Эффект Бартини

«Эффект Бартини» — явление уменьшения лобового сопротивления и прироста тяги винтов самолёта за счёт компоновки двух моторов тандемом (винты посажены на один вал по разные стороны крыла).

Такая компоновочная схема была впервые применена Р. Л. Бартини на модели ДАРа («дальнего арктического разведчика») и испытана в ЦАГИ. Два пропеллера, соосно посаженные на один вал, вращались в разные стороны. Кроме того, они были помещены в кольцевой обтекатель, нижняя часть которого образовывалась корпусом самолёта и частично центропланом, а верхняя — самим крылом, которое охватывало силовую установку (эту схему называли «винт в кольце»). При испытании модели ДАРа эффект Бартини был выражен в приросте тяги винтов в 25—30 %.Этот же эффект через несколько десятилетий другие конструкторы применяли для повышения эффективности пропеллеров и силовых установок и при создании самолетов вертикального взлёта и посадки.

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я