Эффект замещения

В экономической теории, и в частности в теории потребительского выбора, «эффект замещения» является одним из видов влияния изменения цены товара на величину спроса на этот товар со стороны потребителя. Второе из таких явлений называется эффектом дохода.

Если сделать предположение о неизменности потребительского набора, то снижение цены товара приводит к высвобождению части дохода, которая может быть использована на потребление большего количества каждого из товаров данной потребительской корзины. В результате новый потребительский набор по сравнению с предыдущим отражал бы эффект изменения относительных цен двух товаров (единицу одного товара теперь можно обменять на другое количество второго товара, поскольку соотношение их цен изменилось), так же как и эффект высвобожденного дохода. Эффект относительного изменения цен называется эффектом замещения, в то время как эффект от высвобождения доходов называется эффектом дохода.

Если доход изменяется в зависимости от изменения цены таким образом, что новая бюджетная линия проходит через исходный потребительский набор, но при этом угол наклона определяется на основе новых цен, а также оптимальный потребительский выбор лежит на бюджетной линии, то возникающее при этом изменение в потреблении носит название эффекта замещения по Слуцкому. Он описывает изменения в потребительском выборе, когда потребитель располагает достаточным количеством дохода, необходимым для приобретения им исходного (или изначального) набора товаров при текущих (новых, в отличие от предыдущих) ценах.

Однако если угол наклона новой бюджетной линии формируется на основе новых (текущих) цен, а при этом касательная к кривой безразличия проходит через изначальный набор потребителя, то разницу между новой точкой касания и исходным набором товаров описывает эффект замещения по Хиксу. Он представляет собой изменение потребительского выбора, когда потребитель располагает достаточным количеством дохода, необходимым для достижения им исходного уровня полезности при текущих ценах.

Эти же эффекты объясняют ситуации, когда цена товара, вместо снижения, повышается, при этом эффект замещения отражает изменение относительных цен, в то время как эффект дохода отражает ситуацию, когда доход используется для потребления постоянного поддерживаемого набора подорожавшего товара.

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я