Связанные понятия
Шахта «Октябрьская» — железорудная шахта в г. Кривой Рог, Днепропетровская область, Украина. Входит в состав ОАО «Криворожский железорудный комбинат» (КЖРК).
Кочегарка (шахта) — исторически известная угольная шахта производственного объединения «Артёмуголь», в городе Горловка Донецкой области. Основана в 1867 году. Первоначальное название: «Корсунская копь № 1».
Шахтное поле — месторождение или его часть, отведенная для разработки одной шахтой.
Шахта «Гвардейская» — шахта (ш.) по добыче железной руды в городе Кривом Роге (Украина), на данный момент (2014 год) входит в состав ПАО "Кривбассжелезрудком"
«Ро́дина » — шахта в Кривом Роге (Украина). В своё время входила в состав производственного объединения «Кривбассруда», которое обеспечивало более 60 % потребности СССР в железной руде. Предприятие по состоянию на 2008 год называется ОАО «Кривбассжелезрудком» (ОАО «КЖРК»).
Упоминания в литературе
Затем Копикуз оборудовал два каменноугольных рудника – Кольчугинский и Кемеровский и проложил к ним железные дороги. На Кемеровском месторождении в 1915 г. заложили
шахту «Центральную», в 1916 г. построили большую пристань, здание Главной конторы рудника, каменный дом управляющего рудником (в настоящее время в нем расположен музей «Красная Горка»).
В 1938 году Дальстрой из центрального подчинения перешёл непосредственно в ведение НКВД,
став Главным управлением строительства Дальнего Севера (ГУСДС), основой которого являлся Севвосттрудлагерь НКВД. Начальником ГУСДС в 1939 году был назначен комиссар госбезопасности III ранга Никишов И.Ф. В предвоенные годы Дальстрой продолжал наращивать добычу золота, к которому прибавилось ещё и получение олова. Пик добычи золота за всю историю Колымы пришёлся на 1940 год и достиг 80028 килограмм, что составило более половины от общесоюзного производства этого драгоценного металла [47].
На основании ранее принятого вердикта от 13 декабря 1883 года центральным органом управления регионом становится дирекция КМВ, во главе с правительственным комиссаром, в подчинении которой находится структурное подразделение с положенными по штату: горные инженеры (5 человек), врач и фельдшер (2 человека), архитектор и 2 чертежника (3 человека), химик (1 человек) и ученый садовник. Правительственный комиссар Н. П. Щепкин от своих предшественников – Н. А. Новосельского и A. M. Байкова сильно отличался страстью к постоянному ремонту и строительству, благодаря чему на Кавминводах за короткий срок были введены в эксплуатацию гостиницы, пансионы, а также разбиты парки и проложены мощенные булыжником тротуары. Главным зодчим КМВ по протекции Н. П. Щепкина стал архитектор К. Н. Кодрунцев, приглашенный им из Уфы. При Н. П. Щепкине продолжились гидрологические работы по разведке и бурению новых скважин в Ессентуках, Железноводске и Кисловодске, только теперь уже на казенные деньги. Началась долгая работа по разработке экономически обоснованного проекта дальнейшего развития КМВ после долгих лет «затишья». Была осознана и необходимость принятия мер к улучшению социально-экономической обстановки в прилегающих к курорту поселениях. Уже во второй
половине 1880-х годов началось осуществление некоторых задач в данном направлении. Однако видимые результаты работы казенного управления правительственным комиссаром Н. П. Щепкиным проявились только в 1890-х годах.
План Ю. М. Ларина во многом осуществлялся. Все запасы ценной древесины, годами бережно накапливаемые заводами, пошли даже не на мебель, а на топку. Прекратилось строительство Центральной научно-технической лаборатории, многих лабораторий и других авиационных предприятий. В 1918 г. в Петрограде был закрыт авиационный завод В. В.
Слюсаренко, в начале 1919 г. заводы Д. П. Григоровича и А. А. Пороховщикова, а крупное предприятие Ф. Мельцера переведено на производство мебели. Наряду с херсонским «Авиагородком» прекратили существование все южные самолетостроительные заводы. В Москве сгорел аэротехнический завод вместе с построенной там уникальной аэродинамической трубой.
