Экстерналия

Экстерналия (англ. externality), или внешний эффект, в экономической теории — воздействие рыночной транзакции на третьих лиц, не опосредованное рынком.

Основы понятия были введены в 1920 году Артуром Сесилом Пигу в книге «Экономическая теория благосостояния».

Само словосочетание «внешние эффекты» ввёл Пол Самуэльсон в 1958 году.

При наличии внешних эффектов рыночное равновесие перестаёт быть эффективным: появляется «мёртвый груз» (англ. Deadweight loss), нарушается эффективность по Парето, то есть возникает фиаско рынка.

Внешний эффект имеет место всегда, когда действия домашнего хозяйства или фирмы непосредственно влияют на издержки или выгоды других домашних хозяйств или фирм, причём эти побочные эффекты не отражаются в рыночных ценах.

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я