Понятия со словом «акроболист»
Акроболисты (от греч. ἀκροβολιστής — конный воин с метательным оружием) — у древних греков отряды легкой конницы, вооружённые луками или дротиками. Применялись в качестве сторожевых отрядов. В сражении первыми атаковали неприятеля, преследовали отступавших, вели заградительный огонь при собственном отступлении. Помимо метательного оружия имели при себе небольшие мечи или топорики, из брони иногда носили кожаный нагрудник и небольшой щит.
Связанные понятия
Везосис (лат. Vezosis Aegyptius rex) — легендарный египетский царь, который, по данным позднеантичной римской историографии, безуспешно воевал со скифами.
Частокол — боевое построение, характерное для европейской рыцарской конницы раннего средневековья.
Гиппотоксот (греч. Hippotoxotai от ίππος — лошадь и τοξότης — лучник) — в армии Древних Афин воин отряда легкой кавалерии из 200 лучников, набиравшихся из рабов, в отличие от всадников из привилегированного класса — пентакосиомедимнов. В период Пелопоннесской войны в качестве маневренного отряда лёгкой кавалерии входили в состав подразделения аттической конницы в 1200 всадников. Геродот под понятием гиппотоксоты обобщает всех конных лучников: «все скифы — гиппотоксоты и воюют верхом». Они сходились...
«Туру́сы на колёсах» — фразеологизм, означающий «чепуха», «вздор». Согласно словарю Даля, «турусы», «тарусы» — диалектное слово с тем же значением. Происхождение его неизвестно.
Демос (др.-греч. Δῆμος «народ») — в Древней Греции божество, персонификация народа греческих полисов. Наиболее почиталось в Афинах, однако статуя «Демоса спартанского» была и в Спарте.
Гимнопедия (др.-греч. Γυμνοπαιδίαι) — праздник в Спарте, отмечавшийся в июле в течение 6—10 дней и состоявший из военных плясок, музыкальных и гимнастических упражнений.
Касаба («сажень» Хакими, баб, наб) — мера длины в мусульманских странах. Возникновение её возводится к фатимидскому халифу Аль-Хаким би-Амриллаху (996—1021 н. э.). Существуют следующие определения величины касабы...
Дельфины — византийский знатный род, выходцы из которого были широко известны в Византии.
Pax (с лат. — «мир, отсутствие войны»; восходит к праиндоевр. *pak- «укреплять») — слово, в сочетании с именем нарицательным страны, нации, народа или же некой концепции, обозначающее эпоху расцвета, доминирования некоей империи или же идеи, то есть буквально «Мир под властью <…>». Термин в качестве обозначения имперской теории мира (Pax Romana) впервые употребил римский философ-стоик Луций Анней Сенека, после чего выражение прочно прижилось в исторической и политологической литературе.
Подробнее: Список периодов регионального мира
Вилик (лат. villicus) или Эпитроп (греч. ἐπίτροπος) — раб или вольноотпущенник, являвшийся управляющим villa rustica и всего сельского хозяйства виллы, за исключением скота. Также может означать человека, которому было доверено управлением каким-либо делом.
Гиппе́и (др.-греч. ἱππεῖς «Всадники») в древней Спарте — отборный отряд, состоявший из трёхсот молодых спартиатов (состоятельных для покупки лошади), прошедших специальный отбор; вопреки своему названию воевали пешими: лошади использовались только на марше.
Осада Вильянди (1211) — это одно из важных событий I периода войны за независимость эстов (1208—1212 гг.).
Фламинины — одно из фамильных прозваний древнеримского патрицианского рода Квинкциев.
Сполас (греч. Σπολάς) — древнегреческий и древнемакедонский панцирь, иногда его отождествляют с линотораксом. Употреблялся гипаспистами — вспомогательными пехотинцами тяжелой конницы в древнемакедонский армии. Предполагается, что материалом для него послужило вываренное в соляном растворе или проклеенное в несколько слоев льняное полотно. Другой вариант — кожаный панцирь. Использование споласа позволяло сделать снаряжение пехотинца легче, по сравнению с ношением бронзовой кирасы.
Сариссофор или сарисофор (греч. σαρισσοφόρος) то есть несущий сариссу — пеший воин, составлявший основу македонской фаланги. Название происходит от длинной пики — сариссы. Вооружение сариссофора состояло из следующих компонентов...
Кантабри́йский круг (лат. circulus cantabricus) — тактический приём, предположительно применявшийся кантабрийскими конными лучниками и/или метателями дротиков, с которыми римляне столкнулись в ходе Кантабрийских войн. Упоминается в труде Луция Флавия Арриана «Тактика» (136/137 г. н. э.) и в речи императора Адриана к африканской армии (128 г. н. э.).
Криптия (др.-греч. κρυπτείᾱ) — карательное мероприятие (избиение), периодически организовывавшееся спартанским рабовладельческим государством (Древняя Греция) для устрашения илотов. Такие облавы на илотов служили также воспитанию самих молодых спартиатов. Вот как Плутарх описывает криптии...