Прежде чем перейти к описанию конструкции и истории «Михаила Сомова», несколько слов скажем о судьбе его «систершипов» (однотипных судов). Головной во второй серии – «Капитан Мышевский» –
был сдан заводом 22 декабря 1970 г., работал в Дальневосточном морском пароходстве, списан и продан на слом в 1993 г. «Павел Пономарев» сдали практически ровно через год, и до 1994 г. дизель-электроход плавал в составе судов Мурманского морского пароходства. «Капитан Кондратьев», сданный 30 ноября 1972 г. также, как и «Капитан Мышевский», трудился на Дальнем Востоке. Оба судна, как и «Михаил Сомов», работали и в антарктических водах. 30 декабря 1974 г. завод сдал судно «Яуза», которое вошло в состав Краснознаменного Северного флота и обеспечивало деятельность Центрального полигона МО СССР на архипелаге Новая Земля. С 2008 по 2015 гг. «Яузу» модернизировали на судостроительно-судоремонтном заводе «Нерпа» (г. Снежногорск) по проекту 550М, разработанному нижегородским КБ «Вымпел». В ходе модернизации, стоимость которой составила около 4 миллиардов руб., на судне частично перестроили надстройку, смонтировали современные системы управления, установили новые дизель-генераторы, заменили электроэнергетическую установку, полностью обновили системы безопасности и связи (доля импортного оборудования составила 80 %), в носу и в корме смонтировали два мощных крана грузоподъемностью 60 и 9 т, достроили жилой блок. Обновленный грузопассажирский транспорт и сейчас находится в подчинении 12-го Главного управления Министерства обороны России. Он по-прежнему занимается обеспечением новоземельского ядерного полигона, который, несмотря на то, что испытания на нем не проводятся с 1990 г., функционирует как воинская часть. При этом «Яуза» совершает и дальние походы (например, в Средиземное море в 2016 г.).
Связанные понятия (продолжение)
Ша́хта «Кра́сный партиза́н» — угледобывающее предприятие в городе Червонопартизанск Свердловского горсовета Луганской области, (Украина), входит в «ДТЭК Свердловантрацит». Официальное название ОП «Шахта „Красный партизан“».
Шебелинское газовое месторождение — крупнейшее на Украине газоконденсатное месторождение, расположено в нескольких районах Харьковской области. Обслуживается газопромышленным управлением «Шебелинкагаздобыча». Входит в Днепровско-Припятский нефтегазоносный бассейн. Общая площадь провинции составляет 100 тыс.км². Газ по составу метановый.
Минусинский угольный бассейн расположен в Минусинской котловине (республика Хакасия), связан железнодорожными магистралями с Новокузнецком, Ачинском и Тайшетом.
Лава — подземная очистная горная выработка (в которой производится добыча полезного ископаемого) значительной протяжённости (от нескольких десятков до нескольких сот метров), один бок которой образован массивом угля (забоем лавы), а другой — закладочным материалом или обрушенной породой выработанного пространства. Имеет выходы на транспортный и вентиляционный выемочные штреки или на просеки.
Шахтный ствол — вертикальная (реже наклонная) капитальная горная выработка, имеющая непосредственный выход на земную поверхность и предназначенная для обслуживания подземных горных работ. Через шахтные стволы осуществляется спуск и подъём полезного ископаемого, породы, материалов, оборудования, людей и осуществляют проветривание шахты.
Слюдянское рудоуправление - предприятие по добыче слюды-флогопита, а затем строительных материалов в городе Слюдянка Иркутской области, действовавшее с 1927 по 1993 годы.
Маркировка угля — установлена с целью рационального промышленного использования угля.
Штрек (от нем. Strecke — маршрут) — горная выработка, не имеющая непосредственного выхода на земную поверхность, лежащая в горизонтальной плоскости и проходящая по простиранию рудного тела.
Го́рно-обогати́тельный комбина́т (сокращённо ГОК) — комплексное горное предприятие по добыче и переработке твёрдых полезных ископаемых. Необходимость в строительстве на одной производственной площадке производственных переделов не только по добыче, но и по переработке, обогащению добываемых из недр полезных ископаемых, возникла в связи с тем, что в результате интенсивной разработки месторождений, ру́ды с высоким содержанием полезных компонентов были извлечены, а для дальнейшего использования полезных...
Подземная газификация угля (ПГУ) — физико-химический процесс превращения угля в горючие газы с помощью свободного или связанного кислорода непосредственно в недрах земли. При этом уголь в пласте, под землей, превращается в горючий газ (газ подземной газификации, генераторный газ, искусственный газ), обладающий достаточной калорийностью для энергетического и технологического использования.
Коногон — рабочий, управляющий лошадьми в шахте, одна из шахтёрских специальностей, ныне устаревшая.
