia di Belle Arti e Letteratura dei Virtuosi al Pantheon) — старейшая папская академия, основанная в 1542 году.
Папская базилика (лат. basilica pontificia) — в католицизме титул для базилик, которые непосредственно подчиняются папе римскому.
Ломба́рдская ли́га (итал. Lega Lombarda) — союз из 16 северо-итальянских городов (состав не был постоянным) в противостоянии со Священной Римской империей.
Палаццо Лоредан (итал. Palazzo Loredan in Campo San Stefano) — дворец в Венеции в районе Сан-Марко. Палаццо Лоредан располагается в южной части площади Санто-Стефано.
Марини́зм (итал. marinismo), также сеченти́зм (итал. secentismo) — барочное литературное направление в Италии (по имени поэта Джамбаттиста Марино). Вычурность, словесная игра, орнаментализм, тяготение к пасторальным мифологическим сюжетам, присущие ещё придворным поэтам конца XV и XVI вв. (петраркисты, Якопо Саннадзаро, Тассо, Гварини, Тебальдео, Серафино Аквилано), нашли своё завершение в творчестве Марино и его продолжателей, возведших в культ манерную изысканность образов, цветистость метафор...
Венецианская консерватория имени Бенедетто Марчелло (итал. Conservatorio di Stato «Benedetto Marcello» di Venezia) — итальянская консерватория, расположенная в Венеции, в районе Сан-Марко. Носит имя Бенедетто Марчелло. Основана в 1876 году как Музыкальный лицей имени Марчелло, преобразована в консерваторию в 1915 году.
«Крещение Христа» (итал. Battesimo di Cristo) — фреска работы Пьетро Перуджино, написанная около 1482 года. Расположена в Сикстинской капелле, Рим.
Итальянское барокко (итал. Barocco) — период в истории итальянской культуры XVI-XVIII вв. Если в других странах можно говорить о вариациях и локальных разновидностях барокко, то Италия это и есть родина барокко. Исторически, барокко приходит на смену Ренессансу, однако между ними существует водораздел в виде маньеризма. "Отцом барокко" считается Микеланджело Буонарроти.
Папская академия (лат. Pontificia Academia) — название ряда академических почетных обществ, учрежденных непосредственно или под руководством Святого Престола. Некоторые из них существовали задолго до того, как приобрели статус «Папский».
Ранняя
итальянская живопись эпохи Возрождения является вершиной мирового художественного наследия. Проторенессанс в живописи связан со средневековьем, с романскими, готическими, византийскими традициями, этот период явился подготовкой Возрождения. Он делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год). Период Раннего Возрождения охватывает собой время с 1420 по 1500 год. Период Высокого Возрождения простирается примерно с 1500 по 1527 год и Маньеризм — с 1525 по 1600 год. Эти...
Петраркизм (итал. petrarchismo) — основополагающее течение в итальянской поэзии XVI века, получившее распространение и в других странах Европы (Франция, Англия, Испания, Португалия, Далмация, позднее — Германия). Петраркизм обычно рассматривается как разновидность маньеризма в поэзии.
Аэроживопись (итал. aeropittura) — художественное течение в итальянской живописи, заключительная часть «второй волны» футуризма.
Феррарская война, также известная как Война из-за соли (итал. Guerra del Sale, 1482—1484) — война, в которой Венецианская республика воевала против Феррарского герцогства, поддержанного Миланским герцогоством и Неаполитанским королевством. Папа Сикст IV изначально поддержал Венецию, но потом неожиданно сменил сторону.
Боло́нская школа фехтования или школа Дарди́ — обобщающий термин служит для определения стиля фехтования, возникшего в городе Болонья в начале XV, и просуществовавшего до начала XVIII века. Однако, записи указывают, что фехтовальщики вели обучение в этом городе ещё в XIV веке: маэстро Росолино в 1338 году, маэстро Нэрио в 1354 и маэстро Франческо в 1385 годах.
Папский комитет по историческим наукам (итал. Pontificio Comitato di Scienze Storiche) — дикастерия Римской курии. Папский комитет исторических наук был учрежден папой римским Пием XII 7 апреля 1954, для изучения церковной истории Святого Престола.
Призвание первых апостолов (итал. Vocazione dei primi apostoli) — фреска работы Доменико Гирландайо, написанная в период 1481—1482 гг. Расположена в Сикстинской капелле, Ватикан.
Сиенская республика (итал. Repubblica di Siena) — город-государство в Италии, существовавшее в 1147—1555 годах. Республика занимала южную часть Тосканы с центром в городе Сиена и на протяжении нескольких веков выступала основным конкурентом и противником Флоренции в Средней Италии. Экономический расцвет Сиены пришёлся на XII—XIII века, когда республика стала одним из крупнейших финансовых и торговых центров Италии и Европы, а также культурным центром итальянского Проторенессанса. Начиная с XIV века...
Папаби́ль (от итал. papabile; множественное число — папаби́ли, итал. papabili) — неофициальный итальянский термин, сначала введённый политологами-специалистами по Ватикану (ватиканистами, или ватиканологами) и теперь используемый как интернациональный термин во многих языках. Обозначает того или тех кардиналов, которые могут быть наиболее вероятными кандидатами в следующие римские папы.