Теоры (греч. θεωροί) — слово теор, как и эфор, у древних греков обозначало прежде всего наблюдатель (греч. θεάομαι — смотрю) и в некоторых государствах (Мантинее, Тегее) употреблялось в смысле главного магистрата. Отсюда возникло более обычное сакральное значение понятия теор: так назывались послы, которых государство командировало для исполнения какого-либо религиозного акта, например для обращения к оракулу или для присутствования на каком-либо религиозном торжестве в другом государстве. Сакральные...
Антесигна́ны (лат. antesignani — «стоящие / сражающиеся перед знамёнами») — тяжеловооружённые воины римской армии. В древнейшие времена это название носили только гастаты, но поскольку при построении манипулами знамя легиона находилось в третьем ряду, то есть у триариев, то так могли называться и принципы вместе с гастатами.
Экстраординарные войска или экстраординарии (лат. extraordinarii) — воинские формирования в составе армии Древнего Рима республиканского периода, которые состояли из союзных войск. Как правило, они находились всегда при полководце и задействовались по его личному указанию в самые критические моменты сражения. В каждом римском легионе их численность была около 20 % пехоты и одной трети кавалерии, составляя всего около 1040 человек. Отборная часть экстраординариев из самых знатных воинов (208 человек...
Фала (лат. phala или fala) — большая деревянная осадная башня, на которой устанавливалась метательная машина (катапульта) для обстреливания камнями, брёвнами, копьями и стрелами осаждаемых пунктов.
Армянская тиара (арм. Հայկական խույր) или Тиара Арташесидов (арм. Արտաշեսյանների խույր) — головной убор, являвшийся символом монархической власти правителей из династии Арташесидов в Древней Армении, представлявший собой своеобразную шляпу в форме усечённого конуса или цилиндра с четырьмя или пятью остроконечными зубцами на вершине, вокруг которого обвита царская диадема, украшенная двумя орлами, смотрящими в противоположные стороны, по обеим сторонам 8-конечной звезды, что являлось родовым знаком...
«Стена́» — Боевоe построение древнерусского войска, распространённoe в Киевской Руси в X—XI веке и представлявшее собой сплошной фалангообразный строй тяжеловооружённой пехоты глубиной 8—20 шеренг.
Инферия (лат. Inferiae), инферии — жертвы подземным богам в честь умерших, как живущих в подземном мире.
Гиппа́рх (греч. Ιππαρχος) — начальник конницы у древних греков. У спартанцев он назывался гиппармост.
Дукс Германии Первой (лат. dux Germaniae primae) — командир пограничной армии (лимитан), расквартированной в провинции Германия Первая и ответственной за оборону рейнской границы. Его непосредственным начальником на момент составления Notitia dignitatum (около 400 года) являлся то ли магистр презентальной пехоты Запада, то ли магистр презентальной кавалерии Запада или вообще комит Аргенторатской дороги. В связи с утратой фрагмента Notitia dignitatum, где рассказывалось о подразделениях, находившийся...
Таулониды или Фавлониды (греч. θαυλωνίδαι) — один из древнежреческих родов в Афинах. Из него в праздник Δυπόλια или Βουφόνια (Дииполии) выбирался жрец, которому поручалось закалывание быка в честь Зевса, так как по преданию Таулон, родоначальник Таулонидов, первый убил быка. Жрец закалывал быка топором, а сам бежал, оставляя топор на месте. После мнимого преследования присутствующие отправлялись в судебную палату, где под председательством архонта базилевса творился суд над неодушевленными предметами...
Ипс (др.-греч. Ίψους) — исчезнувший город во Фригии, на большом сардском тракте.
«Всемирный паук», «Вселенский паук» (фр. universelle aragne, universelle araigne), также просто «Паук» (фр. l’Aragne) — часто используемое прозвище французского короля Людовика XI Валуа, данное тому за методы ведения политики — лесть, подкупы, шпионаж и нескончаемую сеть интриг, которую искусно он умел плести. Предпочитая столь мягкие и гибкие методы грубой силе, Людовик смог устранить практически всех своих политических противников, избегая открытой атаки, заманивая их в свои сети и уничтожая.
Кадме́йская побе́да — победа, доставшаяся слишком дорогой ценой; победа, равносильная поражению. Метафора, относящаяся к победе основателя Фив Кадму. Трактовку данного понятия можно найти у Павсания, повествуя о походе аргивян против Фив и победе фиванцев, он сообщает: .
Латинские войны — вооружённые конфликты между Римской Республикой и Латинским союзом окружавших Рим латинских общин. Выделяются две Латинские войны...
Земане Месафинт (амх. ዘመነ መሳፍንት, букв. «Эпоха князей») — период феодальной раздробленности в истории Эфиопии, длившийся с 1769 по 1855 год. В данный период страна была фактически разделена между множеством военачальников, а власть императора была в значительной степени номинальной и ограничивалась территорией вокруг столицы, Гондэра. В этот период также было обострено противостояние между Эфиопской православной церковью и мусульманскими эфиопскими территориями, что часто использовалось как предлог...