Угольный разрез — угольный карьер, горное предприятие предназначенное для разработки месторождения (по добыче) угля открытым способом.
Ша́хтный подъём (рудни́чный подъём) — совокупность машин и механизмов, предназначенных для выдачи добытого под землей полезного ископаемого на дневную поверхность из шахт, а также подъёма (спуска) людей и грузов по вертикальным и наклонным шахтным стволам.
Машиностроение Азербайджана — отрасль промышленности Азербайджана специализирующаяся на производстве различного оборонного и трудового оборудования. Основные отрасли машиностроения в Азербайджане: судостроение, автомобилестроение, авиастроение, сельскохозяйственное машиностроение, электротехническое машиностроение, радиотехническое и автоматическое оборудование.
Обогати́тельная фа́брика — горное предприятие для первичной переработки твёрдых полезных ископаемых с целью получения технически ценных продуктов, пригодных для промышленного использования. Часто обогатительная фабрика входит в состав горно-обогатительного комбината.
Южно-Якутский каменноугольный бассейн — угольный бассейн России, расположен в Нерюнгринском районе Якутии. Геологические запасы в большей части высококачественных коксующихся углей оцениваются в 57,5 млрд тонн.
Ко́ксовая батаре́я — специальный металлургический агрегат для изготовления кокса — топлива для доменного производства чугуна.
Железорудная промышленность — отрасль горной промышленности, подотрасль чёрной металлургии, занимающаяся добычей железной руды и её предварительной переработкой: дроблением, сортировкой, обогащением, усреднением и окускованием мелочи путём агломерации или окомкования. Является сырьевой базой чёрной металлургии.
Государственное открытое акционерное общество «Шахта „Возрождение“» — угольная шахта во Львовско-Волынском угольном бассейне. Входит в Производственное объединение Государственное коммунальное хозяйство «Львовуголь».
Подробнее: Возрождение (шахта)
Донецкая — угольная шахта треста «Гуковуголь» в городе Донецк (Ростовская область, Россия). До завершения реконструкции (1 октября 1964 года) называлась шахта «Юго-Западная» № 1-бис.
Государственное открытое акционерное общество «Шахта „Надежда“» — угольная шахта во Львовско-Волынском угольном бассейне. Название до 2000 года — шахта «Великомостовская № 9».
Подробнее: Надежда (шахта)
Медвежье газовое месторождение — уникальное по запасам газа, расположено в Ямало-Ненецком автономном округе, в 50 км к юго-востоку от пос. Ныда. Входит в состав Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции. Открыто в 1967 году. Первооткрыватель Покровская Анастасия Александровна. Разрабатывается с 1972 года. Разработку месторождения осуществляет ООО «Газпром добыча Надым».
ЧАО «ДТЭК Павлоградуголь» ПСП «Ша́хта „Днепро́вская“» (укр. ПрАТ «ДТЕК Павлоградвугілля» ВСП «Шахта «Дніпровська») — угледобывающее предприятие в городе Терновка Днепропетровской области (Украина), входит в ЧАО «ДТЭК Павлоградуголь».
Подробнее: Днепровская (шахта)
Гундоровская — угольная шахта в городе Донецк (Ростовская область, Россия). До 1971 называлась шахта Северо-Гундоровская № 3.
Шахта «Рудничная» — угледобывающее предприятие в п. Рудничный, города Кизела, Пермского края. Была пущена в эксплуатацию в январе 1939 году, в 1966 году была закрыта. Располагалась в центральной части Рудничного и в течение срока работы являлась основным предприятием посёлка. На протяжении всего времени эксплуатации входила в состав треста «Кизелуголь» Кизеловского угольного бассейна.
Ша́хта имени 50-летия СССР — угледобывающее предприятие в городе Молодогвардейск, Краснодонского городского совета Луганской области, (Украина), входит в ГХК «Краснодонуголь». Официальное название ГОАО «Шахта имени 50-летия СССР». Была открыта в 1970 году с проектной мощностью 600 тысяч тонн угля в год.
Богословский горный округ (Богословские заводы) — самый северный горный округ на Урале, располагавшийся в Верхотурском уезде Пермской губернии. Отличительной чертой округа являлась огромная площадь лесного хозяйства, а также исключительное богатство рудных месторождений.
Ленский угольный бассейн расположен в республике Якутия и частично в Красноярском крае. Основная часть его занимает Центральноякутская низменность в бассейне р. Лены и её притоков (Алдана и Вилюя); на севере Ленского угольного бассейна протягивается вдоль побережья моря Лаптевых от устья р. Лены до Хатангского залива. Площадь около 750 000 км2. Общие геологические запасы до глубины 600 м — 1647 млрд т (1968). По геологическому строению территория Ленского угольного бассейна подразделяется на две...
Город Белорецк был основан в 1762 году вначале как селение при Белорецком заводе.
Подробнее: История Белорецка
Красноя́рский метрополите́н — недостроенная система линий метрополитена в Красноярске. Должен был стать девятым метрополитеном в России, третьим в Сибири и семнадцатым на территории бывшего СССР.
Месторождение Бадра расположено на территории провинции Васит на Востоке Ирака. Его геологические запасы оцениваются в 3 млрд. баррелей нефти. Сервисный контракт на разработку месторождения был подписан в начале 2010 года.
Подмосковный угольный бассейн — буроугольный бассейн в Ленинградской, Новгородской, Тверской, Смоленской, Московской, Калужской, Тульской и Рязанской областях.
Месторождение Ма́йское — коренное месторождение золота в пределах Чаунского района Чукотского АО, входит в пятёрку крупнейших золоторудных месторождений России. Относится к Ичувеем-Паляваамскому золоторудному району Центральной Чукотки.
Месторождение Ку́пол — одно из крупнейших на Дальнем Востоке коренное золото-серебряное месторождение на границе Анадырского и Билибинского районов Чукотского АО.
Ма́лышевское месторожде́ние — месторождение изумрудов в Свердловской области Российской Федерации. Находится в посёлке имени Малышева. Лицензия на разработку изумрудно-бериллиевого месторождения принадлежит АО "Мариинский прииск" (Госкорпорация "Ростех").
Гидроэнергетика — область хозяйственно-экономической деятельности человека, совокупность больших естественных и искусственных подсистем, служащих для преобразования энергии водного потока в электрическую энергию.
Депутатское месторождение — месторождение олова расположено неподалеку от поселка Депутатский, являющегося центром разработки месторождения. Месторождение расположено в Усть-Янском районе.
Подробнее: Депутатский (месторождение)
О́хта — исторический район Санкт-Петербурга на правом берегу Невы, в Красногвардейском районе.
Оло́нецкиe го́рныe заво́ды — группа металлургических предприятий в Российской империи, действовавших в Карелии во второй половине XVII века — начале XX века.
Группова́я обогати́тельная фа́брика «Свердло́вская» — предприятие по обогащению антрацита в районе железнодорожной станции Должанская, в городе Свердловск (Луганская область), Украина.
Подробнее: Свердловская (обогатительная фабрика)
Упоминания в литературе (продолжение)
Среди десятков миллионов телезрителей, кто смотрел прощальное обращение Горбачева 25 декабря 1991 г., был Валерий Грайфер. Для Грайфера развал Советского Союза стал не чем иным как «катастрофой, настоящей катастрофой». На тот момент он был одной из центральных фигур в советской нефтегазовой отрасли, заместителем министра нефтяной промышленности СССР. Кроме того, Грайфер возглавлял «Главтюменьнефтегаз», крупнейшее производственное объединение западносибирского нефтегазового комплекса, освоение которого стало
последним крупным индустриальным достижением советской власти. Под его руководством в Западной Сибири стали добывать 8 млн баррелей в день, что было сопоставимо с дневным объемом нефтедобычи Саудовской Аравии. Его предприятие было огромным: в целом у него в подчинении находились около 450 000 человек. И при этом западносибирский нефтегазовый комплекс представлял собой лишь часть еще более огромной советской нефтегазовой промышленности. «Это была одна большая нефтяная семья, объединявшая все республики Советского Союза, – позже заметил Грайфер. – Если бы кто-то сказал мне, что эта семья распадется, я бы посмеялся». Но первоначальный шок от развала СССР прошел, и через год Грайфер создал инновационную технологическую компанию, задачей которой стало содействие развитию новой нефтедобывающей промышленности независимой России. «Нам было нелегко, – сказал он. – Но я видел, что жизнь продолжается»{9}.