Идофея (Идотея, Эйдофея, др.-греч. Εἰδοθέα, эпич. Εἰδοθέη, либо Эйдо/Идо), у Еврипида носит имя Феоноя (Θεονόη) — персонаж древнегреческой мифологии. Дочь Протея и Псамафы.
Талос (др.-греч. Τάλως), согласно спартанскому мифографу Кинефону — отец Гефеста. По распространённому преданию (например, у Гомера), Гефест был сыном Зевса и Геры. Это разногласие, вероятно, объясняется недоразумением Кинефона: Зевс носит прозвище Ταλλαϊος, вероятно, как олицетворение Солнца.
Лелантос (др.-греч. Ληλαντος) — в древнегреческой мифологии титан второго поколения, сын Коя и Фебы, вероятно, бог воздуха и выслеживанием охоты. Имя трактуется как производное от «двигаться незаметным», «избежать внимания». С ним ассоциируется равнина Лелантон на острове Эвбея, в частности это название упоминают Страбон и Теогнид.
Гиппагреты (др.-греч. ΄Ίππαγρέται) — в Спарте трое молодых людей, избиравшиеся эфорами из числа граждан, только что достигших 30 лет. Им поручалось выбрать каждому по сто доблестнейших юношей из тех, кто ещё не достиг 30 лет. При этом, во избежание обвинения в предвзятости, они должны были объяснять причину избрания ими именно тех, а не других лиц. Избранные таким образом 300 юношей носили почетное название "гиппеев".
Пуническая совесть (лат. Punica fides или Punica religio) — ироническое определение вошедшего в пословицу вероломства карфагенских вождей, которое они проявляли по отношению к римлянам во время Пунических войн (264—146 годы до н. э.).
Драконарий (лат. draconarius) — младший офицер в древнеримских кавалерийских отрядах, чьей задачей было нести знамя алы или турмы (лат. draco) во время боя (аналогично пехотному сигниферу). В римской армии впервые они появились во втором веке нашей эры, в связи с использованием во вспомогательных кавалерийских отрядах сарматов и даков (первое упоминание у Арриана).
Парфя́нский вы́стрел — тактический приём, применявшийся конными лучниками Древнего Востока. Известен, прежде всего, по римско-парфянским войнам (отсюда название).
Университетская фаланга (греч. Πανεπιστημιακή Φάλαγγα) или Студенческая фаланга (греч. Φοιτητική Φάλαγγα) — военизированный корпус греческого студенчества второй половины XIX века.
Налог на общественные туалеты (лат. vectigal urinae — дословно «мочевой налог») был введен римским императором Веспасианом (17 ноября 9 года — 24 июня 79 года). Туалетным налогом облагалось содержание и посещение общественных уборных, которые римские граждане использовали не только для отправления естественных надобностей, но и для общения.
Фракийская мифология представляет собой верования фракийцев. Поскольку фракийцы были бесписьменным народом, то представления о их религии в основном черпаются из греческих источников. Так Геродот повествует о четырёх главных богах фракийцев, которые соответствуют греческим богам Арес, Артемида, Дионис и Гермес. Их сопоставляют с фракийскими персонажами...
Гипасписты (др.-греч. Ὑπασπιστές — «щитоносцы» в македонской армии Филиппа Второго и Александра Великого. Наследники идеи фиванских гамиппов. Гипасписты были организованы в хилиархии — «тысячи». Всего было 3 или 6 тысяч гипаспистов (3 или 6 хилиархий). Ранее в архаический и классический периоды — слуги и рабы воинов, в основном, гоплитов, число которых в походе у спартанцев доходило до семи (Геродот) на одного спартиата и которых иногда в бою строили отдельными отрядами легковооруженных (Ксенофонт...
Первый бросок десанта или просто первый бросок — авангардная часть передового отряда морского десанта, которая включает в себя наиболее подготовленные формирования морской пехоты. Первый бросок раньше всех высаживается на занятое противником побережье с целью быстрого захвата прибрежной кромки пункта высадки, который запланирован для обеспечения доставки основных сил.
Список охватывает жён римских императоров, включая тех женщин, на которых они были женаты до получения титула. Бирюзовым цветом отмечены женщины, брак с которыми продолжался во время императорского правления; белым — во время простой гражданской жизни. Жены претендентов и самозванцев, которые не имели значения в истории Рима, не учитываются. Изображения сохранились не для всех, во многих случаях используются вымышленные профильные изображения из ренессансной книги «Promptuarii Iconum Insigniorum...
Гинета — испанская лёгкая конница, вооруженная небольшими копьями и мечами и одетая в кольчуги.
Гармосты (др.-греч. ἁρομοσταί, ед. ч. ἁρμοστής) — 1) В Спарте, числом 20, вероятно, управляющие областями периэков; 2) наместники, посылавшиеся спартанцами в период вновь приобретенной через Пелопоннесскую войну гегемонии в подвластные города, чтобы в качестве начальников спартанских гарнизонов поддерживать преданные спартанцам олигархические партии. Заносчивость и своеволие этих Г. главным образом сделались причиною тому, что спартанская гегемония стала столь же ненавистна, как прежде — афинская...