По тем же причинам сначала замедлилось, а потом и вовсе прекратилось строительство грандиозного полиграфического комбината, который планировалось разместить на подъезде к Главному входу ВСХВ (в то время он находился на месте нынешнего Северного входа со стороны современной улицы Эйзенштейна). Проект комплекса разрабатывался в 4-й архитектурно-проектной мастерской Моссовета архитекторами И. Голосовым, П. Антоновым, А. Журавлевым, М. Хомутовым. На
участке с нынешним № 125 с 1937 года строились здание нотопечатни, типография Гослитиздата, комбинат цветной печати[62]. Когда один корпус был почти готов, а другой находился в стадии строительства, последовало решение об изменении их функционального назначения. Теперь там должны были разместиться организации, связанные с кинематографом. В частности, корпус Гослитиздата передавался киностудии «Мостехфильм», рассчитанной на выпуск ежегодно 75 звуковых фильмов на научно-технические темы. Голосов, Антонов и Журавлев опять взялись за дело, в 1939 году изменив первоначальный проект в соответствии с новыми требованиями[63]. В результате этих пертурбаций к 1941 году вполне готовым оказался лишь один корпус (ныне № 125, строение 1). Зато впоследствии вся прилегающая территория оказалась прочно оккупированной кинематографистами – неподалеку поселились Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени Горького и Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК).
Умышленное непринятие Берманом каких-либо предупредительных мер (перемычек, затворов) сразу же привело к тому, что от горения серного колчедана газы быстро распространились по всем забоям не только шахты «Компанейской», но и шахтам «Центральной» и «Коминтерн», приостановив добычные и
подготовительные работы по всем шахтам с 25 июня по 26 сентября 1935 года.
Виктор Андреянович Неволин родился 3 марта 1926 года в селе Верхнеусинском (ныне Ермак, веского района Красноярского края) в семье крестьянина-старообрядца. В 1931 году вместе с родителями и другими односельчанами, официально признанными кулаками, был выслан в необжитые болотистые места Томской области. Участник Великой Отечественной войны. В течете восьми лет проходил службу на кораблях и в частях Военно-морского флота СССР. В 1956 году после окончания геологического факультета Томского государственного университета направлен на работу в трест «Енисейзолото». В Северо-Енисейском районе Красноярского края работал участковым геологом на Советском руднике, начальником поисково-разведочных партий.
В дальнейшем двенадцать лет подряд избирался первым секретарём райкома КПСС Северо-Енисейского и Мотыгинского районов, а с 1973-го по 1993 год был руководителем геологической службы Центральной Сибири (Красноярский край, Хакасия и Тува). С выходом на пенсию создал ООО «Научно-производственный центр «Центрсибгео» и был его бессменным директором до 2013 года.
Заинтересованность государства в этом строительстве была обусловлена необходимостью, во-первых, как можно быстрее ликвидировать отставание России в этой области от ведущих стран Европы и, во-вторых, оснастить железнодорожными путями южные районы России, где строился Черноморский флот. Курско-Харьковско-Азовская железная дорога связывала Донецкий бассейн с
Центральным промышленным районом России. Линия от Курска к Азовскому морю состояла из двух участков: от Курска до Харькова, протяженностью 230 верст; от Харькова к Таганрогу и затем к Ростову-на-Дону, протяженностью 533 версты. Она была «признана важнейшей, подлежащей осуществлению прежде прочих при первой финансовой возможности».
Рождественская часть оказалась для города своеобразным полигоном развития передовой городской инфраструктуры: здесь на Шпалерной, 36, построили Центральную городскую водопроводную станцию (1860–1863 гг.; инж. – арх. И.А. Мерц) и первую
очередь городского водопровода; гражданские инженеры А.А. Ламагин, Л.Б. Горенберг и А.И. Зазерский в начале XX в. построили комплекс зданий Городской конной железной дороги; в 1880 г. инженер Ф.А. Пироцкий у Рождественского коночного парка провел испытание первого в России трамвая, оснастив для этого вагон конки с империалом. (В 1914 г. Рождественский коночный парк преобразовали в трамвайный.) 26 июня 1909 г. торжественно заложили металлический разводной мост через Неву с самыми длинными мостовыми перекрытиями (по 136 м). Строительством руководил профессор Николаевской инженерной академии Г.Г. Кривошеин, предложивший вместе с военным инженером В.П. Апышковым проект моста, победивший в конкурсе проектов переправы. Помощниками Г.Г. Кривошеина по технической части были инженеры С.П. Бобровский, П.М. Шелоумов и Г.П. Передерий. Для движения новый мост, названный именем Петра Великого, открыли 26 октября 1911 г.
Третья стадия существования этого старейшего петербургского производства началась с конца 1840-х гг. В 1841 г. создан Комитет для построения «Нового арсенала», которому предстояло выбрать окончательное место, составить сметы и наблюдать за ходом строительства. Строительная часть выполнялась по плану и сметам механика Монье. Новый комплекс расположился на месте бывшей градской Партикулярной верфи, на правом берегу Невы. Вся территория получила четкое зонирование в соответствии с назначением.
Основная производственная зона, образованная корпусами мастерских, составившими в плане четырехугольник с внутренним двором, разместилась на участке между Невой и Симбирской улицей. Жилая зона по другую сторону улицы, а складская – в глубину жилой. Образовался прямоугольник, симметричный относительно единой центральной оси[373].
Велико было и стратегическое значение Саратовского крекинг-завода имени Кирова. Он был основным поставщиком горюче-смазочных материалов для центрального сектора советского фронта. Весной 1943 года цистерны из Саратова шли напрямую на Степной, Воронежский и Брянский фронты, поэтому бесперебойная
работа предприятия была крайне важна.
В XVIII в. Петр I, желая экономически усилить Россию, начинает внедрять мануфактуры. В Ярославле он указом 1722 г. утверждает территорию за рекой Которосль под новое производство для компании купцов Затрапезновых. Компаньоном Затрапезновых был голландский купец Ян Тамес. В верхнем течении Ковардаковского (Зеленцовского) ручья была возведена полотняная фабрика, а ближе к реке Которосль – бумажная. По соседству с мануфактурой построили господский дом и разбили регулярный парк в голландском стиле.
С 1741 г. фабрика стала называться Ярославской Большой Мануфактурой (ЯБМ), а на её территории был построен живописнейший не имеющий аналогов в Центральной России храм Петра и Павла. Именно ЯБМ определила дальнейшее развитие всей территории будущего Перекопа, причем развития не только экономического, но и культурного, так как большая часть денежных средств, получаемых от производства, шла на строительство храмов, парков, школ и т. д.
Владимир уже просто не мог жить без своих моторов. А в дневнике об этих годах появится краткая запись: «Июнь 1917 – ноябрь 1918. С июня 1917 года по ноябрь 1918 года по специальности авиамоторостроения не работал. Из этого времени 4 месяца (с VI.1917 по Х.1917) был без работы, 5 месяцев (с XI.1917 по III.1918) отбывал воинскую повинность, 3 месяца (с IV.1918 по VI.1918) работал инженером-конструктором в технической конторе Общества Коломенских заводов по построению Кулебакского
завода, 4 месяца (VII – Х.1918) – инженером центральной автосекции по обслуживанию заводов».
К осени 1917 г. выросла численность профсоюзов – до 2 млн. рабочих и служащих. Кроме профсоюзов, рабочие имели на всех предприятиях фабрично-заводские комитеты. Забастовочное движение, поэтому отличалось исключительной организованностью и политической устремленностью. В сентябре – октябре 1917 г. бастовали рабочие Центральной России, Сибири, Дальнего Востока, горняки Донбасса, металлурги Урала, нефтяники Баку, железнодорожники 44-х железных дорог России. На
всех предприятиях был установлен рабочий контроль. Таким образом, рабочий класс вплотную подошел к осознанию необходимости взятия власти в свои руки.
Исследователь советовал Кокореву наладить цикл непрерывной перегонки нефти, устроить производство эмалированных бочек для нефтепродуктов (в них фотонафтиль не окислялся), провести трубопроводы от мест добычи к месту переработки нефти, перевозить топливо по воде в судах со специальными резервуарами
и, наконец, построить нефтеперерабатывающий завод в Центральной России. «Часть этих предложений… была тотчас осуществлена, что и послужило к тому, что сураханский завод стал давать доход, несмотря на то что цены керосина стали падать», – впоследствии резюмировал итоги своей поездки Дмитрий Иванович. Кокорев предложил Менделееву стать управляющим на его заводе за 5 % от прибыли, но тот отказался.
На химической промышленности специализируются более 20 монофункциональных городов России. Свыше половины из них расположены в Центральном федеральном округе. В этом регионе преимущественно размещены вредные химические производства (выпускающие лаки, краски и т. д.). В регионах, удаленных от центра, города химической промышленности больше привязаны к добыче и переработке первичного сырья: например, г. Кировск Мурманской области – к добыче апатитов, города Саянск и Усолье Сибирское Иркутской области – к производству каустической соды на базе месторождений каменной соли. Монопрофильные поселки
городского типа, связанные с добычей различного химического сырья, имеются в Алтайском и Приморском краях. Таким образом, в северных регионах преимущественно расположены предприятия первичных технологических стадий химической промышленности, связанные с добычей сырья. Максимум спада химическая промышленность пережила в 1996—1998 гг., затем наметился определенный восстановительный рост.
В 1973 году аэропорт переименован в «Пулково», тогда же был открыт и новый аэровокзал, сооруженный по проекту архитектора А.В. Жука. Сильно вытянутое приземистое здание выделяется пятью высокими многоэтажными световыми фонарями. Петербургские острословы сразу окрестили здание новым именем «Пять стаканов». Зоны прилета и отлета разделены, а подземная галерея связывает вокзал с пунктом посадки пассажиров в самолеты. Уже давно аэровокзал в «Пулково-1» не отвечает современным требованиям международного центра воздушных перевозок, и в настоящее время поэтому производится масштабная реконструкция комплекса. Существующее здание войдет в общий транспортный узел как одно из крыльев (левое), а центральной постройкой станет огромный прямоугольный корпус, в шесть-семь раз превосходящий нынешний. Проектированием
нового аэровокзала занимается британское проектное бюро «Grimshow».
В декабре 1957 г. в черту Москвы включили несколько прилегающих к Москве территорий, в том числе центральную часть ЮгоЗападного района – растущие микрорайоны массовой застройки Новые Черёмушки и Нагорную улицу (Ленинский район), рабочий
поселок Новые Черёмушки, ВНИВИ, Черёмушкинский кирпичный завод, частично земли колхоза «Сталинский путь», населенные пункты: Волхонка, Стрелка, а также упразднили рабочий поселок Черёмушки Ленинского района172, который тоже стал частью Москвы. Так земли Черёмушкинской бригады колхоза им. Молотова заметно уменьшились. С 1 января 1958 г. земли Троицкого Черёмушки (в составе колхоза им. Молотова) вошли в состав смежного с ним семёновского колхоза «Сталинский путь»173, который тоже значительно уменьшился за предыдущие годы.
С созданием в январе 1932 года Наркомата тяжелой промышленности (НКТП) руководство всей оборонной индустрией было сосредоточено в Главном военно-мобилизационном управлении (ГВМУ) НКТП. В состав ГВМУ входило и Всесоюзное объединение авиационной промышленности (ВОА). В 1934 году ВОА (с 7 декабря того же года преобразованное в Главное управление авиационной промышленности – ГУАП) из ГВМУ было пере-подчинено непосредственно НКТП. Таким образом, авиапромышленность перешла из ведомства военного в ведомство экономическое. В 1936 году ГУАП занимало одно из центральных мест в военной промышленности, входившей в систему НКТП. В его подчинении находилось 24 предприятия. Крупнейшим трестом ГУАП был самолетостроительный,
а вторым по количеству предприятий – моторный[321].
К середине 1930-х гг. в СССР наметилась некоторая стабилизация общего экономического положения, которая привела и к улучшению условий жизни населения. 1 января 1935 г. были отменены карточки на хлеб, с 1 октября – на мясные продукты, жиры, сахар картофель, а с 1 января 1936 г. вообще была ликвидирована система карточного распределения продовольственных и непродовольственных товаров. Потяжелевший и вернувший реальное содержание рубль стал, казалось бы, единственным средством для более глубокого внедрения экономических стимулов. Возрос и моральный престиж добросовестного труда. Вместо лозунга
первой пятилетки «техника решает всё», в годы второй пятилетки Сталин выдвинул новый: «кадры решают всё». Хороший труд становится престижным в обществе. Передовики производства всё чаще представлялись героями газетных очерков, их портреты украшают «доски почёта» у заводских проходных и на центральных улицах городов. Советский патриотизм, стремление помочь Отечеству догнать и перегнать развитые страны мира, доказать, что советский рабочий ни в чём не уступает европейскому или американскому, выступали важными мотивами высокопроизводительного труда.
Одним из критериев развития ЖКХ было соотношение между количеством городов и численностью населения, с одной стороны, и числом обслуживавших их предприятий – с другой. К середине 1920-х годов это соотношение было нарушено в пользу городов южной части Европейской России. На втором месте по этому показателю
(кроме канализации) находились центральная часть, Поволжье и восточная часть Европейской России. В худшем положении находились города Севера Европейской России (кроме канализации), Сибири и Средней Азии[113].
К моменту окончания деятельности Сименсу удалось превратить свою компанию в настоящую бизнес-империю. В его фирме, включая филиалы в Лондоне и Вене, насчитывалось более 5000 сотрудников. Важной частью компании оставалось дочернее предприятие в Санкт-Петербурге, где было создано «Акционерное общество электрического освещения Сименса и Гальске». Его усилиями в Москве
была построена электростанция. В преддверии коронации Николая II «Сименс и Гальске» получила заказ на освещение центральной части Москвы, в том числе и Кремля.
При реализации своего проекта или точнее «Генерального плана» переделки острова «Новая Голландия» Людвиг Фонтана предлагал довольно решительные меры. Зодчий считал целесообразным засыпать центральный пруд и на его месте разбить новую городскую площадь с отходящими
от нее тремя новыми магистралями к набережным реки Мойки, Крюкова и Адмиралтейского каналов. Согласно проекту архитектора, оба канала подлежали засыпке и превращались в городские улицы. Автор проектов «Европейской» гостиницы и будущего Большого драматического театра потребовал уничтожения знаменитой арки исторического комплекса и последующего присоединения Новой Голландии к территории Адмиралтейского острова Северной столицы. К счастью, проект Л. Фонтана забуксовал на переговорной стадии и впоследствии не был осуществлен.
Дорогостоящий и трудоемкий проект долго оставался лишь на бумаге. Андреевское спрямление так никогда и не было осуществлено. Строительство же центрального канала подхлестнуло очередное катастрофическое наводнение 1783 г. Тогда, как мы помним, паводок разрушил арки Каменного моста. Чтобы отремонтировать его, пришлось соорудить выше по течению у Бабьего городка временную плотину и отвести воду в новое русло. Оно прошло по древней старине – цепочке озерков, проток и болот. Первоначально канал проходил только до Балчуга и близ храма Георгия в Ендове соединялся «ровушком» с Москвой-рекой (отсюда название – Раушская набережная).
Первая очередь строительства, которое велось под руководством военного инженера И.К. Герарда, завершилась в 1786 г. В последующие десятилетия канал продлили до Краснохолмского моста. Предполагалось, что новое русло возьмет на себя до 40 процентов весеннего паводка. Однако узкий канал не смог полностью обезопасить город от стихии и существенно улучшить судоходство.
1 июня 1981 г. Кантемировскую улицу переименовали в улицу Косыгина, в честь незадолго до этого скончавшегося председателя Совета министров СССР Алексея Николаевича
Косыгина (1904–1980). Однако 25 октября следующего года принимается другое решение – как было сказано в постановлении, «учитывая многочисленные пожелания трудящихся». Имя Косыгина присвоили проспекту на Пороховых, а Кантемировской улице вернули прежнее название. Конечно, тогда и речи не могло быть о возвращении имени купца 1-й гильдии, первого владельца канатной фабрики. Однако же и впоследствии этот вопрос не ставился. Во-первых, название Кантемировской отстояли сами жители, недовольные переименованием. И это при том, что Косыгин в Ленинграде всегда пользовался уважением, в отличие от многих других членов Политбюро Центрального комитета КПСС. Во-вторых, узкий невзрачный переулок вырос в границах, расширился и превратился в широкую магистраль, за которой прочно закрепилось название, данное, надо сказать, совершенно произвольно, без всякой привязки к месту.
И наконец, в начале ХХ столетия возник план продолжения Большой Морской улицы по набережной Мойки до Невы, где она должна была встретиться с продолжением Английской набережной. Знаток Петербурга Л.И. Бройтман в монографии, посвященной истории одной из интереснейших центральных улиц столичного города, в этой связи писала: «Предполагалось уничтожить склады „Новой Голландии“ и судостроительный
завод „Новое Адмиралтейство“. Оба освободившихся острова собирались разбить на участки и пустить их в продажу, а Крюков и Ново-Адмиралтейский каналы засыпать. К счастью, план этот не выполнен и Большая Морская улица по-прежнему завершается у чудесного и романтического островка Новой Голландии, окруженного водоемами».
Совершенствование связности Стокгольма означает сохранение экосистемы города, входящей в единую систему региональных парков, лесов и национальных парков. Эта система уже есть, и добавить к ней нечего. Под центральным городским ядром планируется новый туннель и несколько добавочных подземных
уровней для железной дороги, новых линий метро и скоростного трамвая. Все вновь проектируемые транспортные пути через столицу интегрируются в единую систему экономического коридора Стокгольм – Упсала. Этот «коридор» рассматривается как межмуниципальная территория для развития всех видов кооперации в сфере высокотехнологического бизнеса.